Какова сущность, функции и структура морали?
204
0
4 минуты
Мораль (от лат. moral's — нравственный, mores — нравы) является
одним из способов нормативного регулирования поведения человека,
особой формой общественного сознания и видом общественных
отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те
или иные существенные свойства. > Мораль — это система
принципов, норм, определяющих характер между людьми в соответствии
с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле,
справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. И. Кант
отмечает: -<Две вещи наполняют душу всегда новым и все более
сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы
размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон
во мне». Действительно, эти вещи свидетельствуют об эфемерности
(недолговечности, скоро приходящности) человеческого бытия, в том
числе всех человеческих угрызений по сравнению с космическими и
моральными законами, и вместе с тем они свидетельствуют о
способности человеческого разума постигать и восхищаться ими. С
этой точки зрения структура морали, нравственности многоярусная и
многоплановая. Охватить ее одновременно невозможно, не соблюдая
биологический, психологический, социологический, нормативный,
личностный, философский подходы. Очень простой вариант структуры
морали был намечен в древности. Ведь нравственность — это, с одной
стороны, понятие, убеждения, намерения, а с другой стороны —
поступки, практические действия. Соединение же слова и дела
составляет суть нравственных отношений между людьми, поэтому в
морали в неразрывном единстве находятся сознание, деятельность и
отношение. Иначе в структуре нравственности выделяются: -
нравственное сознание (общественное и индивидуальное); -
нравственная практика; - нравственные отношения. Нравственное
сознание представляет собой субъективную сторону нравственности,
отражающей нравственное бытие людей. Особенность этого сознания —
в восприятии всех явлений с точки зрения ценности. Главная задача
заключается не в объяснении явления, не в раскрытии его причин, а в
его оценке. Ценностное отношение к дейст- вительности — важная
характеристика нравственного сознания. Особое место в иерархии
ценностей занимает идея о должном. Эта идея определяет конечную
цель деятельности человека (или общества). Исходя из этого,
нравственное сознание позитивно или негативно оценивает поступки
людей (в категориях добра и зла). Это является важной
характеристикой, предписывая модель действия. Нравственное
сознание реализуется в двух формах: общественной и индивидуальной.
Общественное сознание является элементом социальной жизни. В нем
аккумулирован и систематизирован нравственный опыт многочисленных
поколений, позволяющий отдельного человека воспитывать как
полноценную личность. В общественном нравственном сознаний
выделяется два уровня: обыденный и теоретический. Первый уровень
представляет собой так называемую «житейскую мудрость» и «здравый
смысл», повседневные суждения и оценки, непосредственно связанные
с жизнью людей. Его представления зачастую нечетки, неустойчивы и
противоречивы, что связано с жизненными обстоятельствами. Второй
уровень — теоретический — характеризуется системностью,
рациональностью. На этом уровне решаются «смысложизненные» вопросы
бытия. В теоретическом нравственном сознании главную роль играет
моральная философия, т. е. этика. При этом нужно учитывать, что
индивидуальное нравственное сознание рефлексивно, относится к
внутреннему миру и состоит из нескольких компонентов: -
рационального, в котором выражаются мировоззрение личности,
нравственные представления.
Базовым элементом этого компонента
являются идеалы, оценки, принципы, установки, представления о
моральных качествах, о добре и зле; - эмоционального, выражающего
совокупность нравственных переживаний человека (отзывчивость,
сострадание, совесть, стыд, достоинство, честь). - волевого,
благодаря которому субъективный нравственный мотив реализуется в
действии, на практике, иногда вопреки давлению объективных
обстоятельств. Нравственная практика является результатом
объективации морального сознания, а базовый элемент практики —
поступок. Структура нравственной практики может состоять из
следующих составляющих: - замысел (намерение или постановка цели);
- мотивация, обоснование замысла; - выбор цели, средств; - принятие
решений; - действия, реализующие нравственную установку и линию
поведения человека. Нравственные отношения предполагают
совокупность зависимостей и связей, возникающих в процессе
нравственной практики. Особенность нравственных отношений в том,
что люди возлагают на себя определенные моральные обязательства,
проявляющиеся в понимании своего долга, ответственности перед
другими людьми и обществом в целом. Нравственные отношения можно
классифицировать: - по содержанию, определяя обязанности человека в
той или иной сфере деятельности; - по характеру требовательности к
себе и другим; - по характеру связи в зависимости от уровня и
интеллекта общения. Таким образом, структура «нравственное
сознание — нравственное действие — нравственное отношение» образует
единое целое, а ее элементы взаимно регулируются. Вместе с тем для
выявления сущности морали важную роль играет понимание функций,
которые она выполняет. Оценочная функция морали заключается в
понимании того, что такое добро и зло, справедливость, дож,
совесть. В моральном сознании сущее сопоставляется с должным,
поэтому моральные оценки носят универсальный характер и
распространяются на все действия человека. Более того, моральная
оценка опирается на моральные убеждения индивида и авторитет
общественного мнения. Познавательная функция направлена на
постижение величайшего многообразия культурного опыта, накопленного
человечеством. В нем необходимо помнить, что познавательная функция
морали осуществляется иначе. При этом в значительной степени
гораздо большую роль играют чувства, вера, интуитивное восприятие
многообразия меж- человеческих связей и отношений. Риулягивная
функция — одна из ведущих функций морали. В этой роли мораль
корректирует практическую деятельность человека с точки зрения
учета интересов других людей и общества. Однако регулирует
поведение индивида не только мораль, но и право, религия,
искусство, политическое сознание, т. е. все формы общественного
сознания. Именно мораль регулирует все сферы деятельности
человека, чего не скажешь о праве, эстетическом сознании,
политике; во-вторых, мораль требует от человека соблюдения
нравственного идеала, который сам по себе не каждым достигаем;
в-третьих, регулятивная функция морали осуществляется при опоре не
на авторитет общественного мнения, а на совесть человека.
Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в
формировании человеческой личности. Мораль способствует
установлению смысла жизни, осознанию человеком своего достоинства,
долга перед другими людьми и обществом, осмыслению необходимости
уважения к правам личности, достоинству других.
Ценностно-ориенгирующая функции, исходя из нравственных
представлений, нацеливает человека постоянно сравнивать реальное с
идеальным, сущее с должным. Это позволяет корректировать свое
поведение, определять вектор своего духовного развития. Выявляя
эти функции морали, вместе с тем следует иметь в виду, что в целом
все они тесно взаимосвязаны, обусловливая богатство и
содержательность духовной жизни человека.
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!