После того, как мусульмане, переселявшиеся в Эфиопию, вернулись назад вместе с Амром ибн Умайей ад-Дамри, который доставил послание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, негусу, часть их направилась в Хайбар. Всего таких было шестнадцать человек, да будет доволен ими Аллах. Среди них находились Джафар ибн Абу Талиб, брат Али ибн Абу Талиба, и Абу Муса аль-Аш‘ари, и они прибыли к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в то время, когда Хайбар был уже завоёван, но добыча ещё не была разделена. Встретив Джафара, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: «Клянусь Аллахом, не знаю я, чему больше радоваться – взятию Хайбара или приезду Джафара!» А при разделе добычи им была выделена часть. Что же касается всех остальных переселенцев, то по возвращении из Эфиопии они направились прямо в Медину вместе со своими жёнами и детьми,
После победы в Хайбар прибыл также и Абу Хурайра[80], да будет доволен им Аллах, приехавший в Медину уже после того, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повёл мусульман в этот поход. В Медине он принял Ислам, а потом отправился в Хайбар, где Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выделил часть военной добычи и ему.
В это же время в Хайбар приехал также и Абан ибн Са‘ид, которому до этого было поручено повести отряд мусульман на Наджд. Выполнив свою задачу, он и его люди прибыли в Хайбар, но ни cам Абан, ни его воины ничего не получили из захваченной добычи.
РАЗДЕЛ ХАЙБАРА
Получив гарантии безопасности, иудеи, которые ещё не покинули Хайбар, обратились к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует с новым предложением. Они сказали: «О посланник Аллаха! Оставь нас на этой земле, которую мы будем обрабатывать и где будем жить, ведь мы знаем её лучше вас, а за это ты будешь отдавать нам половину фиников и зерна». Это предложение было принято с тем условием, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оставлял за собой право выселить их оттуда в любой момент, и они оставались в Хайбаре до тех самых пор, пока Умар, да будет доволен им Аллах, не выселил оттуда иудеев за то, что они снова встали на путь вероломства и зла.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разделил все земли Хайбара на тридцать шесть частей, каждая из которых, в свою очередь, была разделена на сто долей. Половину всей этой земли, иначе говоря, восемнадцать частей, он, да благословит его Аллах и приветствует, оставил в своём распоряжении для благотворительных целей, а другую половину разделил между участниками похода, выделив каждому пешему воину одну долю, а каждому всаднику – три. В походе на Хайбар принимали участие двести всадников, получивших треть от половины земель оазиса, в то время как остальные две трети достались пешим воинам, численность которых достигала тысячи двухсот человек.
В Хайбаре выращивалось много фиников, о чём свидетельствуют слова Аиши, да будет доволен ею Аллах: «После завоевания Хайбара мы сказали: “Теперь мы наедимся фиников досыта!”», а также то, что вернувшиеся оттуда мухаджиры вернули ансарам их финиковые пальмы, которыми те разрешили им пользоваться в трудные времена.
ОТРАВЛЕННАЯ БАРАНИНА
После того, как все волнения улеглись и иудеи оправились от страха, они снова проявили свою порочность, замыслив погубить Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. С этой целью они прислали ему в подарок отравленную баранину, которую принесла жена одного из их предводителей по имени Саллам ибн Мишкам. Этой женщине было известно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, любит баранью лопатку, и поэтому особенно много яда она положила именно туда. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, откусил кусок, пожевал его, а потом выплюнул мясо и сказал: «Поистине, баранина отравлена!», после чего он допросил эту женщину и других иудеев, которые сознались в своём преступлении и сказали: «Мы решили: если он просто владыка, то мы избавимся от него, а если он Пророк, то яд не причинит ему никакого вреда». Но Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, простил и их, и эту женщину, однако после того, как Бишр ибн аль-Бара, поевший этого мяса, скончался, она через некоторое время была казнена.
КАПИТУЛЯЦИЯ ЖИТЕЛЕЙ ФАДАКА
Фадак – оазис, находящийся на расстоянии двух дней пути к востоку от Хайбара и известный сегодня под названием Хаит.
