Сущность и причины феодальной раздробленности.
Раздробленность стала результатом взаимодействия целого комплекса факторов. Процесс перерастания родового владения Рюриковичей в семейные владения отдельных ветвей рода приводил к оседанию князей на отдельных территориях. Князь все более думает о закреплении за собой собственного владения. В то же время в отдельных землях происходит складывание местных боярских группировок вызванное как успехами земледелия, так и ростом численности дружины и ее страсти к богатству. Бояр и местных князей объединяла тяга к самостоятельности, желание выйти из-под опеки киевского князя, прекратив выплату ему полюдья со своих территорий. Развитие ремесла и торговли приводило к росту и укреплению городов, которые постепенно превратились в центры отдельных территорий. Они играли роль своеобразных "коллективных замков" для местного боярства. В них сосредотачивается и местная княжеская администрация. Городское население начинает тяготиться необходимостью выплаты дани и защиты интересов далекого ему киевского князя. В то же время защиту от набегов кочевников и соседей, могли обеспечить уже силы местных княжеских дружин. Духовной предпосылкой разделения стало развитие авторитарного идеала, укрепляющего власть местных князей. Стремление князей закрепиться в своих землях привело к установлению нового принципа организации власти и превращению Русской земли из владения рода Рюриковичей в наследственные владения отдельных ветвей княжеского дома. На месте некогда единой державы возникло около 15 независимых государств (Киевское, Черниговское, Переяславское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое, Туровское и другие княжества, а также Новгородская земля), продолжавших дробиться дальше, но целостность Русской земли все-таки в определенной степени сохранялась. Связи между русскими землями поддерживались благодаря общей вере, языку. В народном сознании никогда не исчезала идея единства. Сформировалось своеобразное самосознание, при котором русские люди считали своей отчизной и Русскую землю в целом и, одновременно, каждую из земель в отдельности.
Татаро-монгольское нашествие на Русь. Последствия.
Русь накануне татаро-монгольского вторжения, была раздроблена на мелкие княжества. Многочисленные князья враждовали, и не было вождя, подобного Владимиру Мономаху, который мог бы объединить все силы русских земель. Разведывательный отряд монголов подошел к границе Руси. Дружины южнорусских князей и половцев, в чьи земли вторглись монголы, объединились, чтобы дать бой. Но битва на реке Калке в мае 1223 года закончилась их сокрушительным поражением, главной причиной которого стал разлад в действиях русских князей. Почти все войско погибло. Монголы, измотанные долгим походом, решили не идти в глубь русской земли, а отошли назад в степи.
После смерти Чингисхана его дети и внуки разделили завоеванные земли на части (улусы). Внуку Чингисхана Батыю досталась еще не завоеванная земля, лежавшая западнее владений монголов.
В 1237 году огромное войско Батыя двинулось на Русь. Поход монголов был тщательно подготовлен, а русские князья, надеясь отбиться в одиночку, не хотели помогать друг другу. Войско Батыя составляло около 150 тыс человек. Под ударами монгольских отрядов пала Рязань. Русские былинные богатыри — такие, как рязанский воевода Евпатий Коловрат — героически погибали, но не могли остановить воинственного хана. Батый двинулся дальше, на Владимир, а по пути разорил Коломну и Москву.
Один за другим гибли русские города: Суздаль, Владимир, Ростов, Углич, Ярославль, Тверь и др. Дружина великого владимирского князя Юрия Всеволодовича (сына Всеволода Большое гнездо) отступила в Заволжье, чтобы собрать силы для отпора захватчиков. Но в марте 1238 года русские были разбиты в битве на реке Сить, а сам князь пал смертью храбрых. Казалось, нет спасения от татарского меча и аркана.
Батый не дошел всего сто верст до Новгорода Великого, из-за распутицы и падежа лошадей повернув назад. На обратном пути ожесточенное сопротивление оказал Козельск, который монголы прозвали «злым городом».
В декабре 1240 года в результате осады пал древний Киев. Некогда многолюдный город превратился в маленькое поселение. После незавершенного похода в Западную Европу до «последнего моря» (Атлантического океана) Батый повернул свое воинство в степь, где основал кочевое государство Золотую Орду.
