ПАССИВНОЕ И АКТИВНОЕ СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ
познанием гармоник в качестве одного из аспектов звука система вашего слухового восприятия претерпевает кардинальные изменения. Вы начинаете различать гармоники в стуке воды, капающей из крана, или в завывании ветра за окном. А вместе со слухом меняется и ваше сознание.
Умение слушать дается нам при рождении, однако с возрастом, к сожалению, многие из нас полностью или частично теряют этот дар. Слуховое восприятие имеет два аспекта: пассивный и активный. В первом случае ухо воспринимает или не воспринимает звук, если он не входит в рамки доступного слуху диапазона. После этого — если звук услышан — сигнал поступает в мозг, который распознает характер и значение этого звука. Однако существует и активный вид слухового восприятия.
Система Томатиса
Доктор медицины Альфред Томатис, французский врач-отоларинголог, посвятил сорок пять лет упорной работы изучению человеческого аппарата слухового восприятия — его устройства и назначения. Доктор Томатис выделяет три важнейшие функции слуха:
1. Поддержание равновесия в организме (стабилизация состояния нервной системы, восстановление физического тонуса, а также координация сенсорной информации и двигательных реакций.
2. Анализ и расшифровка движения за пределами организма (за это отвечает улитка, передняя часть ушного лабиринта) и соотнесение самого организма с этим движением (такова функция вестибулярного аппарата), то есть установление слухового и голосового контроля.
3. Стимуляция работы мозга.
В соответствии с теорией доктора Томатиса, звуки одного рода изнуряют слушателя, приводят его в состояние усталости; другие же, напротив, заряжают его бодростью. Особенно благотворное воздействие, считает доктор Томатис, оказывают звуки, содержащие в себе высокочастотные гармоники (к примеру, звуки григорианского хорала). Именно высокие частоты (около 8000 Гц) способны стимулировать центральную нервную систему и кору головного мозга.
Чтобы помочь своим пациентам перейти от пассивного к активному слуховому восприятию, доктор Томатис изобрел прибор, получивший название «электронного уха». Наушники, которыми снабжен прибор, представляют собой особого рода фильтр, позволяющий различать высокие частоты (и таким образом заново научиться воспринимать их самостоятельно). Слушая записи обер-тональных песнопений различных традиций (названия сборников перечислены в разделе «Список музыкальных произведений»), мы обнаружили, что важнейший элемент мелодии песнопений составляют высокочастотные гармоники, активизирующие работу мозга. Кроме того, пациенты Томатиса обучаются распознавать и применять г, лечебных целях гармоники, образуемые их собственнь'м голосом.
Доктор Томатис открыл для себя целительные способности высокочастотных звуков после того, как высшие иерархи одного бенедиктинского монастыря обратились к нему за помощью. После II Ватиканского собора новый аббат прекратил практику духовных песнопений, занимавших прежде от шести до восьми часов, сочтя их пустой тратой времени. А через некоторое время после этого решения монахи впали в состояние хронической усталости и депрессии.
Усилия множества врачей вернуть монахам былую бодрость оказались безрезультатными. Один известный французский специалист, осмотрев больных, заключил, что недуг их порожден недоеданием (рацион бенедиктинцев практически полностью состоял из растительной пищи) и предписал им новую диету, основанную на мясных продуктах и картофеле. Французский доктор, очевидно, забыл, что бенедиктинские монахи были вегетарианцами еще с XII в. и прежде аскетический образ жизни не причинял вреда их здоровью. Итак, больные начали питаться мясом и картофелем, отчего состояние их только ухудшилось.
Наконец руководство монастыря обратилось за помощью к доктору Томатису. И тот обнаружил, что монахи заболели из-за того, что их лишили возможности петь. Ведь именно терапевтический эффект григорианского хорала придавал им сил, чтобы проводить дни в беспрестанных трудах и молитвах. Лишь только практика ежедневных песнопений по указанию Томатиса была восстановлена, монахи вновь обрели прежнюю энергию.
