Чтобыпонять, какие чувства и мысли одушевляли поэзию Жуковского,
сравним две егоэлегии. Элегия «Вечер» еще близка сентиментализму.
Покой природы, замирающей ввечерней тишине, отраден для поэта. В
средней части элегии при зыбком блескелуны поэту вспоминается
друзей «священный круг», «песни пламенны и музам исвободе». В ночи
поэт чувствует свое одиночество: «Лишенный спутников, влачасомнений
груз, разочарованный душою...» Поэт растворен в природе и
непротивостоит миру, не осознает жизнь в цело и как нечто
враждебное его душе.Жуковский, заглянув в мир тайны, спешит
признать очарование реальной жизни.Восклицание о возможности
близкой смерти, заключающее стихотворение, не грозиттоской.
Растворение, слияние оказывается общим законом мироздания. Как
лучисолнца тают в вечернем сумраке, сливаясь с меркнущей природой,
так человекугасает и все же остается жить в воспоминаниях: «Ах!
скоро, может быть, сМинваною унылой Придет сюда Альпин в час вечера
мечтать над тихой юношимогилой!» Мир не разрушен конфликтами.
Солнце, заходящее в первой части элегии,восходит в последней и
отодвигает неверный, мерцающий, таинственный свет луны.Но отчего же
это стихотворение названо элегией? Почему мотивы грусти проступаютв
стихотворении Жуковского? Чем прекрасен вечер для Жуковского? Этот
мигсогласия в природе, когда «все тихо», когда веянье ветра и
«гибкой ивытрепетанье», плесканье струй существуют в одном ритме,
когда «слит с прохладойрастений фимиам». Но эта гармония возможна
лишь в умирании, когда «последняя вреке блестящая струя с потухшим
небом угасает». Элегия Жуковского обращена к обществу.Своими
чувствами поэт расшевеливает читателя, укрепляет его представления
ожизни, утончает его философские воззрения. И вполне естественно,
что молодойпоэт-лирик откликнулся на общественные страсти. Наполеон
захватил Европу. ВРоссии начало формироваться ополчение, так как
ожидалось, что Наполеон двинетсяпротив нее. Накал патриотических
чувств был велик.
Теперьобратимся к стихотворению «Море» и подумаем, почему оно тоже
названо элегией ичем отличается от «Вечера». Жуковский, как и
прежде, любит гармонию, восхищенсогласием неба и моря.
Но это
любовь не к покою, а к движению: «Ты живо; тыдышишь; смятенной
любовью, Тревожною думой наполнено ты». «Безмолвное»,«лазурное»
море названо тут же «бездной», оно несет не успокоение, а
тревогувопросов, в нем есть «глубокая тайна». Слияние моря и неба
обманчиво. Обманчивтвоей неподвижности вид: «Ты в бездне покойной
скрываешь смятенье, Ты, небомлюбуясь, дрожишь за него». Это уже
мир, воспринятый в конфликтах, миртаинственный и полный движения,
каким его воспринимают романтики. Элегиейстихотворение названо
потому, что вечное стремление моря к «ясному небу»оказывается не
осуществленным в полной мере: слияние не происходит. Состоянияморя
бесконечно разнообразны и противоречивы («ласкаешь» – «воешь»,
«блещешь» –«бьешься»). Небо – «ясное», «светозарная лазурь»,
«сладостный блеск». «Темныетучи» воспринимаются не как его
принадлежность, а как враждебное вторжение:«Когда же сбираются
темные тучи, Чтоб ясное небо отнять у тебя...» Итак,гармония
осталась желанной стихией поэта, но романтик Жуковский сознает
еенедостижимость. В стихотворении «Море» выражена суть
романтического периодаЖуковского и его романтической философии.
Между тем они создавались в период,когда поэт, по выражению друзей,
был «засушен грамматикой» – педагогическимиобязанностями при дворе.
Это были стихи-прозрения, указание пути будущим поэтам– Фету,
Майкову, Тютчеву, Полонскому, В. Соловьеву. Сопоставляя элегии
«Вечер»и «Море», мы видим общность настроения и художественных
образов стихотворений иотличие грусти сентиментализма от горечи
романтизма. Элегическая лирикаЖуковского как бы сосредоточивается
вокруг двух основных тем: погибшей дружбы иразрушенной любви. В
основе этих тем лежат конкретные биографические факты:ранняя смерть
лучшего друга Жуковского – Андрея Тургенева и любовь поэта кМарии
Протасовой, встретившая непреклонное сопротивление со стороны
материдевушки. Но в этих элегиях зарождается типичный образ
романтического героя –человека «с обманутой душой», который
«разлюбил» жизнь. Этот образ получилразвитие в последующей
литературе русского романтизма. Сущность романтизмаЖуковского очень
точно охарактеризована Белинским, сказавшим, что он «первый наРуси
выговорил жалобы человека на жизнь» и стал «певцом сердечных
утрат».
Список литературыё
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта
www.fictionbook.ru/
Основные мотивы стихотворений В. А. Жуковского «Море» и «Вечер»
34
0
2 минуты
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!