Во-первых, центральное место в правоохранительной деятельности А Ф.
Кони всегда отводил личности сотрудника правоохранительных
органов, юристов. Как бы хороши ни были правила деятельности, они
могут потерять свою силу и значение в неопытных, грубых или
недобросовестных руках, а самый обдуманный и справедливый уголовный
закон обращается в ничто при дурном отправлении правосудия.
Во-вторых, большое внимание он уделял проблеме внутреннего
убеждения. Судья, юрист должен принимать решение, основываясь на
том, что в данное время представляется логически неизбежным и
нравственно-обязательным. Процесс формирования внутреннего
убеждения связан с непрерывным разрешением возникающих сомнений. С
сомнением надо бороться и победить его или быть им побежденным,
так, чтобы в конце концов не колеблясь и не смущаясь, сказать
решительное слово — «виновен» или «нет». В-третьих, судейская
независимость — одно из важнейших условий, обеспечивающих
постановление правильного приговора. В-четвертых, А. Ф. Кони высоко
ценил общественное мнение передовой России. Вместе с тем он
предостерегал от подмены подлинного общественного мнения
«общественными страстями». В-пятых, говоря о недопустимости
автоматического применения закона, он требовал необходимости
проникновения в мысль законодателя и вместе с тем возражал против
внесения в толкование закона своих личных вкусов, симпатий и
антипатий, что способно поставить на место закона личное усмотрение
и произвол. В-шестых, высоко ценя закон, А. Ф. Кони тем не менее
подчеркивал, что он намечает лишь служебные обязанности. Но наряду
со служебным долгом есть нравственный дож. Нравственный долг
сотрудника правоохранительных органов заключается в уважении к
человеческому достоинству и в справедливом отношении к человеку.
Для этого необходимо привить сотруднику нравственную чуткость,
развить в нем стремление не только казаться, но и быть
справедливым. В-седьмых, основоположник судебной этики А. Ф. Кони
боролся против переоценки доказательственного значения признания
обвиняемым своей вины. «Нравственный долг сотрудника, - писал он,
— не идти слепо по пути собственного признания. . . свободно,
вдумчиво и тревожно исследовать, в чем кроется истинный источник
этого доказательства. . . » В-восьмых, огромное значение он
придавал «ораторскому искусству, умению твердо править словом». В
стремлении к истине самые глубокие мысли сливаются с простейшим
словом. Слово — одно из величайших орудий человека. Поэтому
нравственный долг сотрудника — обращаться осторожно и умеренно с
этим оружием и высказывать свое слово лишь в случае глубокого
убеждения, не поддаваясь соблазну красивой формы или видимой
логичности своих построений, не заботясь о способах увлечь
кого-либо своей речью. Сотруднику правоохранительных органов нужна
наблюдательность, умение оценивать подробности и способность
прислушиваться не только к голосу разума, но и сердца. А это
предполагает возможность освободить его от внешних пут и дать ему
широкий простор в избрании наказания, доверяя в этом случае его
житейской опытности и его совести. Нравственный дож, справедливое
отношение к человеку выражаются в сознательном и беспристрастном
постановлении себя на его место в каждом случае и в воздержании от
того, чтобы делать разумное существо не целью, а средством
достижения посторонних и своих личных целей. В осуществлении
справедливости и в связи с деятельной любовью нравственный дож
сливается с руководящим началом христианства, предписывающего
возлюбить ближнего своего как самого себя.
Каковы главные идеи а. Ф. Кони в области права и нравственности?
210
0
2 минуты
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!