Если сгруппировать основные различия между католицизмом и
православием, то они могут быть представлены следующим образом:
1. Учение о Святом Духе. В 8 члене Символа Веры сказано о
необходимости веры "в Духа Святого, Господа Животворящего, Иже от
отца исходящего". Это означает, что Дух Святой может исходить
только от Бога-Отца. Однако начиная с У111-1Х в. римский папа
пытался добавить к этому символу филиокве. Что же это такое?
Филиокве в переводе с латинского означает "и от сына". Это
небольшая добавка, на самом деле достаточно существенная, так как
она означает, что Святой Дух может исходить не только от Бога-Отца,
но и от Бога-Сына, то есть и от Иисуса Христа. Это на первый
взгляд, особенно на взгляд современного читателя, кажется
незначительным отличием, но именно оно сыграло существенную роль в
формировании специфики католицизма и православия. Дело в том, что
если признать филиокве, то меняется статус церкви. Ведь Дух Святой
исходит от Иисуса Христа, значит, он может исходить и от самой
церкви, которая является телом Иисуса.
2. Учение о Пресвятой ДевеМарии. Если в учении православной церкви
о Пресвятой Деве Марии она выступает в качестве Богородицы,
Приснодевы (то есть до рождества, в рождестве и по рождеству
Господа Дева), первой перед Богом заступницей и помощницей, то
католическая церковь к этому добавляет свое понимание. В 1854 г.
был принят догмат о непорочном зачатии Девы Марии. В 1950 г.
провозгласили догмат о воскресении и вознесении Девы Марии. В 1954
г. к 8 праздникам Богородицы, отмечаемым православной и
католической церковью, был добавлен новый католический праздник,
посвященный "королеве небес" - Ма-
рии.
3. Учение о заслугахи чистилище. В отличие от православия,
католическая церковь считает, что Бог ведет счет добрых и дурных
дел. У православных считается, что такого счета нет и Бог смотрит
на сердце человека. Кроме того, в католицизме существует
представление о чистилище, то есть месте, где души раскаивающихся
очищаются.
4. Учение о непогрешимости римского папы. Это учение есть только в
католицизме, и основано оно на филиокве. С давних пор римских пап
называли “заместителем и наместником Христа”, так как они считались
прямыми преемниками апостола Петра. В 1870 г. на 1 Ватиканском
соборе был принят догмат о непогрешимости римского папы.
5. Учение о церкви. Целибат. В католицизме право толковать Библию
имеет только духовенство. Кроме того, католическое духовенство
имеет право распределять божественную благодать и отпускать грехи
людей за деньги или за особые заслуги перед католической церковью -
индульгенцию, что в переводе означает "милость". В отличие от
православного духовенства католическое принимает обет безбрачия -
целибат.
И католическая, и православная церковь признают семь христианских
таинств: крещение, миропомазание (конфирмация), причащение
(евхаристия), покаяние (исповедь), елеосвящение, брак, священство.
Однако есть и отличия. Таинство крещения в католицизме производится
путем обливания водой или погружения в воду, тогда как в
православии преимущественно погружением в воду. Таинство
миропомазания (конфирмации) совершают не сразу же после рождения
непосредственно за таинством крещения, как у православных, а когда
ребенку исполняется не менее 7-8 лет. Таинство причащения
(евхаристии) отправляется у католиков пресным хлебом (опресноки), а
у православных квасным хлебом. Миряне у католиков причащаются
только хлебом. К причащению у католиков допускаются только ге, над
кем совершили таинство миропомазания в та-
инство елеосвящения: елей должен быть у католиков освящен
епископом, а само таинство совершается не над тяжко больным, как в
православии, а над умирающим.
Однако на этом различия между православием и католицизмом, конечно,
не кончаются. Если сравнить католические и православные храмы, то
можно сразу же отметить разные ценностные подходы. Специфика
православия и католицизма проявляется везде - от семейно-брачных
отношений до отношения к науке и искусству.