Человеческий слух, являясь проводником звука, отвечает за стимуляцию коры головного мозга и восстановление 90-95% процентов общей энергии организма. В этом доктор Томатис и видит одну из главных функций слуха. Григорианские песнопения, в соответствии с его подсчетами, «содержат в себе все частоты голосового диапазона — приблизительно от 70 до 9000 Гц». Этот же диапазон охватывают и тибетская техника «однотонального аккорда», техника хоомей и иные традиции обертонального пения, описанные в этой книге.
В интервью, опубликованном в статье «О системе То-матиса», доктор отмечает, что в области звукотерапиц «наиболее важны частоты от 2000 до 4000 Гц, то есть верхний уровень голосового диапазона. Высокочастотные обертоны составляют тембровую окраску голоса, тогда как низкочастотными обертонами передается смысловая часть высказывания».
По теории Томатиса, терапевтический эффект гармонического пения достигается главным образом благодаря проводимости костной ткани: последняя резонирует на частоте около 2000 Гц:
«Звук образуется не во рту, не в теле, а, по сути дела, в костях. Кости "поют", как поют стены церкви, резонируя с голосом певца».
В частности, звук усиливает путем резонанса костная ткань черепа. Кроме того, проводимость костной ткани обеспечивает стимуляцию стремечка (слуховой косточки среднего уха), которое, как считает Томатис, в первую очередь отвечает за активизацию работы мозга. Томатис утверждает, что, ежедневно в течение четырех часов либо прослушивая звуки, богатые высокочастотными гармониками, либо производя их самостоятельно, человек может поддерживать высокую активность мозговой деятельности. Сам доктор сохраняет бодрость на протяжении большей части суток, обходясь максимум четырьмя часами сна. Эту свою способность он объясняет тем, что регулярно слушает звуки, содержащие высокочастотные гармоники.
Доктору также удалось открыть и описать явление, известное как «эффект Томатиса». Суть его заключается в том, что человеческий голос способен производить и имитировать лишь те звуки, которые способно воспринимать ухо. То есть до тех пор, пока вы не научитесь различать определенные обертоны, вы не сумеете и воспроизвести их. Следовательно, изменения в слуховом восприятии, в способности слышать, влекут за собой изменения в работе голосового аппарата и голосовом диапазоне. Итак, активизируя систему слухового восприятия, открывая свой слух гармоникам, мы обретаем возможность не только воздействовать на деятельность мозга и общее состояние своего организма, но и качественно изменить свои вокальные данные.
Дэвид Хайкс, человек, основавший Гармонический хор и пробудивший в западном обществе интерес к оберто-нальному пению как виду искусства, внес собственный вклад в концепцию активного слухового восприятия. Вот что пишет он в заметке, сопровождающей программу концерта Гармонического хора:
«Сможет ли человечество заново научиться слушать звуки мира, вместо того чтобы постоянно отключаться от них? Вслушайтесь внимательнее в окружающие звуки, и однажды вы различите ту целительную гармонию, что кроется в бессмысленном грохоте повседневной суеты. Это будет означать, что вы сделали второй шаг на длинном пути, ведущем к активному слуховому восприятию. Вам предстоит пройти этот путь целиком, этап за этапом. Начинается же он с познания тишины. Искусство активного слухового восприятия неотделимо от искусства гармонической музыки. Гармоническая музыка — источник всего самого важного и самого прекрасного в мире звука и в мире людей, связанных воедино законами вибрации».
Активное слуховое восприятие — ключ не только к искусству гармонического пения, но и к познанию иных уров ней сознания. К примеру, индуистская традиция рассматривает активное слуховое восприятие, «слушание» как мощное средство расширения сознания. Выражением этой концепции является образ шабды, «звукового потока»: оседлав его, словно крылатого коня, человек уносится в другие миры. Приобщение к «звуковому потоку» достигается медитацией на звук.
ЗВУКИ ТАЙНЫЕ И ЯВНЫЕ
В санскрите, языке Вед, существует два разных термина для обозначения внешнего и внутреннего звука. Звук слышимый, физический носит название «ахата». Он возникает в результате возбуждения колебательной системы, то есть когда какая-либо внешняя сила приводит физический, объект в состояние вибрации. Ему противостоит «анаха-та» — звук скрытый, непостижимый. Он не является порождением вибрации физического тела. Ахата доступна практически каждому; анахату же может услышать лишь опытный мастер медитации.
