В любой исторической эпохе наряду с магистральной, срединной, официальной и политически поощряемой культурой существуют различные подкультуры, которые могут весьма существенно отличаться от ортодоксальных, т. е. признаваемых правильными практик.
Это объясняется многими причинами, и одной из важнейших является то, что культура включает в себя массу разнородного материала. Еще на заре культурологической мысли И. Г. Гердер, одним из первых попытавшийся осмыслить человеческую культуру как таковую, указывал на те ее элементы, которые, обладая относительной самостоятельностью, тем не менее, входят составными частями в общий культурный ансамбль. Наука, религия, мораль, искусство, политические институты, семья, образование, воспитание и другие «элементы» культуры, не нарушая общего гармонического целого, имеют особенные ритмы развития, собственные историю и предысторию, свой набор характерных черт, в которых по-разному преломляются ведущие культурные тенденции эпохи.
Таким образом, любая культура имеет свои особенности, которые сохраняются и в типологически однородном обществе. Эта специфичность означает особенность данной культуры, ее отличие от всех иных, и проявляется по-разному.
Во-первых, в качестве специфической может выступать так называемая «маргинальная культура», которую иногда называют периферийной, пограничной, отличной от доминирующей в обществе (срединной) культуры, образа жизни большинства людей. Такая культура возникает, как правило, при отказе людей по каким-то причинам от доминирующей в обществе культуры; в частности, в связи с резким изменением образа, условий жизни (с переездом из деревни в город, в другую страну, иную культурную среду). Люди маргинальной культуры испытывают затруднение с культурной идентификацией, не могут четко определиться, кто они, какова их культура.
Во-вторых, специфическая культура может выступать как субкультура – особая форма организации жизни людей (социальных групп), стремящихся обустроить внутри господствующей, срединной культуры свое собственное относительно автономное культурное существование.
Субкультурные образования в определенной мере закрыты. Можно также говорить об особых правилах и моральных нормах внутри этих групп.
Субкультуры обладают герметичностью и стойкостью, они способны воспроизводиться достаточно долгое время.
Надо обратить внимание на то, что при всей альтернативности субкультурных комплексов, их, подчас декларативном, неприятии главенствующей культуры, они, как правило, не стараются подменить последнюю, низвергнуть ее. Они в большей мере способствуют постепенным эволюционным и мирным преобразованиям, нежели революционным и резким сменам одних культурных ориентиров на другие. Культурные созидательные импульсы, исходящие от субкультур, интегрируются в общее русло ведущих тенденций эпохи.
Субкультуры бывают различных видов. Остановимся на основном спектре современных субкультурных вариаций.
Возрастные субкультуры. Различные возрастные категории имеют отчетливую тенденцию образовывать субкультурные комплексы. Люди старшего поколения ведут себя иначе, чем молодежь, что проявляется практически во всех сферах жизни. Деление на возрастные категории не остается неизменным на протяжении веков, именно культурой определяется распределение людей по разным возрастным объединениям, каждому из которых вменяется свой круг прав и обязанностей, тем не менее, подобная различенность в значительной степени определяется характеристиками человека как биологического вида.
Этнические субкультуры. Этнически субкультуры больших городов могут соприкасатся и не быть автономными. В нынешних условиях они, как правило, не мешают друг другу, развиваются по собственным законам, хотя в каждом отдельном субкультурном комплексе практикуются различные кодексы морально-нравственных императивов.
Корпоративные субкультуры. Различные социальные группы различаются не только характером работы в общей системе разделения труда, но и «стилями жизни». Стиль одежды, привычка проводить свободное время, набор поведенческих регламентов, мысли и чувства, материальные и экзистенциальные ценности, даже выбор места жительства подчас в большой мере зависят от того, к какой социальной прослойке принадлежит человек.
Религиозные субкультуры представлены приверженцами различных религиозных доктрин в каком-либо обществе, отличными от религиозной доктрины большинства (мусульмане, буддисты и др.) и отличаются терпимостью к другим культурным традициям, в отличие от религиозных сект – культовых объединений со строжайшей дисциплиной, нетерпимостью к другим культурным традициям, часто вступающих в открытую конфронтацию с доминирующей культурой и являющихся примером контркультур.
