1. Не бойся пристально вглядеться в особые отношения ненависти, поскольку только увидев их, возможно от них освободиться .2Если бы не они, было бы просто невозможно не знать смысла любви. 3Ведь особые отношения любви, в которых смысл любви сокрыт, обычно создаются с одною целью — уравновесить ненависть, но не расстаться с нею. 4Твое спасение откроется тебе, как только ты это увидишь. 5Ненависть невозможно ограничить. Особые отношения любви не сбалансируют ее, но просто оттеснят вглубь с глаз долой. 7Необычайно важно вернуть ее в поле зрения и не пытаться утаить. 8Только попытка уравновесить ненависть любовью и превращает для тебя любовь в бессмыслицу. 9Ты и представить себе не можешь степени раздвоенности, к какой ведет подобная попытка. 10Покамест это не понято, раздвоенность останется неузнанной, а следовательно и неисцеленной.
2. Символы ненависти разыгрывают с символами любви несуществующий конфликт. 2Ведь символы всегда обозначают нечто другое, поэтому если любовь есть всё, символ любви бессмыслен. 3Через эту последнюю отмену ты пройдешь довольно
невредим и, наконец, появишься самим собою, 4Это — последняя ступень готовности к Богу. 5Более не противься; ты слишком близок к цели и мост пересечешь в полнейшей безопасности, а вся воинственность твоя тихо преобразится в покой. 6Ибо иллюзия любви не принесет удовлетворения, зато ее реальность, ожидающая по другую сторону моста, одарит тебя всем.
3. Особые отношения любви — это попытка ограничить гибельный эффект ненависти обретением рая в шторме бушующей вины. 2Нет в этих отношениях попытки возвыситься над штормом, пробиться к солнечному свету. 3Напротив, они преувеличивают вину вокруг их цитадели попыткой возведения баррикад против нее, чтобы укрыться от нее внутри. Особые отношения любви ценны не сами по себе, но лишь как место безопасности, где ненависть отделена и отстранена. Особый партнер в такой любви приемлем до тех пор, покуда он служит данной цели. 6Ненависть может появиться здесь и даже быть радушно принята в каких-либо аспектах, но отношения всё еще поддерживаются иллюзией любви. 7Уйдет иллюзия и отношения либо полностью распадутся, либо перестанут приносить удовлетворение по причине разочарования в них.
4. Любовь — не иллюзия. 2Она — факт. 3Там, где возможно разочарование, не было любви, была лишь ненависть. 4Ибо ненависть и есть иллюзия, а то, что подвержено изменению, не было любовью. 5Те, кто выбирают себе определенных партнеров в любом аспекте жизни и их используют для цели, которую они не желают разделить с другими, предпочитают жить с виною, нежели умереть от нее. 6Только таким они и видят свой выбор. 7Для них любовь — всего лишь побег от смерти. 8Они отчаянно ищут любви, но не в покое, где она радостно и тихо пришла бы к ним. 9Когда же они обнаруживают страх смерти, по-прежнему витающий над ними, любовные отношения перестают быть иллюзией того, чем они стать не могут. 10А когда баррикады против страха рушатся, он устремляется вовнутрь, и ненависть торжествует.
5. Любви не свойственен триумф. 2//Триумф любви" — прерогатива ненависти. 3Иллюзия любви может восторжествовать над иллюзией ненависти, но лишь ценою обращения той и другой в иллюзию. 4Покуда жива иллюзия ненависти, любовь остается для тебя иллюзией. 5Тебе же остается просто выбрать, какую из иллюзий предпочесть. 6В выборе между иллюзией и истиной конфликта нет. 7Перед подобным выбором кто стал бы колебаться? 8Конфликт возникнет в тот момент, когда покажется, что нужно выбрать между двумя иллюзиями; однако подобный выбор ничего не значит. 9Когда один выбор столь же опасен, сколь другой, решение диктуется отчаянием.
6. Поиск любви не входит в твою задачу; но следует искать и находить в себе барьеры, нагроможденные против любви. 2Со-всем не обязательно искать всё истинное, но совершенно обязательно найти всё ложное. 3Любая иллюзия есть порождение страха, какую бы она ни принимала форму. 4Попытка убежать от одной иллюзии к другой заведомо бесплодна. 5Если ты ищешь любовь снаружи от себя, не сомневайся, что ты воспринимаешь ненависть внутри и очень ее боишься. 6Но никогда покой не явится с иллюзией любви, только — с ее реальностью.