Меня всегда волновал вопрос: возможно ли, что гармоники представляют собой связующее звено между ахатой и анахатой и, следовательно, между сферой физической и метафизической? Ведь в результате физического воздействия возникает основной тон, но не гармоники.
Духовные учителя подтвердили правоту моей догадки: гармоники действительно являются связующей нитью между физическим планом бытия и другими, высшими планами. Пир Вилаят Хан, глава Западного суфийского ордена, сравнил обертоны с лестницей, по которой человеческое сознание может подняться к иным уровням реальности. С этим утверждением перекликаются слова медиума Каймо-ры, сказанные в трансе: гармоники связывают между собой семь уровней бытия: физический, астральный, каузальный (причинный), ментальный и еще три уровня. Путь к высшим планам реальности лежит через пение или активное слушание гармоник.
17 В разделе «Список музыкальных произведений» перечислены замечательные музыкальные сборники, которые помогут вам в процессе медитации. По большей части это кассеты с высококачественной записью обертонального пения различных исполнителей.
ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ
Слушание гармоник — ключ к освоению техники медитации. Чтобы открыть для себя путь к иным мирам, мы должны расширить свое слуховое восприятие, научившись различать «звуки внутри звука», то есть гармоники17.
Найджел Чарльз Хафхайд, европейский мастер оберто-нального пения, пишет:
«То, что человеческим слухом воспринимается как тембр, на деле представляет собой отражение универсального принципа — принципа гармонического ряда. Гармонический ряд — это система организации обертонов, мельчайших элементов звука. Принцип гармонического ряда не является принадлежностью исключительно музыкальной сферы: он приложим к любому звуку, встречающемуся в природе».
Впервые прослушав альбом Гармонического хора «Песни солнечных ветров», я то ли уснул, то ли вошел в состояние измененного сознания посреди шумного холла вашингтонского отеля. Впоследствии я слушал эту пленку еще неоднократно, и записанные на ней гармоники неизменно оказывали на мое сознание столь же необычайное воздействие. И не я один-испытал на себе удивительную силу этих звуков. Роберт Палмер, также прослушавший альбом, изложил свои впечатления в статье, опубликованной в «Нью-Йорк Тайме»:
«Слух наполняют волшебные звуки — словно с небес льется гармония ангельских хоров и огромных невесомых оркестров. Прозрачно звенят мириады струн, раскатисто гудят ряды валторн, нежно поют свирели... Превращение происходит внезапно. На несколько секунд я невольно отвлекаюсь, а когда вновь обращаюсь к музыке, вдруг понимаю, что голоса мистера Хайкса и его шести певцов непостижимым образом преобразились. Откуда-то издали ко мне несутся волны призрачной, неземной музыки. В изумлении я начинаю снова напряженно прислушиваться. И чем больше вслушиваюсь, тем больше чудесных звуков открывается моему слуху».
По теории доктора Альфреда Томатиса, почти все черепные нервы соединены с ухом. В частности, слуховой аппарат оказывает воздействие на работу зрительного и глазодвигательного нерва; следовательно, органы слуха участвуют в процессах зрительного восприятия и движения. Кроме того, со слуховым аппаратом связан блуждающий нерв (десятая пара черепных нервов), который регулирует работу гортани, бронхов, сердца, желудочно-кишечного тракта. Таким образом, в сфере воздействия органов слуха находятся голос, дыхание, сердечный ритм и пищеварение. Это, на мой взгляд, полностью объясняет тот факт, что обертональное пение с его нежными, мягкими мелодиями так легко погружает человека в расслабленное, медитативное состояние.
Не думайте, дорогие читатели, что я слишком отклонился от первоначальной темы. Да, настоящая глава не посвящена «врачеванию» в прямом смысле этого слова. Однако и приверженцам холизма, и специалистам в области аллопатической медицины прекрасно известны целительные свойства релаксации и медитации. Вопрос о взаимосвязи между физическим здоровьем и душевным состоянием неоднократно поднимался в литературе. Релаксация и медитация — путь к исцелению множества телесных недугов, включая сердечные болезни, последствия инсульта, нарушения в иммунологической системе. Некоторое время назад даже возникла новая научная дисциплина — психонейроиммунология, объектом изучения которой как раз и стала взаимосвязь тела и сознания.
Реакция релаксации
Доктор философии Марк Райдер, исследователь из Южного Методистского университета, опытным путем выяснил, что у людей, прослушавших запись Гармонического хора, наблюдается замедление сердечного и дыхательного ритмов, а также спазматические кожные реакции. (Музыка иного рода такого влияния не оказывала.) Ранее мы уже выделили три аспекта физиологического воздействия обер-тональной музыки:
— стимуляция коры головного мозга;
— замедление дыхания и сердцебиения;
— снижение частоты колебаний мозговых волн. Производя вокальные гармоники самостоятельно, мы также можем достичь состояния, которое доктор медицины Герберт Бенсон обозначил термином «реакция релаксации». Изучая физиологическое воздействие мантр, доктор Бенсон открыл, что повторение единственного слова влечет за собой весьма определенный эффект: снижение потребления кислорода (и, следовательно, замедление дыхания), замедление сердечного ритма (в среднем — на три удара в минуту), замедление пульса и обмена веществ. При этом повышалось излучение альфа-волн.
Марк Райдер первым выяснил, что люди, самостоятельно производящие вокальные гармоники, испытывают «реакцию релаксации» в более мощной форме, чем те, кто просто слушал обертональную музыку в записи. Как я уже отмечал выше, каждый гласный звук порождает свой особый набор гармоник. Пение долгих гласных — это упрощенный, подготовительный метод обертонально-го пения.
Очевидно, можно выделить два пути использования гармоник в процессе медитации. Во-первых, можно просто слушать гармоники, перемещаясь с их помощью на другие уровни сознания. Во-вторых, можно слушать те гармоники, которые мы производим сами, то есть совмещать обертональное пение с активным слуховым восприятием.
СИЛА ТИШИНЫ
Если вы избрали первый путь работы с гармониками, вам следует для начала познать энергию тишины. Эта энергия несет с собой покой и умиротворение. В безмолвии заключены все звуки мира. Пребывая в молчании, человек может услышать внутреннюю симфонию, которая и есть он сам. Организм каждого из нас можно уподобить волшебному оркестру, исполняющему сложную полифоническую мелодию. Складывается она из мириадов звуков, порождаемых работой сердца, дыхательного аппарата, кровеносной системы, слухового аппарата, нервной системы, мозга. Различить все эти звуки можно только в тишине. В тишине мы начинаем лучше различать и внешние звуки, голоса природы — птичье щебетание, шелест ветра, а иногда и звуки, производимые электрическим током, например, шестидесятигерцевый гул ламп и холодильников[11].
Я убедился на собственном опыте, что самый быстрый и легкий способ войти в состояние измененного сознания — просто в течение нескольких минут посидеть в полном молчании. «Настроив» слух на звуки окружающего мира и внутренний аккорд своего организма, мы полностью изменяем систему своего чувственного восприятия (включая и сам слух). Меняется также и частота мозговых волн. Те звуки, на которые мы раньше не обращали внимания, могут открыть нам множество новых истин о нас самих и об окружающем мире. Погружение в безмолвие — это основной элемент различных медитативных техник звуковой йоги. С молчания медитация начинается, им же и заканчивается.
Слуховое восприятие, как уже говорилось, может быть активным и пассивным. В процессе активного слухового восприятия наш слуховой аппарат превращается в орган познания. Пассивно воспринимая окружающие звуки, мы зачастую не уделяем им должного внимания, не выделяем их из общей массы, иногда и вовсе не замечаем их. Но погружение в молчание позволяет пробудить к жизни активное слуховое восприятие. Развитие активного слухового восприятия происходит в несколько этапов. Первый этап и представляет собой преодоление огромной пропасти между «слышанием» и «слушанием». Учась слушать, мы готовимся к восприятию всего неисчислимого многообразия окружающих звуков.
