Всего Недель до отдания Пасхи - шесть, а до Пятидесятницы - семь.
1-я Неделя - Пасхальная, 2-я - Фомина, 3-я - свв. жен-мироносиц, 4-я - о расслабленном, 5-я - о самаряныни, 6-я - о слепом, 7-я - святых отчев Первого Вселенского Собора.
По своим воспоминаниям эти Недели (воскресенья) и седмицы относятся к Божественному прославлению Воскресшего Христа.
Третья Неделя по Пасхе носит название свв. жен-мироносиц. Святая Церковь в своем богослужении в 3-ю неделю побуждает нас перенестись мысленно от Голгофы ко гробу Христову и Его славному Воскресению, весть о котором удостоились воспринять первыми жены-мироносицы.
На утрени, на "Бог Господь", поются три тропаря Великой Субботы: "Егда снизшел еси..." (дважды), на "Слава" -"Благообразный Иосиф...", "И ныне" - "Мироносицам женам..."
Евангелие, читаемое на утрени (Мк., зач. 71-е) и на литургии (Мк., зач. 69-е), повествует о погребении Господа, Его Воскресении и явлении мироносицам.
Четвертая Неделя - о расслабленном.
В эту Неделю Церковь воспоминает чудесное исцеление расслабленного Иисусом Христом во второй год Его евангельской проповеди, в день иудейской Пятидесятницы.
В среду 4-Й седмицы празднуется Преполовение Пятидесятницы. В этот день воспоминается событие из жизни Спасителя, когда Он в преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме о Своем Божественном посланничестве и таинственной воде, под которой разумеется благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа. Об этой воде говорится и в тропаре Преполовения: "Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем. Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет, Источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе".
Вся служба Преполовения совершается по Триоди. Накануне праздника совершается великая вечерня. Но стихословится не "Блажен муж", а рядовая кафизма; бывает вход с кадилом и читаются три паремии. На утрени полиелея нет. Канон -Триоди, но не Пасхи. Катавасия: "Море сгустил еси...". "Честнейшую" не поется, после 8-й песни - сразу ирмос 9-й песни. Поется великое славословие. На литургии вместо "Достойно" поется ирмос: "Чужде матерем девство...". После литургии бывает по обычаю водоосвящение в воспоминание Божественного учения о живой воде Св. Духа.
Преполовение празднуется 8 дней. Отдание в среду 5-й седмицы. В отдание на литургии поется Задостойник: "Чужде матерем девство...". В дни между Преполовением и его отданием - Задостойник Пасхи: "Ангел вопияше... Светися, свети-ся...".
Пятая Неделя - о самаряныне.
В эту неделю Святая Церковь воспоминает евангельскую беседу Господа Иисуса Христа с женщиной - самарянкой (евангелие на утреня - от Иоанна, зач. 63-е).
Служба Недели о самаряныне поется четыре дня: в воскресенье, четверг, пятницу и субботу. В понедельник же и вторник - служба попразднства Преполовения, в среду - отдание его.
Шестая Неделя - о слепом.
В эту Неделю воспоминается дарование Христом Спасителем зрения слепорожденному в Иерусалиме в третий год Его общественного служения, в праздник обновление храма (Мф., зач. 67-е).
ОТДАНИЕ ПАСХИ совершается в среду 6-й седмицы. Одновременно поются песнопения Недели о слепом и предпразднст-ва Вознесения Господня (предпразднство - только один день).
Служба отдания совершается подобно тому, как и в отдание прочих Господских двунадесятых праздников. Последний раз поются пасхальные песнопения. Начало вечерни, утрени в литургии - то же, что и в Светлую седмицу. Священник с Крестом, пасхальным трисвечником и кадилом творит началь--ный возглас и затем поет стихи: "Да воскреснет Бог..." и прочее. Но отпуст пасхальный бывает только после литургии: "Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый..." с вспоминанием святого дня, а в конце других служб - обычный воскресный отпуст.
На утрени, после кафизмы, поется обычное во все дни святой Пасхи "Воскресение Христово видевше...". Канонов три: Пасхи, Недели о слепом и предпразднства Вознесения.
На 9-й песни "Честнейшую" не поется, но поется ирмос 9-й песни пасхального канона с припевами (как на Пасхальной седмице) и после канона - светилен Пасхи: "Плотию уснув..." (дважды) и экзапостиларий Недели о слепом.