7. Признай же следующее, поскольку оно истинно, а истину необходимо распознать, чтобы отличить ее от иллюзии: особые отношения любви — это попытка внести любовь в разделение. 2И как таковая, она — не более, чем попытка внести любовь в страх, и в страхе сделать ее реальной. 3Подобным кардинальным нарушением единственного условия любви особые отношения любви достигнут якобы невозможного. 4Где, если не в иллюзии, подобное осуществимо? 5Весьма существенно для нас всмотреться тщательно в то, что ты, по-твоему, способен сделать для разрешения дилеммы, вполне реальной для тебя, на деле же не существующей. 6Ты подошел почти вплотную к истине, и только это стоит между тобою и мостом, ведущим к ней.
8. Рай ждет в безмолвии; твои творения протягивают руки, чтобы помочь тебе, мост перейдя, приветить их. 2Ведь это их ты ищешь. 3Ты ищешь только своей целостности, а именно они и делают тебя целостным. Особые отношения любви — лишь жалкий суррогат того, что делает тебя целокупным в истине, а не в иллюзии, взаимоотношения с твоими собственными творениями свободны от вины, а это позволяет тебе глядеть на твоих братьев с благодарностью, поскольку твои творения сотворены в союзе с ними. 6Приятие твоих творений равносильно приятию единства всего творения, без коего ты никогда бы не был целокупен. 7Никакая особость не в состоянии предложить того, что даровал Господь и что даруешь ты в единстве с Ним.
9. А по другую сторону моста ждет твоя целокупность, ибо там ты — полностью в Боге и не желаешь никакой особости, лишь быть во всем Ему подобным и завершать Его своею полнотой. 2Не бойся перейти в среду покоя и совершенной святости. 3Ведь только в ней Господня целокупность и целокупность Его Сына учреждены навечно. 4Их не ищи в унылом мире иллюзий, где нет определенности и где ничто не принесет удовлетворения. 5Во имя Божие желай оставить заблуждения полностью. 6В любых взаимоотношениях, где ты всецело принимаешь полноценность и лишь ее, присутствует Бог цело-купный, а с Ним и Его Сын.
10. Мост, приводящий к единению с самим собою, должен вести и к знанию, поскольку он выстроен с Богом подле тебя и поведет тебя прямо к Нему — туда, где пребывает твоя целокупность, полностью совместимая с Его. 2Каждая иллюзия, которую ты, посчитав достижимой, принял в свой разум, уносит ощущение полноценности, тем самым отрицая Целокупность твоего Отца. 3Каждая фантазия, будь то любви иль ненависти, лишает знания, ибо фантазии — завеса, скрывающая истину. 4Чтобы поднять завесу, тяжелую и мрачную на вид, всего и нужно — оценить истину превыше всех фантазий, не соглашаясь удовольствоваться иллюзией вместо правды.
11. Разве же не пройдешь ты сквозь страх к любви? 2Ведь именно таким ты видишь странствие. 3Любовь зовет, но ненависть велит остаться. 4Так не внемли призыву ненависти и не стремись к фантазиям. 5Ведь полноценность твоя — только в истине, и более нигде. 6В каждом призыве ненависти, в любой фантазии, восставшей, чтобы задержать тебя, ты должен слышать только зов о помощи, что постоянно исходит от тебя к Творцу. 7Разве же Он оставит без ответа тебя, чья полнота есть полнота Его? 8Он тебя любит всецело без иллюзий, как должен любить и ты. 9Ибо любовь — всецело без иллюзий, а следовательно и без страха. 10Кого Бог помнит, тот должен быть целокупным. 11Господь не забывает, что делает целокупным Его Самого. 12В твоей полноте лежит память о Его Целокупности, а также Его благодарность тебе за Его целокупность. 13В том, что связует Его с тобою, также лежит и Его неспособность забыть, и твоя способность помнить. 14В Нем соединяются твое желание любить и вся Любовь Единого, не позабывшего тебя.
12. Отец твой может позабыть об истине в тебе не более, чем ты способен о ней не помнить. 2Святой Дух — мост к Нему, построенный твоим желанием союза с Ним и сотворенный Его радостью в союзе с тобой. 3Странствие, казавшееся бесконечным, почти окончено, ибо то, что на самом деле бесконечно — довольно близко. 4И ты его уже почти признал. 5Теперь вместе со мною от иллюзий отвернись и ничему не позволяй загородить дорогу к истине. 6Мы вместе совершим последний бесполезный путь вне истины, а после вместе отправимся прямо к Богу, радостно отвечая на Его призыв к Своему собственному завершению.
