Комедия«Горе от ума» создавалась в начале 20-х гг. XIX в. Главный
конфликт, на которомпостроена комедия, – противостояние «века
нынешнего» и «века минувшего». Влитературе того времени еще имел
власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Ноустаревающие каноны
ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни,поэтому
Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег (по
меренеобходимости) некоторыми законами ее построения.
Любоеклассицистическое произведение (драма) должно было строиться
на принципахединства времени, места и действия, постоянства
характеров.
Первыедва принципа довольно строго соблюдены в комедии. В
произведении можно отметитьне одну, как было принято любовную
интригу (Чацкий – Софья, Софья – Молчалин,Молчалин – Лиза, Лиза –
Петруша), но все они как бы выстраиваются «в однулинию», не нарушая
единства действия. В классицистическом произведении любовнойпаре
господ соответствовала пара слуг, пародирующая их. В «Горе от ума»
этакартина смазана: сама хозяйская дочь влюблена в «слугу»
(Молчалина). Такимобразом Грибоедов хотел показать реально
существующий тип людей в лицеМолчалина, которого Фамусов
«безродного пригрел и ввел в секретари…» (а теперьМолчалин мечтает
стать дворянином, женившись на дочери Фамусова).
Большинствоклассицистических произведений было построено на
принципе: долг выше чувства. Вкомедии «Горе от ума» важную роль
играет любовный конфликт, который перерастаетв
социально-политический.
Всегерои произведений классицизма были четко разделены на
положительных иотрицательных. Этот принцип в комедии соблюдается
только в общих чертах: такназываемое фамусовское общество
противопоставляется герою, выражающему новые,прогрессивные взгляды.
Но если рассматривать каждого представителя этогообщества в
отдельности, то выяснится, что каждый их них не так уж
плох.Например, в образе Фамусова (главного антипода Чацкого в
общественномконфликте) вырисовываются вполне понятные положительные
человеческие черты: онлюбит дочь, желает ей добра (в своем
понимании), а Чацкий для него – роднойчеловек (после смерти отца
Чацкого Фамусов стал его опекуном и воспитателем) вначале комедии.
Фамусов дает Чацкому вполне дельные советы:
…Во-первых,не блажи,
Именьем,брат, не управляй оплошно,
Аглавное – поди-тка, послужи…
Образже положительного героя, прогрессиста Чацкого, отмечен
некоторыми отрицательнымичертами: вспыльчивостью, склонностью к
демагогии (не зря Пушкин недоумевал:зачем главный герой произносит
пламенные речи перед этими тетушками, бабушками,репетиловыми),
чрезмерной раздражительность, даже злобой («Не человек – змея» –это
оценка Чацкого его бывшей возлюбленной Софьей).
Такой подход к
главнымгероям свидетельствует о появлении новых, реалистических
тенденций в русскойлитературе.
Вклассицистической комедии обязателен хороший конец, т. е. победа
положительногогероя и добродетели над пороком. В «Горе от ума»
количество отрицательныхгероев во много раз больше количества
положительных. К положительным можноотнести Чацкого и еще двух
внесценических персонажей – родственника Скалозуба,о котором он
говорит: «Чин следовал ему, он службу вдруг оставил, в
деревнекнижки стал читать»; и племянника княгини Тугоуховской, о
котором она спренебрежением сообщает: «… он химик, он ботаник,
князь Федор, мой племянник».И из-за несоответствия сил
положительные герои в пьесе терпят поражение, «онисломлены силой
старой». Фактически же Чацкий уезжает победителем, так как онуверен
в своей правоте. Кстати, использование внесценических персонажей –
такженоваторский прием. Эти герои помогают осмыслить происходящее в
доме Фамусоваболее широко, в масштабах страны. Они как бы
расширяют, раздвигают рамкиповествования.
Позаконам классицизма жанр произведения строго определял его
содержание. Комедиядолжна была быть юмористической, фарсовой либо
носить сатирический характер.Комедия Грибоедова не только сочетает
в себе два этих типа, но еще вбирает всебя чисто драматический
элемент. В комедии есть такие герои, как Скалозуб,Тугоуховские,
смешные в каждом своем действии, каждом своем слове.
Использованытакже и другие приемы комического изображения:
говорящие фамилии (Скалозуб,Молчалин, Репетилов, Горич,
Тугоуховские, Фамусов), «кривое зеркало» (Чацкий –Репетилов).
Главныегерои комедии неоднозначны. Над главой семейства и хозяином
дома Фамусовым мывесело смеемся, когда он заигрывает с Лизой, из
кожи вон лезет, чтобы выдатьсвою дочь за нелепого Скалозуба, но
задумываемся над устройством общества тоговремени, когда он,
взрослый и уважаемый всеми человек, опасается, «что станетговорить
княгиня Марья Алексевна».
Чацкийеще более неоднозначный герой. Он в чем-то выражает точку
зрения автора(выступает резонером), сначала иронизирует над
московскими жителями, укладом ихжизни, но, мучаясь от неразделенной
любви, озлобляясь, начинает обличать всех ився.
Итак,Грибоедов хотел высмеять пороки современного ему общества в
комедии,построенной в соответствии с канонами классицизма. Но,
чтобы более полноотразить реальную ситуацию, ему пришлось отступить
от канонов классицистическойкомедии. В итоге мы можем сказать, что
в комедии «Горе от ума» сквозьклассицистическую форму произведения
проглядывают черты нового литературногонаправления, реализма,
открывающего для писателя новые возможности изображенияреальной
жизни.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта
www.fictionbook.ru/
Жанровое своеобразие пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума»
76
0
3 минуты
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!