Специфическая культура, в третьих, выступает как контркультура, если субкультурные ценности стремятся проникнуть в «ядро» срединной, доминирующей культуры, заменить ее фундаментальные ценности своими – часто противоположными. Иначе говоря, контркультура – понятие, которое применяется для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре.
Всякая контркультура, даже если она не занимает в итоге доминантные позиции, стремится создать новый универсальный словарь, использовать новые термины в культурном взаимодействии, прочертить новые каналы культурной коммуникации и, в конечном счете, создать нового человека и новую социальную реальность (хотя подобное удается редко).
Тестовые задания
1. Признаками этой группы является, прежде всего, общность происхождения (вплоть до мифологической), а также расовые антропологические особенности, (язык и т. д.), религия, традиции и обычаи и др.:
1) этнической;
2) национальной;
3) народной.
2. Данная культура предполагает территориальное, экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющее сложную социальную структуру и политическую организацию:
1) этническая;
2) национальная;
3) народная.
3. Культура особого слоя общества, наделенного специфическими способностями, наиболее способного к духовной деятельности, одаренного высокими нравственными и эстетическими задатками:
1) локальная;
2) специфическая;
3) элитарная.
4. Элитарные концепции культуры содержатся в сочинениях:
1) М. Вебера, И. Г. Гердера, Г. Рюккерта;
2) А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Х. Ортеги-и-Гассета;
3) А. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби.
5. Жанры: детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс характерны:
1) для этнической культуры;
2) для маргинальной культуры;
3) для массовой культуры.
6. Культура, для духовной жизни которой характерно господство религиозно-мифологических представлений и канонизированных стилей мышления; в мировоззренческом плане отсутствует разделение мира на мир природы и социума, естественный и сверхъестественный:
1) восточная;
2) западная;
3) локальная.
7. Основными ценностями этой культуры, являются: динамизм, ориентация на новизну; утверждение достоинства и уважения к человеческой личности; индивидуализм, установка на автономию личности; рациональность; идеалы свободы, равенства, терпимости; уважение к частной собственности:
1) восточная;
2) западная;
3) локальная.
8. Такая культура возникает, как правило, при отказе людей по каким-то причинам от доминирующей в обществе культуры; в частности, в связи с резким изменением образа, условий жизни (с переездом из деревни в город, в другую страну, иную культурную среду):
1) маргинальная;
2) субкультура;
3) контркультура.
9. Особая форма организации жизни людей (социальных групп), стремящихся обустроить внутри господствующей, срединной культуры свое собственное относительно автономное культурное существование, без низвержения срединной культуры:
1) маргинальная;
2) субкультура;
3) контркультура.
10. Идеи существования параллельных, замкнутых культурных типов с социальными процессами, происходящими по типу биологических:
1) теории локальных цивилизаций;
2) теории эволюционизма;
3) теории диффузионизма.
11. Обосновывал идею самобытности России, насчитывал
10 культурно-исторических типов:
1) М. Херсковиц;
2) Н. Я. Данилевский;
3) Х. Ортега-и-Гассет.
12. Идеи существования параллельных, замкнутых культурных типов сформулированы:
1) М. Вебером, И. Г. Гердером, М. Херсковицем;
2) А. Шопенгауэром, Ф. Ницше, Х. Ортегой-и-Гассетом;
3) Н. Я. Данилевским, О. Шпенглером, А.Тойнби.
13. Работа «Закат Европы», в которой говорится о замкнутости и непропорциональности культурно-исторических типов и существовании восьми культурных типов: египетского, индийского, вавилонского, китайского, «аполлонического», «магического» (византийско-арабский), «фаустовского», культуре майя, – работа:
1) О. Шпенглера;
2) Ф. Ницше;
3) И. Г. Гердера.
14. Контркультура:
1) стремление уничтожить культуру или, по крайней мере, свести ее к какому-либо минимуму;
2) движение людей, считающих, что проблемы человечества происходят из-за технологического развития;
3) культурное явление, нацеленное на отвержение господствующих в обществе культурных тенденций.
15. Исследовательская позиция, согласно которой европейская культура является образцом или эталоном для изучения любой другой культуры:
1) западничество;
2) социоцентризм;
3) европоцентризм.
II. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