Прибыв в Хайбар, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, направил в Фадак Мухаййису ибн Мас‘уда, чтобы он призвал населявших его иудеев к Исламу. Они медлили с ответом, но когда узнали о падении Хайбара, их охватил страх, и они обратились к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, с просьбой оставить их на их земле на тех же условиях, что и иудеев Хайбара. Эта просьба была удовлетворена, а все земли этого оазиса поступили в распоряжение посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который использовал доходы от них на содержание своей семьи и поддержку неимущих хашимитов.
ВАДИ-ЛЬ-КУРА
После завоевания Хайбара посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, двинулся к оазису Вади-ль-Кура и призвал живших там иудеев к Исламу, однако они отказались, не пожелав даже сдаться мусульманам, и вышли на бой с ними. Перед началом битвы мусульмане оказались с иудеями один на один. Сначала аз-Зубайр ибн аль-Аввам убил двоих своих соперников, потом Али убил своего, и так один за другим нашли свою смерть одиннадцать иудеев. Что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то каждый раз, как погибал кто-нибудь из них, он призывал остальных к Исламу, делая то же самое после каждого своего Намаза, что продолжалось до самого вечера. А наутро мусульмане атаковали иудеев, и не успело солнце подняться над горизонтом на высоту копья, как они были разбиты, а мусульманам досталась богатая добыча. После этого иудеи предложили Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, оставить их на их земле на тех же условиях, что и жителей Хайбара и Фадака, и он, да благословит его Аллах и приветствует, согласился на это.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ МИРА С ЖИТЕЛЯМИ ТАЙМЫ
Когда иудеи, жившие в Тайме, узнали о том, что постигло жителей Хайбара, Фадака и Вади-ль-Кура, они заключили с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, мир на условиях выплаты ими подушной подати (джизьи) мусульманам, что позволило им и дальше спокойно жить на своей земле.
ЖЕНИТЬБА ПРОРОКА,
Да благословит его Аллах и приветствует,
НА САФИЙИ,
Да будет доволен ею Аллах
После того, как Сафийа бинт Хуйайй ибн Ахтаб оказалась в числе пленных, ее, с позволения посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял себе Дахийа ибн Халифа аль-Кальби, однако другие сподвижники стали говорить Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, она подходит только для тебя, ибо она была женой вождя бану Курайза!» И тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призвал её к себе и предложил ей принять Ислам, на что она дала своё согласие. А после того, как она сделала это, он освободил её и женился на ней, подарив ей в качестве брачного дара свободу. Свадьба Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и Сафийи состоялась на обратном пути в Медину, куда он прибыл в месяце сафар или же в месяце раби аль-авваль 7 года Хиджры.
ПОХОД НА ЗАТ АР-РИКА‘
Вернувшись из Хайбара, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, некоторое время провёл в Медине, а когда узнал о том, что бедуины из племён Анмар, Са‘лаба и Мухариб собирают силы, оставил за себя в городе Усмана ибн Аффана, да будет доволен им Аллах, и повёл отряд численностью в семьсот человек в Нахль, находящийся в двух днях пути от Медины. По пути мусульмане встретили вооружённые отряды племени Гатафан, противники сблизились, но не стали вступать в бой, опасаясь друг друга. Когда настало время Намаза, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил два раката вместе с частью своих бойцов, которые после этого отошли назад, уступив место другим. Таким образом, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил четыре раката Намаза, в то время как все остальные совершили по два. Таким был Намаз мусульман, совершаемый в экстремальных обстоятельствах, но из хадисов известно и о том, что такие Намазы совершались и по-другому.
После этого Аллах вселил страх в сердца врагов мусульман, и они рассеялись, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся в Медину.
Что же касается названия этого похода, то на этот счёт высказываются различные мнения: одни считают, что он получил такое название по той причине, что подошвы обуви мусульман протирались от долгой ходьбы, и поэтому они обматывали ноги полосками (рика‘) материи, другие говорят, что земля и горы в тех местах, где побывали мусульмане, были разноцветными и разные участки местности напоминали собой заплаты (рика‘), третьи же считают, что Зат ар-Рика’ – название местности.