13. Если особые отношения любого рода — помеха Божьей полноте, разве они имеют ценность для тебя? 2Всё, что мешает Богу, мешает и тебе. 3Только во времени препятствия Господней целокупности представляются возможными. 4Мост, через который Он переведет тебя, возносит из времени в вечность. 5Воспрянь из времени и отвечай без страха на зов Того, Кто вечность подарил тебе при сотворении. 6По эту сторону моста, ведущего к безвременью, ты ничего не понимаешь. 7Но легкой поступью взойдя на мост, вневременъем поддержанный, ты направляем прямо в Сердце Бога. 8В центре его, и только там, ты в вечной безопасности, ибо там ты целокупен вечно. 9Не сыщется такой завесы, которую Любовь Господня в нас не в состоянии убрать. 10Путь к истине открыт. 11Следуй же им вместе со мною.
V. Выбор полноценности
1. Анализируя особые отношения, прежде всего необходимо осознать болезненность подобного процесса. Отчаяние, тревога, атака и вина будут сопутствовать тебе, чередуясь с такими периодами, когда они, казалось бы, исчезли навсегда. 3Все эти чувства нужно принимать за то, что они есть. 4В какой угодно форме, они всегда — атака на самого себя, с целью сделать другого виноватым. 5Ранее я уже говорил об этом, однако некоторых аспектов того, что в действительности происходит, мы прежде не касались.
2. Попросту говоря, попытка обвинить другого всегда направлена против Бога. 2Ведь эго желает тебе видеть виноватым Его, и Его одного, оставив всё Сыновство незащищенным и уязвимым для атаки. Особые отношения любви — главное оружие эго, отстраняющее тебя от Рая. 4Они не предстают в подобном свете, но если разобраться в том, насколько ты их ценишь и почему, тебе откроется их суть.
3. Особые отношения любви — горделивый дар эго, особо притягательный для тех, кто не желает избавляться от вины. 2В подобных отношениях ясно прослеживается "динамика" эго, поскольку в расчете на пленительность такого дара, фантазии, окружающие его, частенько откровенно неприкрыты. 3И здесь они, как правило, вполне приемлемы и даже считаются естественными. 43десь не считается диковинным и ненавидеть, и любить одновременно, и даже те, кто почитают ненависть грехом, просто почувствуют укол вины, но ничего не поспешат исправить. 5Это — "естественное" состоянье разделения, а те, кто признают, что оно противоестественно, кажутся неестественными сами. 6Поскольку этот мир есть антипод Небес и создан Небесам в противовес, в нем всё должно быть противоположно истинному. 7На Небесах, где смысл любви известен, любовь есть то же, что союз. 8Но здесь, где за любовь приемлется ее иллюзия, любовь воспринимается как разделение и исключение.
4. Именно в особых отношениях, рожденных тайным желанием особой Божьей любви, ненависть эго торжествует. 2Ибо особые отношения суть отречение от Любви Господней, попытка обеспечить своему я особость, в которой Он отказал. 3Для самосохранения эго чрезвычайно важно заверить тебя в том, что особость — не ад, а рай. 4Ведь эго никогда не допускает осознания тобою, что разделение может быть только потерей, будучи единственным условием, в котором немыслим Рай.
5. Для всех Царство Небесное целокупно. 23десь разногласий нет, поскольку это приемлемо как для эго, так и для Святого Духа. Однако Дух Святой и эго полностью расходятся в том, что же такое целокупность и как ее достичь. 4Святой Дух знает, что целокупность — прежде всего союз, и далее — продолжение этого союза. 5Для эго целокупность есть триумф и продолжение собственной "победы" к конечному триумфу над Всевышним. 6В этом оно и усматривает свою конечную свободу, поскольку не остается ничего, способного ему мешать. 7Та-кова его идея Рая. 8Поэтому союз — условие, которому эго не в силах помешать, должен быть адом.
6. Особые отношения — нелепое и противоестественное средство эго в объединении Рая с адом, что и делает их неразличимыми. 2Попытка же найти воображаемое "лучшее" в обоих мирах приводит лишь к фантазиям относительно того и другого мира и к неспособности их воспринять такими, какие они есть. Особые отношения — апофеоз подобной путаницы. 4Они есть род союза, из коего исключено единство, попытка единения, основанная на исключении. 5Можно ли подобрать лучший пример девизу эго: "Искать, но не найти?"
