1. Цель всех особых отношений — грех. 2Все они — сделка с реальностью, к которой приспосабливают воображаемый союз. 3Не забывай, что заключение сделки — это установление пределов и что любого брата своего, с которым у тебя ограниченные отношения, ты ненавидишь. 4Ты иногда поддерживаешь сделку во имя "справедливости" и требуешь уплаты — временами от себя, но чаще — от другого. 5Так "справедливостью" стараешься ты облегчить вину, явившуюся с принятой целью отношений. 6Вот почему Святому Духу необходимо изменить их цель и сделать для Себя полезными, а для тебя безвредными.
2. Если ты примешь эту перемену, ты принял и идею — освободить место для истины. 2Источник греха исчез. 3Ты, вероятно, полагаешь, что до сих пор испытываешь его последствия, но грех уже не твоя цель, ты его более не желаешь. 4Никто не разрешит подменить желаемую цель — иною, ибо ничто так не лелеют и не берегут, как цель, принятую разумом. 5Разум будет преследовать свою цель сурово или в радости, но вечно с верой и той настойчивостью, какую неизбежно приносит вера. 6Мощь веры, отданной греху, останется нераспознанной. 7Но отданная любви, она узнается всегда.
3. Что удивительного в том, что вера способна "горы переставлять"? 2Ведь для такой огромной силы это не столь уж и великий подвиг. 3Вера удерживает в цепях Господня Сына, покуда он верит будто он в цепях. 4Когда же он от них освободится, то только благодаря тому, что разуверится в их силе; тогда-то свою веру он и отдаст свободе. 5Верой своей не одарить два противоположных направления. 6Веру, отданную греху, ты забираешь у святости. 7А всё подаренное святости изъято у греха.
4. Вера, доверие и видение суть средства достижения святости как цели. 2С их помощью Святой Дух ведет тебя в реальный мир, прочь от иллюзий, в которые ты прежде вкладывал всю свою веру. 3Это единственное направление, которое Он видит. 4Стоит отвлечься, и Дух Святой тебе напомнит, что это направление всего одно и есть. 5Вера, доверие и видение Его — всё для тебя. 6Когда ты примешь их всецело вместо своих, в них отпадет нужда. 7Ибо доверие, и виденье, и вера имеют смысл до той поры, покуда не достигнута определенность. 8В Царстве Небесном они неведомы. 9Туда, однако, приходят через них.
5. Отсутствие веры немыслимо в Господнем Сыне, и только он решает, где этой вере быть. 2Неверие — не есть недостаток веры, неверие — это вера в ничто. 3Вера, отданная иллюзиям, вовсе не лишена могущества, ведь это благодаря ей Сын Божий видит себя бессильным. 4Вот так, не веруя в себя, он отдает всю свою веру иллюзиям о самом себе. 5Ведь восприятие, доверие и вера тобою созданы, чтобы утратить определенность и найти грех. 6Это безумное направление и стало твоим выбором, и, веря в то, что выбрал, ты создал то, что пожелал.
6. Святой Дух использует все средства, служившие тебе в поиске греха. 2Только в Его использовании они уводят от греха, поскольку Его цель лежит в обратном направлении. 3Он видит сами средства, но не ту цель, с которой ты их создал. 4Он их не отнимает у тебя, поскольку ценит их как средства исполнения Его воли. 5Ты создал восприятие затем, чтобы иметь возможность выбирать меж братьями, отыскивая вместе с ними грех. 6Святой Дух видит в восприятии средство обучения тебя тому, что видеть отношения святыми — вот всё, что ты желаешь видеть. 7Тогда ты свою веру подаришь святости, ее желая, а потому и веря в нее.
7. Доверие и веру начинают соотносить с видением, как только средства, ранее служившие греху, станут служить обратной цели — святости. 2Ведь принимаемое тобой за грех есть ограничение; кого ты ограничиваешь телом, ты ненавидишь, поскольку его боишься. 3Своим отказом его простить ты приговариваешь его к телу, поскольку средство, служащее греху, дорого твоему сердцу. 4Так телу ты отдаешь и веру, и доверие свое. 5Но святость освободит твоего брата, изымет ненависть — изъятием страха, но не как симптома, а как источника ее.
