Данное вероисповедание в системе реформаторских церковных
организаций занимает особое место. Это обусловлено как спецификой
его становления, так и тем, что англиканство представляет собой
сплав католицизма, лютеранства и кальвинизма.
История реформации английской церкви имеет свою предысторию,
которая началась со стремления английской короны избавиться от
влияния папства. Еще за несколько веков до Реформации в Англии
постепенно назревала оппозиция церковному владычеству Рима. Эта
оппозиция возросла на почве национальной и экономической: англичане
возмущались постоянным вмешательством римского епископа во
внутренние дела страны, чрезмерными притязаниями Пап на руководство
делами чисто светского, политического характера, чрезмерными
денежными поборами и доходами клира, иноплеменным составом
духовенства, абсолютно зависимого от чужеземной власти,
привилегированным положением и распущенностью духовенства. Наряду с
политико-экономической оппозицией нарастала и религиозная, на почве
недовольства уклонением римской церкви от апостольской традиции как
в учении о вере, так и в церковном управлении и жизни. Наиболее
популярным выразителем этой оппозиции был, Виклеф (Уиклиф)
(1324-1384).
Освободительные церковные идеи вновь хлынули в Англию только в XVI
в., теперь уже с континента, в эпоху Лютера.
Формальным поводом для безотлагательного преобразования римской
церкви в Англии послужил бракоразводный процесскороля Генриха VIII
(1509-1547) с королевой Екатериной и женитьба на Анне Болейн. Папа
не санкционировал развод Генриха VIII, опасаясь прогневать
германского императора Карла V, которому жена короля, Екатерина
Арагонская, приходилась теткой.
При энергичной поддержке нации
Генрих VIII заявляет о непризнании власти Папы на территории
английского королевства. Однако, отвергнув власть римского
престола, король и его окружение отстаивали собственные интересы, а
развитие событий с участием народа требовало искоренения самих
принципов, на которых покоилась папская власть, и создания форм
религиозной жизни, не только заменявших свергнутое папство, но
подрывавших и духовный авторитет.
В 1536 г. король Англии, от имени парламента, обнародовал десять
членов вероучения в качестве символической книги англиканской
церкви. Этот документ преследовал цель примирить католиков и
протестантов, так как к этому времени страну наводнили
континентальные реформисты, и спор между сторонниками Реформации и
латинянами разгорался все сильнее. Протестанты требовали не только
окончательного разрыва с Римом, но и ускоренного проведения
радикальной реформы церкви.
Символическая книга англиканской церкви (в десяти членах)
предлагала следующие нововведения:
1) из семи таинств оставить только три - крещение, покаяние,
причащение. (Причем в покаянии, в отличие от лютеран, сохранялась
устная исповедь, а в причащении не отменялась вера в
пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христа);
2) установить новую форму поставления епископов;
3) принять учение об оправдании человека верою, но с признанием
необходимости совершать добрые дела для спасения;
4) отменить почитание икон, но в храмах иконы, как возбуждающие
благочестие, сохранить;
5) почитать святых и осуществлять при богослужениях целование
Святого Креста;
6) признать верной идею о чистилище, но отменить индульгенции как
кощунство;
Англиканская церковь.
195
0
2 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!