В XIX веке европейские историки, получив первые сведения о восточных обществах, пришли к выводу, что между обществами, находящимися на стадии цивилизационного развития, могут существовать существенные различия, что позволило им говорить о нескольких цивилизациях.
Укоренившиеся в науке представления о культурной самобытности и самоценности разных народов, подкрепляемые лавинообразно растущим этнографическим материалом, с одной стороны, а с другой – явное влияние, испытываемое философией и социологией со стороны биологических наук, переживающих в этот период бурный рост и теоретическое становление, обусловили идею представлять в культурологи и истории социальные процессы по типу биологических, поскольку полагалось, что общество можно мыслить как организм с его естественными процессами рождения, развития и смерти.
Термин «локальная цивилизация» и идея существования в истории параллельных, замкнутых культурных типов (разрушающих привычную картину однолинейного прогресса в истории человечества) впервые появились в работах Ш. Ренувье, Ж. Гобино. Наконец, впервые обратил внимание на проблему границ цивилизаций, их взаимовлияния, структурных взаимоотношений внутри них Г. Рюккерт в 1857 г. Вместе с тем, Рюккерт продолжал рассматривать весь мир как объект воздействия Европы.
Н. Я. Данилевский в 1869 г., обосновывал идею самобытности России, доказывающей, что славянство представляет собой особый культурно-исторический тип, в котором в равной степени разовьются все стороны культурной деятельности, лишь частично представленные в других культурно-исторических типах (Данилевский их насчитывает 10)
В 1916 г. в Берлине вышел первый том популярной книги
О. Шпенглера «Закат Европы». Шпенглер создает свою достаточно сложную концепцию культурно-исторической типологии. Всего Шпенглер насчитывает в истории восемь культурных типов: египетский, индийский, вавилонский, китайский, «аполлонический», «магический» (византийско-арабский), «фаустовский», культуру майя, предполагая в будущем появление русско-сибирского типа культуры. Замкнутость и непропорциональность типов не дает возможности установить какое-либо единство мировой истории.
Концепции замкнутых культурных типов получили свое распространение в культурологи и социологии XX в. В частности, наиболее известными стали сочинения А. Тойнби, который представил историю как конгломерат сначала 21, а затем 13 локальных цивилизаций.
«Локалисты» резко критиковали традиционную для европейской исторической науки схему «древность – средние века – новое время», отвергали противопоставление Восток-Запад, считали необходимым преодоление исследовательской позиции, согласно которой европейская культура является образцом или эталоном для изучения любой другой культуры, т. е. европоцентризма в понимании культурно-исторического развития человечества.
В настоящее время цивилизация чаще всего рассматривается как состояние культуры, возникающее (вместе с государством) на определенном историческом этапе развития. При этом если культура акцентирует меру развития человека, его внутреннего мира, духовных сил, то цивилизация, прежде всего, воплощается в организации общественной жизни, в формах присвоения культурных ценностей, характеризует «внешнее», социальное бытие культуры, создает те или иные условия для ее развития.
Для цивилизованного общества характерны:
– образование государства;
– развитие земледелия и ремёсел, общественное (профессиональное) разделение труда;
– классовое общество, т. е. социально-классовая дифференциация;
– наличие денег и частной собственности, дифференциация собственности на частную (в т. ч., корпоративную) и государственную;
– юридическое (правовое) регулирование общественных отношений;
– письменность;
– обусловленная разделением труда дифференциация поселений на городские и сельские, отличающиеся между собой:
1) уровнем развития производственных сил;
2) социально-профессиональной структурой занятости;
3) развитостью социальной инфраструктуры;
4) образом жизни;
5) структурой ценностных ориентаций и т. д.
– появление социальных институтов, учреждений культуры;
– появление парной семьи (следующая ступень после запрета на кровнородственные связи и основа моногамной семьи) и т. д.
Динамика культуры
Изменения, происходящие в культуре и во взаимодействии различных культур, выражаются понятием «динамика». Состояние покоя, неизменности культуры – «статика». Свойство самообновления культуры, включая развитие, деградацию или десимантизацию (утрату смысла) отдельных ее черт или целых комплексов понимается как культурная изменчивость.