8. Те, кто освобождают братьев своих от тел, не знают страха. 2Они отвергли средство, служившее греху, решением позволить ограничениям быть изъятыми. 3Как только они пожелают увидеть своих братьев в ореоле святости, сила их веры и доверия устремится далеко за пределы тела, поддерживая видение, а не препятствуя ему. 4Но прежде они решают осознать ту меру, в какой их вера ограничила миропонимание, желая посвятить ее чему-либо другому, если другая точка зрения будет им дана. 5Чудеса, следующие за этим решением, также рождены верою. 6Ведь всем, решившим отвернуться от греха, дается видение, и все они ведомы к святости.
9. Верующие в грех считают будто Дух Святой испрашивает жертвы, предполагая, что только так и достигается их цель. 2Брат мой, Святой Дух знает, что жертвой ничего не обрести. 3Ведь Он не заключает сделок. 4Стараясь ограничить Святого Духа, ты станешь ненавидеть Его будучи в страхе. 5Дар, Им дарованный тебе, больше чего бы то ни было по эту сторону Небес. 6Мгновение признания его настало. 7Соедини же свое сознание с тем, что уже едино. 8Вера, подаренная брату, способна это осуществить. 9Ведь Тот, Кто любит мир, видит его за тебя незапятнанным грехом и столь невинным, что это делает картину мира такою же прекрасной, как Небеса.
10. Вера в жертву придала ей огромную силу в твоих глазах; при этом ты не понимаешь, что из-за этой веры не способен видеть. 2Ведь жертвы требует одно тело от другого. 3Разум сам по себе не может ни потребовать ее и ни принять. 4Не более на то способно и тело. 5Намерения — в разуме, старающемся через тело воплотить цель средствами, служившими греху, в которые он верит. 6Поэтому единство разума и тела — неминуемо вера тех, кто ценит грех. 7Поэтому-то жертва неизменно — орудие ограничения, а следовательно и ненависти.
11. Ты думаешь, подобное заботит Святого Духа? 2Ведь Он не даст того, от чего тебя уводит. 3Ты полагаешь, что Он способен лишить тебя чего-то для твоего же блага. 4Но "благо" и "лишения" — антиподы, и их нельзя со смыслом увязать. 5Это равнозначно утверждению, что солнце и луна едины, поскольку появляются в ночи и днем и следовательно между ними должна быть связь. Однако появление одного всегда есть знак исчезновения другого. 7То, что приносит свет, не может быть единым с тем, что видно исключительно во тьме. 8Они не требуют друг от друга жертвы. 9Но каждый из них действительно зависит от отсутствия другого.
12. Тело создано с целью быть жертвою греху; таким оно всё еще видится во тьме. 2Но в свете видения на тело смотрят по-иному. 3Своею верою в него ты можешь послужить цели Святого Духа, дав телу силу стать орудием в прозрении слепых. 4Их видение простирается за пределы тела, а также и твое. 5Доверие и вера, даримые тобою телу, принадлежат тому, что — за его пределами. 6Доверие, и веру, и восприятие разума ты отдал телу. 7Так пусть же возвратятся они к тому, что породило их и всё еще способно пользоваться ими, чтоб уберечь себя от созданного им.
IV. Боязнь заглянуть в себя
Святой Дух никогда не станет учить тебя тому, что ты грешен. Ошибки Он исправит, но это не пугает никого. 3На самом деле, ты боишься заглянуть всебя и там увидеть грех. 4Признаться в этом тебе совсем не страшно. Ассоциацию страха с грехом эго считает вполне уместной и на нее взирает благосклонно. 6Без страха разрешает тебе эго испытывать чувство стыда. 7Оно не сомневается ни в твоей вере, ни в доверии к греху. 8Храм эго ими не поколеблен. 9Вера в то, что грех — в тебе, свидетельствует о твоем желании видеть его в себе. 10Это лишь кажется причиной страха.
