Возникшая вместе с тотемизмом система табу (запретов) стала, в
условиях первобытной родовой общины, важнейшим механизмом
регулирования социально-семейных отношений. Таким образом,
тотемизм, с его верой в сверхъестественные возможности тотемного
первопредка, с культом своих в противовес чужим, системой запретов
(табу) оказался одной из первых исторических форм религиозных
представлений наших предков. С распадом родовой организации исчезли
и тотемистические представления людей. Однако отдаленные отголоски
их, правда, уже совершенно переосмысленные, можно найти и в
современных религиях - в христианстве, иудаизме и др.
2. Анимизм. Данное понятие происходит от латинскогоатпшх - дух,
душа и обозначает религиозные представления о духах и душе. Этот
термин впервые введен в научный оборот английским исследователем
Эдуардом Тэйлором, который понимал под анимизмом первоначальную
стадию развития религии вообще и считал веру в отделимых от тела
духов древнейшей основой возникновения религии.
В настоящее время понятие "анимизм" обозначает веру в существование
духов, одухотворение различных сил природы, животных, а также
растений и неодушевленных предметов, наделение их разумом и
сверхъестественными силами.
Как система устойчивых и осознанных религиозных взглядов анимизм
возник и развивался параллельно с тотемистическими представлениями.
В отличие от тотемизма с его ориентацией на внутриродовое, анимизм
был более универсален и доступен широкому кругу людей, однозначно
воспринимавших окружающий мир. Находясь на достаточно низком уровне
развития, примитивные люди старались найти защиту от различных
природных катаклизмов, наделяя природу и окружающие предметы, от
которых зависело существование, сверхъестественными силами, и
поклонялись этим сверхъестественным силам, олицетворяя их как
духов
этих объектов.
Поклоняясь грозным духам, чтобы их задобрить и расположить к себе,
древние приносили им жертвы. Как следствие такого отношения к духам
формируются соответственный культ и порядок его осуществления. Как
подчеркивают отечественные исследователи анимистических
представлений, в зарождении анимизма значительную роль сыграло
также незнание первобытными людьми "секретов" психики человека:
сна, обмороков, галлюцинаций.
С возникновением представлений о душе связана вера в возможность
существования ее после смерти, а также переселения в загробный мир.
На основе этих представлений появляется вера в душу человека
(анима-тизм), прежде всего, в души умерших близких, которые после
смерти продолжают свое существование в бестелесной форме. Воздавая
должное покойникам, люди заботились, чтобы души умерших обрели
покой, и считали, что это проявление беспокойства об усоцших будет
помогать живым.
3. Магические верования. Термин магия происходит от латинскогота^а
и обозначает "колдовство, чародейство, волшебство, обряды,
призванные сверхъестественным путем воздействовать на мир (явления
природы, людей и духов)".
Магия - это различные суеверные действия человека, нацеленные на
сверхъестественное воздействие на предмет или явление. Магия
возникла и существовала одновременно с тотемизмом и анимизмом: с ее
помощью пытались поддерживать воображаемые связи со
сверхъестественными силами, с миром духов, предков, тотемов.
Возникнув в глубокой древности, магия сохранялась и продолжала
развиваться на протяжении тысячелетий. Можно сказать, что все без
исключения современные религиозные верования народов на всех
континентах пронизаны магическими поверьями. Даже в таких развитых
мировых религиях, как христианство, буддизм, ислам, магические
обряды занимают значительное место в культовой практике.
Обусловлено такое явление
в первую очередь тем, что самая важная для массы верующих, самая
притягательная сторона религии заключается именно в магическом
воздействии религиозных обрядов, что позволяет человеку, пусть даже
в иллюзорной форме, общаться со сверхъестественными силами.
Словом, верующий ожидает от своей религии магической помощи,
доброжелательного вмешательства в его повседневную жизнь и
губительного воздействия на его врагов.
Современный исследователь религиозных представлений С.А.Токарев из
совокупности магических обрядов выделил следующие формы:контактную,
инициальную, парциальную, имитативную, катартическую,
апо-тропеитическую, вербальную магию.
А. Контактная магия.
