Содержание
Предисловие
Тема 1. Политология как наука (ст. преп. Тармаханов Е.Д.).
Тема 2. Основные вехи и этапы развития политической мысли (к.и.н., доц. Башинова Т.Д.).
Тема 3. Теории власти и властных отношений. (к.и.н., доц. Башинова Т.Д.)
Тема 4. Человек и власть. Права и свободы человека. (ст. преп. Тармаханов Е.Д.).
Тема 5. Политическая элита и политическое лидерство. (к.с.н., ст. преп. Романов Ю.А.).
Тема 6. Политическая система общества. (к.с.н., доц. Давлетчина С.Б.).
Тема 7. Политические режимы. (к.и.н., доц. Болдонов А.Л.).
Тема 8. Государство и гражданское общество. (к.и.н., доц. Болдонов А.Л.).
Тема 9. Политические партии и партийные системы. (к.с.н., ст. преп. Романов Ю.А.).
Тема 10. Политическое сознание (к.с.н., доц. Давлетчина С.Б.).
Литература
Предисловие
В современном мире политология завоевала существенные позиции, это признанная во всех странах научная и учебная дисциплина. Знание курса политологии призвано оказать помощь в преодолении стереотипных границ о политике, сформировать политическую культуру граждан, ответственное отношение к будущему своей страны.
Достижения политической науки могут послужить делу демократии. Основными целями изучения дисциплины «Политология» являются формирование представлений у студентов высших технических учебных заведений о ключевых теоретических положениях политологии, знаний об институтах политической системы общества, также норм гражданской политической и правовой культуры.
Учебное пособие по политологии содержит краткое изложение материала курса «Политология» и специально разработано коллективом кафедры «Социология и политология» Восточно-Сибирского государственного технологического университета для самостоятельной подготовки студентов разных специальностей изучающих данную социально-гуманитарную дисциплину к сдаче экзаменов и зачётов.
Данный конспект построен так, что сочетает изучение как институциональных основ политической системы (государство, разделение властей, политические партии и общественные объединения) так и динамики политических процессов (этапы политического процесса и специфика политической деятельности и политического участия). Пристальное внимание уделяется сфере политического сознания (политическая культура и политическая идеология).
Тема 1. Политология как наука
Объект и предмет политологии
Методы исследования и функции политологии
3. Политология – междисциплинарная наука, ее категории и законы
4. Политика, политические отношения и политический процесс. Структура, содержание и сущность политики
Объект и предмет политологии.
В самом общем виде политология - это наука о политике, об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, государственными политическими организациями общества, политическими организациями общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимодействие между людьми, обществом и государством.
Существенная сторона в обосновании научного статуса политологии лежит в различении ее объекта и предмета. Как известно, объект познания – это все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Когда же речь идет о предмете исследованияконкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (например, общественные процессы) берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки. Другие стороны в этом случае рассматриваются как второстепенные. Поэтому отличие наук друг от друга и состоит в том, что даже на одном объекте, каждая исследует свой предмет.
Объектом политологии является – «политическая реальность». Ее рассматривают также философия, социология, политическая психология и т.д. Предмет же политического сознания не может быть тождественен объекту, он то и позволяет выделить политологию в самостоятельную научную дисциплину. Но вопрос его определения остается еще не решенным. Среди политологов сегодня не единого мнения в вопросе о содержании предмета политологии.
Отсутствие его обусловлено различием национального политического опыта, который сформировал традиции исследования политики в разных странах. Чтобы преодолеть большие разночтения в 1948 году группа ведущих экспертов ЮНЕСКО из Америки и Европы, приняла резолюцию. В которой предлагался перечень проблем, изучаемых политологией:
1.Политическая история
2.Политические институты
3.Партии, группы и общественное мнение
4.Международные отношения.
Несмотря на это, разногласия и споры продолжились. Эта проблема во многом также объяснима, стремлением разделить политологию на две самостоятельные дисциплины прикладную и теоретическую. Тем не менее, в большинстве случаев под политологией понимают науку, изучающую политические отношения со всеми сопровождающими данное явления политическими факторами. Согласно такому пониманию теоретико-содержательным ядром политологии ее предметом является учение о власти, государстве, взаимоотношениях людей в сфере политического и т.д.