7. Однако, любопытнее всего "концепция я", которую эго культивирует в особых отношениях. 2Это я стремится к установлению отношений с целью сделать себя полноценным. 3Найдя же особые отношения, в которых оно, казалось бы, способно эту цель осуществить, оно отказывается от себя, стараясь "обменять" себя на я другого. 4Но это — не союз; здесь нет ни возрастания, ни продолжения. 5Каждый партнер старается пожертвовать тем я, которого он не желает, в обмен на я, которое считает предпочтительней. Он чувствует вину за этот "грех", за то, что взяв, не отдал чего-то ценного взамен. 7Насколько высоко он ценит собственное я, желая обменять его на "лучшее" я?
8. "Лучшим" я, которого так ищет эго, всегда будет совсем особенное я. 2А некто, обладающий особым я, будет "любим" за то, что у него возможно взять. 3И когда оба видят это особое я 1 друг в друге, для эго это — "союз, заключенный на Небесах". 4Ведь ни один из партнеров не понимает, что он испрашивает ада, поэтому он не чинит препятствий созданной эго иллюзии Небес, которую оно и предлагает как противостояние Небесам. 5Но если все иллюзии — порождение страха, (а более ничем они не могут быть), иллюзия Небес — не более, чем "обольстительная" форма страха, в которой глубоко упрятанная вина всплывает под личиною "любви".
9. Влечение к аду заключено лишь в ужасающем влечении к вине, которым эго одаряет всех, кто отдал свою веру малости. Убежденность в собственной малости лежит в основе всех особых отношений, ведь только чем—то обойденные могут ценить особость. Требование особости и восприятие дарения особости актом любви, обращает любовь в ненавистницу. Действительная цель особых отношений, в строжайшем соответствии с целями эго, — уничтожение реальности и замещение ее иллюзией. 5Ведь само эго есть иллюзия, и лишь иллюзии могут свидетельствовать его "реальности".
10. Желал бы ты особых отношений, если бы знал, что они — триумф над Богом? 2Давай не думать ни об их пугающей природе, ни о сопутствующей им вине, ни о печали, ни об одиночестве. 3Ибо всё это — лишь черты, присущие религии разделения и тому контексту, в котором разделение считается реальным. Центральной темой в литании жертвенности становится идея, будто Бог должен умереть, чтоб ты мог жить. 5И именно такой сценарий разыгрывается в особых отношениях. 6Ты думаешь, что через смерть твоего я ты нападаешь на другое я и похищаешь его, дабы им заменить свое и презираемое тобою я. 7Ты презираешь его потому, что полагаешь: оно не может предложить тебе особость, требуемую тобой. 8А ненавидя его, ты сделал его ничтожным и ничего не стоящим, поскольку безмерно боишься его.
11. Разве ты можешь одарить безмерной силой то, на что, по-твоему, ты напал? 2Истина столь для тебя страшна, что не будь она ничтожной, слабой и ничего не стоящей, ты не осмелился бы на нее взглянуть. 3Ты думаешь, что много безопасней облечь свое ничтожное, тобою созданное я могуществом, отобранным у истины, оставив ее поверженной, беспомощной. Теперь смотри, с какою точностью воспроизводится подобный ритуал в особых отношениях. 5Алтарь воздвигнут меж двумя отдельными людьми, и на нем каждый из них стремится убить свое собственное я, и на его теле взрастить иное "я", всю силу почерпнув из смерти предыдущего. 6Снова и снова разыгрывается этот ритуал. 7Но он не завершен и никогда не завершится. 8Ритуал завершения не в состоянии завершать, поскольку жизнь не восстает из смерти, а рай — из ада.
12. Когда какая-либо форма особых отношений подвигнет тебя на поиск любви в ритуале, помни, что любовь есть содержание, а не форма. 2Особые отношения — это ритуал формы, имеющий целью возвести ее, за счет содержания, на место Бога. 3В форме нет и не может быть смысла. Особые отношения следует признать тем, что они есть: бессмысленным ритуалом, в котором сила черпается в смерти Бога и вкладывается в Его убийцу, как знак победы формы над содержанием; вот так любовь утрачивает смысл. 5Желаешь ли ты, чтобы подобное стало возможным, невзирая на его очевидную невозможность? 6Будь это возможным, ты сделал бы себя беспомощным. 7Бог не разгневан. 8Он просто не позволил этому случиться. 9Ты не заставишь Бога передумать. 10Ни один ритуал, тобою созданный как услада танца смерти, не привнесет смерть в вечное. 11А выбранный тобою суррогат Господней Целокупности ни коим образом не повлияет на нее.