Одна из важнейших функций слухового аппарата — оборонять человека от напора мириадов звуков окружающего мира. Диапазон человеческого слухового восприятия составляет широкий, но все же ограниченный ряд частот — приблизительно от 16 до 16 ООО Гц. Благодаря этим рамкам мы и не подозреваем о сотнях и тысячах других звуков, которые в противном случае ежесекундно атаковали бы наш слух. Многие животные воспринимают частоты в значительно большем диапазоне. К примеру, летучие мыши преследуют добычу, ориентируясь по сложной системе ультразвуковых сигналов. Дельфины способны издавать и воспринимать звуки частотой до 200 ООО Гц. Слоны же для общения друг с другом и в брачных ритуалах применяют крайне низкие звуки, также недоступные человеческому уху.
А что могло бы случиться, если бы наш слух вдруг раскрылся для восприятия всех этих неисчислимых частот? Вполне вероятно, что мы бы этого просто не выдержали. Возможно, именно этим и объясняется устройство человеческого слухового аппарата.
Восприятие повседневных звуков
На первом этапе перехода к активному слуховому восприятию человек должен научиться фиксировать звуки всех уровней слухового диапазона. Таким образом он обретает способность воспринимать и распознавать значительно большее количество звуковых волн одновременно. Один из примеров такой способности — психоакустический феномен, известный как «эффект вечеринки».
Вы находитесь на людной вечеринке, где все говорят примерно с одинаковой громкостью. Хотя рядом с вами ведется еще три-четыре диалога, вы воспринимаете только слова своего собеседника. Человеческое ухо обладает удивительной способностью концентрироваться на одном звуке из множества. Но возможна и иная ситуация: вы увлеченно с кем-то беседуете, как вдруг со стороны до вас доносится ваше имя. Хотя тот, кто его произнес, не повышал голоса, вы почему-то его услышали. Особое внимание к своему имени заставляет нас бессознательно переходить от пассивного слухового восприятия к активному.
Восприятие гармоник
На втором этапе перехода к активному слуховому восприятию человек учится различать в обычных звуках гармоники. Я начал повсюду слышать гармоники вскоре после того, как вообще узнал об их существовании. Помню, как я, сидя где-нибудь, вдруг начинал улавливать звуки, которых раньше не замечал, — стук капель, падающих из крана, или гул электричества. А затем эти звуки вдруг обрастали гармониками. Так мало-помалу изменилась вся моя система слухового восприятия, а это, в свою очередь, повлекло за собой расширение сознания.
Гармоники — непременная принадлежность каждого звука, и тот, кто не умеет их слышать, проходит мимо огромного непознанного мира. Звуки, наполненные обертонами, оставаясь прежними, привычными звуками, воспринимаются уже совсем иначе. Вы как будто проникаете в самую глубину звука, постигая его суть.
Гармоники и воображение
На третьем этапе в работу вступает воображение. Зачастую, когда музыка нас по-настоящему увлекает, воображение включается само собой. Доктор Хелен Бонни разработала целую терапевтическую методику, основанную на стимуляции воображения посредством музыки. Определенного рода музыка вызывает у пациентов реакции, которые влекут за собой расширение сознания. Доктор Бонни утверждает, что музыка в данном случае производит столь же мощный эффект, как и психотропные препараты, однако, в отличие от наркотиков, не таит в себе никакой опасности.
Под воздействием гармоник, а в особенности гармонического пения, воображение пробуждается легко и естественно. Нежный звон колокольчика или пение ангелов — такие образы обычно вызывает у слушателей обертональ-ная музыка.