Монголо-татарское иго разделило историю Руси на два времени — до и после нашествия. Были уничтожены десятки русских городов, целые княжества обезлюдели, тысячами русские люди угонялись в Орду. Несколько веков Русь платила татарский «выход» (десятую часть всех доходов) ханам Золотой Орды. Гордые Рюриковичи униженно просили у хана ярлык (письменный документ от монгольских ханов) на княжение. Борясь за этот ярлык, князья обращались за помощью к Орде и сами приводили татарские отряды на русскую землю. Но и в ослабленной и униженной Руси сохранялась память о величии единого государства, которое могло давать достойный отпор внешнему врагу.
Возвышение Москвы. Образование Русского централизованного государства в правлении Иванаlll.
Ивана III (1462 — 1505 гг.)На протяжении 150 лет до Ивана III шло собирание русских земель и сосредоточение власти в руках Московских князей. При Иване III великий князь возвышается над остальными князьями не только количеством силы и владений, но и объемом власти. Не случайно появляется и новый титул “государь”. Двуглавый орел становится символом государства, когда в 1472 г. Иван III женится на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Иван III после присоединения Твери получил почетный титул “Божьей милостью государя Всея Руси, великого князя Владимирского и Московского, Новгородского и Псковского, и Тверского, и Югорского, и Пермского, и Болгарского, и иных земель”.
Князья в присоединенных землях становились боярами московского государя. Эти княжества теперь назывались уездами, управлялись наместниками из Москвы. Местничество — это право на занятие той или иной должности в государстве в зависимости от знатности и служебного положения предков, их заслуг перед Московским великим князем.
Начал складываться централизованный аппарат управления. Боярская Дума состояла из 5-12 бояр и не более 12 окольничих (бояре и окольничие — два высших чина в государстве). Кроме московских бояр с середины XV в. в Думе заседали и местные князья из присоединенных земель, признавших старшинство Москвы. Боярская дума имела совещательные функции о “делах земли”.С увеличением функции государственного управления возникла необходимость в создании специальных учреждений, которые руководили бы военными, судебными, финансовыми делами. Поэтому были созданы «столы», управляемые дьяками, которые позже преобразовались в приказы. Приказная система была типичным проявлением феодальной организации государственного управления. В ее основе лежали принципы неразрывности судебной и административной власти. Чтобы централизовать и унифицировать порядок судебно-административной деятельности на территории всего государства, при Иване III в 1497 г. был
составлен Судебник.
В 1480 г. было окончательно свергнуто татаро-монгольское иго. Это произошло после столкновения московских и монголо-татарских войск на реке Угре.
Образование Российского централизованного государства
В конце XV — начале XVI вв. в состав Российского государства вошли Чернигово-Северские земли. В 1510 г. в состав государства была включена и Псковская земля. В 1514 г. в состав Московского великого княжества вошел русский старинный город Смоленск. И, наконец, в 1521 г. прекратило существование и Рязанское княжество. Именно в этот период объединение русских земель было в основном завершено. Образовалась огромная держава — одно из самых крупных государств в Европе. В рамках этого государства была объединена русская народность. Это закономерный процесс исторического развития. С конца XV в. стал употребляться термин “Россия”.
Завершающий этап ВОВ.