В 1978 г. папой избран польский кардинал Кароль Войтыла, принявший
имя Иоанн Павел II. Попытки активного приспособления
вероучительного комплекса, культа, церковных структур к
современному миру нашли свое выражение в обновленческом движении
(ад-жорнаменто). Эти пробелы обсуждались на II Ватиканском соборе,
сессии которого проходили с 1962 по 1965 год. После долгих
дискуссий на нем были приняты 16 документов по различным
теологическим и социальным вопросам. После II Ватиканского собора
происходит изменение официальной политики церкви. Изменению
политической ориентации католической церкви способствовала
деятельность пап Иоанна XXIII, Павла VI, Иоанна Павла II и была
связана с поиском путей церковного "обновления", новых форм диалога
католической церкви с миром современной культуры. Эта линия
доминировала в решениях Ватиканского собора, послесоборной истории
католицизма, в сочинениях ведущих современных идеологов
католицизма. Соборная конституция по литургии включает многие
положения, направленные на упрощение обрядов и богослужения,
приспособление их к конкретным условиям. Допускается сочетание
латинского богослужения с местными обычаями, особенно в азиатских и
африканских странах. При отправлении обрядов используются местные
разговорные языки, национальная музыка. Указывается на
необходимость сочетания священной традиции и современных форм
культуры, использование хорового пе-
ния, полифонической музыки, народных мелодий. Иоанн Павел II
провозгласил укрепление авторитета католического вероучения и
культа одной из главных задач своего понтификата. Ряд его энциклик
посвящен актуализации в современном мире трех ипостасей Бога. Так,
образ Бога-Сына - основная тема энциклики " Кейетюг Иот1ш5"
(“Искупитель человека”). В ней Иисус Христос изображается центром
Космоса и истории, эталоном человека. Энциклика "01уе5 т т^епсопНа"
("Богатый в милосердии") посвящена в основном первому лицу Святой
Троицы - Богу-Отцу, сущность которого раскрывается через милосердие
и спасение, через религиозную веру, даруемые человеку. Третьей
ипостаси - Святому Духу - отводится особая роль в энциклике
"Оопптигп е1 У1У1Псап1ет" ("Господь и животворящий"). В ней
утверждается, что при всех достижениях человеческой цивилизации,
развитии науки и техники мир оказался на грани катастрофы. Спастись
от нее поможет Святой Дух, обращение к которому трактуется как
поиск высшей духовности.
Духовенство, руководители орденов и светских католических
организаций ищут новые формы пробуждения интереса к религии всех
слоев населения, особенно молодежи. Расширяется сеть духовных
центров, действующих главным образом при учебных заведениях,
монастырях. Наряду с проповедями и молебнами в таких центрах
проводятся дискуссии по проблемам "отцов и детей", секса, выступают
церковные ансамбли.
Разрабатываются методики религиозного
воспитания, учитывающие возрастные особенности различных групп
молодежи.
Большие надежды церковь связывает с обновлением катехизисов - книг,
содержащих (в форме вопросов и ответов) изложение основных
положений христианской веры и морали. К составлению катехизисов
привлекаются авторитетные педагоги, психологи, лингвисты. В
настоящее время в различных странах мира преподаванием катехизисов
(катехизацией) заняты свыше 300 тыс. человек. В последние годы
среди катехизаторов увели-
чилась доля церковных активистов-мирян, действующих в тесном
контакте с приходскими священниками.
Наряду с вариантами обновления вероучения, культа организационных
структур церкви, принятыми официальным католицизмом, широкое
распространение получили радикальные модернистские течения. Их
представители выступают за более тесный диалог церкви и мира,
который, по их мнению, может оказаться продуктивным при условии
глубокого преобразования организационных основ католицизма. С такой
программой обновления выступает швейцарский теолог Г.Кюнг (р.
1928). Путь преодоления кризиса Г.Кюнг видит в выработке нового
понимания церкви (как народа божьего) и церковного управления (как
служения этому народу). Церковь - это не учреждение, а община
верующих, братьев и сестер, живущих в духе истинной религии.
Г.К.юнг считает, что в отличие от иудаизма и языческих культов
христианин не нуждается в священнике как посреднике входа в "святая
святых, к самому Богу". Никакая церковь не имеет права подавлять
свобод у верующих, подменять благость Бога господством человека над
человеком. Г.К.юнг предлагает новое понимание Бога, созвучное
уровню миропонимания, достигнутого современным естествознанием и
философией. Эта модель богопознания позволит избавить теологию от
догматизма и традиционализма, будет: способствовать сближению истин
веры и науки. Выдвигаемые Г.Кюнгом идеи радикального обновления
вероучения и культовой практики были осуждены Ватиканом как
несовместимые с основами католической догматики. Решением
ватиканской конгрегации по вопросам веры он был отстранен от
преподавания на факультете теологии Тюбенгенского университета
(Германия).