Преображение реальности посредством единения со звуком
На четвертом этапе вы учитесь преображать физическую реальность звука в альтернативную реальность, путешествуя при помощи звука по иным уровням бытия. Все этапы медитации, основанной на активном слуховом восприятии, взаимосвязаны, поэтому и в данном случае не обойтись без воображения. Пример из книги Джона Боле «Музыка и звук в искусстве врачевания» (John Beaulieu. Music and Sound in the Healing Arts) прекрасно иллюстрирует эту мысль:
«Я в компании двоих друзей прогуливался по одной из улиц Нью-Йорка. Вдоль тротуара, грохоча невыключенными моторами, стояли грузовики. Рабочие выгружали из кузовов ящики и коробки. Что-то в звуке моторов привлекло мое внимание. Попросив друзей присмотреть за мной, я сел на обочину и начал вслушиваться. Поскольку в том месте, где я сидел, мне ничто не грозило, я позволил себе полностью расслабиться и отключиться. Грохот моторов был пронизан отчетливым ритмом — «да-да-даа-бум, да-да да-да-даа-бум»... Я позволил своему сознанию унестись вслед за звуком. Сначала в памяти моей всплыло воспоминание о том, как подростком в Индиане я отправился посмотреть на гонки и там, очарованный ревом заводимых моторов, представлял себя за рулем гоночного автомобиля.
Еще внимательнее вслушавшись в звук, производимый грузовиками, я почувствовал, что «вливаюсь» в его ритм. К воспоминаниям и образам, захватившим меня, прибавилось и новое ощущение — ощущение глубочайшего покоя. И вдруг на секунду меня посетило чувство, что я и есть тот звук.
Затем в моем сознании произошел сдвиг, и я оказался в группе певцов из австралийского аборигенного племени. Я понимал, что они хотят передать мне послание, в котором рассказывается о времени сновидений, времени до начала времен. Я видел аборигенов также отчетливо, как несколько минут назад — грузовики. Я принял послание и понял его смысл. Затем старик-певец знаком показал мне, что им нужно идти дальше в пустыню. Это я тоже понял. В эту секунду мой друг постучал меня по плечу, и я вернулся в земную реальность, на нью-йоркскую улицу. Грузовик отъезжал от тротуара...»
Это описание — наглядный пример того, что было сказано о разных уровнях активного слухового восприятия. На четвертом уровне Джон ощущал себя звуком и перемещался вместе с ним. Но самое интересное в пережитом Джоном опыте — его общение с австралийскими аборигенами. Как уже упоминалось в четвертой главе, звук диджериду открывает проход между измерениями, через который ванджина спускаются в мир людей, а люди попадают в мир ванджина. Точно так же вместе со звуком мотора Джон совершил путешествие в иную реальность.
Единение со звуком составляет суть звуковой медитации. Это главный принцип тибетской вокальной техники «однотонального аккорда». И тибетская вокальная традиция, и звукотерапия рассматривают звук не как физическое явление, волну, порождаемую колебанием голосовых связок, но как живую энергию. Люди же, способные стать ее вместилищами и передатчиками, дают этой энергии физическое воплощение. Чтобы стать таким передатчиком, человек должен полностью довериться власти звука, отказавшись от попыток управлять им. Лишь полностью отключив самоконтроль, забыв о своем «я», можно достигнуть единения со звуком.
Для того чтобы пройти все этапы активного слухового восприятия, вам может хватить даже такого обыденного, ничем не примечательного звука, как гул холодильника. На первой стадии вы просто начинаете слышать, как гудит ваш холодильник. Затем, постоянно вслушиваясь в этот звук, вы начинаете различать в нем гармоники. Потом наступает очередь воображения: вы можете представлять, будто слушаете не жужжание холодильника, а хор монахов, беспрерывно поющих мантру «Ом». И, в конце концов, вы сможете достигнуть единения со звуком, стать звуком и вместе с ним перенестись в иные миры.
Слушая гармоники на четвертом уровне, человек сливается с ними воедино и совершает путешествие к их истоку. Однако достичь этого на деле гораздо труднее, чем кажется. Эта техника работы с гармониками — одна из высших форм медитации, и овладеть ею крайне сложно. Мои собственные успехи в этой области гораздо беднее, чем хотелось бы. Тем не менее несколько раз мне удавалось достичь единения с гармониками. Вместе с ними я переносился в иную реальность и там встречался с прародителями звука: богами и богинями, духами и другими обитателями небес. Эти необыкновенные путешествия доставляли мне истинное счастье.
