В мае 1990 года в Костромской общеобразовательной школе №22 было открыто музыкально-эстетическое отделение. Инициатором данного проекта был Евгений Константинович Щеглов, который потом ещё в течение пяти лет работал на отделении.
В сентябре 1990 года был первый набор учеников музыкального отделения. Это был 5 «М» класс из 30 человек. среди которых – 18 мальчиков и 12 девочек. Тогда на отделении было четыре педагога.
В январе 1991 года педагоги музыкального отделения набрали себе в общей сложности ещё один класс, и численность учеников музыкального отделения достигла шестидесяти человек. Увеличилось и количество педагогов. Если в 1990 году их было четыре человека, то в 1991 году их количество увеличилось до восьми человек. 1991 учебном году на отделении было всего четыре педагога, которые преподавали общие дисциплины, касающиеся музыки. Затем, на втором году обучения, дети стали выбирать себе конкретный духовой инструмент для дальнейшего обучения.
Летом 1991 года на базе музыкально-эстетического отделения был создан духовой оркестр, который принял участие в конкурсе духовых оркестров. Кроме того, в течение нескольких лет были выезды духового оркестра школы № 22 в пионерский лагерь на 30 дней. В числе музыкантов оркестра было 3 флейтиста, 3 кларнетиста, 3 ударника, 6 трубачей, две альтистки. Также среди музыкальных инструментов оркестра был баритон, два баса, и два тенора.
Было время, когда в составе духового оркестра был и тенор-саксофонист. Это был Александр Торшин, ученик Бориса Николаевича Смыслова.
В сентябре 1991 года на музыкальном отделении прошёл третий набор учеников. Е. К. Щеглов предполагал, что эта группа будет следующим составом оркестра и поручил заниматься с ней Виктору Давидовичу Гарберману.
В течение нескольких лет в музыкальном отделении МОУСОШ № 22 объявлялся набор детей для обучения на разных музыкальных инструментах. Ежегодно музыкальное отделение набирало по 30 новых учеников.
Первые педагоги музыкально-эстетического отделения МОУСОШ № 22:
• Е.К.Щеглов ( оркестровый класс)
• В.Д. Гарберман (труба, оркестровый класс)
• Л. Е. Щеглова (теоретические дисциплины, концертмейстер)
• Ю. В. Косоуров (ударные)
• О. Л. Нефёдова (концертмейстер)
• Ю.С.Белозёрова (хоровой класс)
• А.Н.Ардентев (оркестровый класс)
• В.Н.Васильев (труба)
• В.И.Васильева( флейта)
• Е.В.Станкевич (флейта)
• Л.В.Зимовец (флейта)
• С.Ю.Пастух (кларнет)
• Б.Н.Смыслов (кларнет,саксофон).
Как было отмечено выше, первым педагогом по саксофону в школе № 22 был Борис Николаевич Смыслов. Этот педагог всегда заботливо и ревностно следил за тем, чтобы ученик эффективно освоил это непростое ремесло – игру на кларнете и саксофоне. Он уделял внимание развитию всех необходимых навыков учеников, следил за регулярностью выполнения упражнений, предписанных им.
Ученики всегда положительно отзывались о Борисе Николаевиче. Да, он был строгим и требовательным педагогом, но он умел грамотно и своевременно обосновать смысл своих требований. Он предельно доходчиво давал ученикам понять, что, например, если регулярно ежедневно дуть длинные ноты, то тембр станет более выдержанным, более стройным, а главное, будет примерно одинаковым по всему диапазону саксофона, а это уже – признак профессионализма и мастерства. Он знал много вариантов длинных нот, в том числе и упражнения на крещендо и диминуэндо. Для того, чтобы вызвать у учеников интерес к данным упражнениям, он предельно ярко и выразительно говорил ученикам о потенциальном результате, а именно о красочном и богатом тембре, который пригодится в дальнейшей профессиональной деятельности.
