(26 марта).
В самый день праздника - вечером св. Четыредесятницы службу в седмичные дни (кроме субботних и воскресных дней -вечерам, т.к. в эти дни служба начинается с вечерни, а затем малое повечерие и утреня) следует начинать с малого повечерия, на котором по прочтении "Честнейшую" произносится молитва св. Ефрема Сирина со всеми поклонами. Отпуст малый: "Христос истинный Бог..."[22].
Далее следует утреня (см. Тип. 26 марта и Марковы главы).
На 9-й песни канона вместо "Честнейшую" следует петь праздничные запевы[23].
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ
(2 февраля)
История праздника.
Праздник Сретения известен на Востоке с IV века, а на Западе - с V века при папе Геласии (494 г.).
В 543 году при императоре Юстиниане, по откровению одному угоднику Божию, установлено праздновать праздник с особой торжественностью, с крестным ходом и со свечами в память избавления жителей Константинополя и его окрестностей от моровой язвы и землетрясения в Антиохии. В память этого события в некоторых обителях совершается перед литургией крестный ход и бывает лития с пением стихир праздника и канона.
Празднование Сретения отнесено ко 2 февраля по той причине, что 2 февраля есть сороковой день от Рождества Христова (25 декабря)[24].
Особенности богослужения.
Праздник Сретения по своим особенностям богослужения причислен к двунадесятым, но не Господским, а Богородичным праздникам. Поэтому, если он случится в Неделю (воскресенье), то служба воскресная не отменяется, а поется вместе со службой праздника, как в Богородичные праздники (см. Типикон, 2 февраля). Праздник Сретения и называется иногда праздником Сретения Пресвятой Богородицы, а в Западной Церкви называется "очищением" Пресвятой Девы.
По своему построению служба праздника такая же, как во все Богородичные праздники, но с тем отличием, что, подобно службе Господского праздника, во время литургии на малом входе произносится входной стих и после него поются тропарь и кондак праздника. В конце же всенощного бдения и литургии бывает особый отпуст праздника (см. Служебник). (Этот отпуст отменяется и заменяется воскресным, если праздник случится в воскресенье)[25].
На всенощном бдении читаются три паремии: первая (Исх. 12,51; 13,1-3; 10-16; Лев. 12 гл.) - об избрании еврейских первенцев на служение Богу и о древнем законе очищения; вторая (Ис., 6 гл.) - о духовном очищении от грехов посредством прикосновения горящего угля к устам пророка; третья (Ис.10, 1-21) - о видении пророком Исаией Египта, куда "придет Господь, и сотрясутся рукотворенная Египетская от лица Его, и ведом будет Господь египтяном", что вскоре после Сретения Господня действительно и исполнилось, когда Он с Марией, Матерью Своей, и Иосифом удалился от Ирода в Египет.
На благословении хлебов, на "Бог Господь" и в конце утрени, тропарь праздника (гл. 1-й):
"Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме: веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение". На полиелее величание праздника:
"Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень" .
Прокимен: "Помяну имя Твое...", Евангелие от Луки, зач. 8. На "Слава": "Молитвами Богородицы...", "И ныне": то же, "Помилуй мя, Боже"...
Канон праздника "Сушу глубородительную землю", творение св. Космы Маиумского. Ирмосы по дважды, тропари - на 12. Катавасия - праздника. Припев к праздничному канону поется: "Пресвятая Богородице, спаси нас". По 3-й песни - седален, по 6-й песни - канон и икос.
Кондак: "Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже: но умири во бранех жительство, Едине Человеколюбче". На 9-й песни "Честнейшую" не поем, но поем припевы праздника (их всего 14). (После первых двух припевов поется ирмос:
"В законе сени и писаний..."; после каждых следующих четырех - читается тропарь песни). В заключение на катавасию поются первый припев и ирмос, которые являются Задостойником на литургии (до отдания). Припев: "Богородице Дево, упование Христианом, покрый, соблюби и спаси на Тя уповающих".
Ирмос: "В законе сени и писаний (в тени и букве закона -А. И.) образ видим, вернии: всяк мужеский пол ложесна разверзая, свят (посвящается - А.И.) Богу.