В октябре 1966 г. после пятилетней предварительной работы, в
Голландии был опубликован почти 600-страничный новый катехизис
"Доктрина веры для взрослых". В голландском катехизисе
отбрасывается традиционная схема вопросов и ответов, а также сам
принцип заучивания. Авторы катехизиса представили мно-
гие католические догматы, трактуемые до сих пор как незыблемые, в
виде нерешенных, дискуссионных проблем. Например, церковное учение
о дьяволе и ангелах интерпретируется таким образом, что у читателя
возникает сомнение в их существовании. Как дискуссионные проблемы
трактуются также догмат о первородном грехе, идея пресуществления и
присутствия Христа в евхаристии и т.д. Картину библейского рая
заменял в катехизисе выдержанный в научно-популярном тоне очерк
религиозных и атеистических культур от древности до наших дней.
Представлена краткая характеристика индуизма, буддизма, ислама.
Отправной точкой в объяснении происхождения человека берется не
традиционный католический моногенизм, провозглашающий, что все люди
ведут свое начало от одной пары людей - Адама и Евы, а теория
эволюции.
Несмотря на кампанию, предпринятую традиционалистами против авторов
голландского катехизиса, новые катехизисы стали появляться и в
других странах.
Характернейшей чертой католической мысли сегодня является сближение
ее различных направлений в решении на базе взаимных эклектических
заимствований вопроса о роли человека в истории. Наблюдается
тенденция к созданию единого типа мышления католических философов
при обращении к этим проблемам. Одновременно идет политизация
католической философии, приводящая к тому, что анализ миссии
человека в истории теряет академичность, ибо ведущие теоретики
обращаются к жгучим проблемам современности, будущего человечества.
На фоне общего кризиса философии заметно возрастает активность
католических идеологов, весьма небезуспешно конкурирующих со
светскими направлениями. Ощутимо влияние их воззрений на сферу
искусства, морали, политики, сознание рядовых католиков различных
стран. Реакционно-романтический пафос критики капитализма и утопий
будущего, развиваемых католическими философами, присущая им
ностальгия по "целостному человеку и абсолютным ценностям" делают
их весьма созвучными кризисным умонастроени-
ям, широко распространенным в буржуазном обществе.
Вместе с тем в католицизме сохраняют влияние консервативно
настроенные теологи и духовенство, выступающие против каких-либо
нововведений, осуждающие демократизацию культа, обновление
социального учения. Во Франции противники обновленческих процессов
группируются вокруг архиепископа М.Лефевра (р. 1905). В своих
проповедях он расценивает любые отступления от традиции как
святотатство, гибельное для народа. Сторонники французкого
архиепископа требуют отмены решений II Ватиканского собора о
проведении богослужений на национальных языках. Особенно резко они
осуждают диалог с другими религиями, который будто бы приводит к
капитуляции католиков перед еретиками (См. Основы религиоведения.
М., 1995. С. 140 -145).
Католических философов, несмотря на их идейно-теоретические и
политические расхождения, объединяет неприятие материалистического
понимания общественного развития, миссии человека в истории, ее
гуманистического содержания. Сегодня их построения во многом
сопряжены с программой евангелизации современного мира, намечаемой
католической церковью, стремящейся упрочить собственное положение
через экуменическое сближение с иными христианскими церквями,
приверженцами других религий, и проповедь в среде атеистов.
Ватиканом и его идеологами берется на вооружение лозунг
христианского единства Европы, пропагандируется идея активного
противостояния материалистическому мировоззрению в связи с распадом
СССР, урегулирования отношений между государством и церковью в
бывших республиках социалистической ориентации и приближающимся
празднованием двухтысячелетия христианства. Вместе с тем, несмотря
на серьезные разногласия с материалистическим истолкованием истоков
социального творчества и гуманистического содержания истории,
многие здравомыслящие католические теоретики призывают в наши дни к
диалогу христиан и атеистов как единственному пути утвержде-
ния общечеловеческих ориентиров избавления мира от угрозы ядерной
войны и уничтожения мирового сообщества. Глубокое понимание
мировоззренческих позиций католических философов, оказывающих
влияние на массы верующих, необходимо не только для их
конструктивной критики, но и для обеспечения продуктивного диалога
с прогрессивными кругами религиозной общественности Запада в деле
упрочения мира, решения глобальных проблем современности.
Расхождения между католицизмом и православием в вопросах вероучения и культа
178
0
7 минут
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!