Борис Николаевич Смыслов на каждом уроке умел найти примерно 10 или 15 минут для того, чтобы дать ученику возможность почитать с листа. Он знал исполнительские возможности каждого из них, и поэтому заранее до начала урока подбирал произведение, уровень которого чуть-чуть повыше, чем исполнительский и технический уровень самого ученика. По ходу самого процесса чтения Смыслов выявлял те места и моменты, когда ученик испытывал затруднения при игре незнакомого для него нотного текста. И надо признать, что Борис Николаевич ни разу не прерывал ученика во время игры, потому что знал, что иначе ученик так и не научится читать с листа так как надо. Он всегда давал ему возможность доиграть фрагмент до его логического конца, и только потом объяснял ученику его ошибки. Не все ученики чувствовали себя комфортно, но опытный педагог необходимость развития навыков чтения с листа так же умел обосновать. При этом он добавлял, что в противном случае ученик окажется просто беспомощным, когда попадёт в ансамбль или оркестр. Да, фрагмент попался немного сложнее, чем ученик думал. Но для того это и было сделано, чтобы ученик развивался.
На уроках у Бориса Николаевича всегда находилось время и для чтения с листа, и для длинных нот.
Для выявления наиболее уязвимых мест у учеников Смыслов посещал занятия по классу оркестра, а также по классу эстрадного ансамбля, много спрашивал у руководителей школьных творческих коллективов о том, как звучит тот или иной ученик в общей фактуре. Затем он делал соответствующие выводы и учитывал их при назначении своим ученикам необходимых упражнений. Больше всего это касается крайних регистров саксофона. Ведь известно, что если саксофонист неопытный, то верхний регистр звучит у него пискляво и пронзительно, а иногда возможны и киксы. При этом нижний регистр звучит очень грубо, что нарушает общую звучность ансамбля или оркестра. Поэтому Борис Николаевич чаще всего требовал от своих учеников, чтобы те занимались упражнениями на длинные ноты именно в крайних участках диапазона.
Особенно трепетно Смыслов относился к приёму новых учеников. Он их тщательно расспрашивал об их музыкальных и жизненных успехах. Иначе говоря, он умел их расположить к себе. Он умел поднять им настроение, если у кто-то пришёл к нему в расстроенном состоянии. Вопросы Бориса Николаевича к его новым ученикам касались и их опыта игры на духовых инструментах. Это необходимо для выявления наиболее сильных и слабых учеников.
И вот ученик впервые взял в руки саксофон, и издал первый звук. И Борис Николаевич тут же давал ученику возможность сыграть этот звук несколько раз, и каждый раз - в разных динамических оттенках, а также с разным характером. Иначе говоря, выразительно. И каждый ученик после урока был всегда рад, ведь чему-то уже научился. За выразительностью исполнения ученика Смыслов следил и при исполнении музыкальных произведений.
И так постепенно шла передача знаний умений и навыков от учителя к ученику.
И вот результат такого обучения. Один из учеников Б.Н.Смыслова – тенор-саксофонист Александр Торшин.
Сергей Васильевич Крутиков работает в школе с 2004 года. У него за было всего трое учеников, которые уже закончили школу по классу саксофона. Есть ещё один ученик.который на данный момент завершает обучение. Это объясняется тем, что основная специальность Сергея Васильевича – кларнет, и поэтому большая часть учеников у него именно по классу кларнета. Но на чём бы ни учились играть дети, в любом случае в первые годы обучения дети учатся играть на блокфлейте, чтобы ребёнок постепенно привык к особенностям звукоизвлечения на духовых инструментах. К тому же подготовкой детей на блокфлейте занимаются многие педагоги-духовики, тем более что способ звукоизвлечения на блокфлейте схож со способомзвукоизвлечения на саксофоне. Схожей является и аппликатура этих двух инструментов.
Потом ученик переходит с блокфлейты на саксофон. И в первые полгода обучения упор делается на работу над постановкой и дыханием. Для этого используются различные упражнения на развитие дыхания, разучивание гамм.