Следует учитывать, что политология является интегральной наукой, и включает в себя совокупность наук, отличающихся друг от друга предметом, методами, подходами, исследованиями политической жизни, в этом смысле объект, т.е. политическая реальность, является как бы объединяющим фактором.
Политология отвечает на многие вопросы, поставленные практикой современного этапа развития нашего государства и всего мирового сообщества. Эта наука о «политике», «технологии» политического процесса. Изучая сферу политической жизни общества, она вооружает знаниями закономерностей становления и функционирования политической власти, политических отношений и политической деятельности, помогает сформировать необходимые умения и навыка равноправного участника политической жизни.
Вопросы для обсуждения и дискуссии.
1. Раскройте объект и предмет политологии
2. В чем взаимосвязь методов исследований политологии с методологиями других общественных наук?
3. Перечислите функции политологии
4. Какие частные дисциплины включает в себя политология как интегральная наука?
5. Суть и характерные черты политики.
Тема 2. Основные вехи и этапы развития политической мысли.
Политические традиции Древнего Востока.
Политическая мысль Античности.
Политические взгляды Средних веков
Политические доктрины эпохи Возрождения и Реформации.
Политические идеи Нового времени.
Политические концепции США.
Западноевропейская политическая мысль.
Особенности Российской политической традиции.
Политические концепции США.
В XVIII в. резко обострились противоречия между Англией-метрополией и ее американскими колониями. Колониальная Америка начинает борьбу против Англии за свою независимость (1775—1783 г.г), в ходе которой возникает новое государство — Соединенные Штаты Америки (1776 г.).
Как отражение этой освободительной борьбы в американской политической мысли складывается буржуазно-демократическое направление, представленное Томасом Пейном (1737—1809г.г.) и Томасом Джефферсоном (1743-1826 г.г.).
Политические идеалы Пейна — буржуазно-демократическая республика, суверенитет народа, всеобщее избирательное право.
По мнению Пейна, все люди рождаются равными, обладают одинаковыми и неотчуждаемыми естественными правами (правом на счастье, свободу совести, слова). Он считал естественные права человека единственным источником и основанием его гражданских прав, возникающих из необходимости жить в обществе. Американский просветитель четко разделяет общество и государство. Первое — это защитник, второе — каратель. Если бы люди руководствовались в своей жизни принципами нравственности или если бы веления совести были ясными, определенными и беспрекословно исполнялись, то люди не нуждались бы ни в каком законодателе.
Наилучшая форма представленной власти по мнению Пейна, — это та, которая позволяет охранять гражданские права ибезопасность с наименьшими затратами и наибольшей пользой. Так как все люди равны от природы, то человеческому обществу более всего соответствует республика.
Идеи Пейна сыграли большую роль в подготовке Декларации независимости и Конституции США. Автором же проекта Декларации является Джефферсон
Он был горячим сторонником идеи народного суверенитета. Его идеалом было свободное развитие мелкособственнического трудового фермерского хозяйства в условиях демократической республики, которую он считал панацеей от всех социальных противоречий и бедствий.
Правительство, по мнению Джефферсона, создается людьми для охраны естественных прав человека, и власть правительства проистекает из согласия народа повиноваться ему. Последовательно развивая идею народного суверенитета, Джефферсон заключает, что в силу такого происхождения власти правительства (создается народом) и такого условия ее существования (согласие народа) народ вправе изменить или уничтожить существующую форму правления (существующее правительство), что долгом и правом людей является свержение правительства, стремящегося к деспотизму. Таким образом, он обосновывает право народа на революцию. Поэтому верховная власть в государстве должна принадлежать самому народу
Вопросы для обсуждения и дискуссии.
1. Где впервые возникли политические учения?
2. Каково конфуцианское представление о государстве?
3. Раскройте основные положения брахманизма и буддизма.
4. В чем сущность «идеального государства» по Платону?
5. Каким Аристотель видел совершенное государственное устройство?
6. В чем различие между «градом земным» и «градом Божьим» по Августину Блаженному?
7. Перечислите 4 вида законов Фомы Аквинского.
8. Проанализируйте политическое учение Н. Макиавелли.
9. Почему протестантская этика является духовной основой западной культуры?
10. Что включали в понятие «естественное право» Гроций, Гоббс, Локк?