Культура не может существовать не обновляясь. Творчество, изменения являются одной из сторон развития общества. Новация –
(от лат. novatio – обновление, изменение) является способом обновления культуры.
Существует разнообразие методологий в изучении динамики. Можно выделить две самые значимые типологии культурной динамики: поступательно-линейная и циклическая.
Наиболее простая концепция культурного развития – традиционная теория линейного прогресса, т. е. целенаправленного поступательного движения культурных форм, который понимается в духе эволюционизма как совершенствование человеческого рода, общества, отдельного человека, а также результатов ее материальной и духовной деятельности. Такой позиции придерживались И. Г. Гердер, Ж. А. Кондорсе, затем, Г. Гегель, О. Конт, К. Маркс, Э. Тайлор.
В XVIII в., т. е. в период развития индустриального общества, отмечаются первые попытки научного объяснения динамики социума (например, у И. Гердера).
Именно философы второй половины XVIII века – Ж. Кондорсе (1743–1794), А. Тюрго (1724–1781), И. Г. Гердер большое внимание уделяли понятию «прогресс», основой прогресса которого считали совершенствование разума, получение знаний.
Особое внимание проблемам общественной изменчивости и развития уделяется в XIX в. в диалектической философии Г. Гегеля и в классических работах К. Маркса и Ф. Энгельса. Теория культурного прогресса получает здесь дальнейшую разработку.
Основу марксистской концепции культурного прогресса составляет учение об общественно-экономических формациях. Культурный прогресс в ней понимается как закономерный, поступательный процесс смены формационных типов культуры.
Во второй половине XIX–XX вв. внимание культурологических исследований перемещается от статики к изучению проблем динамики, циклов развития, кризисов, их преодоления. Здесь следует упомянуть следующие имена, ставшие уже классическими:
Н. Кондратьев, А.Тойнби, П. Сорокин, О. Шпенглер, Ф. Ницше, Ф. Бродель.
Именно в это время впервые после философов древнего мира появляется циклическая теория культурной динамики локальных цивилизаций.
Создатели этой теории скептически относились к возможности общей социальной и культурной эволюции и прогресса, рассматривали судьбу всякой цивилизации как автономный циклический процесс внутреннего роста и последующей деградации. Они не усматривали в культурах сообществ позднего времени каких-либо признаков их большей прогрессивности в сравнении с культурами сообществ древности, полагая, что новые культурные формы являются просто другими, но не более прогрессивными, чем прежние.
В целом, в качестве главного критерия культурного прогресса можно рассматривать меру развития сущностных сил человека: совершенствование средств духовного и практического освоения действительности, умений и навыков, обогащение знаний, углубление и отражения действительности в духовной культуре. Регрессом же считается тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему. Содержание регресса: процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных необходимых функций. Регресс включает также моменты застоя, возврата к изжившим себя формам и структурам. Регрессивность, в культуре включает стремление перенести в настоящее и будущее культурные ценности прошлого и отказ от всех новых ценностей, если они отличаются от традиционных.
Изменчивость, таким образом, может иметь прогрессивную направленность, а может быть и деградирующей. Вследствие каких-либо кризисов происходит снижение функциональной эффективности тех или иных объектов и структур.
Кризис – переломный момент, тяжёлое переходное состояние. Культурный кризис деформирует сами способы деятельности и типы воспроизводства жизнедеятельности общества.
В результате снижения эффективности культурных объектов и структур наступает культурный застой – состояние длительной неизменности культуры. «Культурные изменения» предполагают любые трансформации в культуре, их не следует путать с понятием «культурная динамика» – всегда целостным, упорядоченным процессом, имеющим направленный характер.
К настоящему времени достаточно подробно описаны механизмы динамики культуры, действовавшие в определенные периоды истории или продолжающие действовать в ряде конкретных областей культурной практики, например:
– в современной хозяйственно-экономической культуре (Н. Кондратьев);
– во взаимодействии национальных культур;
– в области распространения и потребления материалов средств массовой информации;
– в художественной культуре.
Анализ влияния религиозных представлений протестантизма на развитие рыночных отношений М. Вебера – образец изучения механизмов ускорения культурной динамики под влиянием взаимодействия ценностно-символических факторов с хозяйственными.
Культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. Устойчивость, «инерционность» в культуре – это, прежде всего, традиция. Традиции – это элементы культурного наследия (идеи, ценности, обычаи, обряды, способы мировосприятия и т. д.), которые сохраняются и передаются от поколения к поколению в неизменном виде.
Единство традиции и обновления – универсальная характеристика любой культуры.
Различное соотношение традиций и обновления, творчества в культуре дает основание для классификации обществ на традиционные и современные.
В традиционных обществах традиция господствует над творчеством. Культурные образцы воспроизводятся в «первозданном» виде.
В современном обществе базисной ценностью является обновление, новаторство. Это дает значительный эффект. Однако эта гонка ведет к тому, социум и культура подвергаются постоянному давлению, что порождает кризисные явления.
Во второй половине XX в. одним из наиболее интенсивно развивающихся подходов к исследованию динамики культуры становится социально–синергетическая парадигма. Основание синергетики связано с именами немецкого физика Г. Хакена и лауреата Нобелевской премии, бельгийского физика И. Р. Пригожина. Возникло новое видение мира культуры, представляющее состояние хаоса как переходное от одного уровня упорядоченности к другому. Один из центральных постулатов в теории – понятие сложных систем. Такие системы имеют место в различных сферах общественной жизни – в науке, в экономике, политике и т. п., а значит, и в культуре в целом. В синергетических моделях культура и общество предстают как неравновесные системы особого типа. Культура как антиэнтропийный механизм, развиваясь, увеличивает энтропию (т. е. разрушение сложившегося порядка) в других системах и приводит к периодическим антропогенным кризисам.
Для современного мира характерны интеграция экономической, политической, духовно-информационной сфер жизни подавляющего большинства стран мира, имеющие объективный характер, или проявления роста культурных коммуникаций с развитием форм человеческой жизнедеятельности. Все это с неизбежностью приводит к росту взаимовлияния культур, формированию необходимых для этого культурных норм, ценностей, общих, если не для всех, то для большинства культур. Эти процессы и выступают как культурная универсализация.
На фоне формирования общепланитарной цивилизации, становления общечеловеческой культуры на основе представления о целостности мира происходит процесс модернизации. Культурная универсализация и глобализация как процесс всемирной экономической, политической, культурной и социальной интеграции и унификации.
Если экономическая модернизация предусматривает интенсификацию экономического воспроизводства, рост дифференциации труда, энергетического оборудования, превращения науки в производственную силу; политическая модернизация-эволюционирование политической системы; социальная модернизация – формирование открытого общества с динамичной социальной системой; культурная модернизация предполагает формирование высокодифференцированной и в то же время унифицированной культуры, базирующейся на комплексной парадигме прогресса, совершенствования, эффективности, счастья и природного выражения личных возможностей и чувств, а также на развитии индивидуализма.
Современная концепция «модернизации» была сформулирована в середине ХХ века во времена распада европейских колониальных империй и появления большого количества новых государств. Распространенные в 40-60-е годы теории однозначно признавали эталонными для модернизации других стран наиболее развитые – западные. Под модернизацией понимался процесс вытеснения традиции современностью.
Второй этап развития теории модернизации (конец 60-70-е гг.) – критика и переоценка идей первого – акцент делался на научно-технической революции, признавалось, что современные общества могут включать немало традиционных элементов, признается, что модернизация способна усиливать традицию (например, С. Хантингтоном).
С конца 80-х годов – на третьем этапе развития теории модернизации признают возможность национальных проектов модернизации на основе накопления и внедрения технологически и социально передового опыта их в сочетании с традициями незападных обществ (А. Турен, Ш. Эйзенштадт). Нарушение равновесия между современностью и традиционностью приводит к неудачам модернизации.
Суть преодоления традиций в том, что в некоторых ситуациях, социальными регуляторами выступают не традиционные социальные нормы, а нормы, вызванные индивидуальным выбором. Такие ситуации при модернизации из сфер производства перемещаются в повседневную жизнь, благодаря повышению образованности и информированности.
Современные процессы в социумах развитых стран часто обозначаются как постмодернизация – формирование нового типа общества, называемого постиндустриальным, информационным, технотронным, постмодерным.
Тестовые задания
1. Антропологическое понятие культуры:
1) целостный комплекс, включающий знания, верования, законы, мораль, и др. способности и привычки, обретенные человеком как членом общества;
2) уровень достижений спорта, физической культуры, степени физического развития человека;
3) духовная жизнь общества, степень усвоения принятых в обществе норм поведения.
2. Аксиологическое понятие культуры:
1) духовная жизнь общества, степень усвоения принятых в обществе норм поведения;
2) универсальное отношение человека к миру, через которое человек изменяет мир и себя;
3) уровень достижений спорта, физической культуры, степени физического развития человека.
3. Согласно аксиологическому подходу, культура – это мир:
1) человека;
2) разума;
3) ценностей.
4. В семиотической концепции культура:
1) внебиологический знаковый механизм передачи опыта;
2) трансляция социальной наследственности из поколения в поколение;
3) следствие развития игровой деятельности.
5. Установить соответствие:
Функция культуры | Определение |
1) информационная | а) объединение народа, социальной группы, государства на основе единых взглядов, убеждений, ценностей |
2) интегративная | б) накопление, хранение и систематизация информации, обеспечивающие процесс культурной преемственности и исторический прогресс |
3) коммуникативная | в) расширение знаний об окружающем мире и передача их в символической форме из поколения в поколение |
4) гносеологическая |
6. Гносеологическая функция культуры:
1) это передача социального опыта;
2) это регулирования;
3) это познавательная.
7. Автор концепции культуры как продукции «человека играющего»:
1) О. Шпенглер;
2) Й. Хейзинга;
3) З. Фрейд.
8. Основное значение адаптивной функции в том, что:
1) передается социальная наследственность из поколения в поколение;
2) в культуре создаются, накапливаются и хранятся культурные ценности;
3) регулируются различные стороны общественной и личной деятельности людей.
9. Термин «культура» первоначально означал:
1) «религиозная деятельность»;
2) «возделывание», «обрабатывание»;
3) «образец».
10. Интериоризация… – формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом.
Морфология культуры
Морфология культуры – раздел культурологии, имеющий своим предметом изучение типичных форм культуры, характеризующий ее внутреннее «строение» как целостность.
Морфологический «срез» культуры может быть представлен четырьмя элементами: духовная культура; материальная культура; социальная культура; физическая культура.
Духовная культура
Духовная культура – одна из частей целостной человеческой культуры.
1. В узком смысле термин «духовная культура» интерпретируется как часть культуры, связанная с религиозной жизнью людей, воплощающая религиозные ценности, идеалы, знания и обеспечивающие связь человека с Богом в процессе культовой деятельности.
2. В широком смысле – совокупный духовный опыт человечества; интеллектуальная и духовная деятельность и ее результаты, обеспечивающие развитие человека как личности, действующей на основе своей воли и инициативы. Духовная культура существует в разнообразных формах. Это обычаи, нормы, образцы поведения, сложившиеся в конкретно-исторических социальных условиях; нравственные, религиозные, эстетические, социальные, политические, идеологические ценности и идеалы, различные идеи, научные знания и т. д. В развитой культуре эти компоненты духовной культуры превращаются в относительно самостоятельные сферы жизнедеятельности и обретают статус самостоятельных социальных институтов: нравственности, религии, искусства, политики, идеологии, философии, науки.
Если исходить из того, что деятельность имеет сложную структуру и включает в себя следующие виды, преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная и коммуникативная, то в духовной культуре можно выделить четыре сферы.
Вместе с человеком появилось разделение на материальное и духовное. Духовный фактор сразу стал мощным. Возникли недифференцированные (целостные) положительная и отрицательная оценки. Нечто могло быть «хорошим», «добрым», «красивым» только если покровительствовало человеку, а «плохим», «злым», «уродливым» если исходило от враждебных сил.
Ценностно-ориентационная сфера духовной культуры
Строение первой сферы духовной культуры, связанной ценностно-ориентационной деятельностью своеобразно. В целом оно определяется различием предметов, на которые обращена данная деятельность. Знание-оценка выступает связующим звеном с названным выше структурным элементом духовной культуры. Знания выступают как бы оценочным фильтром, они неотделимы от оценочной деятельности. Диалектический характер отражения состоит в том, что оно выступает и как познание мира, и как выражение значимости последнего для целей общественной практики. Осмысленный характер познания, понимания мира предполагает не просто знание о нем, а понимание ценности самого человека как субъекта деятельности, ценности его знаний, творений, ценностей самого мира культуры, в котором живет человек. Мир человека – это всегда мир ценностей, он наполнен для него смыслами и значениями.
Эта сфера в свою очередь может быть представлена тремя подсистемами.
1. Первая, наиболее социально значимая, представлена так называемой моральной культурой, которая дает нормативно-ценностную ориентацию отношения индивидов и социальных групп ко всем сторонам жизнедеятельности, друг к другу. Моральную культуру можно определить и как достигнутый обществом и индивидом уровень человечности, гуманности в отношениях социальных субъектов, ориентации отношения к человеку как цели и самоценности. Эта культура не тождественна рациональной стороне сознания, включает и моральные чувства – убеждения как сплав знания, оценки, веры в общечеловеческую значимость принятых человеком духовных моральных требований и рекомендаций. Моральная культура личности обнаруживается как культура поступка: мотива, соответствующего понятиям о добре и зле, справедливости, достоинстве человека и конкретизирующим понятия нормам; соответствие средства мотиву, предвидение ценности результата, ответственность за последствия т. п.
2. Вторая ценностно-эмоциональная подсистема этой сферы духовной культуры ярко представлена в художественной культуре.
Ее внутреннее строение исследовано пока недостаточно. Чаще всего художественную культуру сводят к коммуникативной схеме «художник-искусство-публика». Это некая самоуправляемая система, где элементами являются художественное творчество, художественные ценности, художественное потребление. В художественной культуре человеческая деятельность представлена всеми своими видами, которые не только сливаются, отождествляются в самом искусстве, но, специфически преломленные, входят в художественную культуру, окружающую искусство своими инструментами. Следует отметить, что в искусстве, как и в других подсистемах духовной культуры, представлены все ее функции. Так, преобразовательная деятельность присутствует в художественной культуре в форме художественного творчества. Коммуникативная деятельность входит в нее в виде потребления произведений искусства, поскольку их восприятие есть своего рода общение публики с автором или его произведением. Ценностно-ориентационная деятельность, входя в состав художественной культуры, специализируется на оценках произведений искусства. Познавательная деятельность проявляется в виде специфического интереса к искусству, изучаемому в рамках искусствоведческих наук. Центральным звеном художественной культуры является искусство как совокупность деятельности в рамках художественного творчества субъекта и его результатов – художественных образов.
3. Огромную роль в духовной жизни человека играет религиозная культура (третья подсистема). Она основана на религиозной деятельности как восхождения человека к Богу, воплощается культовыми и вероисповедальными действиями, смысл которой определен соответствующей системой ценностей, главной из которых является Бог как духовно-нравственный Абсолют. В религиозной культуре можно выделить идеологический и психологический уровни; в целом она воплощает особое отношение человека к миру (наряду с практическим, познавательным, художественным).
Познавательная сфера духовной культуры
Постепенно происходило освоение мира. Стали накапливаться знания. Выработка знаний, обладание знаниями, хранение и передача знаний – одно из величайших изобретений культуры. Соответственно, уровень культуры человечества определяется в большой степени объемом и глубиной знаний.