Освободительный (январь 1944 – май 1945 года)С января 1944 года начинается изгнание врага с территории СССР. Абсолютный перевес сил был на стороне СССР в технике, вооружении и количестве войск, обеспечил успешное проведение нескольких крупных военных операций Советскому командованию.В январе 1944 года с 14 по 28 была полностью снята блокада Ленинграда. Враг был отброшен на сотни километров. Освобождена Ленинградская область, Новгород, Псков.В марте началась военная операция по освобождению Правобережной Украины. В результате весной советские войска впервые вышли на границу СССР.В мае были освобождены Одесса, Севастополь и полностью освобожден Крымский полуостров.3 июня 1944 года началась операция "Багратион". Это сражение по освобождению Белоруссии.Осенью началось освобождение Восточной Пруссии.В результате этих военных действий к середине осени 1944 года была полностью восстановлена граница СССР.В 1945 году военные действия велись в странах Восточной Европы.С января продолжалась и успешно закончилась операция по освобождению Восточной Пруссии.С февраля началась Висло-Одерская операция. Это освобождение территории от реки Висла до реки Одер. В результате полностью освобождена Польша, а советские войска вышли на границу Германии. Перед ними встала задача освободить страну от фашистского руководства. Но Гитлеровская власть не хотела допускать советские войска в Германию, рассчитывая, что Германия будет освобождаться войсками союзников. В связи с этим в Западной части Германии города сдавались без боя, в то время как войскам Красной армии приходилось с боями продвигаться к Берлину. Не смотря на это передовые части Красной армии к марту 1945 года оказались в 60 км от Берлина, союзники были на расстоянии 250 км. В этих условиях советское командование готовит операцию по освобождению Берлина. Она началась 16 апреля 1945 года. Главная задача состояла в том, чтобы окружить столицу Германии, обойти её с Севера и Юга, а за тем очистить от фашистских войск и арестовать главных военных преступников. Наступление началось в 3 часа ночи при освещении зенитными прожекторами позиций противника. Это освящало путь наступающим войскам, и в тоже время ослепляло противника. Это привело в панику и смятение войска фашистов. Тем самым обеспечило прорыв линии фронта. Уже 25 апреля советские войска замкнули кольцо окружения за Берлином в г. Торгау, он находится на р. Эльба. Здесь, в этом маленьком городке произошла знаменитая встреча с нашими союзниками, американскими войсками. Американские, английские и французские войска продвигались к Берлину с Запада.С 25 апреля 1945 года началось уничтожение фашистской группировки в Берлине. К 1 мая было захвачено главное здание фашистского вермахта, рейхстаг. 30 апреля над ним был водружено знамя Победы. До 8 мая проходило подавление очагов сопротивления в разных частях Берлина. В ночь с 8 на 9 мая было подписана Капитуляция фашистской Германии. А 9 мая вся наша страна праздновала День Победы. Так закончилась Великая Отечественная война.
Победа над гитлеровской Германией способствовала росту симпатий к СССР у народов многих стран. Советская армия окончила войну самой мощной в мире. Руководство СССР воспринимало итоги войны как "победу социализма", его экономического и политического строя и стремилось экспортировать сталинскую модель в страны Центральной и Юго-Восточной Европы, государства Азии. СССР превратился в великую мировую державу. Победа в войне объективно способствовала укреплению сталинского политического режима. Объявленная "победой сталинского гения", она в реальной жизни имела совсем иную основу - беспримерное мужество и героизм советских людей, выступавших за свободу и независимость своей страны. В ходе войны, продолжавшейся для нашего народа 1418 дней и ночей, на советско-германском фронте были разбиты 607 дивизий противника. Германия в войне против СССР потеряла более 10 млн. человек (что составляло 80% ее военных потерь), 167 тыс. артиллерийских орудий, 48 тыс. танков, 77 тыс. самолетов (75% всей своей, военной техники). Победа далась тяжелой ценой. По приблизительным оценкам, война унесла почти 27 млн. человеческих жизней (в том числе до 10 млн. военнослужащих). Во вражеском тылу погибло около 4 млн. партизан и подпольщиков. Более 6 млн. человек оказались в фашистской неволе. Многие из них, вернувшись после войны из гитлеровских концлагерей, оказывались в лагерях сталинских с клеймом предателей. Сталинский ГУЛАГ после войны переживал "второе рождение". Тем не менее, в народном сознании долгожданный День Победы стал едва ли не самым светлым и радостным праздником,
означавшим конец кровопролитнейшей и разрушительной из воин.
Восточные славяне и соседи в 6-8в. Хозяйственный и общественный строй восточных славян.
