В эту неделю Святая Церковь празднует память 318-ти отцов 1-го Вселенского Собора в Никее, который был созван против Ария и начался в дни Пятидесятницы, 19 июня 325 года. Собор, как говорится в Синаксаре, проповедал Сына Божия единосущна и единочестна Отцу и исповедал, что Он воистину Сын Божий и совершенный Человек.
Собор постановил также праздновать светлый праздник Пасхи в первое воскресенье после иудейской Пасхи.
Праздник богоносных отцев совершается один день и не имеет ни предпразднства, ни попразднства. На утреннем каноне катавасия та же, что и на Вознесение - "Божественным покровен...".
Троицкая родительская суббота
На богослужении Троицкой родительской субботы поминаются все "от века усопшие" православные христиане, "отцы и братия наша".
Последование службы такое же, как и в субботу Мясопустную (см. выше). Различие состоит только в том, что в службе Троицкой субботы песнопения Октоиха, помещенные на ряду в Цветной Триоди, всегда 6-го гласа, потому что в предыдущее воскресенье поется 6-й глас, а в Мясопустную субботу - песнопения Октоиха рядового гласа[219].
ПЯТИДЕСЯТНИЦА
В день св. Пятидесятницы воспоминается и прославляется сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков (Деян. 2, 1-4).
Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что он приходится на 50-й день после Воскресения Христова Сошествие Святого Духа на апостолов есть "свершение" нового, вечного Завета Бога с человеком. Предпраздства этот праздник не имеет.
История праздника
Праздник Пятидесятницы установлен самими апостолами. По сошествии Святого Духа апостолы ежегодно праздновали день Пятидесятницы и заповедали воспоминать его всем христианам (I Кор. 16, 8; Деян. 20, 16). Уже в Постановлениях Апостольских есть прямая заповедь праздновать св. Пятидесятницу:
"Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи), сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа"[220].
Праздник Пятидесятницы, под названием дня Святого Духа, с самых первых времен христианства, праздновался Церковью торжественно. Особенную торжественность ему придавал обычай древней Церкви совершать в этот день крещение оглашенных (отсюда пение на литургии "Елицы во Христа крестисте-ся..."). В IV веке были составлены св. Василием Великим особые молитвы, читаемые до сих пор на вечерне. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и св. Косма Маиумский составили в честь праздника многие песнопения, которые и теперь поет Церковь.
Уставные особенности богослужения
На великой вечерни, среди стиховных стихир, впервые после Великой Субботы поется стихира: "Царю Небесный..." (она же поется на утрени, по 50-м псалме, и на хвалитех, на "И ныне". По "Ныне отпущаеши", на "Бог Господь" и в конце утрени - тропарь праздника, глас 8-й: "Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе".
На утрени, по полиелее, величание: "Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим". Прокимен: "Дух Твой благий наставит мя на землю праву". Стих: "Господи, услыши молитву мою. ..". Евангелие от Иоанна, зач. 65-е.
"Воскресение Христово видевше..." - не поется. Канонов два: Космы Маиумского "Понтом покры" и Иоанна Дамаскина "Божественным покровен...". К тропарям припев: "Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе". Катавасия - ирмосы второго канона.
По 3-й песни - седален праздника, по 6-й песни - кондак, гл. 8: "Егда снизшел, языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся приз-ва, и согласно славим Всесвятаго Духа" и икос.
На 9-й песни вместо "Честнейшую"
"Апостолы сошествие Утешителя зряще удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый"[221] И затем - ирмос 1-го канона. Этот же припев поется и ко всем тропарям обоих канонов.
Катавасия поется второго канона: "Радуйся Царице, матередевственная славо: всяка бо удобообращательная благо-глаголивая уста витействовати не могут Тебе пети достойно:
изумевает же ум всяк Твое Рождество разумети. Темже Тя согласно славим".
Этот же ирмос служит вместо "Достойно" на литургии. "Свят Господь Бог наш" не поется[222].
На литургии - антифоны праздника. Входный стих:
"Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоим и поем силы Твоя". Вместо Трисвятого поется "Едины во Христа крестистеся "[223]. Прокимен: "Во всю землю изыде вещание их..." (Этот прокимен поется до отдания - см. Типикон). Апостол Де-ян., зач. 3. Евангелие от Иоанна, зач. 27-е. Причастен: "Дух Твой благий наставит мя на землю праву".
Задостойник: "Радуйся, Царице..." (поется до отдания праздника).
В конце литургии, после возгласа: "Спаси, Боже, люди Твоя...", в первый раз после Великой Субботы поется: "Виде-хом свет истинный. ..". Отпуст праздничный (см.: Служебник).
К особенностям службы Пятидесятницы относится то, что великая вечерня в день Пятидесятницы обычно совершается сразу же после литургии[224].
На вечерни к обычным прошениям великой ектении присоединяются особые прошения. Вход с кадилом (но если служит архиерей, то вход совершается с Евангелием) и великий прокимен: "Кто Бог велий..."
На вечерни читаются особые три молитвы св. Василия Великого с коленопреклонением колена преклоняются впервые после Пасхи[225]. Молитвы читаются в следующие моменты:[226]
первая - сразу же после великого прокимна: "Кто Бог велий... вторая - после сугубой ектении: "Рцем вси..." и третья - пос "Сподоби, Господи...".
Священник читает молитвы на коленях в царских вратах, лицом к народу.
После каждой молитвы бывает сокращенная малая ектения, начинающаяся прошением:
"Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию".
После молитв - просительная ектения: "Исполним вечернюю..." стиховные стихиры и обычное окончание вечерни.
Отпуст на вечерни - особый (см.: Служебник).
ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА ("Духов день")
Песнопения в этот день те же, что и в Пятидесятницу, только на малом повечерии поется канон Святому Духу..
Всенощного бдения на день Святого Духа, по Уставу, не полагается, но в практике в этот день совершается служба, как в день святой Пятидесятницы. На утрени полиелея нет.
"Честнейшую" не поется (поется ирмос 9-й песни). В конце утрени - великое славословие.
На литургии поются изобразительны.
Произносится входной стих, как в день Пятидесятницы, но вместо "Елицы..." - "Святый Боже...". Отпуст - дня Пятидесятницы.
Попразднство Пятидесятницы - 6 дней Отдание праздника бывает в следующую субботу. На литургии (до отдания праздника) по входе: "Приидите, поклонимся... Спаси ны, Уте шителю Благий поющия Ти: Аллилуиа".
Седмица по Пятидесятнице сплошная: пост в среду и пятницу отменяется.
Такое разрешение поста установлено Церковью в честь Святого Духа и семи Его даров.
Неделя 1-я по Пятидесятнице - ВСЕХ СВЯТЫХ
В песнопениях Недели всех святых Церковь напоминает нам о подражании подвигам и добродетелям святых.
Неделей (воскресеньем) всех святых оканчивается Цветная Триодь и начинается ежедневное пение Октоиха.
Богослужебная книга Октоиха употребляется с понедельника после Недели (воскресенья) всех святых по пятой недели (воск ресенья) Великого поста включительно. В период пения Постной Триоди от Недели сыропустной через всю Четыредесятницу Окто их употребляется только по воскресным дням Период от Недели всех святых и до Недели о мытаре и Фарисее составляет 32 не дели. Соответственно порядку этих Недель следуют столпы вос кресных утренних Евангелий. Столпы осмогласия (гласов Октоиха начинаются со второй недели (воскресенья) по Пятидесятнице, после Недели всех святых.