11. Раскройте политические идеалы Пейна?
12. Кто является автором проекта «Декларации независимости США»?
13. Что есть государство по Канту?
14. Каким Гегель представлял гражданское общество?
15. Кто является основателем общественно-политической мысли на Руси?
16. Раскройте теорию псковского монаха Филофея «Москва - третий Рим».
17. В чьих трудах получила дальнейшую разработку российская политическая проблематика?
Концепции власти.
Легитимность власти.
Концепции власти.
В современной литературе существуют различные концепции власти. Так, системные концепции рассматривают власть как свойство политической системы. Т. Парсонс считает, что власть как свойство системы связана с достижением общих целей системы, с организацией. Крозье считает власть вечной. «Власть нельзя ни ликвидировать, ни национализировать. Она, как головы гидры, появляется во все большем количестве и становится сильнее каждый раз, когда считают, что ее обезглавили»
Длительное время в истории политической мысли господствовали правовые концепции власти.Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Кант и другие мыслители считали право первичным, а политику и власть - производными от права. Французские философы XVIII века апеллировали к разуму как единственному судье над всем существующим, требовали установления разумного общества в соответствии с естественными правами человека. Поиск идеального права и государства характерен для Платона и Ф.Бэкона, для коммунистических утопий от Т.Мора до Кабэ. Философское обоснование И.Кантом теории правового государства также базируется на принципе согласованности государственного устройства с правовыми нормами.
Широкое распространение получили поведенческие концепции власти. Основные идеи поведенческого (бихевиорального) направления были выдвинуты в 20-30-х годах ХХ в. группой ученых Чикагского университета, которые стали исследовать поведение людей в сфере политики, изучать политический процесс, реальные факты, полагая, что любые ценности должны пройти испытание фактами.
Бихевиоралисты объясняют политическую жизнь из присущих человеку свойств, поведения, воли, стремления к власти. Политический человек - это человек, стремящийся к власти. В политике все есть власть, и всякая власть есть политика. Но политика - сфера социального взаимодействия, потому индивиды вступают в отношения по поводу власти. Лишь отталкиваясь от воли людей, строится вся политическая материя, приобретая со временем стабильные, устойчивые формы, закрепляясь в политических институтах. Власть этих институтов должна выводиться из отношений власти, в которые вступают люди. Отсюда можно понять, как рождаются и функционируют партии, политические организации, государство. Государственная власть воспроизводится путем концентрации, слияния, столкновения, разъединения, борьбы политических субъектов, их воли к власти.
Бихевиоралисты рассматривают политические отношения как рынок власти (рыночная модель). Субъекты власти вступают в определенные соглашения, "сделки" ради достижения власти и того, что она дает. Выполнение соглашений зависит от двух факторов: доброй воли участников и наличия внешней силы, вынуждающей соблюдать принятые обязательства. Второй фактор предполагает наличие силы, стоящей как бы над системой, над участниками сделок.
Если сравнивать политическое взаимодействие с игрой, то в игре побеждает тот, кто выигрывает по правилам. В политической игре выигрыш состоит в увеличении объема власти. Г. Лассуэлл считает, что этот выигрыш определяется участием или возможностью участия в принятии решений. Бывает, что в игре одна сторона не просто нарушает правила, а стремится изменить их, чтобы выиграть. Пресечь такие действия можно только извне. Но если игра охватывает всех, всю политическую систему, то такой силы просто не найдется. Отсюда вывод: политическая игра должна быть самосанкционирующейся. Правила политической игры должны исходить из нее самой, а не навязываться извне.
Идея саморегулирующегося механизма заимствованабихевиоралистами из американской социально-экономической мысли, где считалось, что регулятором всех экономических отношений является рынок. Эта идея была распространена на сферу политических отношений. Политическая арена становится рынком власти. Власть продается и покупается по правилам торговли: учета спроса и предложения, стремления к выгоде, конкуренции продавцов и покупателей.
Реальный политический рынок не идеален. Есть обман,нарушение законов, демагогия, шантаж, здесь нужны сила, ловкость, актерство, везение, удача, счастливыйслучай. Те, кто контролирует собственность, стремится превратить свои доллары в голоса избирателей, свою собственность - в политическую власть. По Мерриаму, бизнес - диктатор в семье власти. Борьба за властьмотивируется не только целью приобретения власти,но и своим игровым характером. Политика предстает как игровое пространство, где вероятны выигрыши и проигрыши. Основа этого мира - человеческая природа сее истоками всех импульсов человеческого поведения.
Реляционистские концепции властихарактеризуют власть как межличностное отношение, позволяющее одному индивиду изменять поведение другого. Это отношения субъекта и объекта власти. Они могут быть разными: подавление сопротивления объекта, неравное распределение ресурсов между участниками властных отношений, раздел зон влияния и т.д. Если в одной ситуации властью обладает один индивид, то с изменением сферы влияния роли могут изменяться. Объект власти может стать ее субъектом.
Легитимность власти.
Термин "легитимность" возник в начале XIX века и выражал стремление восстановить во Франции власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора. Тогда же это слово приобрело и другой смысл - признание данной государственной власти и территории государства на международном уровне. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и перестройки государственных границ, против произвола и охлократии.
Легитимность означает признание населением данной власти, ее права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, нарушающие законы, не согласные с данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность власти означает, что ее поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества.
В политологии используется также термин "легальность" власти. Легальность и легитимность - не одно и то же. Легальность власти - юридическое обоснование, юридическое бытие власти, ее законность, соответствие правовым нормам.Легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, - легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. В обществе может существовать и нелегальная власть, например, мафии.
Легитимность - это доверие и оправдание власти, потому она тесно связана с моральной оценкой власти.
Граждане одобряют власть, исходя из моральных критериев добра, справедливости, порядочности, совести. Легитимность призвана обеспечить повиновение, согласие без принуждения, а если оно не достигается, то оправдать принуждение, использование силы. Легитимная власть и политика авторитетны и эффективны.
Очевидно, что легитимность может быть, как завоевана, так и потеряна. Сроки завоевания элитой легитимности различны в зависимости от обстоятельств, а ее потеря вызывается различными причинами. Трудно дать оценку легитимности в обществе, где идет модернизация, где нарушаются привычные нормы поведения. Тем не менее пренебрегать легитимностью можно только до определенных пределов, причем, это характерно для деспотической власти авторитарного или тоталитарного типа либо для власти обреченной, временной, слабой. Демократическая власть уделяет легитимности своих действий большое внимание, ибо она вынуждена править с согласия народа, а не потому, что такова ее добрая воля.
Чтобы завоевать и удержать легитимность, доверие народа, власть прибегает к аргументации своих действий, обращаясь к высшим ценностям (справедливости, правде), к истории, чувствам и эмоциям, настроениям, реальной или вымышленной воле народа, велениям времени, научно-технического прогресса, требованиям производства, историческим задачам страны и.т.д. Для оправдания насилия, репрессий часто используется деление людей на друзей и врагов. Принципы легитимности (верования) могут иметь истоки в древних традициях, революционной харизме или в действующем законодательстве.
Типология легитимности, пользующаяся широким признанием, введена Максом Вебером, который выделил три основные принципа: традиция, харизма, легальность. Речь идет об идеальных типах, не существующих в "чистом виде". В конкретных политических системах эти три типа переплетаются при преобладании одного из них.
Традиционная власть основана на вере в священный характер норм, обычаев, традиций, которые рассматриваются как нерушимые. Обычаи выступают основой управления и послушания в обществе, ибо так принято, так было всегда. Власть традиций такова, что если традицию нарушают лидеры, вожди, то они теряют легитимность в глазах масс и могут быть отстранены от власти. Подобные общества статичны, они могут существовать веками без существенных изменений. Люди вновь и вновь воспроизводят отношения власти и подчинения на протяжении многих поколений.
Традиционная власть была характерна для древних восточных империй (Египет, Вавилон, Персия, Китай), для средневековой Европы. Традиционная легитимность присутствует и в современных политических системах. По своей мотивации она схожа с отношениями в патриархальной семье, где младшие повинуются старшим. Поэтому, как считал М.Вебер, полезно сохранять наследственную монархию и в условиях демократии, чтобы подкреплять авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.
Вмодернизирующемся обществе, еще не освоившем демократический тип управления, распространен харизматический тип властвования. Харизма означает особый дар, призвание, божественный дар, которым обладает лидер, по сути, это сверхчеловек с особыми качествами (Будда, Христос, Магомет, Соломон, Александр Македонский, Цезарь и др.). Элементы харизмы были у Ленина, Сталина, Мао, Де Голля, Гитлера, Тито, Троцкого, Рузвельта, Черчилля, Неру. Исторически харизматическая власть существовала в самых разных политических системах. Это Римская империя при Юлии Цезаре, режим Наполеона, гитлеровский нацизм, фашизм Муссолини, социализм Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна.
Харизматический тип властвования развивается в условиях, где нет свободы, в революционных условиях. Харизматический авторитет не связан нормами или правилами. Он зависит не столько от идей, сколько от приверженности масс, их веры в особые качества вождя, от их преклонения перед ним. Со своей стороны, лидер полагает, что выполняет "историческую миссию", поэтому требует поддержки и послушания. Для возникновения харизматической легитимности важно не столько само обладание харизмой, какими-то особыми качествами вождя, сколько признание ее со стороны последователей. Харизматическая власть является относительно нестабильной по сравнению с традиционной и легальной, ибо лидеру, чтобы ее удерживать, необходимо постоянно демонстрировать свою исключительность, решать новые задачи.
В XIX веке понятие "харизма" применялось лишь по отношению к небольшому числу лидеров. В современных условиях харизматическое лидерство переродилось в организованный культ возвеличивания лидера.
Разновидностью харизматического типа легитимности является вождизм, характерный для нединамичных, авторитарных и тоталитарных обществ. Общим для всех видов вождизма является то, что требуется личная преданность нижестоящих вышестоящим и всех вместе - главе клана. Этому типу не всегда чужда демократия, поскольку формально признаются права большинства, есть поддержка населением правящего режима. Формируется любовь к "отцу" нации или народа, нет оппозиции. Для таких обществ характерна тотальная идеологизация, гражданский конформизм, продвижение по социальной иерархии на основе личных связей. Формируются представления об особом назначении режима, особой миссии, необходимости прорыва в экономическом и социальном развитии. Прочность режима зависит от того, оправдает ли он свое назначение.
Легальная власть или рационально-правовая легитимность основывается на признании юридических норм, конституции, которые регулируют отношения управления и подчинения. Эти нормы открыты для изменений, для чего имеются установленные законом процедуры. Для обоснования своей власти элита обращается к действующему законодательству, которое предусматривает свободное волеизъявление граждан, выборность, равноправие всех политических сил, действующих в рамках закона, ограничение сферы деятельности государства.
Рационально-правовая легитимность характерна для демократических государств. Она предполагает строгое соблюдение законов всеми структурами общества, в том числе и государственными органами, доступ к политическим институтам всем слоям населения, доверие граждан к устройству государства, а не к отдельным лидерам, подчинение законам, а не личности руководителя.
В период радикальных социально-экономических изменений наблюдается, как правило, кризис законности власти. Старый режим уже утратил легитимность, а новый еще не приобрел. Положение нового режима во многом зависит от того, каким способом он попытается утвердить свою легитимность. Среди трех выделенных М.Вебером "чистых" способов легитимности власти - традиционного, харизматического и легального, приходится выбирать их двух последних.
Практика показывает, что к стабильной легитимности ведет лишь рационально-правовой способ, при котором доверие и уважение к власти основывается на признании законными ведущими к ней путей. В обществе формируется согласие относительно "правил игры" на политической арене. Такое согласие может стать основой стабильности режима.
Рационально-правовой способ предполагает высокую политическую культуру населения, определенное дистанцирование государства от общества. Поэтому большинство государств, возникающих революционным путем, на первом этапе основываются на харизме как на более простом способе. Однако культ харизматического лидера ведет к тому, что он начинает олицетворять и источник, и осуществление власти. К нему обращаются все недовольные, на него надеются, его оценивают. Для поддержания легитимности харизматическому режиму надо постоянно демонстрировать свою эффективность или проводить репрессии.
В литературе выделяются следующие средства легитимации власти: политические, идеологические, правовые, этические, психологические. Речь идет о научном и техническом обеспечении политического курса в законах, налоговой системе, пропаганде ценностей данной политики, формировании убеждений, влиянии на средства массовой информации. Сильной аргументацией является деление участников политических отношений на друзей и врагов, апелляция к истории, воле народа, национальным традициям, к экономической, технической целесообразности. Этическое обоснование политики подчеркивает ее гражданские, культурные достоинства, ее справедливость, человечность, направленность на достижение общего блага. Идеологическая легитимация состоят в оправдании власти с помощью идеологии, которая обосновывает соответствие власти интересам народа, нации или класса. Успешная экономическая политика, укрепление общественного порядка и повышение благосостояния населения также является эффективным средством легитимации власти, роста доверия к ней со стороны населения.
В наше время многие государства переживают кризис легитимности, что проявляется в политической нестабильности, государственных переворотах, глубоком социально-экономическом кризисе. Это сопровождается утратой доверия к власти, разочарованием в целях, методах политики и в самих политиках. Конечно, предупредить потерю легитимности можно. Если политики умеют считаться с интересами и запросами масс, то утраченная легитимность восстанавливается. Это зависит от субъектов политики, интеллектуальных качеств политической элиты
Вопросы для обсуждения и дискуссии.
1. Раскройте определения «власти», представленные в политологической литературе.
2. Каковы универсальные свойства власти?
3. Чем государственная власть отличается от политической власти?
4. Перечислите субъектов и обьектов политической власти.
5. Охарактеризуйте исторический процесс разделения власти.
6. Что такое ресурсы власти?
7. Проанализируйте системные, правовые, поведенческие и реляционистские концепции власти.
8. В чем сущность легитимности власти?
9. Раскройте типологию легитимности власти М. Вебера.
Тема 4. Человек и власть.
Права и свободы человека.
Вопросы для обсуждения и дискуссии.
1. Какими процессами исторического развития вызвано появление феномена прав и свобод человека?
2. Раскройте понятие прав и свобод человека?
3. Политическая свобода личности
и её политические права и свободы?
4. Каковы основные концепции прав и свобод человека?
5. Чем является политическая свобода?
6. Суть и характерные черты политических прав и свобод?
7. Перечислите основные виды политических прав и свобод?
8. Каковы особенности проблематики реализации политических прав и свобод личности?
Политическая элита
Политическое лидерство
Политическое лидерство.
Политическое лидерство является важным социальным явлением и тематически тесно связано с политической элитой. Многие концепции, определяющие теоретические подходы к изучению последней, так или иначе, рассматривают и дают оценки данному явлению.
Если политическая элита предусматривает некоторую массовость и являет собой группу, определенным образом организованную, то политический лидер – это одно конкретное лицо. Хотя некоторые исследователи полагают, что в роли политического лидера может выступать какая-нибудь политическая партия, общественная организация. Само слово «лидер» имеет английские корни и происходит от слова “leader”, что означает ведущий, управляющий другими людьми. Смысл данного слова достаточно отражает предназначение человека - лидера, его место и роль в обществе, процессы, к которым он причастен, его функции. Для лидера характерна способность воздействовать на других людей в направлении организации их совместной деятельности для достижения определенных целей. Лидеры возглавляют, ведут за собой различные человеческие общности - от небольших групп людей до сообществ государственного уровня. Иными словами, лидер – «авторитетный член социальной группы, чья власть и полномочия добровольно признаются другими участниками группы, готовыми ему подчиняться и следовать за ним». Таким образом, политический лидер – это конкретная личность, осуществляющая управление и руководство конкретной политической организацией, государством и обществом в целом через постоянное и решающее воздействие на процессы их функционирования, развития
Понятие политический лидер тесно связано с другим понятием «политическое лидерство», которое весьма многомерно и в первую очередь необходимо понимание, что «под лидерством понимается сложный механизм взаимодействия лидера и ведомых, которое связано с активным и действенным влиянием на людей, управление ими»
В современном обществоведении существуют несколько подходов к определению политического лидерства:
1. Политическое лидерство – это постоянное приоритетное влияние со стороны определенного лица на все общество, организацию или группу. Для этого определения характерны следующие особенности: влияние должно быть постоянным; руководящее воздействие лидера осуществляется на всю группу, организацию, общество; политический лидер должен обладать явным приоритетом во влиянии.