Безмолвно вслушиваясь в звук, я покидал свое тело и уносился в иные миры, как в тот раз, когда я впервые услышал пение Гармонического хора. Однако самого необычайного эффекта я добивался, когда медитацию сопровождал пением. Чтобы продлить звук на значительное время, нужно слиться с ним, нужно путешествовать вместе с ним, оставаясь в то же время физическим источником звука. Другими словами, полностью покинуть свое физическое тело невозможно, иначе звук просто прекратится. Это удивительный опыт пребывания одновременно в двух, если не в трех измерениях.
В такие минуты меня часто посещает ощущение, что звук, выходящий из моего горла, порождается не мною: столь невероятные, несвойственные человеческому голосу формы он принимает. Если же мне удается довести медитацию до высшей точки, я отчетливо чувствую, что меня наполняет звуком некая высшая энергия или иной разум.
Погружение в тишину
Пятый уровень звуковой медитации представляет собой погружение в тишину. Таким образом, процесс медитации, с тишины начавшись, тишиной же и оканчивается, потому что все звуки мира исходят из тишины и в нее же возвращаются.
Как гласят древние мифы, именно звуком был сотворен мир. Бог-творец издал этот изначальный звук — и возникли различные уровни бытия. Но звуку предшествовала тишина. Погрузившись в тишину, мы можем совершить путешествие как к истоку, так и к окончанию сотворенного мира.
ИТОГИ
В заключение я хотел бы еще раз вкратце напомнить вам основные этапы звуковой медитации, в процессе которой вы можете либо просто слушать гармоники, либо производить их самостоятельно.
1. Начало: погрузившись в тишину, прислушайтесь к звукам окружающего мира и звукам внутри вас.
2. Первый этап: в качестве основы для медитации можно использовать кассету с записью или какой-либо иной источник звука. Внимательно вслушайтесь в звук: на данном этапе вы должны всего лишь отчетливо фиксировать все его физические аспекты.
3. Второй этап: учитесь различать в звуке гармоники. Источником гармоник в данном случае может быть и ваш собственный голос.
4. Третий этап: этот уровень медитации требует активной работы воображения. Как и в предыдущем случае, основой для медитации может служить кассета с обертональной музыкой или ваше собственное обертональное пение.
5. Четвертый этап: учитесь достигать полного единения с гармониками. Позвольте звуку перенести вас в другие миры.
6. Окончание: в завершение упражнения снова погрузитесь в тишину. Вслушайтесь в гармоники, которые всегда звучат вокруг вас и внутри.
Медитация — прекрасный способ снятия напряжения и стресса. Следовательно, через медитацию пролегает путь к телесному здоровью и душевной гармонии. Научившись снижать сердечный ритм, частоту колебаний мозговых волн, кровяное давление, вы сможете с легкостью преодолевать многочисленные стрессы, которые несет в себе жизнь в современном мире. Добиться всего этого можно при помощи звуков, и в особенности гармонического пения, которое само по себе может стать своего рода медитацией.
Если же человек вкладывает в работу с гармониками (не важно, слушает он их или производит) стремление познать все уровни звука, то такая медитация превращается из терапевтического упражнения в опыт духовного совершенствования. Дэвид Хайкс в программе концерта Гармонического хора пишет:
«Искусство гармонической музыки практически утеряно западной культурой. Однако, возрожденное, оно могло бы помочь нам услышать мир, в котором мы существуем, и осмыслить его современное состояние. Процесс создания и исполнения музыки, по сути, представляет собой активное постижение законов космической гармонии. Значит, именно музыка может помочь человечеству восстановить на всей планете гармонию и равновесие. Гармоническая музыка не скликает людей под свои знамена, она лишь призывает их внимательнее вслушаться в звуки мира. Тогда, возможно, каждый из людей сможет уловить то важное послание, что заключено внутри него самого». Звуковая медитация влечет за собой полное преображение сознания. Работая со звуком, вы ощутите свою взаимосвязь с космосом и найдете ответы на такие вопросы, какими прежде н не задавались. Вы сможете разрушить как внутренние, так н внешние барьеры, став ближе к окружающим людям. Вы достигнете того сознания единства и взаимосвязанности со всем мнром и каждым его элементом, о котором с начала времен говорили духовные учителя. Звук открывает путь к гармонии и духовному просветлению.