«Концертный» звукорежиссер занимается записью фонограмм концертов солистов, ансамблей, оркестров в закрытых залах и на открытых площадках, а также студиях звукозаписи. Следует отметить, что для концертного звукорежиссера очень важен период предварительной подготовки. Он должен заранее познакомиться с исполнителями, «почувствовать» их настроение. Не менее важно заранее определить «звучание» различных зон зала. Известно, что каждый концертный зал имеет свою акустику.
Концертному звукорежиссеру необходимо чувствовать микшируемую музыку на шаг вперед. Для этого нужно обязательно изучить структуру песен группы, особенно если приходится работать с музыкальным коллективом долгое время. Во время концерта звукорежиссер ни в коем случае не должен отвлекаться. О том, насколько профессионально он работает в зале, можно судить по реакции публики.
Кроме чисто технических задач, концертный звукорежиссер решает и творческие: следит за темпом, фразировкой, ансамблевым соотношением в звучании групп и отдельных инструментов при записи музыкальных фонограмм. Исполнители совместно со звукорежиссером предварительно обсуждают качество самого музыкального исполнения, соотношения инструментов по строю, стилю исполнения, интонации и характеру звучания. Особое внимание уделяется синхронизации исполнения, ансамблю, единству штриха и т.д. Звукозапись должна отображать уровень исполнительского мастерства артиста, она является звучащим документом эпохи. Звукорежиссер — непосредственный участник творческой работы музыканта, и поэтому он должен проникнуть в исполнительский замысел записываемого произведения, понять сильные и слабые исполнительские стороны того или иного артиста.
АРХИВНАЯ (РЕСТАВРАЦИОННАЯ) ЗВУКОРЕЖИССУРА
Быстрое развитие техники остро поставило вопрос о необходимости обработки архивных записей для воспроизведения на современной аппаратуре. Началом современного этапа архивирования звукозаписей условно можно считать 1983 г. Тогда на Объединенном техническом симпозиуме в Стокгольме инженеры сделали сообщения о вызывающей тревогу ситуации с двухдюймовыми лентами, о техническом состоянии лент и угрозе нехватки видеомагнитофонов для этого формата в будущем.
В телецентрах и радиодомах постепенно, в течение ряда лет, скопилось большое количество прошедших в эфир кино-, видео- и аудио-материалов на кинопленке и на магнитных лентах, имеющих большую историческую и художественную ценность. Их необходимо было во что бы то ни стало сохранить.
Следует отметить, что попытки реставрации архивных фономатериалов предпринимались давно, но, к сожалению, разработкой и производством специального оборудования никто всерьез не занимался. Все ограничивалось эквалайзерами и динамическими процессорами.
До 1920-х годов единственным способом записи звука являлась механическая грамзапись. Технология была предельно простой и стабильной — для тиражирования материал первоначально записывался на воск. Электрический способ грамзаписи стал широко применяться только в конце 1930-х годов. Позже появилась запись оптическим способом на кинопленку. Параллельно шли опыты над созданием аппаратуры для магнитной звукозаписи (в результате появились проволочные магнитофоны).
Пока не был найден эффект подмагничивания, магнитная запись по своим характеристикам не превосходила все существующие до ее изобретения средства звукозаписи. С открытием эффекта подмагничивания (примерно с середины 1940-х годов) магнитная лента практически полностью вытеснила тон-фильмы и грампластинки. Но, к сожалению, она со временем осыпается, коробится. Кроме того, воспроизведение на некачественной или неисправной аппаратуре часто ведет к растягиванию самой ленты, т.е. к ее деформации.
Вопрос о реставрации архивных записей очень остро встал уже в 1960-е годы. В настоящее время в центре внимания находятся проблемы перевода (перезаписи) аудиоматериалов на новые носители. Это позволит спасти архивы от разрушения. Кроме того, необходимо осуществить предварительную реставрацию магнитных фонограмм, преимущественно цифровым методом.
Одно из основных и существенных преимуществ «цифры» перед «аналогом» заключается в том, что в цифровой области звукозапись может быть скопирована столько раз, сколько потребуется, практически без какой-либо потери качества, в то время как при аналоговой перезаписи каждая копия в качественном отношении получается гораздо хуже оригинала.
Главная задача творчески работающего реставратора заключается вовсе не в том, чтобы подавить все шумы и помехи, а в том, чтобы скомпенсировать технические недостатки и следы времени, а также облегчить восприятие архивной звукозаписи слушателями. Именно поэтому на звукорежиссерах-реставраторах лежит огромная ответственность за то, как слушатели будут воспринимать музыкальную культуру прошлого.
В 60-х годах 20 века, по заданию Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, в ГДРЗ была создана новая группа реставраторов под руководством Давида Исаевича Гаклина.
Это был самый правильный выбор, и группа приступила к серьезному и вдумчивому решению этой непростой проблемы. Чтобы современный звукорежиссер понимал сложность задачи, в те годы доступными инструментами для реставрации были ножницы для вырезания щелчков на магнитной ленте, весьма примитивные частотные корректоры (эквалайзеры) и шумоподавители типа современных пороговых фильтров (Gate).
Тем не менее при активной поддержке заведующего архивом фонодокументов ИМЛ Андрея Ильича Петрова была проделана колоссальная работа. Петров помог извлечь из архивов неприкосновенные копии ленинских записей, которые в некоторых случаях удалось использовать в качестве исходников вместо сильно заезженных пластинок, которыми располагали реставраторы. Абсолютный слух Давида Исаевича Гаклина и Бориса Александровича Жорникова позволил, изучив пластинки той же фирмы, на которой записывался Ленин, но с записью музыкальных произведений, и сличив их звучание с нотами, обнаружить, что запись речей Ленина была сделана в 1919 году на скорости, отличающейся от стандартной скорости современных проигрывателей. Сразу стала понятной необходимость небольшого изменения скорости воспроизведения ленинских записей, и это позволило сделать голос Ленина более узнаваемым для еще живых его соратников.
А затем, переписав все имеющиеся 11 пластинок на магнитофонную ленту, реставраторы проделали адскую работу, вырезая ножницами десятки щелчков (сейчас бы эта работа с помощью компьютерных плагинов типа de-clicker могла быть выполнена в один момент), доступными в то время способами уменьшили шип пластинок, подретушировали тембры и, проконсультировавшись со стариками из ленинской гвардии, сочли работу завершенной с доступной тогда точностью.
САУНД-ДИЗАЙН (ЗВУКОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ)
Сейчас на телевидении нет ни одного жанра, который мог бы обойтись без саунд-дизайна. Специалист, занимающийся звуковым оформлением рекламных, анонсных, промоушен роликов, всевозможных заставок и отбивок, называется саунд-дизайнером.
Основная задача такого специалиста — создать при помощи звука лицо канала или телепрограммы. Естественно, что при этом используются всевозможные приемы работы с компьютерными звуковыми картами и программами, а заниматься этим должны только профессиональные музыканты.
Саунд-дизайнер должен привлечь звуком внимание телезрителей и удержать его как можно дольше.
ТЕАТРАЛЬНАЯ ЗВУКОРЕЖИССУРА
Это одно из самых ранних направлений в звукорежиссуре. Обычно театральной звукорежиссурой занимаются люди, постоянно работающие в том или ином театре, хорошо знающие акустику зала своего театра. Они ведут театральное представление, вовремя воспроизводят нужные по сценарию музыку и шумы, изредка записывают оригинальные музыкальные фонограммы с поющими актерами театра.
Звукорежиссер театра вместе с режиссером-постановщиком заранее составляют звуковую партитуру представления, подбирают необходимые компоненты звука: музыку и шумы. Часто определенная часть необходимой музыки пишется специально приглашенным для этой цели композитором.