«КТО ЗАЩИТИТ ТЕБЯ ОТ МЕНЯ?»
Во время этого похода произошло одно удивительное событие.
Однажды, когда мусульмане остановились на отдых, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, расположился в тени какого-то дерева, повесил свой меч на его ветви и заснул, а через некоторое время к нему сумел пробраться один из многобожников, который выхватил меч спавшего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, из ножен, от чего он, да благословит его Аллах и приветствует, проснулся и увидел в руках этого человека сверкающий меч. Многобожник спросил его: «Боишься меня?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет!» Многобожник спросил: «А кто защитит тебя от меня?» Он ответил: «Аллах!», и меч выпал из рук нападавшего, после чего его поднял посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который, в свою очередь, спросил: «А кто защитит от меня тебя?», а потом призвал его принять Ислам. Многобожник отказался от этого, но пообещал не поднимать оружия против мусульман и не помогать тем. кто станет воевать против них, если его пощадят. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отпустил его, а когда он вернулся к своим соплеменникам, то сказал им: «Я пришёл к вам от лучшего из людей!»
По словам большинства из участников военных походов мусульман, поход в Зат ар-Рика‘ состоялся в 4 году Хиджры, однако на самом деле это было в 7 году Хиджры после завоевания Хайбара, поскольку в этом походе принимали участие и Абу Хурайра, и Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен Аллах ими обоими, а оба они, как мы уже упоминали об этом, впервые встретились с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, уже после завоевания Хайбара.
Кроме того, и до, и после похода в Зат ар-Рика‘ посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправлял отряды мусульман в разные места для обеспечения безопасности дорог, наказания тех, кто нападал на мусульман, и рассеивания тех, кто собирался сделать это. Но мы не станем останавливаться на этом, чтобы наша книга не получилась слишком длинной.
ПРЕДРЕШЁННАЯ УМРА
В месяце зу-ль-ка‘да 7 года Хиджры (в марте 629 г.) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправился в Мекку для совершения Умры в соответствии с условиями заключённого в аль-Худайбийи перемирия с курайшитами, оставив в Мекке за старшего Абу Рахама аль-Гифари. С собой Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, гнал шестьдесят верблюдов, поручив присматривать за ними Наджийе ибн Джундабу аль-Аслами. Кроме того, опасаясь предательства со стороны курайшитов, мусульмане везли с собой обоз с оружием, за сохранность которого отвечал Башир ибн Са‘д. Этот обоз охраняла сотня всадников под командованием Мухаммада ибн Маслама.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, облачился в ихрам[81] и начал произносить тальбийу[82] вместе с другими паломниками в Зу-ль-Хулайфе. Достигнув же вади Йаджадж, что находится неподалеку от Мекки, мусульмане оставили там своё оружие под охраной двухсот человек, которыми командовал Аус ибн Хаула аль-Ансари, а все остальные двинулись дальше только с мечами в ножнах.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, въехал в Мекку верхом на своей верблюдице в окружении опоясанных мечами мусульман, и все они непрерывно произносили слова тальбийи. Паломники проследовали к Заповедной Мечети, где Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прикоснулся к чёрному камню своим посохом с изогнутым концом, а потом совершил обход Каабы, не сходя с верблюдицы, за которой следовали все остальные, за исключением Абдуллы ибн Равахи, шедшего перед посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Многобожники внимательно наблюдали за всем происходящим, сидя на склонах горы, стоящей к северу от Каабы. Они говорили друг другу: «Придут к вам люди, обессиленные йасрибской лихорадкой», но увидев, что мусульмане совершают обход быстрым шагом, стали говорить: «Оказывается, что они намного сильнее, чем мы думали!»
А дело было в том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел своим сподвижникам во время обхода Каабы как можно быстрее проходить те отрезки пути, где их могли видеть курайшиты, чтобы продемонстрировать им свою силу. Что же касается обращённого к югу отрезка между йеменским углом Каабы и чёрным камнем, недоступного для взоров многобожников, то там они шли медленнее.
