Проблема возникновения и развития религии была и остается наиболее
сложной и трудной для исследователей религиозного культа. Сам факт
изменения формы и содержания религии в наши дни признается всеми
религиоведами. Если мы признаем, что религия является
социокультурным образованием, возникшим на определенном этапе
становления и развития общества, то должны признать и то, что
религия в процессе формирования прошла ряд этапов, каждому из
которых присущи своеобразные или особенные религиозные
верования.
В настоящее время многие исследователи истории религиозных
представлений и древних культов относят к историческим формам
верований людейтотемизм, анимизм (аниматизм), магию и фетишизм.
1. Тотемизм. Ранние религиозные воззрения возникли в глубокой
древности на определенном этапе существования древнейших
цивилизаций. Их материальной базой является родовая община. Поэтому
только учет уровня общественных отношений на этом этапе развития
человеческого общества позволяет выявить специфику и сущностные
характеристики ранних форм верований людей. Общепризнанно, что
природу тотемизма как древнейшей формы религии можно раскрыть лишь
путем анализа кровнородственных отношений первобытного
общества.
Термин "тотемизм" позаимствован из языка индейцев оджибве и
обозначает "его род". Вошел в научное употребление в конце XVIII в.
после опубликования работ Мак-Леннана (1869) и Фрэзера (1887). "Под
этим термином принято разуметь, говоря кратко, веру в
сверхъестественное родство, якобы существующее между определенной
группой людей и определенным видом
материальных предметов, чаще всего животных, реже растений и пр.".
(Токарев С.А. Ранние формы религий. М., 1983. С.387).
Тотемистические верования присущи представителям примитивного рода
либо более примитивной фратрии. Род носит имя какого-нибудь
животного или растения: это его "тотем". Тотемизм возник веры той
или иной группы людей в их родство с определенным видом животных
или растений, скорее всего, именно тех, от наличия или отсутствия
которых в ареале зависела жизнедеятельность этих людей. Постепенно
такая вера превращалась в основную форму религиозных представлений
развивающегося рода.
Члены рода (кровные родственники) верили, что они произошли от
предков, сочетавших в себе признаки людей и их тотема, т.е.
полулюдей-полуживотных, полулюдей-полурастений, различных
фантастических чудовищ. Они считали себя связанными каким-то особым
родством с тотемом. Поэтому было строжайще запрещено убивать
тотемное животное, употреблять его в пищу.
Тотемизм есть не что иное, как религия раннеро-дового общества,
искаженно отражающая действительность. Тотемные представления
сыграли огромную роль в формировании родового общества: именно они
более всего способствовали отделению группы сородичей от остальных,
возникновению четкого представления о своих, т.е. принадлежащих к
данному тотему, на которых распространялись уже выработанные
предками строгие нормы и обычаи, и чужих, не принадлежащих к этому
тотему и не подчиненных нормам и правилам, принятым в данном
коллективе.
Эта важная социальная роль тотемизма сказалась и на характере
эволюции тотемистических представлений. С течением времени, по мере
укрепления родовой структуры, на первый план выдвинулось
представление о тотемном первопредке, о возможности перевоплощения
человека (в частности, умершего предка) в его тотем и обратно. Все
это укрепляло,во-первых, культ мертвых предков и веру в их
сверхъестественные возмож-
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ВЕРОВАНИЙ
154
0
2 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!