Теория черт. Данная теория пытается объяснить, почему те или иные личности становятся лидерами исходя из личных качеств, таких как острый ум, твердая воля, кипучая энергия, незаурядные выдающиеся способности, умение нравиться людям, ораторские способности и, особенно, готовность брать на себя ответственность и компетентность. Таким образом, лидером может стать не всякий. Лидерами не становятся, ими рождаются. Критики теории черт утверждают, что она слишком абсолютизирует роль качеств личности.
Ситуационная теория. Сторонники данной теории, не отрицая необходимость и важность личностных психологических качеств, обосновывают зависимость лидерства от определенных социальных условий, считая, что именно конкретная ситуация и определяет отбор лидера, его поведение и принимаемые им решения.
Таким образом, ситуационная теория не отрицает важную роль индивидуальных качеств личности, но не абсолютизирует их, отдает приоритет требованиям объективных обстоятельств. Однако эта теория не учитывает, что не только ситуация порождает лидера, но и сильная личность способна создать ситуацию.
Теория последователей. Если ситуационная теория исходила из того, что именно объективные обстоятельства порождают лидера, то эта теория отдает определяющую роль последователям или ведомым. Другими словами именно ведомые, окружение лидера способствуют его появлению, определяют ту ситуацию, которая его порождает. Социальные характеристики ведомых зависят в свою очередь от разных факторов, в первую очередь от таких как особенности социокультурного, цивилизационного развития того или иного общества, исторический период. Так, например, в средневековье в круг последователей можно было включить непосредственное окружение, в современную эпоху, в связи с развитием демократии, избирательных процедур к числу ведомых обычно включают весь круг избирателей.
Психологическая теория. Один из оригинальных мыслителей З. Фрейд, развивший теорию о важности и значимости бессознательного в жизни людей, считает, что в основе лидерства лежит подавленное, неудовлетворенное либидо - преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. Подавление либидо, согласно его мнению, порождает сублимацию, переключение сексуальной энергии в сферу творчества, к стремлению власти над другими людьми.
Каждый лидер обладает специфическими чертами характера, методами руководства, воздействия на массы, способами достижения поставленных целей и т.д. Исходя из различных критериев, можно выделить разные типы лидеров.
По масштабности различают лидеров общенациональных, региональных, тех или иных социальных слоев. Весьма популярно деление на «львов» и «лис». М.Г. Берне разделяет лидеров на две категории: преобразователи и дельцы. Первые действуют в соответствии со своей концепцией общественного развития. Вторые сосредоточивают внимание на деталях, без формирования глобального взгляда на то, каким должно быть общество в конечном итоге. Он считает, что лидерство, вытекающее из партийно-политической деятельности, в нормальных условиях приводит к «деловому» типу, а в революционных к «преобразующему».
Наиболее интересным М. Вебер считал феномен харизмы. Он основан исключительно на личности лидера, которому приписываются божественные способности. Взаимоотношения между ним и массой носят эмоционально-мистический характер. От масс требуется полная личная преданность вождю, который выполняет «историческую миссию». Смена у власти такого лидера связана с большими трудностями, ибо она не может осуществляться в соответствии с укоренившимися традициями или действующими юридическими нормами. Обычно начинается ожесточенная борьба за власть, что ведет к неустойчивости политической системы. Харизматический тип лидера исторически встречается в самых разных политических системах. В качестве примера подобного типа можно привести Ю. Цезаря, Наполеона Бонапарта, А. Гитлера, Б. Муссолини, Ф. Кастро, Ким Ир Сена, Мао Цзэдуна, В.И. Ленина, И.В. Сталина. Такой тип лидера нельзя оценивать однозначно. В период глубоких структурных трансформаций харизматический лидер иногда самим фактом своего существования способен сплотить нацию, вселить веру в успех преобразований. Вместе с тем у масс нередко формируется патерналистское сознание, и они, перекладывают заботу о своем существовании, разрешении всех возникающих проблем на плечи руководителей.
Польский политолог Е. Вятр по отношению к идеологии выделяет тип лидера-идеолога и лидера-прагматика. Первый верен идеологии своего движения даже при угрозе потери власти и влияния, второй способен отказаться от идеологических принципов во имя сохранения власти. В зависимости от отношения к сторонникам лидер-харизматик формирует волю других, лидер-представитель выражает волю тех, кто за ним стоит. По отношению к противникам Е. Вятр выделяет тип лидера-соглашателя, ко