13. В особых отношениях не нужно видеть ничего, за исключением пустой затеи возвысить других богов "перед лицем Его" и им служа, скрыть их ничтожность и заслонить Его величие. 2Во имя своей собственной полноценности ты не желаешь этого. 3Ведь каждый идол, помещенный перед лицем Его, помещен перед тобой вместо реального тебя.
14. Спасение лежит в простейшем факте: иллюзии, не будучи истинными, не страшны. 2Они лишь кажутся пугающими в той мере, в какой ты не распознаёшь их суть, а сути их ты не распознаёшь в той мере, в какой желаешь им быть истиной. 3И в той же мере ты отрицаешь истину и не способен сделать простого выбора между иллюзией и правдой, между фантазией и Богом. 4Помни об этом, и не возникнет трудности в принятии решения — такого, каким ему и должно быть.
15. Вся суть иллюзии разделения заключена в фантазии уничтожимости смысла любви. 2И покуда смысл любви не восстановлен для тебя, ты не познаешь себя, разделяющего этот смысл. Отпадение — не более, чем решение не знать себя. 4Вся эта система мышления есть хитроумно задуманный опыт обучения, созданный ради ухода от истины к фантазии. 5Но любому обучению, несущему тебе вред, Бог предлагает исправление и полное избавление от всех его последствий.
16. Следовать данному курсу или нет, внимать ему или же не внимать есть выбор между иллюзией и истиной. 2Ибо здесь истина разделена с иллюзией и с ней не смешана. 3Как прост становится выбор, воспринятый таким, каков он есть! 4Только фантазии создают путаницу в выборе, но они абсолютно нереальны.
17. Нынешний год — время принятия легчайшего и единствен но возможного из всех решений, когда-либо стоявших пред тобой. 2Ты мост к реальности пересечешь уже лишь потому, что осознаешь: Бог — по другую сторону моста, а здесь нет ничего. 3Это поняв, уже нельзя не принять естественного решения.
VI. Мост в реальный мир
1. Поиск особых отношений есть знак того, что ты отождествляешь себя с эго, а не с Богом. 2Только для эго особые отношения ценны. 3Не представляющие особой ценности отношения для эго не имеют смысла, ведь всякую любовь оно воспринимает как особую. 4Но это не естественно, поскольку не похоже на отношения между Богом и Его Сыном, а все отношения, не уподобленные этим, должны быть неестественны. 5Бог сотворил любовь такою, какой хотел, и отдал ее такой, какая она есть. 6В любви не может быть иного смысла, кроме того, который ей Своею Волей определил Творец. 7Дав ей иное определение, любовь нельзя понять.
2. Любовь — это свобода. 2Искать ее, одновременно связывая себя, значит разъединять себя с любовью. 3Любовь Господня не ищет единения в разделении или свободы в путах. 4Освобождая, ты освободишься сам. 5Не забывай об этом, иначе любовь не сможет ни отыскать тебя, ни утешить.
3. Есть путь, которым Дух Святой испрашивает твоей помощи, если и ты согласен принять помощь от Него. 2Святре мгновенье — самая действенная Его защита против влечения к вине — действительного соблазна всех особых отношений. 3Тебе не распознать, что в ней их подлинная привлекательность, поскольку эго приучило тебя думать, что в ней лежит свобода. 4Но чем внимательнее ты присматриваешься к особым отношениям, тем очевиднее становится, что в них лелеется вина, и следовательно эти отношения ведут в неволю.
4. Вне тела особые отношения полностью бессмысленны. 2Если ты ими дорожишь, то непременно дорожишь и телом. 3А то, что тебе дорого, ты сохраняешь. 4Особые отношения суть средство ограничения себя телом и восприятие всех остальных в границах их тел. 5Великие Лучи, будь они видимы, немедленно раскрыли бы отсутствие малейшей ценности в особых отношениях. 6Ибо при свете их, утрачивая свою ценность, исчезает тело. 7И твоя заинтересованность в том, чтобы видеть тело, исчезает.