2. Помни, что эго не пребывает в одиночестве. 2Власть его ограничена и своего неведомого "врага", Которого оно не способно видеть, эго боится. 3Громко оно тебя увещевает не глядеть вовнутрь, иначе взгляд твой упадет на грех, и Бог тебя накажет слепотою. 4Ты веришь этому и вглубь себя не смотришь. Однако втайне совсем не этого боится эго, совсем не этого боишься ты, служа ему. 6Громко эго оповещает о боязни увидеть грех внутри, но что-то слишком громко и слишком часто. 7Ибо вопреки постоянным крикам и неистовым воззваниям эго не так уж в том уверено. 8Под страхом разглядеть в своих глубинах грех лежит боязнь иная, заставляющая эго трепетать.
3. Что, если заглянув в себя, ты там греха не обнаружишь? 2Такого "страшного" вопроса эго никогда не задает. 3А ты, его задавший ныне, стал столь серьезною угрозой для всей защитной системы эго, что оно более и не притворяется твоим другом. 4Те, что соединились с братьями, отмежевались от веры в свою тождественность с эго. 5В святых отношениях ты соединяешься с тем, что есть часть тебя в истине. 6Твоя вера в грех уже поколеблена, и ты не так противишься тому, чтоб заглянув в свои глубины, не обнаружить там греха.
4. Твое освобождение осуществилось лишь отчасти, оно еще не полно и не завершено, но уже зародилось внутри тебя. 2Не полностью безумный, ты согласился увидеть значительную часть своего безумия и признать его безрассудство. 3Вера твоя уходит вглубь, мимо безумия к здравомыслию. 4То, что теперь подсказывает здравый смысл, эго не хочет слышать. 5Цель Святого Духа принята той частью разума, которая неведома для эго. 6Не знал ее и ты. 7И тем не менее эта часть разума, с которой ты ныне себя отождествляешь, не побоялась на себя взглянуть. 8Грех ей неведом. 9Иначе, разве пожелала бы она увидеть в цели Святого Духа свою собственную?
5. Эта часть разума видела брата твоего и узнавала его безошибочно с того момента, как время началось. Она желала только одного — соединиться с ним и снова стать свободной. Она ждала рождения свободы, приятия освобождения, чтобы прийти к тебе. 4Теперь ты понял, что вовсе не эго соединилось с целью Святого Духа и что должно существовать что-то еще. 5Не посчитай это безумием. 6Об этом говорит тебе твой здравый смысл, и это прямо вытекает из всего, что ты уже постиг.
6. В том, чему учит Дух Святой нет непоследовательности. 2Это — аргументация здравомыслящих. 3Ты разобрался в безрассудстве эго, но вовсе не испугался его, поскольку выбрал не разделять его безумия. 4По временам безумие эго еще тебя обманывает. 5Но в твои более здравые минуты его конвульсии больше не жалят твое сердце. 6Тебе уже понятно, что тех даров, которых эго лишило бы тебя в неистовстве от твоего "бесцеремонного" желания заглянуть в себя, ты не желаешь. 7Несколько остающихся безделок еще блестят, твой привлекая взгляд. 8Но ты не "продал" бы за них Царства Небесного.
7. А эго нынче и впрямь напугано. 2Но всё, что повергает эго в ужас, другою частью твоего разума воспринимается сладчайшей музыкой, той песней, что влекла к себе неудержимо с того момента, как эго появилось в твоем разуме. 3В слабости эго ее сила. 4Песня свободы, хвалы иному миру, приносит этой части разума надежду на покой. 5Ведь она помнит Небеса и нынче видит Царство, сошедшее в конце концов на землю, с которой его так долго разлучало господство эго. 6Царство Небесное пришло сюда, найдя свою обитель в твоих земных взаимоотношениях. 73емля же более не в силах удерживать того, что отдано Царству Небесному в его собственность.
