Изучение истории государственного управления невозможно без
осмысления таких понятий, как «государство», «политика»,
«управление», «государственная власть». Ключевым понятием в данном
курсе является «государство». Это объясняется тем, что
государственное управление может осуществляться только как
целенаправленное воздействие государства на общественные процессы,
отношения и деятельности людей. Государство воздействует на
общество через государственный аппарат как систему государственных
органов и государственных служащих.
На протяжении всей истории развития государства и общества
существовали различные трактовки природы и сущности государства,
его роли, его устройства. Так, Аристотель ориентировался на
современную ему политическую практику и заботился, прежде всего, о
стабильности политических учреждений. Платон связывал лучшее
устройство государства с правлением лучших людей. На его модели
«республики философов» основывались элитарные теории
государства.
В сущности, именно от Платона и Аристотеля берут начало две
противоположные традиции в мировой политической практике,
касающиеся определения природы государства и государственной
власти. Для одной из них (Платон, Руссо, марксисты) главным был
вопрос о том, кто правит? В противоположность этому сторонники
Аристотеля исходили из вопроса что правит? – правит ли закон в этом
государстве, одинаков ли он для всех? Для приверженцев этого
направления политической власти главное заключалось в том, как
правильно организовать государственную власть, чтобы она служила
обществу, его интересам.
В современном значении понятие «государство» появляется только в
Новое время, когда возникла проблема выделения
государственно-политических отношений в самостоятельную сферу. С
этого времени (16-17 вв.) термином «государство» обозначается
большинство государственных образований.
Огромная заслуга введения понятия принадлежи Н. Макиавелли, который
для обозначения государства использовал термин «state» (лат. status
– положение, статус). Новый термин определил юридическое состояние,
взаимные права и обязанности гражданина и государства. Именно с
этого момента термины «государство» и «гражданское общество»
вводятся в политический словарь как самостоятельные понятия,
наделенные определенным смыслом.
Государство представляет собой механизм взаимосвязи и
взаимодействия людей, проживающих на единой территории,
объединенных институтом гражданства, системой государственной
власти и права.
Государство – это высшая форма организации общества. Государство
следует рассматривать как политическую организацию общества,
механизм публичной власти, воплощающий право и силу. От этого мы и
перейдем к понятиям «политика» и «государственная власть».
Власть и политика: понятия и современные подходы
Можно выделить следующие наиболее известные подходы к вопросу о
сущности политики:
1. Директивный (лат. dirigere – направлять): политика трактуется
как деятельность по руководству и управлению обществом,
общественными процессами с использованием механизмов власти (М.
Вебер);
2. Функциональный, согласно которому сущность политики состоит в
разделении обязанностей и полномочий при непременном их
согласовании. Участники политики выполняют строго определенные
функции и роли (Платон);
3.
Коммуникативный: самый широкий подход к политике, сторонники
которого рассматривают политику как универсальное средство
обеспечение целостности общества. При этом выделяют: интегративное
направление (политика как социальная этика, ее цель благо человека,
а не общества (Аристотель); конфликтное направление (политика как
сфера господства, подавления одних социальных групп другими
(Макиавелли); как сфера борьбы классов (Маркс).
Основным недостатком современных подходов к понятию «политики»
является то, что они не раскрывают социальный смысл самой политики,
сводя феномен политики к государству и власти. По мере развития
цивилизации, с появлением политических партий, групп интересов,
лоббистов, СМИ содержание политики уже не может сводиться только к
государству. В сущности, политика начинается там, где возникает
конфликт интересов.
Часто между понятиями «власть», «политика», «управление» не
делается различие. Но это большая ошибка. Власть – это вовсе не
обладание и не примитивное воздействие А на Б, это всегда действие
или процесс, это способность субъекта подчинить объект в
соответствии со своими намерениями. Власть – это всегда
ассиметричные, зависимые отношения (технология ADSL). Это и есть
главное отличие власти, потому что, политика – это согласование
интересов, а управление это – целедостижение.
Одной из основных характеристик государственной власти является ее
легитимность. Легитимность шире таких понятий как законность
происхождения власти, выборность, занятие должности и др.
Легитимность основана на доверительности отношений: народ признает
власть и добровольно следует ее установлениям, власть обязуется
выполнять делегированные ей народом функции. В этом смысле
легитимной может считаться и абсолютная монархия, если это
характерно для данного общества.
М. Вебер в зависимости от мотивов подчинения власти выделяет три
основных типа легитимности:
· Традиционная (основана на обычаях и традициях, привычке
повиноваться власти, вере в священность существующих порядков;
власть носит личный характер, передается по наследству, освящается
религией, она сакральна);
· Харизматическая (ее источником является качества личности –
харизматического лидера). Этот тип легитимности обладает меньшей
устойчивостью и запасом прочности, т.к. во многом основан на
эмоциях и чувствах;
· Рационально-легальная (основана на формально-рациональных
процедурах и законах, на рационально понятом интересе, побуждающем
людей подчиняться решениям правительства).
Традиционная легитимность свойственна монархиям, харизматическая
легитимность наиболее характерна для периодов революционных перемен
как переходная форма власти от традиционной к рациональной,
рационально-легальная свойственна современным демократическим
государствам.
Следует также подчеркнуть, что легитимность может осуществляться на
различных уровнях: идеологическом (признание народом целей данного
политического режима, его идеологии); структурном (признание
народом эффективности и законности существующих политических
институтов, устройства государства); персональном (доверие
населения к конкретным политическим элитам и политическим
лидерам).
Несмотря на все сказанное, нельзя забывать, что государство
необходимо истолковывать не только в категориях права, но и с
позиций морали. Потому что речь идет о судьбах людей, их интересах
и т.д. Власть должна обладать способностью понимать и воспитывать,
а не только управлять.
Лекция 2.
Государство, власть, управление: современные подходы и национальные особенности.
58
0
4 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!