Сочинение на тему «Гамлет — вечный образ мировой литературы»
Гамлет – один из наиболее интересных и сложных образов мировой литературы. Причина этого – извечная для человека ситуация выбора, в которой герой Шекспира пребывает на протяжении всего сценического действия.
Все подвергать сомнению
В наш век, как и в иные времена, сомнение не в чести у людей. Сомнение присуще человеку философского склада ума, и возникает в момент столкновения личности со злом, которое до поры утаивалось под покровом благочестия.
У Гамлета переворот мировоззрения происходит после встречи с тенью отца, который обвиняет в своей смерти дядю принца, и призывает отомстить за свою гибель. Чудесный мир, в коем человек представлялся Гамлету достойным венцом мироздания, открывает наследнику трона свою темную сторону.
С этого момента герой все подвергает сомнению. Мир расшатался, потерял опору. Быть или не быть – вероятно, главный вопрос, встающий перед человеком. Вопрос о том, стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить. А другой нет, и не будет. Медлительность и нерешительность Гамлета происходят именно из этого.
Мстить или не мстить?
Нерешительность героя озадачивает очень многих. К чему задаваться неразрешимыми вопросами, если под рукой есть шпага. Но вопрос о мести не так прост. Заповеди человеку содержат два противоположных указания на этот счет.
Око за око, — наставляет Создатель. Но и предостерегает человека от убийства.
Вражда Монтекки и Капулетти, препятствующая любви Ромео и Джульетты, представляется нам атавизмом. Призыв тени отца Гамлета к мщению заставляет торопить действия принца.
Но герою все не так очевидно. Человек не знает, откуда приходят сны. Посланы они светлыми или темными силами? Не является ли тень отца дьявольским видением, через который мрак хочет похитить душу Гамлета?
Эти вопросы за гранью понимания человека, и окружающие склонны видеть в герое всего лишь сумасшедшего. И Гамлет почти с радостью соглашается на эту роль. Поскольку говорить правду и отвечать на самые каверзные вопросы составляет привилегию юродивых и философов.
Сочинение » Гамлет - Шекспир » Сочинение на тему «Гамлет — вечный образ мировой литературы»
Трагедия «Гамлет» Уильяма Шекспира
В трагедии «Гамлет» (1601) Уильям Шекспир, взяв за основу сюжет средневековой легенды и старой английской пьесы о принце Амлете, отобразил трагедию гуманизма в современном мире. Гамлет, принц датский, — прекрасный образ гуманиста, который столкнулся с реальным миром, где властвует обман. Коварное убийство отца Гамлета раскрывает перед сыном то зло, которое властвует в государстве. Месть за убийство отца для Гамлета превращается в сыновью обязанность, кровную месть. Гамлет не может смириться с существующей несправедливостью. Желание мести становится для него не просто личным делом, а перерастает в большую историческую задачу — восстановление справедливости в стране.
Тем не менее в этой борьбе Гамлет укоряет себя за медлительность и бездеятельность. Иногда высказывается мысль о том, что Гамлет — не волевой человек, а мыслитель и наблюдатель, который не способен на решительные действия. Но это не так.
В оскорблении главного героя показана и сила чувств, которой отличались люди эпохи Возрождения. Он тяжело переживает гибель отца и предательское замужество матери. Гамлет любит Офелию, но не находит рядом с ней счастье. Его жестокость и обидные слова свидетельствуют о силе любви к Офелии и разочарование.
Гамлет отличается благородством, он мыслит и действует, исходя из высоких гуманистических представлений о человеке. Именно такими высокими моральными требованиями к человеку объясняется его состояние, которое является результатом столкновения с окружающим миром лжи, зла, измены и кощунства.
Гамлет способен на крепкую и верную дружбу. В своих убеждениях он стоит в стороне от феодальных представлений. Людей он ценит за личные качества, а не за статус в обществе. Единым его близким другом является студент Горацио. Гамлету присущи пренебрежительное отношение к царедворцам, тем не менее он находит много общего с людьми искусства — актерами. Его любит народ, о чем с тревогой говорит король.
Гамлет — человек философской мысли. В отдельных фактах он умеет видеть выражение общих явлений. Но от активных действий его удерживает не способность к раздумьям, а те нерадостные выводы, к которым он приходит в результате раздумий над тем, что происходит вокруг. Все, что происходит при дворе, приводит Гамлета к обобщенным выводам о том, кто он, какое он занимает место в мире и что он может изменить. Если в мире есть возможным нераскрытое и непоправимое преступление, если в нем гибнут настоящие ощущения, в частности честность, верность, любовь, дружба, справедливость, то мир перевернулся. Мир воображается Гамлету или огородом, который зарос сорняком, или тюрьмой с жестким режимом. Гамлет называет мир «буйным садом», плодами которого является зло и коварность. Он заявляет своим товарищам, что Дания — тюрьма и весь мир — тюрьма. А в известном монологе «Быть или не быть» Гамлет ставит под сомнение ценность жизни. Пересчитывая всяческие несчастья человека, он изображает обычаи общества. Действительность он воспринимает как невыносимо трудную ношу для человека, но ему приходится терпеть гнет вседозволенности.
Гамлет поражен не только преступлением Клавдия, но и всей системой чужих ему принципов жизни и моральных норм. Гамлет сознает, что не может ограничиться одной только местью, так как месть за предательское убийство Клавдия не изменит мир, не возвратит мировые действительные ценности. Гамлет не против мести, но вместе с тем сознает, что его цель намного шире — он стремится противодействовать злу во всем мире.
Грандиозность задачи и невозможность его воплощения объясняет всю сложность внутреннего мира Гамлета и определяет его действия. В жизни «нечестной игры», в которой возможен обман и подлость, он не может найти себе место и не может найти методы борьбы с несправедливостью. Масштабы зла угнетают Гамлета, вызывают в нем разочарование, осознание собственного бессилия. Человек и мир воспринимаются Гамлетом совсем по-иному, не так, как раньше.
Таким образом, Гамлет сталкивается не со случайным злом, не с единичным врагом, а с целым вражеским обществом. И именно потому, что ему приоткрываются законы этого общества, он ощущает недостаточность собственных сил в борьбе со злом.
Сюжет трагедии «Гамлет», навеян социальным устройством Англии того времени, но значение этой трагедии выходит за рамки определенной страны и определенной исторической эпохи. Изображенная в трагедии картина угнетения и тиранства, процветание подлости и лжи, к сожалению, есть характерной для всех времен. Поэтому трагедия большого драматурга не теряет своей актуальности и в наши дни. А образ Гамлета является вечным образом благородного и одинокого борца со злом.