8. Взгляни по-доброму на брата и помни, что слабость эго раскрывается в твоем мировоззрении и его. 2Всё то, что предпочитало эго разъединять, встретилось и соединилось, и нынче глядит на эго без боязни. 3Дитя, в невинности своей безгрешное, последуй в радости путем определенности. 4Да не задержат тебя в пути безумные, назойливые убеждения страха, будто уверенность заключена в сомнениях. 5В этом нет смысла. 6И что тебе за дело, сколь громогласно вопиет об этом эго? 7Повторами и гамом бессмысленному смысла не придать. 8А тихий путь открыт. 9Следуй им в радости, не сомневаясь в подлинном.
V. Функция здравого смысла
1. Восприятие избирательно; им создается видимый тобою мир. Оно в буквальном смысле выбирает мир, следуя указаниям разума. 33аконы величины, формы и яркости, возможно, действовали бы, когда бы все другие элементы были равными. 4Они не таковы. 5Ведь всё, что ищешь, ты найдешь скорее, нежели то, что предпочел не замечать. 6Тихий Глас Божий не потонул в бессвязных бреднях или пронзительных воплях эго для тех, кто пожелал Его услышать. 7Восприятие есть выбор, а не факт. 8Но от этого выбора зависит много больше нежели ты в состоянии нынче понять. 9Ибо от голоса, который ты выбираешь слушать, и от того, что ты предпочитаешь видеть, всецело зависит вера в то, что ты есть. 10Восприятие свидетельствует только этому и никогда — реальности. Однако оно способно показать тебе условия, в которых осознание реальности возможно или же те условия, в которых оно немыслимо.
2. Реальность не нуждается в твоем содействии, чтоб оставаться самой собою. 2Но осознанию реальности необходима твоя помощь, ибо оно — твой выбор. 3Внимая монологам эго и видя только то, что оно заставляет тебя видеть, ты, неминуемо, увидишь себя жалким, и уязвимым, и испуганным. 4Пережи-вая чувства бренности и нереальности, ты ощутишь себя подавленным, убогим и никчемным. 5Почувствуешь себя несчастной жертвой могущественных и неподвластных тебе сил. 6И мир, самим же собой созданный, примешь за властелина своей судьбы. 7Ибо такою будет твоя вера. 8Только не верь, что раз она твоя, то непременно она творит реальность.
3. Есть ведь иное видение и Глас иной, в Которых твоя свобода ожидает выбора. 2И если свою веру ты подаришь Им, то ты в себе воспримешь иное я. 3Для этого, другого "я" чудеса естественны. 4Так же естественны и просты, как дыхание для тела. 5Они — естественный ответ на просьбы другого "я" о помощи, единственной его просьбе. 6Для эго чудеса неестественны; оно не понимает, как разобщенные умы могут оказывать влияние друг на друга. 7Они не могут. 8Но они и не разобщены.9Другое "я!' это прекрасно знает. 10И таким образом оно осознает, что чудеса влияют не на чей-то разум, а на свой собственный. 11Они всегда меняют твое мышление. 12Другого нет.
4. Ты не отдаешь себе отчета, в какой мере идея разделения воспрепятствовала здравому смыслу. 2Ведь здравый смысл остался в "я", которое ты отщепил от своего сознания. 3А из того, чему ты разрешил в сознании остаться, ничто не в состоянии мыслить здраво. 4Разве способен сегмент разума, лишенный здравомыслия, понять в чем оно состоит или усвоить информацию, им сообщаемую? 5Много вопросов могут роиться в нем, но если основной вопрос диктуется благоразумием, он его не задаст. 6Как всё диктуемое здравым смыслом, главный вопрос и прост, и очевиден, и остается незаданным. 7Не думай только, будто здравый смысл не смог бы на него ответить.