Чтобы помочь ученику в освоении аппликатуры саксофона Сергей Васильевич использует «Школу игры на саксофоне» автора А.Б. Ривчуна, где предельно доступно и внятно описана аппликатура саксофона, а также принцип звукоизвлечения. Дальше педагог применяет пособия автора Льва Михайлова, а именно «Хрестоматия для саксофона в 2 - х частях» и «Легкие пьесы для саксофона и 2 часть крупная форма» . В целом, работа сдетьми строится,конечно, с учетом возрастныхи индивидуальных особенностей обучающего.
На складе школы № 22 есть саксофоны для обучения детей. Однако эти инструменты очень старые, и произведены они фирмой Амати в Чехословакии. Ведь крайние регистры на саксофонеявляются наиболее трудными, и на саксофоне Амати эти трудности являются наиболее заметными. Поэтому Сергей васильевич советует своим ученикам как можно скорее купить собственный инструмент, новый, без технических проблем, чтобы было удобнее учиться. пПреподаватель помогает этот инструмент выбрать.
Учащиеся по классу саксофона вместе со специальным предметом в обязательном порядке принимают участие в эстрадном ансамбле и духовом оркестре. Где также изучают основы игры в составе ансамбля и оркестра.
Класс эстрадного ансамбля в школе № 22 преподаёт Игорь Фёдорович Петров. Это очень опытный педагог, который умеет привлечь детей к ансамблевому исполнению. Делает он это при помощи ярких композиций отечественных и зарубежных авторов. Эти произведения проверены временем, и потому они имеют художественную ценность. И самое главное – в репертуаре ансамбля есть произведения разных жанров (свинг, фокстрот, баллада, буги-вуги, шейк, вальс, музыка кино и другие). Игорь Фёдорович всегда заботится о том, чтобы навыки ансамблевой игры учеников были универсальными и разносторонними. Однажды он на одном из занятий так и заявил: «Играть надо всё!». Да, музыкальный материал очень часто бывает немного сложнее,чем возможности учеников, но так и должно быть, ибо только тогдабудет развитие навыков чтения с листа».
Игорь Фёдорович всегда слышит ошибки учеников обращает внимание на них даже при том, что сам он в это время сидит за фортепиано. В совершенстве знает партитуры всех произведений ансамбля и способен вдосконально их сыграть на фортепиано.
Что касается импровизаций, Игорь Фёдорович их пишет заранее, чтобы ученики их потом играли с листа. К самостоятельной импровизации ученики не допускаются, ведь педагог их неучит тому,что они пока не в состоянии освоить. Обучение импровизации начинается не раньше музыкального колледжа.
Примеры произведений из репертуара ансамбля:
· Г. Уоррен. Фокстрот из кинофильма «Серенада солнечной долины».
· Г.Уоррен. Поезд на Чаттанугу
· Б.Кемпферт. «Путники в ночи».
· Т. Хейда. «Чарльстон».
· А. Абрамов. «Знакомый силуэт».
· М. Шмитс. «Буги-вуги».
· Г. Гладков. «Марш-парад».
· А.Дидерихс. «Комета».
· Е. Крылатов. Мелодия из телефильма «И это всё о нём».
· Б.С.Фиготин. «Карнавал».
· А. Челентано. «Одни»
и другие произведения.
Ансамбль очень часто участвует в концертах, втом числе и в
школьных. Это очень важно, потому что это главный элемент борьбы со сценическим волнением. Это адаптация ученика к сцене,а значит, и к дальнейшей профессиональной деятельности.
Сергей Васильевич очень часто обращается к опыту педагогов старшего поколения в решении вопросов обучения детей игре на саксофоне. В частности, он посещаетзанятия ансамбля и оркестра всегда, когда может. И часто спрашивает у руководителя ансамбля и оркестра об успехах своих учеников, интересуется, где у них уязвимые места,чтобы поработать над ними на уроках по специальности. Также он на каждом уроке выделяет по 10-15 минут для чтения с листа.
Примерно на тех же принципах,что и в ансамбле, идут занятия по
классу духового оркестра. Руководитель оркестра – Виктор Давидович Гарберман.Чтобы привлечь внимание учеников к оркестровому классу, Виктор Давидович не ограничивается классикой и маршами.Он вводит в свой репертуар известные джазовые и эстрадные пьесы, которые знакомы каждому из нас.