Период с конца XVI до середины XVIII вв. характеризуется
интенсивным утверждением в экономике, идеологии, политике
большинства развитых государств Европы буржуазно-демократических
идеалов и представлений. Идеологи буржуазии, обосновывая ее
притязания на политическое и экономическое господство в обществе,
опирались на правовые разработки, выражавшие и защищавшие интересы
буржуазии. В этих целях модернизировались концепции "правового
государства", "естественного права", обосновывалась прогрессивность
замены феодального общественного устройства буржуазным,
рассматривались пути приспособления религии и церковной структуры к
нормам и установкам буржуазного государства.
Законы буржуазного общества объявлялись "естественными", вечными и
неизменными, вытекающими из природы вещей, общества и морали.
Сущность и происхождение христианского мировоззрения объяснялась
наличием в природе сверхъестественной божественной силы, а в
природе человека - потребности верить в эту силу.
Исходя из такого статуса религии, свобода религиозной совести
получила свой секуляризированный статус как личное право и
гражданская свобода каждого. Но под влиянием реакционных
предрассудков буржуазных правоведов только атеизм исключался из
перечня личных свобод и гражданского права. Однако логика жизни
заставляет менять устарелые стереотипы и уступать место новым
прогрессивным идеям. Понимание свободы совести расширялось и
углублялось вместе с прогрессивными преобразованиями в обществе.
40
Заметный вклад в развитие представлений о свободе совести внесли
такие философы, какБ.Спиноза(1632-1677),Т.Гоббс (1588-1679),П.Бейль
(1647-1706), Гельвеций (1715-1771),Гольбах
(1723-1789),Ж.Ламетри(1709-1751) и многие другие представители
французского Просвещения. ТакДж.Толанд (1670-1722), английский
философ-материалист, в своих произведениях "Племя левитов",
"Христианство без тайн" не только показал никчемность духовенства
для общества, но рассматривая вопросы секуляризации общественных
отношений, высказал мысль, что атеизм значительно предпочтительнее
суеверий и имеет бесспорные достоинства и системе общественных и
мировоззренческих ценностей. Поэтому лозунг свободы совести в
понимании То-ланда относится не только к верующим, но и к
атеистам.
Пьер Бейль в "Историческом и критическом словаре" отстаивал мнение,
что свободу совести следует понимать не только как провозглашение
права Исповедовать любую религию, но и как право не верить в
бога.
Французские просветители также внедрили в общественное сознание
мнение о возможности более широкого толкования свободы совести,
включая право не только на свободу вероисповедания, но и
возможность быть атеистом. Более того, последовательный
антиклерикализм просветителей выдвигал на повестку дня проблемы
отделения церкви от государства, а школы от церкви.
Последовательная позиция просветителей вывела рассмотрение проблем
свободы совести из рамок религиозных интересов (свободы выбора
религии) в рамки гражданских прав и свобод личности. Однако
практика буржуазных революций показала, что осуществление лозунга
свободы совести свелось в результате лишь к обеспечению религиозных
прав и свобод и юридическому бесправию атеистов.
Итак, Реформация и буржуазные революции в Европе содействовали
расширению в обществе понимания свободы совести, не только как
свободы выбора рели-
гии, но и свободы быть атеистом. Что касается реализации права
свободы атеистов, то понадобится еще много времени, чтобы
провозглашенное право стало реальным, гарантированным.
Только в наше время, благодаря коренным политическим и
социально-экономическим изменениям, происшедшим в XX веке в нашем
отечестве, лозунг свободы совести и вероисповедания превратился на
практике в гарантированное право.
Конституция нашей страны и другие законодательные акты государства
в настоящее время в полной мере реализовали действительную свободу
совести. В соответствии с законодательством Республики Беларусь
каждый гражданин волен по своему усмотрению исповедовать или не
исповедовать любую религию, а также отстаивать свои
мировоззренческие позиции. Тем самым длительный процесс становления
и развития свободы совести нашел свое логическое завершение в нашем
государственном строительстве.
В заключение краткого рассмотрения вопроса о свободе совести и
вероисповедания, необходимо подчеркнуть, что ирелигия, и
свободомыслие, включая атеизм, являются двумя мощными потоками
единого процесса культурного развития общества, и поэтому
пренебрегать ни одним из них нельзя. Оба этих потока являются
носителями определенных ценностей: взаимовлияя и дополняя друг
друга, они вносят свой вклад в культурное развития социума.
Свобода совести и буржуазные революции
208
0
3 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!