После завершения обхода Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, семь раз пробежал между холмами Сафа и Марва, а потом совершил жертвоприношение возле Марвы. И точно так же поступили остальные мусульмане. После этого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, послал часть своих сподвижников к обозу с оружием, велев им заменить собой тех, кто его охранял, чтобы и они смогли совершить все необходимые обряды.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, провёл в Мекке три дня. В это время он женился на Маймуне бинт аль-Харис, которая была вдовой господина павших за веру Хамзы ибн Абд аль-Мутталиба, да будет доволен им Аллах, и приходилась свояченицей Абдулле Ибн аль-Аббасу и Джа‘фару. Предполагается, что важнейшей целью этого брака было желание укрепить связи с этими двумя людьми. Когда к ней явились сваты, она обратилась к своему попечителю Аббасу, и он выдал её замуж за Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который совершил все обряды Умры после приезда в Мекку и к тому времени уже снял с себя ихрам.
А утром четвертого дня посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, покинул Мекку и двинулся в обратный путь. Достигнув же Сарифа, что находится на расстоянии девяти миль от Мекки, он сделал остановку, и к нему привели Маймуну, да будет доволен ею Аллах. После этого он вернулся в Медину, радуясь тому, что Аллах дал осуществиться его видениям и почтил его, позволив ему совершить обход вокруг Своего дома.
Удивительно, но Аллах судил так, что когда завершился срок жизни Маймуны, да будет доволен ею Аллах, она находилась в Сарифе, где и была похоронена.
После возвращения из Мекки посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, направил боевые отряды мусульман в целый ряд мест. Важнейшим из предпринятых мусульманами в этот период военных походов стал поход в Муту.
БИТВА ПРИ МУТЕ
(месяц джумада-ль-авваль 8 года Хиджры)
Ранее мы уже упоминали о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил свои послания целому ряду царей и правителей и что Шурахбил ибн Амр аль-Гассани убил аль-Хариса ибн Умайра, да будет доволен им Аллах, которому было поручено доставить послание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, правителю Бусры. Это было равносильно объявлению войны, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который был очень огорчён и разгневан известием об убийстве аль-Хариса, велел готовить к выступлению войско в составе трёх тысяч бойцов, поручив командование им Зайду ибн Харисе и сказав: «Если Зайда убьют, командование примет Джа‘фар ибн Абу Талиб, а если погибнет и Джа‘фар, пусть командует Абдулла ибн Раваха», после чего Зайду ибн Харисе было вручено белое знамя.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел участникам похода добраться до того места, где погиб аль-Харис ибн Умайр, призвать его убийц к Исламу и сразиться с ними, если они откажутся, и сказал воинам: «Выступайте с именем Аллаха и на пути Аллаха и сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха, но не поступайте вероломно и не преступайте границ, не убивайте детей, женщин, стариков и уединяющихся в своих кельях, не вырубайте ни пальм, ни иных деревьев и не разрушайте никаких строений!» После этого армия двинулась в путь. Пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, проводил воинов да Санийат аль-Вида, попрощался с ними и вернулся в Медину.
Когда мусульмане подошли к Ма‘ану, что находится в Южной Иордании, до них дошли сведения о том, что Ираклий во главе стотысячного войска находится в Ма‘ане, а кроме того, к нему на помощь подоспело стотысячное войско сирийских арабов. Узнав об этом, мусульмане в течение двух дней держали совет, решая вопрос о том, следует ли им отправить гонца к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с просьбой о подмоге или же вступить в бой своими силами. Абдулла ибн Раваха стал побуждать своих товарищей к сражению, говоря, что смерть на поле брани, которой они боятся сейчас, с самого начала была их целью, поскольку все они были готовы отдать жизнь за веру. Он сказал: «Сражаемся мы не благодаря силе или численности, а только благодаря той религии, которой Всевышний Аллах почтил нас, и есть у нас в подобных обстоятельствах лишь две прекрасные возможности: либо победить, либо пасть за эту религию!» Выслушав его, люди сказали: «Клянёмся Аллахом, Ибн Раваха говорит правду!», после чего они двинулись вперед, дошли до Муты и стали готовиться к бою.
