В конце XVII в. после раскола и отпочкования ряда сект православная
церковь переживала непростые времена. Для укрепления православных
устоев в Москве была создана Славяно-греко-латинская академия,
которая помещалась недалеко от Кремля — на Никольской улице. При
Академии появилась большая библиотека и типография. Правивший в то
время сын Алексея Михайловича Федор Алексеевич лично
покровительствовал делу духовного образования. Немалую роль играла
и его сестра — царевна Софья (ставшая впоследствии в оппозицию к
Петру I). Федор, Софья и ее фаворит — князь В.В. Голицын отличались
«прозападными» настроениями и готовили реформы, предвосхищающие
реформы Петра Великого (хотя до осуществления они доведены не
были). Для преподавания в Академии в это время привлекли церковных
деятелей из Киева (который, как вы помните, был в церковном
отношении независим от Москвы и в большей степени находился под
влиянием западной культуры). Виднейший из привлеченных — Симеон
Полоцкий был не только богословом, но и филологом, а также одним
из первых стихотворцев на Руси. Одновременно в Академии
существовала и другая — более ортодоксальная группировка, в
конечном итоге одержавшая верх. Эта борьба в стенах Академии
оказалась символична: России предстояли огромные перемены,
коснувшиеся и церкви. Затем на престоле появился молодой царь Петр
I. В юности он находился под сильным влиянием протестантов,
живущих в Москве в Немецкой слободе. К церкви у него было сложное
отношение. С одной стороны, он считал себя верующим христианином,
с другой - относился к священству и церкви явно без почтения. Чего
только стоили грубые и кощунственные развлечения юного Петра в
селе Преображенском, разыгравшего со своим окружением «всешутийный
и всепьянейший церковный собор».Петр, продолжая линию своего отца
царя Алексея, выигравшего схватку за первенство у патриарха Никона,
стремился сделать церковь орудием своей неограниченной власти.
Единство духовной и светской власти, т.е. главное условие
осуществления русской самодержавной идеи в XVII в., было
окончательно разрушено Петром. Когда в 1700 г. умер последний
(одиннадцатый по счету) патриарх Адриан, Петр, вместо объявления
нового патриарха, заявил в гневе, что он «сам де патриарх» и
отныне церковь должна стать послушной воле царя. Так как церковью
впоследствии стал управлять Синод- ведомство церковных дел,
подчиненное светской власти, дальнейший период церковной истории в
России принято называть синодальным периодом. Он продлился до 1917
г. Первоначально (до 1721г.) существовала Духовная Коллегия, а
члены Синода назначались по указанию царя. Большую роль играл
обер-прокурор Синода — светский человек, фактически руководивший
церковными делами. В течение этого периода церковь потеряла
значительную часть имущества: произошла секуляризаиияземель, а
священство стало жить на обычное государственное жалованье. В
церковную жизнь проникла бюрократия, влияние православия на все
сферы жизни уменьшилось. Это, конечно, не означает, что в жизни
церкви в этот период не было значительных событий и выдающихся
деятелей.
Православие оставалось фактически государственной
религией России, законодательно считалось «первенствующей и
господствующей» верой, хотя другие вероисповедания были разрешены
и сосуществовали с православием. I
Огромным авторитетом пользовались монастыри, а особо чтимые из них
получали почетное наименование Лавры(Лавра с гр. буквально
городской квартал, улица - особо значимый мужской монастырь в
православии; Троице-Сергиева, Александро-Невская и др.).
Возрождалось русское монашеское старчество: Серафим Саровский
(1760— 1833), Амвросий из Оптиной пустыни (1812—1891), Иоанн
Кронштадтский (1829—1908) и другие крупнейшие духовные авторитеты
России. Русские люди всех сословий и званий шли к монахам-старцам,
ища у них духовной поддержки и благословения. Старчество отнюдь не
всегда пользовалось поддержкой у высших церковных иерархов и у
светской власти.
Выдающиеся личности этого времени среди церковных деятелей — это
Московский митрополит Платон (конец XVIII—начало XIX вв.) —
крупнейший философ, богослов и историк церкви, а также Московский
митрополит Филарет (середина XIX в.) — в миру В.М. Дроздов.
Несколько десятилетий Филарет занимал митрополичью кафедру, впадал
в немилость при Аракчееве, конфликтовал с руководством Третьего
отделения. При Александре II он оказался вовлеченным в разработку
реформы по отмене крепостного права и внес в нее немалый вклад,
являясь составителем Манифеста 19 февраля 1861 г. Филарет — автор
монументальных историко-церковных и богословских трудов, один из
переводчиков Священного писания на русский язык. Что касается его
взглядов на устройство церкви, то Филарет был противником
каких-либо преобразований, считая, что церковь «особенно нужно
охранять от потрясения, когда многое потрясено». Известным
идеологом русского самодержавия был обер-прокурор синода К.П.
Победоносцев. Он утверждал, что распад единства церкви и
государства гибелен для страны. Правление царя Александра III, на
которое пришелся расцвет деятельности Победоносцева,
характеризовалось усилением влияния церкви, православной идеологии
и культуры. В этот период усилились гонения на некоторых иноверцев,
старообрядцев и сектантов.
В конце Х1Х - начале XX вв. начался процесс религиозного
православного и национального возрождения в России. Одним из
материальных памятников этого возрождения (коснувшегося литературы,
музыки, живописи, архитектуры) и стал знаменитый храм Христа
Спасителя в Москве. Появилась плеяда светских философов, стоявших
на позициях православия, но по-новому смотревших на важнейшие
вопросы религиозного мировоззрения. До сих пор их произведения не
утратили актуальности и вызывают жаркие споры и дискуссии. В этих
трудах ставились глобальные вопросы о перспективах развития России,
о ее будущем, т.е. обо всем том, о чем сейчас так много говорят и
спорят. Надо надеяться, что вы самостоятельно познакомитесь с
произведениями В. С. Соловьева, К. Н. Леонтьева, В. В. Розанова, С.
Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, П. А. Флоренского (удивительного
человека — физика, искусствоведа, св4-щенника, погибшего в
сталинских лагерях).
Все эти люди и их труды составляют золотой фонд российской
национальной культуры.
Русская православная церковь в синодальный период.
96
0
3 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!