Тем перворожденное Слово Отца Безначальна, Сына первородящася Материю неискусомужно, величаем".
На литургии - входной стих: "Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою". Прокимен: "Величит душа Моя...". Апостол к Евр., зач. 316. Евангелие от Луки, зач. 7. Причастен: "Чашу спасения прииму...".
1) Богослужение Сретения, кроме совпадения с воскресным днем, может иметь еще свои особенности, в зависимости от совпадения с днями подготовительных недель Великого поста. Это происходит по той причине, что начало Постной Триоди (Не-деля мытаря и фарисея), в зависимости от дня празднования Пасхи, бывает между 11 января и 15 февраля и праздник Срете-ния (2 февраля) иногда празднуется уже во время пения Постной Триоди. В таком случае праздничная служба соединяется в эти воскресные дни с Постной Триодью. "Покаяния отверзи..." во все воскресные дни в таком случае не поется, но вместо Покаяния..." следует петь: "Молитвами Богородицы...", "И ныне" - то же и "Помилуй мя, Боже...". А псалом 136, "На реках Вавилонских...", следует петь в Недели - блудного, мясопустную и сыропустную[26].
Во все седмичные дни служба праздника поется по Минее и только в субботу сыропустную соединяется с песнопениями Триоди; в среду же и пяток сыропустные в конце вечерни, утрени и на часах бывает по 3 великих поклона с молитвой св. Ефрема Сирина, на 6-м часе и на вечерни - паремия. Примечание: Если случится праздник Сретения в сыропустную седмицу, то стихиры Триоди поются на малой вечерни; а если малая вечерня не совершается, то на великой' вечерни праздника поется стихира самогласная Триоди из стиховных стихир на "Слава" и на утрени на хвалитех - тоже на "Слава".
Если праздник Сретения случится в мясопустную субботу, то служба умерших переносится на предыдущую субботу или на четверг мясопустной седмицы.
Если Сретение приходится на Сырную неделю (воскресенье), т.е. в канун Великого поста, то не имеет попразднства и отдания.
Если праздник случится в понедельник первой седмицы Великого поста (позже не бывает), то служба праздника, переносится на Неделю (воскресенье) сыропустную[27].
II) Праздник Сретения, как правило, имеет один день предпразднства и семь дней попразднства, а всего празднования 9 дней, если число дней не сократится из-за Великого поста, близко к которому он может случится. Тогда Сретение празднуется столько дней, сколько остается до начала поста.
III) Предпразднство обычно бывает 1 февраля, но если оно случится в мясопустную субботу, то служба его переносится на мясопустную пятницу.
IV) Попразднство имеет обычно 7 .дней, отдание 9 февраля, но иногда день отдания смещается ближе к празднику. Как правило, отдание не бывает в субботу и Неделю (воскресенье) мясопустные, в среду и пятницу сыропустные, в этом случае оно переносится на другой день; поэтому, если праздник случится на седмице Недель блудного сына, мясопустной и сыропустной - попразднство (с днем отдания) бывает менее 7 дней.
В воскресенье же сыропустное полагается праздновать отдание только в том случае, когда праздник Сретения случится на Сыропустной седмице близко к Сыропустному воскресенью, а именно - в четверг, пятницу или субботу. Примечание. Если праздник Сретения случится:
а) в Неделю блудного сына, понедельник или вторник мясопустной седмицы, то отдание бывает в пятницу той же мясопустной седмицы;
б) в Неделю мясопустную или в понедельник сырной седмицы, то отдание празднуется в сырный четверг;
в) во вторник или среду сырной седмицы - отдание в сырную субботу;
г) в четверг, пятницу или субботу сырной седмицы, то отдание празднуется в Сыропустную неделю;
д) в Сыропустную неделю, то празднуется один день и попразднства не имеет.
Второй день праздника - 3 февраля - Церковь посвящает памяти участников события - святых праведных Симеона Богоприимца и анны пророчицы (служба шестеричная).
УСПЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
(15 августа)
История праздника
Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами 15 августа, день Успения Богоматери (с. 595 г.) сделался праздником общецерковным.
Но первоначально праздник совершался не в одно время: в одних местах - в январе месяце, в других - в августе. Так, на Западе, в Римской Церкви (в VII в.). 18 января праздновалась "кончина Девы Марии", а 14 августа - "взятие на небо". Общее празднование Успения 15 августа в большинстве восточных и западных Церквей устанавливается в VIII-IX вв.
Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее успения. К этой основной цели в IV-V вв. присоединяется и другая - обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуждения коллиридиан, еретиков IV века, отрицавших Человеческую природу Пресвятой Девы (вследствие чего отрицавших и Ее телесную кончину).
В V веке написаны стихиры на этот праздник Анатолием, патриархом Константинопольским, а в VIII веке - два канона Космою Маиумским и Иоанном Дамаскиным.
Особенности богослужения.
Праздник Успения Пресвятой Девы Богородицы принадлежит к числу двунадесятых праздников. К достойнейшему празднованию его верующие приготовляются двухнедельным постом, который называется Успенским, или постом Пресвятой Богородицы, и продолжается с 1 по 15 августа. Этот пост по строгости занимает первое место после Великого поста (запрещается вкушение рыбы, но разрешается вареная пища без масла, кроме суббот и воскресений). Он установлен из подражания Божией Матери, Которая всю жизнь, и особенно перед Своим Успением, проводила в посте и молитве. Пост перед Успением в августе был уже в V веке. В 1166 г. на Константинопольском Соборе постановлено было поститься две недели перед праздником Успения (и только в праздник Преображения разрешать мирянам вкушение рыбы)[28].
В Успенском посту, как и в постах Петровом и Рождественском, в дни, не отмеченные никаким праздничным знаком, положено по уставу (Типикон, послед. 3 и 4 августа) петь "Аллилуиа" вместо "Бог, Господь", читать молитву св. Ефрема Сирина с поклонами и совершать часы вместо литургии. "Аллилуиа" и великие поклоны отменяются в дни предпразднства, попразднства, и в самый праздник Преображения (с 5 по 13 августа). В течение поста такое постное богослужение возможно только 2 раза: 3 и 4 августа (см. Типикон).
На всенощном бдении читаются три паремии - те же, что и на Рождество Богородицы (о таинственной лествице, виденной патриархом Иаковом; видение пророком Иезекиилем затворенной восточной двери храма; о доме и трапезе Премудрости).
На благословении хлебов, на "Бог Господь" и в конце утрени - тропарь праздника (трижды).
"В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, представилася еси к Животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша".
Вынос плащаницы совершается на всенощном бдении. По одной практике, плащаницу выносят через царские врата на "Бог Господь" при пении тропаря праздника, кафизма и малая ектения опускается. Хор сразу поет "Хвалите имя Господне...". По другой практике, плащаница выносится после прочтения кафизм и малой ектении, при пении "Хвалите имя Господне". Настоятель идет с Евангелием под плащаницей. Затем поется величание и совершается каждение всего храма, остальное - по обычаю. Величание:
"Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое". Прокимен, гл. 4, "Помяну имя Твое...". Евангелие от Луки, зач. 4, "Слава: Молитвами Богородицы...", "И ныне" - то же, "Помилуй мя, Боже..." и стихира: "Егда преставление Пречистаго Твоего тела..."
Канонов - два: первый - "Преукрашенная Божественною славою", гл. 1, Космы Маиумского (VIII в.) и второй - "Отверзу уста моя", гл. 4, Иоанна Дамаскина (VIII в.). По 6-й песни - кондак, гл. 2:
"В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста, якоже бо Живота Матерь, к Животу престави, во утробу вселивыйся приснодевственную".
На 9-й песни вместо "Честнейшую..." поется припев и ирмос 1-го канона (служащие и Задостойником на литургии). Припев: "Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на небо"[29]. Ирмос: "Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево чистая: действует бо рождество (рождение остается девственным), и живот предобручает смерть (и смерть обручается с жизнью); по рождестве Дева и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое". На литургии. Все то же самое, что и на Рождество Божией Матери: прокимен, Апостол, Евангелие и причастен. Задостойник "Побеждаются естества уставы..." с припевом поется до отдания.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (14 августа) и 8 дней попразднства. Отдание праздника - 23 августа.