Достоверно известно, что наши предки в 1-6 вв. н.э. занимали обширные области Центральной и Восточной Европы. В трудах античных авторов предки славян именуются венедами. Многие современные историки видят в венедах древних славян, тогда этнически единых и занимающих приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья.Византийские историки 6в. были более внимательны к славянам, которые, окрепнув к этому времени, начали угрожать Империи.Иордан возводит современных ему славян - венедов, склавин и антов - к одному корню и фиксирует тем самым начало их
разделения, протекавшего в 6-8 вв. Ценнейшие сведения о славянах сообщает нам "Повести временных лет" монаха Нестора.Нестор повествует о следующих восточнославянских племенных союзах: поляне, поселившиеся в Среднем Поднепровье "в полях" и потому так и прозвавшиеся; древляне, жившие от них к северо-западу в дремучих лесах; северяне, обитавшие к востоку и северо-востоку от полян по рекам Десне, Суле и Северскому Донцу; дреговичи - между реками Припять и Западная Двина; полочане - в бассейне реки Полоты; кривичи - в верховьях рек Волги и Днепра; радимичи и вятичи - на реке Сож(приток Днепра)
и Вятко - на реке Оке; ильменские словене обитали на севере в бассейне озера Ильмень и реки Волхов; бужане или дулебы в верховьях реки Буг; белые хорваты - в Прикарпатье; уличи и тиверцы - между реками Днестр и Дунай. Археологические данные подтверждают границы расселения племенных союзов, указанных Нестором. О занятиях восточных славян известно, что, осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, они несли с собой земледельческую культуру. Наряду с животноводством они занимались и привычными для себя промыслами: охотой, рыболовством, бортничеством. Развиваются ремесла, которые еще не отделились от земледелия. Особое значение для судеб восточного славянства имела внешняя торговля, развивающаяся как на Балтийско-Волжском пути, так и на пути "из варяг в греки", связывающим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом. В 6в. славяне переживали последний период общинного строя - эпоху "военной демократии", предшествующую образованию государства. Произошли изменения в общине: на смену коллективу родственников, владеющих всеми угодьями сообща,
приходит община, состоящая из больших патриархальных семей, объединенных между собой общностью территории, традициями и верованиями. В пвл летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих "княжений". Местные княжения были мало друг с другом связаны и не могли противостоять мощным внешним силам: хазарам и варягам (норманнам). Восточные славяне, сохраняя основы общинного строя, претерпевали как внутренние изменения, так и давление внешних сил, что в своей совокупности
и привело к образованию государства. В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество - обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого, характерное для всех народов древнего мира. Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян.
2. Образование Древнерусского государства, его социально-политический строй. Критика норманской теории.
Древнерусское государство сложилось в результате как внутренних, так и внешних факторов - социально-экономических, политических и духовных. В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в 7-9вв. Развитие земледелия, особенно пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки. На севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли. К политическим факторам образования государства у восточных славян следует отнести усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения, которые ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины. Кроме того, межплеменная борьба приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений славян той эпохи. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров, рос его престиж. Он наделялся в сознании общинников сверхъестественными силами и способностями, в нем начинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все это создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям. К внешним предпосылкам следует отнести то "давление", которое оказывали на славянский мир его соседи - хазары и норманны. С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. В своем развитии древнерусское государство прошло ряд этапов. На первом этапе образования древнерусского государства (8-середина 9вв.) складываются межплеменные союзы и их центры - княжения. На втором этапе (вторая половина 9-середина10в.) процесс складывания государства ускоряется во многом благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов). Сторонники норманской теории приписывали создание государства варягам, давшим ему и свое имя - Русь. Академик Б.А. Рыбаков доказывал, что варяги появились в Восточной Европе тогда, когда Киевское государство (возникшее, якобы, в 6в.) уже сложилось, и использовались как наемная военная сила. "Русь" по его мнению, производное от реки Рось (правый приток Днепра южнее Киева). Современные исследователи, преодолевая крайности норманнизма и антинорманнизма, пришли к следующим выводам: процесс складывания государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидетельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам. Рюрик - реальная историческая личность. Его появление в Новгороде никак не связано с зарождением государства. Норманская дружина, не обремененная местными традициями, активнее использует элемент насилия для сбора дани и объединения славянских племенных союзов. Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и сведя воедино путь "из варяг в греки", подвел экономическую базу под складывающееся государство. Третий (зав-ий) этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги. Она устанавливает фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает "погосты", ставшие опорой княжеской власти на местах. Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира Святого (980-1015). Владимир идет на своеобразную "духовную революцию" сверху - вводит в 988г. христианство. Эта монотеистическая по своей сути религия позволила вытеснить местные языческие культы и заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности и древнерусского государства. Замена Владимиром племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру и укрепить власть киевского князя на местах. Тем самым он превратил Русскую землю во владение рода Рюриковичей. К концу 10в. сложились основные признаки древнерусского государства: династическая княжеская власть; простейший государственный аппарат в лице дружины и наместников князя; система данничества; территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной; монотеистическая религия, усиливающая княжескую власть. Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, влияло и на формирование социальной структуры. Благодаря образованию государства формируется древнерусская культура, складывается единая идеологическая система общества. В древнерусском государстве происходит складывание единой древнерусской народности - основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского. В древней Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества, значительно отличающегося еще от зрелого феодализма. Основным населением древней Руси являлись свободные общинники - люди. В древней Руси и в 11в. земледельческая община - вервь - составляла экономическую и социальную основу общества. За владение, т.е. распоряжение и пользование землей общинники платили дань князю, который постепенно воспринимался ими в качестве верховного собственника всей земли. Основными источниками доходов князя и дружины, помимо дани, продолжала оставаться военная добыча. Но уже в конце 10в. появляются княжеские села, хозяйство которых носило промысловый и коневодческий характер. Первые боярские владения появились как своеобразное вознаграждение за службу князю. В княжеских селах и боярских вотчинах работали зависимые люди. Поначалу там преобладал труд рабов чьи ряды пополнялись за счет пленных и обездоленных соплеменников, вынужденных продавать свою свободу. В начале 12в. появляется новая группа зависимых людей - закупы. Чаще всего это были разорившиеся общинники, шедшие в кабалу за получение какой-то ссуды - "купы". "Русская правда" не раз упоминает и такую группу людей как смерды, зависимые от князя. Это люди, работающие в княжеских селах. Форма политической власти в древней Руси определяется как раннефеодальная монархия во главе с великим князем киевским - защитником русской земли, ее устроителем и законодателем, верховным судьей, адресатом и распределителем дани. Характер наследования власти в древней Руси был родовым. Сохранение единства рода некоторое время предопределяло сохранение территориальной целостности государства. Однако уже после смерти Ярослава Мудрого (1019-1054) начинаются усобицы между отдельными ветвями разросшегося рода Рюриковичей. Развитие новых принципов вело к установлению вассальных поземельных отношений и, в итоге, к политической раздробленности.
3. Принятие христианства и его значение.
Знаменитое "крещение Руси", положившее начало становлению российской цивилизации, было вызвано целым комплексом факторов. Среди них - стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство. Следует учитывать и то обстоятельство, что принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов. Владимир действовал исходя из прагматических соображений. Дело в том, что принятие им христианства было обусловлено женитьбой на сестре византийского императора. Это необычайно поднимало его авторитет, а, следовательно, укрепляло и княжескую власть. Помимо прочего православие было более терпимым к местным традициям, да и Византия в то время являлась центром цивилизации, наследницей великого Рима, самой развитой и культурной страной Европы. Христианизация древней Руси протекала противоречиво. Если киевская община приняла новую веру безропотно, то другие регионы, например, Новгород, приходилось крестить "огнем и мечем". Язычество еще долго сохраняло свои позиции, особенно в сознании людей. Во главе русской церкви был митрополит, назначаемый константинопольским патриархом, что свидетельствовало о ее определенной зависимости от Византии. В подчинении киевских митрополитов находились епископы, управляющие церковью на определенных территориях - епископствах. В их распоряжении находились городские и сельские священники - т.н. белое духовенство. Наряду с белым, существовало черное духовенство - монахи, ведущие духовную жизнь, посвященную служению Богу. Долгое время церковь существовала за счет десятины - десятой части от всех налогов, отчисляемой с эпохи Владимира в ее пользу. Постепенно у нее появляются, в основном за счет дарений князей, а позже и бояр, собственные села и земли. Переход к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах жизни древнерусского общества. Крещение помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности. Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатствам и насилие со стороны его верхов. В целом христианство способствовало духовному развитию человека. Принятие христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала она и против рабства. Таким образом, принятие христианства способствовало формированию русской цивилизации, ставшей разновидностью христианского европейского мира. В то же время своеобразие русского православия определило и значительные отличия русской цивилизации от европейской. Отличие православного и католического мира заключалось в разных отношениях между церковью и властью. На Западе церковь соперничала с королевской властью, вступая с ней в различные соглашения, что способствовало формированию гражданского общества. Православная церковь исторически занимала подчиненное положение и не только не ограничивала, но скорее укрепляла светскую власть, доказывая ее божественное происхождение. В итоге это открывало дорогу деспотии.