5. План Божий твоего спасения ни в коей мере не мог быть учрежден без твоего желания и согласия. 2Сын Божий должен был его принять, поскольку всё, что Бог желает Сыну, Сын должен получить. 3Ведь Божие веления не вне его, а Воля Божья не дожидается во времени своего осуществления. Следовательно, то, что едино с Божьей Волей, должно в тебе присутствовать сейчас, будучи вечным. 5Должно быть, ты отвел Святому Духу место, где Ему должно быть и где Он есть. 6Должно быть, Он там присутствовал с того момента, как родилась насущная потребность в Нем, которая тотчас же была удовлетворена. 7Вот о чем мог тебе поведать здравый смысл, когда бы ты прислушался к нему. 8Но это явно не ход мыслей эго. 9Чуждая эго природа твоего здравомыслия есть доказательство тому, что у эго ответа не найти. 10Но если это подлинный ответ, он существует. 11И если он существует для тебя, имея целью твою свободу, ты должен быть свободен, чтобы найти его.
6. Божий план прост, не замкнут в пределах логического круга, не разрушает сам себя. 2У Господа нет Помыслов иных, лишь продолжающие самих себя, и в них должна включаться твоя воля. 3Поэтому должна существовать некая часть тебя, что знает Его Волю и разделяет ее. 4Нет смысла спрашивать, истинно ли то, чему должно быть. 53ато имеет смысл спросить, отчего ты не осведомлен об истинном; должен же быть ответ на это, коль скоро Божий план твоего спасения — план совершенный. 6Он должен быть совершенным, коль скоро его Источнику не свойственна неполноценность.
7. Где еще быть ответу, как не в самом Источнике? 2И где ты сам, если не там же, где ответ? 3Твоя Тождественность — в такой же мере истинное следствие той же Причины, что и ответ, должна быть, следовательно, вместе с нею и ей подобна. 4О, ты конечно знаешь это, и не только это. 5Но для разъединения любая доля знания столь же опасна, как и всё оно целиком. 6А всё оно придет с любою его частью. 7Это — та часть, которую ты в состоянии принять. 8Ты в силах увидеть всё, на что указывает здравый смысл, ибо его свидетельства неоспоримы. 9Лишь полностью безумные могут их отрицать, но состояние полного безумия ты уже миновал. 103дравый смысл сам по себе есть средство, служащее цели Святого Духа. 11Это средство не истолковано по-новому и не отведено в другое русло от цели греха, как все другие средства. 12Ведь здравый смысл — за пределом средств, доступных эго.
8. Веру, доверие и восприятие можно отдать недостойному и они могут послужить великому обольстителю равно как и истине. 2Но здравомыслию нет места в безрассудстве, его не подогнать к безумной цели.3Доверие и вера в безумии сильны и направляют восприятие к тому, что ценит разум. 43дравый же смысл в безумие не вхож. 5Ведь восприятие распалось бы мгновенно, если его соотнести со здравым смыслом. 6Нет здравомыслия в безумии, поскольку безрассудство целиком зависит от его отсутствия. 7Эго не руководствуется здравым смыслом и даже не подозревает о его существовании. 8Безумные отчасти, к нему имеют доступ, и лишь у них имеется потребность в здравом смысле. 93нание не зависит от здравомыслия, безумие же держит здравый смысл от себя вдали.
9. Часть разума, в которой пребывает здравый смысл, посвящена — твоею и Отцовой Волей — искоренению безумия. 23десь цель Святого Духа была одновременно и принята, и воплощена. 33дравый смысл чужд безумию, и те, кто пользуются здравым смыслом, обрели средство, неприменимое к греху. 43нание — за гранью любого вида достижений. 5Но здравый смысл может способствовать открытию дверей, тобой закрытых перед знанием.
10. Ты уже очень близок к этому моменту. 2Твои и вера, и доверие переместились, ты задаешь вопрос, который эго в жизни не задаст. 3Не говорит ли тебе здравый смысл о том, что сей вопрос явился из чего-то, тебе неведомого, но несомненно принадлежащего тебе? 4Доверие и вера, поддержанные здравым смыслом, приводят к изменению восприятия. 5И в этом изменении для видения освободилось место. 6Видение продолжается за самое себя, как и та цель, которой оно служит, как и все средства достижения ее.