Часы читаются обычные, трипсалмные (а не пасхальные).
После литургии священнослужители снимают Плащаницу с престола и полагают в устроенный для нее ковчег (так называемую гробницу). Особого чина для этого в Уставе нет.
ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Праздник Вознесения Господня совершается в сороковой день по Воскресении Иисуса Христа, в день, в который Господь вознесся на небо (Деян. 1, 1-12; Мк. 16, 12-19; Лк. 24, 50-52). Этот праздник всегда приходится на четверг 6-й седми цы после Пасхи.
История праздника
Празднование Вознесения восходит к самой глубокой древности. Так, уже Апостольские Постановление предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (книга 5, гл. 18). Особенно важны в этом отношении свидетельства св. Иоанна Зла тоуста и блаж. Августина. Первый называет этот праздник важнейшим и великим и относит его к разряду праздников, которые подобно Пасхе и Пятидесятнице, несомненно, установлены Апостолами. Последний, упоминая о повсеместном чествовании праздника по преданию, прямо усвояет ему апостольское установлен
Каноны праздника написаны св. Иоанном Дамаскиным и св. Иосифом Песнопевцем. Кондак и икос принадлежат св. Роману Сладкопевцу.
Особенности богослужения.
Праздник Вознесения Господня относится к числу подвижных Господских праздников. Он имеет один день предпраз-днства, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней поп-разднства. Отдание праздника бывает в пятницу 7-й седмицы по Пасхе.
На великой вечерни "Блажен муж" не поется. По "Ныне отпущаеши...", на "Бог Господь" и в конце утрени поется тропарь праздника, глас 4-й:
"Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира". На утрени - полиелей и величание:
"Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с пречистою Твоею Плотию Божественное Вознесение".
Степенна 4-го гласа, 1-й антифон. Прокимен: "Взыде Бог в вос-кликновении. Господь во гласе трубне". Евангелие от Мф., зач. 71-е. После Евангелия поется: "Воскресение Христово видев-ше..." (один раз). Канона два. Ирмосы по дважды. Тропари на 12. Каноны составлены Иоанном Дамаскиным и Иосифом Студитом. Катавасия - св. Пятидесятницы: "Божественным покровен...".
"Честнейшую" не поется, но поются припевы праздника. Первый припев: "Величай, душе моя, вознесшагося от земли на небо Христа Жизнодавца".
И хор поет ирмос: "Тя паче ума и словесе Матерь Божию в лето Безлетнаго неизреченно рождшую, вернии, единомудренно величаем".
Ко второму канону - свой припев: "Ангели восхождение Владыки зряще, ужасахуся, како со славою взятся от земли на горняя".
Во все седмичные дни попразднства до отдания праздника включительно на утреннем каноне поется катавасия - ирмосы Вознесения: "Спасителю Богу...".
На литургии - антифоны праздника. Входный стих (он же и причастный): "Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне".
После малого входа - тропарь и кондак: "Еже от нас исполнив смотрение и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во
славе, Христе Боже наш, никакоже отлучался, но пребывая неотступный и вопия любящим Тя: Аз есмь с Вами, и никтоже на вы".
Прокимен: "Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя".
Апостол - Деяний, зач. 1-е, Евангелие - Лк., зач. 114-е. Задостойник (и до отдания) - ирмос: "Тя паче ума и словесе Матерь Божию..." с первым припевом.
Вместо "Видехом свет истинный..." поется тропарь Вознесения. Отпуст праздника: "Иже во славе вознесыйся от нас на небо и одесную седый Бога и Отца, Христос, истинный Бог наш..."[218].
Вечером в день праздника - великая вечерня. Вход с кадилом и великий прокимен: "Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори".
Во все седмичные дни попразднства (до отдания праздника включительно) на утреннем каноне - катавасия праздника Вознесения: "Спасителю Богу...".
На Литургии, после малого входа, поется: "Приидите, поклонимся..." с праздничным припевом: "Спаси ны, Сыне Божий, вознесыйся во славе, поющия Ти: "Аллилуиа".
Во все дни от Вознесения до дня Святой Троицы в начале часов и других служб "Царю Небесный..." не читается, но после начального возгласа сразу "Святый Боже..." и прочее. В конце литургии вместо "Видехом свет истинный..." поется тропарь праздника, а в Троицкую родительскую субботу - тропарь "Глубиною мудрости...". Такая замена делается по аналогии с периодом от Пасхи до Вознесения.