Появление 31 октября 1517 г. 95 виттенбергских тезисов Мартина
Лютера принято считать началом Реформации. В этих тезисах и
последующих работах Лютер связывает свободу совести христианина с
требовани-
ем вольной проповеди и беспрепятственного распространения
Священного Писания.
Причина доминирующего значения лозунга свободы вероисповедания в
период Реформации объясняется назревшей необходимостью устранения с
политической арены католической церкви и ее господствующей
идеологии как адептов реакции в государстве.
Однако будучи крупнейшим феодалом, католическая церковь вместе со
светской властью обрушила на вождей и идеологов Реформации весь
арсенал карательных средств. В этот период
буржуазно-демократические лозунги тесно переплетаются с
требованиями свободы вероисповедания. Это были первые робкие
политические и юридические требования молодой буржуазии.
В период Реформации в единый поток слились два течения, каждое из
которых предлагало свои методы преобразования политической,
экономической и социальной сфер жизни общества. Представители
первого течения, выражая интересы буржуазии, конечной целью
Реформации провозглашали получение экономических и политических
прав. Представители второго, радикального течения считали
необходимым обновление церковной жизни на принципах гуманизма. В
обоих случаях на пути преобразований стояла церковь, и поэтому два
различных течения в борьбе с феодалами и церковью как бы слились в
единый поток. В целом же движение Реформации в социальном плане
было чрезвычайно пестрым и разнородным. Требования разных лидеров
этого движения заметно расходились.
Так, бюргерская оппозиция ограничивалась чисто конституционными
требованиями: ее антиклерикализм сводился к отмене юрисдикции
духовенства. Требования плебейской группировки были более
радикальными. Они связывали борьбу за свободу религиозной совести с
борьбой за социальные преобразования. Представителем радикального
крыла Реформации был Томас Мюнцер -вождь плебейской оппозиции.
Обращаясь к авторитету Священного писания и трудам Иоахима
Флорского,
Мюнцер требовал установления "Царства Божия на земле", уничтожения
любых форм угнетения.
В отличие от идеологов бюргерской оппозиции, увязывавших требования
свободы вероисповедания и потребовал свободы предпринимательства,
Мюнцер равенства всех перед Богом и даже всех на земле, то есть он
поднялся от идей раннего христианства до идей уравнительного
коммунизма.
Это была попытка выйти за рамки официальных идеологий и обосновать
новый положительный социальный идеал. Наряду со свободой
религиозной совести, считал Мюнцер, человеку должна быть
предоставлена свобода выбора отношения к религии.
События показали, что понимание свободы совести Лютером и Мюнцером
существенно различались, отражая различные социальные интересы и
идеалы. В дальнейшем это различие истории буржуазно-демократических
революций оформится как разное отношение к свободе совести
буржуазии и народных масс.
Практическая реализация программы Лютера о свободе совести привела
к тому, что в Аугсбургском соглашении 1555 г. свобода
вероисповедания была сведена к конституированию бюргерской церкви,
в которой упразднялись пышные обряды и высокооплачиваемая церковная
иерархия, и другим незначительным изменениям в устройстве самой
церкви.
В эпоху Возрождения и Реформации определились два различных подхода
к решению проблем свободы совести. Первый характеризуется четкой
социально-политической направленностью, ориентацией на принципы
гуманизма и является отражением интересов прогрессивных сил,
наиболее последовательные представители которых стремились
полностью освободиться от влияния церкви и религии.
Второй, расплывчатый, непоследовательный в решении антиклерикальных
проблем и проблем секуляризации, выражал интересы буржуазии, ее
стремление только подчинить себе церковь, а не отказываться от нее.
Общим для этих подходов было отрицание прин-
ципа религиозной исключительности и противопоставление ему принципа
свободы религиозной совести.
Исторической заслугой Реформации можно считать включение в
жизнедеятельность общества понятия "свободы вероисповедания" в
форме свободного выбора верующими одной из конфессий христианства.
Свобода совести и вероисповедания в период Реформации
191
0
2 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!