5. Ты видишь мир, который ценишь. 2По эту сторону моста ты видишь мир разъединенных тел, стремящихся объединиться в разные союзы и стать едиными через потерю. 3Когда две личности желают стать одной, они стремятся умалить свое величие. 4Каждый из них отказывается от своей силы, ибо отдельный союз исключает вселенную. 5Гораздо больше оставлено снаружи, чем взято внутрь, ибо снаружи оставлен Бог, и ничего не взято внутрь. 6Если бы хоть один такой союз был создан с совершенной верой, в него вошла бы вся вселенная. 7Особые же отношения, к которым стремится эго, не включают в себя даже одного полноценного индивидуума. 8Эго желанна лишь часть его, и оно видит только эту часть и ничего, кроме нее.
6. Как непохожа эта картина на ту, что по другую сторону моста! 2Там тело еще недолго различимо, но уже не исключительно телом, как здесь. 3Та малая искра, которая в себе содержит Великие Лучи, тоже видна, и эту искру уже не ограничить малостью. 4Как только ты пересекаешь мост, ценность тела так резко падает в твоих глазах, что более нет надобности ее преувеличивать. 5Ибо ты видишь ценность тела только в том, что оно дает возможность привести к мосту всех твоих братьев и там освободиться вместе с ними.
7. Сам мост — не более чем переход в перспективу реальности. 2Всё, что ты видишь по эту сторону моста, неимоверно искажено и полностью вне перспективы. 3Ничтожное и незначительное — преувеличено, могучее и сильное низведено до малости. 4В том переходе есть период замешательства, когда ты ощутишь себя растерянным и сбитым с толку. 5Но не пугайся, ибо это означает твое согласие отказаться от своей искаженной системы отсчета; ведь только она и удерживала в единстве твой мир. 6Эта система выстроена вокруг особых отношений. 7Без этой иллюзии ты прекратил бы поиск какого-либо смысла в этом мире.
8. Не бойся, что внезапно будешь вознесен и выброшен в реальность. 2Время, используемое во имя реальности, будет к тебе добрым, облегчая переход, безотлагателен лишь сдвиг с укоренившихся позиций в твоем мышлении. Однако это не оставит тебя обездоленным и не лишит ориентиров. 5Период дезориентации, предшествующий собственно переходу, куда короче, нежели время, понадобившееся тебе, чтоб зафиксировать свое мышление в иллюзиях. 63адержка нынче пагубнее для тебя, нежели раньше, лишь потому, что ты уже осознаёшь ее задержкой и понимаешь, что избавление от боли и впрямь возможно. 7Найди надежду и утешение, а не отчаяние в том, что здесь ты уже не способен найти даже иллюзию любви в особых отношениях. 8Ведь ты уже не полностью безумен и очень скоро осознаешь вину за собственное предательство тем, что она есть.
9. Что бы ты ни старался укрепить в особых отношениях, в реальности это — не часть тебя. 2Нельзя частично сохранять систему мышления, учившую тебя ее реальности, и понимать Мысль, знающую, кто ты есть. 3Ты допустил в свой разум Мысль о собственной реальности, и раз ты пригласил ее, она с тобой пребудет. 4Твоя любовь к ней не позволит тебе себя предать, и ты не установишь отношений, в которые она не сможет с тобой войти, ибо ты более не пожелаешь с ней расстаться.
10. Возрадуйся же, что избежал карикатурного спасения, предложенного эго, и не оглядывайся с тоской на жалкую пародию, в которую оно превратило твои взаимоотношения. 2Никто не должен более страдать, ибо ты уже слишком далеко ушел, чтобы поддаться иллюзии красы и святости вины. 3Лишь целиком безумные могли глядеть на смерть, страдания, отчаяние, болезни и видеть их таковыми. 4Всё, принесенное виною, уродливо, пугающе и очень опасно. 5Не стоит видеть в нем иллюзий истины и красоты. 6Благодари за то, что есть такое место, где тебя ждут и истина, и красота. 7Свой путь продолжи до доброй встречи с ними и постигни, как много ожидает тебя уже лишь за одно желание отказаться от ничто, именно потому что оно и есть ничто.