Через некоторое время началась жестокая и страшная битва, подобных которой в истории человечества было крайне мало, ибо в этот день трехтысячный отряд не только не побоялся вступить в бой с огромной армией, насчитывавшей в своих рядах двести тысяч человек, но и сумел выстоять под её ударами. Полчища вооруженных до зубов людей нападали на мусульман в течение целого дня, потеряв многих своих лучших бойцов, но так и не смогли нанести им поражение.
Зайд ибн Хариса взял в руки знамя мусульман и долго сражался, пока не погиб на пути своего Господа. Из его рук знамя принял Джа‘фар ибн Абу Талиб, бросившийся верхом на своем коне в самую гущу боя. В ходе сражения ему отрубили обе руки, но он продолжал прижимать знамя к своей груди обрубками рук, пока не погиб, получив более девяноста ранений. После его гибели знамя подхватил Абдулла ибн Раваха, который через некоторое время также пал на поле брани.
После этого знамя мусульман взял в свои руки Сабит ибн Аркам, обратившийся к мусульманам с такими словами: «Выберите себе командира!», и они выбрали командиром Халида ибн аль-Валида. Благодаря этому знамя мусульман попало в руки одного из лучших воинов Аллаха, и Халид ибн аль-Валид, да будет доволен им Аллах, ринулся в бой, который был столь жарким, что в руках его сломалось целых девять мечей. Что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то в тот же день, когда произошло это сражение, он сообщил своим сподвижникам о гибели троих командующих и о том, что командование принял Халид ибн аль-Валид, которого он назвал «мечом Аллаха».
К исходу дня противники вернулись на исходные позиции, а на следующий день Халид, да будет доволен им Аллах, перегруппировал свои силы, поменяв местами авангард с арьегардом, а правый фланг – с левым. В результате этой перегруппировки противники решили, что к мусульманам подоспело подкрепление, что внушило им страх. После ряда непродолжительных столкновений Хадид начал отводить своих воинов, противник же не решился на преследование, опасаясь ловушки. Мусульмане отошли к Муте и в течение семи дней сдерживали натиск врага, после чего войска были разведены окончательно, и сражение на этом закончилось, поскольку византийцы были уверены в том, что к мусульманам постоянно прибывают свежие силы, и что те стараются заманить их в пустыню, откуда они уже не вернутся. Благодаря этому мусульманам и удалось в конце концов склонить чашу весов на свою сторону.
Во время этого похода мусульмане потеряли убитыми двенадцать человек. Что же касается потерь византийцев и помогавших им арабов, то можно сказать лишь то, что они были весьма ощутимыми.
ПОХОД В ЗАТ АС-САЛАСИЛЬ
С учётом того, что арабы, жившие в Сирии, в битве при Муте поддерживали византийцев, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, решил предпринять определённые шаги и постараться привлечь их на сторону мусульман. С этой целью к ним был послан отряд под командованием Амра ибн аль-Аса, да будет доволен им Аллах, в составе трёхсот пеших воинов и тридцати всадников. Командование было поручено Амру, поскольку мать его отца была родом из тех краёв и принадлежала к обитавшему там племени Бали. Амру была поставлена задача добиться дружбы и расположения этих людей, а в случае их отказа проучить их за то, что они помогали византийцам. Когда отряд Амра ибн аль-Аса, да будет доволен им Аллах, был уже близок к цели, выяснилось, что против них выдвигается многочисленное войско, и тогда Амр обратился к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с просьбой о подкреплении. На помощь ему был послан отряд из двухсот лучших мухаджиров и ансаров под командованием Абу Убайды ибн аль-Джарраха, да будет доволен им Аллах. Общее руководство обоими отрядами осуществлял Амр ибн аль-Ас, который был также имамом во время Намазов. Получив помощь, мусульмане атаковали своих противников, обратили их в бегство, и они рассеялись.
Что же касается названия «Зат ас-Саласиль», то так называются местность и источник, находящиеся севернее Вади аль-Кура. Этот поход получил такое название по той причине, что отряд мусульман сделал там остановку на отдых. Это было в месяце джумада-ль-ахира 8 года Хиджры, то есть через месяц после битвы при Муте.
ВЕЛИЧАЙШАЯ ПОБЕДА: