Обособленной историко-культурной областью Африки является остров Мадагаскар. Основную массу населения составляют малагасийцы, по своему языку и типу заметно отличающиеся от населения близкого африканского континента и имеющие несомненную связь с островами Индонезии. Ученые считают, что древнейшее население острова было близко к койсанским народам (данные палеоантропологии это подтверждают). Малагасийцы относятся к смешанному расовому типу (негроидная и монголоидная раса). В 10-6вв. до н.э. сюда стали проникать южные монголоиды с островов Юго-Восточной Азии, которые вначале селились на восточном побережье острова, а затем стали продвигаться в центральные районы. Примерно в это же время или чуть позднее на западном побережье Мадагаскара стали появляться восточные негроиды. При их последующем смешении с аборигенами и отчасти арабами образовались современные малагасийцы.
Язык малагасийцев относится к австронезийской языковой семье.
На востоке и в центральных районах острова среди населения преобладают южно-монголоидные черты, а на западе – негроидные. До недавнего времени среди малагасийцев наблюдались деления на этнические группы, вероятно племенного происхождения. В сознании малагасийцев еще сохраняется этническая принадлежность к той или иной этнической группе, которая имеет и некоторые хозяйственные, социальные и бытовые особенности. Наиболее крупные группы – мерну (или мерина), бецимизарака, бецилеу, сакалава, атандруй и тд.
В малагасийской культуре переплетаются юговосточноафриканские и африканские элементы, к тому же приспособленные к своеобразным географическим условиям Мадагаскара. Это наблюдается прежде всего в хозяйстве, основу которого составляет земледелие. В центральной горной части острова с отдаленных времен существует развитая ирригационная система, без которой было бы невозможно возделывать рис. Посадки рис расположены по склонам гор на широких террасах. Сюда подведены многочисленные каналы, питаемые горными потоками.
В лесных районах островах практикуется подсечно-огневая система; обработка почвы производится железной лопатой с узким вытянутым и слегка вогнутым лезвием. Здесь рис сеется без искусственного орошения под обильный тропический дождь.
В тех районах, где рис не растет, большое значение имеет кукуруза. Кроме того, малагасийцы разводят картофель, фасоль, сахарный тростник, сажают фруктовые деревья, держат пчел и разводят шелковичных червей. В колониальный период получили развитие экспортные культуры, особенно кофе и ваниль.
У земледельческого населения скотоводство не играет большой роли в хозяйстве. Скот иногда используется в качестве рабочего, например: вместо мотыжной обработки на залитые водой рисовые поля выпускают стадо быков и гоняют их по участку до тех пор, пока разрыхляемая копытами почва не будет готова к посеву.
Скотоводческие районы располагаются в основном на юге и западе. Например, сакалава на равнинах запада разводят коз, овец, крупный рогатый скот – зебу.
Дома – различного устройства. Во многих районах постройки представляют собой прямоугольный деревянный каркас со стенами из тростника с остроконечной двускатной крышей, покрытой пальмовыми листьями. В центральной горной части страны дома глинобитные, но также прямоугольные в плане, с высокой поднятой остроконечной крышей.
Отличительная особенность жилища – богатство и разнообразие домашней утвари – резная мебель, плетеные циновки, служащие скатертями и салфетками, устилающие пол, украшающие стены дома, а также орнаментированная деревянная посуда, скульптура и т.д.
Традиционной одеждой была набедренная повязка у мужчин, юбка у женщин, изготовленные из ткани собственной выработки. Непременная принадлежность обеих полов – ламба – представляет собой прямоугольный кусок ткани либо белого цвета, либо с пестрым узором, которую носили по-разному: обматывали вокруг пояса, набрасывали на плечи или закутывались в нее с головой. Ныне распространена европейская одежда.
О прежнем родовом устройстве мало известно. В 16-17вв. в центральной части Мадагаскара существовало государство Имерина с феодальным строем. Основную массу населения составляли лично свободные крестьяне хува, объединенные в соседские общины, которые носили различные феодальные повинности в пользу государства.
А конце минувшего столетия Мадагаскар оказался под властью Франции. Под влиянием французского капитала стали складываться буржуазные отношения, проникшие в малагасийскую деревню. В 1960г. Мадагаскар получил независимость.
Койсанские народы: этнологическая характеристика
К койсанским народам относятся готтентоты и бушмены.
Готтентоты.
Самоназвание – кой-коин (люди людей), народ в южной и центральной Намибии (100 тыс. человек), Ботсване (25тыс.человек) и ЮАР (2 тыс. Человек). Разделяются на группы наа и метисов-рехобот. Относятся к бушмено-готтентотской расе негроидной расы. Малый рост, слабая пигментация, морщинистость кожи, стеатопигия (жировые отложения в области ягодиц), курчавые волосы сближают готтентотов с бушменами, однако черепа готтентотов длиннее, сильнее выражены прогнатизм (сильное выступание челюстей) и надбровные дуги, рост несколько выше. Говорят на языках и диалектах (всего более 50) готтентотской, или центральной, группы койсанской семьи. Важнейшие языки: квади, нама-ора, короква, подгруппы языков и диалектов нама. Готтентоты в основном протестанты, сохраняются традиционные верования.
Готтентоты населяют западные области Южной Африки, миграциями банту были оттеснены в северу. Голландские, английские и немецкие колонизаторы в 17-20 вв. уничтожили многие племена готтентотов, остальных согнали с их земель.
Традиционное занятие – скотоводство, преобладает отгонное (крупный рогатый скот длиннорогой местной породы, овцы и козы). Уход за скотом - мужское занятие. Скот берегли как главное богатство и забивали только по случаю больших торжеств и в ритуальных целях. Шкуры, кожа и шерсть шли на различные поделки, в том числе на покрытие каркасов хижин, набедренные повязки и плащи. Ко времени появления европейцев готтентоты умели добывать и обрабатывать железо; поковки производили на камне каменным молотом. Из железа делали наконечники стрел и копий, украшения. В 19-20вв. стали осваивать земледелие. Большинство современных готтентотов работает по найму в городах. Традиционное поселение – крааль. Одежда – европеизированная. Основа традиционной пищи – молочные продукты.
Основу социальной организации готтентотов составляла большая семья, во владении которой находился скот (иногда по несколько тысяч голов). Система родства ирокезского типа – матрилинейный род занимал длинный дом, роды возглавлял старейшина, который входил в совет старейшин. Несколько больших семей объединялись в сельскую общину. Высшей территориальной единицей было племя, возглавляемое вождем и советом старейшин. Колониальная экспансия разрушила хозяйство готтентотов и их уклад. После подавления восстания готтентотов (1904-1907) их племенная организация была ликвидирована.
Традиционные верования – культ предков, духов, магия. Существует фольклор, преимущественно сказки и мифы.
Бушмены.
От голландского – лесной человек, народ на юге Африки. Общая численность около 84 человек. Разделяются на группы: кунг, конг (маконг), кхомани (нусан) и др. Относятся к бушменской расе большой негроидной расы. Рост в среднем около 150см, кожа желтая морщинистая, волосы скручены в плотные пучки. Бушменам свойственен эпикантус (монгольская складка век), стеатопигия. Говорят на бушменских языках и диалектах койсанской семьи. Распространены также английский, африканаас. Бушмены – традиционное население южной и восточной Африки. В 16-18 веке были оттеснены бантуязычными народами в пустыни и полупустыни Южной Африки. Большая часть уничтожена европейскими колонизаторами, остальные вытеснены в пустыню.
По традиционному занятию – бродячие охотники и собиратели. До прихода банту не знали металлов, керамической посуды. Лук и стрелы с кремневыми или костяными наконечниками, нередко отравленными (у мужчин), палка-копалка с камнем-утяжелителем (у женщин) были основными орудиями. Другая утварь – кожаный мешок для дичи, корзинка для кореньев и сосуды из скорлупы страусовых яиц. Жильем служили гроты, иногда сооружались ветровые заслоны (полукруглые в плане хижины из ветвей) или ямы в песке, одеждой – кожаные набедренные повязки, передники, кароссы – кожаные плащи, по ночам служащие постелью. Бушмены обладают обширными познаниями о животных и растениях, особенностях окружающей среды. Они, например, умеют добывать воду в безводных местах путем отсасывания через тростниковую трубку из влажных слоев почвы.
Система родства английского типа. Малые семьи объединены в небольшие (10-15 чел.) группы, основу которых составляют родственники по отцовской линии. Каждая группа имеет определенную охотничью территорию с источниками воды.
Бушмены создали гравированные или выполненные красками наскальные изображения. Богат фольклор (сказки и мифы, в том числе миф о культурном герое Цагне – тотемическом первопредке).