П. Новой перспективой, открывающейся тебе при переходе через мост, станет понимание того, где есть Царство Небесное. 2Отсюда оно кажется снаружи и по другую сторону моста. 3Но только ты одолеешь мост, чтобы соединиться с Царством, оно с тобой само соединится и вы окажетесь единым целым. 4И ты поймешь в великом изумлении, что ради всего этого оставил лишь ничто 5Радость Небес, не знающая границ, ширится с каждым лучом света, вернувшимся на Небеса, чтобы занять свое по праву место. 6Больше не жди Любви Господней и себя. 7Пусть же мгновение святое твой путь ускорит, что оно сделает наверняка, если ему позволить прийти к тебе.
12. Святой Дух просит у тебя совсем немного: когда ты мыслями блуждаешь в особых отношениях, всё еще привлекающих тебя, войди с Ним вместе в мгновение святое и там Ему позволь освободить тебя. 2Всё, что Ему понадобится — это твое желание разделить с Ним Его перспективу, чтобы Он целиком отдал ее тебе. 3Твое желание не должно быть совершенным, поскольку совершенно Его желание. 4Его задача — искупить недостаток твоего желания Своею совершенной верой, и это Его веру ты разделишь там. 5И просто за признание собственного нежелания освобождаться Его желанье совершенное даруется тебе. 63ови Его, поскольку Рай откликнется на Его зов. 7Ему же позволь воззвать к Раю за тебя.
VII. Конец иллюзий
1. От прошлого нельзя освободиться, не отказавшись от особых отношений. 2Ибо особые отношения — это попытка воспроизвести прошлое и изменить его. Соображаемые ущемленья, болезненные воспоминания, былые огорчения, воспринятая несправедливость и лишения — всё это привнесено в особые отношения, где ты намерен восстановить свое израненное самолюбие. 4Какое основание для выбора особого партнера имел бы ты без прошлого? 5Каждый подобный выбор сделан на почве "зла", когда-то причиненного тебе, с которым ты поныне не расстался и которое кто-то другой теперь обязан искупить.
2. Особые отношения — это возмездие за прошлое. 2Стремясь изгладить прошлые страданья, они пренебрегают настоящим в своей одержимости прошлым и полной преданности ему. 3Ни-какие особые отношения не переживаются в настоящем. 4Тени прошлого окутывают их и превращают в то, что они есть. 5Они лишены смысла в терминах настоящего, а раз они бессмысленны в настоящем, они вообще бессмысленны. 6Где, если не в фантазии, возможно изменить былое? 7И кто способен возместить тебе то, чего, как тебе кажется, лишило тебя прошлое? 8Прошедшее — ничто. 9Не сваливай же на него вину за все лишения; оно ушло. 10На самом деле, ты просто не можешь не отпустить того, что уже ушло. пТогда ты, стало быть, поддерживаешь иллюзию его присутствия, если считаешь, будто оно служит цели, которую ты желаешь осуществить. 12Должно быть также, эта цель осуществима не в настоящем, а только в прошлом.
3. Нельзя недооценивать накала в побуждениях эго, стремящегося воздать по заслугам прошлому. 2Эго на редкость беспощадно и полностью безумно. Оно не забывает нанесенных тобой обид и жаждет отомстить тебе за них. 4Фантазии, которые оно привносит в им выбранные отношения (где оно и отыгрывает свою ненависть), — это фантазии уничтожения тебя. 5Эго использует прошлое против тебя, а в твоем избавлении от прошлого оно усматривает потерю своего шанса на возмездие, тобой no-справедливости заслуженного. Однако без твоего согласия на собственную гибель эго не в состоянии опутать тебя прошлым. 7В особых отношениях ты разрешаешь свою гибель. 8Что это чистое безумие — совершенно очевидно. 9Куда менее очевидно, что настоящее бесполезно для тебя, покуда ты преследуешь цель эго в качестве его союзника.
4. Прошлого больше нет; оставь попытки сохранить его в особых отношениях, привязывающих тебя к нему и говорящих, что твое спасенье — в прошлом, а посему чтобы найти спасение нужно к нему вернуться. 2Нет ни одной фантазии, которой не сопутствовала бы мечта отмщения прошлому. 3Станешь ли ты воплощать эту мечту или откажешься от нее?
5. Особые отношения вовсе не предстают как воплощение возмездия, которого ты ищешь. 2И даже когда ненависть и жестокость вдруг прорываются наружу, иллюзия любви еще не поколеблена в своей основе. 3Лишь одного не пропускает эго в твое сознание: в особых отношениях разыгрывается мщение самому себе. 4Разве они могли быть чем-либо иным? 5В погоне
за особыми отношениями ты не ищешь славы в самом себе. 6Ты отрицаешь ее в себе, и отношения становятся ее заменой. 7Возмездие становится подменой Искупления, а избавленье от возмездия — твоей потерей.