Контактная магия - это простейший способ
передачи магической силы путем непосредственного соприкосновения
источника или носителя сверхъестественной силы с объектом, на
который направлено колдовство. Носитель магической силы при этом
может быть различным: неодушевленный предмет, амулет, талисман, сам
человек. Характер соприкосновения также может быть различным:
ношение амулетов, принятие магического снадобья, прикосновение руки
колдуна. Однако основное представление (идея непосредственного
перенесения магической силы путем прямого контакта) остается одним
и тем же.
Б. Инициальная магия. Сущность этого вида магического действия
состоит в том, что магический акт направлен, как и в предыдущем
типе, непосредственно на сам объект, но в силу его недосягаемости в
том или ином отношении реально производится только начало желаемого
действия, окончание же его и появление ожидаемого результата
предоставляется сверхъестественной магической силе.
В. Парциальная магия. Этот тип магии, в котором действие магической
силы направлено не на сам объект непосредственно, а на его
заместителя, и уже через последний - на сам объект.
Г. Имитативная магия. При этом типе магических действий воздействия
сверхъестественных сил напраз-
лены на подобный предмет или объект.
Д. Апотропеитическая магия. Суть данного типа магии состоит в том,
что магические действия направлены на то, чтобы отогнать, отпугнуть
враждебные силы, не допустить их приближения.
Для этого применяется ношение амулетов, различные жесты и звуки,
огонь, круг, дым, магические линии и т.п., а также действия,
помогающие так или иначе уклониться от соприкосновения с
нежелательными силами, укрыться, спрятаться от них.
Е. Катартическая магия. Данный тип магии также относится к
защитным, очистительным действиям против нежелательных сил,
проникших в человеческое тело, в его жилище и т.п. Очищение
достигается разными способами: ритуальным омовением, окуриванием,
кровопусканием, постом, употреблением снадобий.
Ж. Вербальная магия. Сущность данного вида магии может быть сведена
к самостоятельной роли заговоров, магических заклинаний,
нашептываний д^я получения желаемого результата. Однако в заговоре
могут выражаться черты и других известных уже нам типов.
По целям воздействия магию можно еще разделить на виды:вредоносную,
военную, половую (любовную), лечебную и предохранительную;
промысловую, метеорологическую и другие виды.
А. Вредоносная магия (черная) - применяются различные колдовские
приемы с целью причинения сверхъестественным образом вреда или
порчи какому-нибудь лицу.
Б. Военная магия - это система публичных обрядов, направленных на
обеспечение победы над противником.
В. Половая (любовная) магия имеет двоякую направленность: или
вызвать половое влечение в человеке противоположного пола, или
уничтожить такое влечение.
Г. Лечебная и предохранительная магия направлена на излечение или
предохранение человека (или его семьи) от различных заболеваний.
Д.Промысловая (производственная) магия - специ-
фические действия с целью получения наилучших результатов в
определенном виде деятельности: охоте, рыболовстве, в
производственной деятельности и т.п.
Е. Метеорологическая магия. Цель данных магических действий -
вызвать определенные изменения погодных условий.
4. Фетишизм. Данный термин происходит от французского<ейсЬе -
"идол, талисман" и был введен в научный оборот в начале XVIII в.
голландским путешественником В.Босманом.
Сущность этой формы религиозных верований состоит в том, что
отдельным предметам предписываются магические силы, способные
влиять на ход событий и процессов, т.е. наделение предметов природы
сверхъестественными свойствами. В любом предмете как бы заключались
два момента: чувственный и сверхчувственный, причем это не
анимистическое удвоение предмета на телесное и духовное начала.
Вера фетишиста в материальный предмет основана на "чувственном
многообразии", вожделении, желании, представлении.
Фетишизм проявился в создании идолов - предметов из дерева, глины,
камня и иных материалов и различного рода амулетов и талисманов. В
идолах и амулетах видели опредмеченных носителей частицы того
сверхъестественного могущества, которое приписывалось миру духов,
предков, тотемов.
Таким образом, ранние религиозные воззрения возникли на
определенной социально-экономической основе. Их материальной базой
является родовая община. Первобытные верования представляют собой
процесс отражения раннеродового бытия человека. Будучи бессильным
противостоять натиску природы, первобытный человек наделял
окружающий мир сверхъестественными силами и свойствами.
Нести, а во-вторых., изменяло родовое отношение к тотему.
184
0
5 минут
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!