6. В противовес безумной идее спасения — дару эго, Святой Дух мягко предлагает святое мгновение. 2Мы уже говорили, что Дух Святой должен учить сравнением, используя противоположности, чтобы указывать путь к истине. 3Святое мгновенье есть антипод маниакальной веры эго в спасение через отмщенье прошлому. 4В святом мгновении становится понятно, что прошлое ушло, а с ним ушло лишенное корней и побуждение к мщению. 5Недвижность и покой сейчас окружат тебя с предельной нежностью. 6Всё, кроме истины, ушло.
7. Еще какое-то время ты вероятно попытаешься вносить иллюзии в святое мгновение, чтобы препятствовать осознанию разницы между иллюзией и истинным опытом во всех его аспектах. 2Попытки эти однако не продлятся долго. 3В святом мгновении могущество Святого Духа восторжествует, поскольку ты соединился с Ним. 4Иллюзии, что ты принес с собою, на время ослабят опыт единства с Ним и помешают удержать тот опыт в твоем разуме. 5Но вечен миг святой, и твои иллюзии времени не помешают вневременному быть тем, что оно есть, тебе же — ощутить его тем, что оно есть.
8. То, что дает Господь, воистину дано и будет воистину получено. 2Ибо дары Господни, тобою не полученные, лишены реальности. 3Твое приятие завершает Его дарение. 4Ты получаешь те дары, поскольку в Его Воле — отдавать. Он отдал святое мгновение, чтоб передать его тебе, а раз Он отдал, то ты не можешь не получить его, поскольку Он его отдал. 6Когда Он начертал Своему Сыну быть свободным, Сын Его был свободен. 7В святом мгновении — Его напоминание о том, что Сын Его останется всегда таким, каким был сотворен. 8Учение Святого Духа сводится к напоминанию тебе о том, что всё, дарованное Богом, ты получил.
9. К реальности у тебя нет претензий. 2Всё что нуждается в прощении — это иллюзии, тобою обращаемые против братьев. Реальность братьев не знает прошлого, и лишь иллюзии нуждаются в прощении. 4Господь не держит зла ни на кого, Ему неведомы иллюзии любого рода. Освободи же братьев из рабства их иллюзий, простив им те иллюзии, которые ты воспринял в них. 6Так ты узнаешь, что был прощен, поскольку именно ты им предлагал иллюзии. 7В святом мгновении это свершается для тебя во времени, чтоб принести тебе подлинное условие Рая.
10. Помни, что выбор твой всегда — между иллюзией и истиной, между реальным, исцеляющим Искуплением и "искуплением" эго, ведущим к гибели. 2Божье могущество и безграничная Его Любовь поддержат твой поиск собственного места в плане Искупления, рожденного Его Любовью. 3И в размышлениях о том, как Искупление найдет свой путь к тебе, стань союзником Богу, а не эго. 4Довольно будет Его помощи, ибо Его Посланец понимает, как возродить для тебя Царство и как твою заинтересованность в спасении поместить в твои взаимоотношения с Ним.
11. Ищи же Его весть и ты найдешь ее в святом мгновении, где все иллюзии прощены. 2Оттуда чудо продолжится, благословляя всех и разрешая все проблемы, какими бы они ни казались малыми или большими, разрешимыми или нет. 3Нет ничего, что бы не уступило места Ему и Его величию. 4Войти с Ним в близкие взаимоотношения — значит признать те отношения реальными и через их реальность отдать иллюзии в обмен на реальность отношений с Богом. 5Хвала твоим взаимоотношениям с Ним и никаким другим! 6Истина — в них и более нигде. 7Ты выбираешь это или ничто.
12. Отче наш, прости нам наши иллюзии и помоги принять наши реальные взаимоотношения с Тобой, где нет иллюзий, ' куда войти не может ни одна из них. 2Наша святость — Святость Твоя. 3Что в нас нуждается в прощении, коль скоро Твоя Святость совершенна? 4Сон забытья — ни что иное, как нежелание помнить Твое прощение и Твою любовь. 5Да не введи нас в искушение, ведь искушение Сына Божьего — не Твоя Воля. 6Аай получить нам только то, что Ты уже нам дал, и только это принять тем разумом, который Ты сотворил и возлюбил.7Аминь.