Вторая сфера духовной культуры, охватывающая способы познавательной деятельности человека, выступающей в виде совокупности знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире. Знания являются важнейшим структурным элементом в этой области духовной культуры, которая наиболее адекватно может быть представлена научной деятельностью. В этой сфере духовной культуры интеллектуальные инициативы людей образуют некое упорядоченное единство. Непрерывность интеллектуальных инноваций уравновешивается непрекращающимся процессом естественного отбора, проверки добытых знаний. Передаваемые от поколения к поколению знания, принимаемые как «догматическая банальность», не подвергаемая сомнению, с появлением новой интеллектуальной среды, с изменением типа рациональности (совокупности процедур, инструментов интеллектуальной деятельности, способности к мотивированному выбору и выявлению целесообразности) перестают довлеть над умами людей, приводят к резким скачкам в развитии всей культуры. Таким образом, в любом обществе складывается независимая от отдельного индивида система добывания, хранения, передачи информации и знаний.
В процессе образования как вида духовной деятельности происходит процесс передачи и усвоения новых для человека (но не человечества) знаний, таких как творческое приобщение к научным достижениям общества. Проективно-преобразовательная сфера духовной культуры.
В сознании человека формировались не только знания и ценности, но и «модели будущего», т. е. происходило создание прообразов.
Сфера, которая порождается созидательной активностью человеческого воображения есть проективный вид деятельности, имеющий величайшую культурную ценность. Она предшествует материальной практике, предлагая ей идеальные модели будущих конструкций.
В истории культуры проективная деятельность постепенно превратилась в специализированную отрасль духовного творчества. Результаты этого вида деятельности – идеальные модели, проекты и чертежи технических сооружений, конструкций, машин, а также различные модели социальных преобразований, проекты новых форм политического устройства, новых социальных институтов и учреждений. Объектом такого проектирования оказывается и сам человек, когда он разрабатывает модели воспитания, изменения и совершенствования своей природы, своего будущего. В этой сфере духовной культуры реализуется вектор активности, направленности в будущее, формируется модель «должного», разрабатывается идеал будущего.
Коммуникативная сфера духовной культуры
Четвертой сферой духовной культуры является духовное общение людей во всех конкретный формах его проявления. Непосредственным партнером человека в общении может быть другой человек. Общение возможно в группе (семья, круг друзей, коллектив).
В данном случае речь идет о непосредственном общении.
Духовное общение может происходить не только на личностном уровне. Наиболее ценные моменты духовной жизни общества входят в фонд культуры, своеобразную память общества. Объективированные в речи, в книгах, произведениях искусства результаты духовной деятельности постоянно «потребляются», распредмечиваются, становятся достоянием сознания людей. Таким образом, осуществляется как бы опосредованное общение между людьми различных поколений, эпох, культур, через объективированные результаты духовной деятельности.
Материальная культура
Несмотря на то, что человек поднялся духовно высоко, все же остается биологическим существом. Поэтому необходима материальность. Материальность – способ самостоятельного существования предметов, которые отделились от создателя, хотя в них и может быть опредмечено духовное содержание (мысль или чувство).
Материальная культура – одна из частей целостной человеческой культуры; воплощенная в форму вещи духовность человека: результаты материального производства и творческой деятельности, в которых природный объект и его материал превращены в предметы, свойства и качества и которые обеспечивают его существование в качестве человека, а, следовательно, имеют культурно-целесообразное предназначение и цивилизационную роль.
Выделяют 3 способа материализации:
1) физически-телесный;
2) вещественно-технический;
3) социально-организационный.
1. К первому относится физическая культура. Она охватывает спортивные, игровые, медицинские воздействия на человеческое тело. Эти воздействия изменяют его естественные, природные параметры, придавая новые, искусственные.
2. Техническая деятельность направлена человеком не на самого себя, а во вне. Здесь создаются орудия труда, предметы быта.
3. В социально-организационной деятельности создаются самостоятельно существующие учреждения, институты, предприятия.
Иногда социально-организационную деятельность рассматривают как самостоятельный элемент культуры – социальную культуру.
Социальная культура
Социальная культура представляет собой производство, развитие и совершенствование общественных условий жизни человека. Эта культура характеризует деятельность государства, других социальных институтов, гражданского общества, охватывает все многообразие учреждений и действий, которые составляют реальное «тело» общественного бытия, то, что обычно называют социальной материей. Общественная практика, сокрушающая устаревшие институты, организаторская деятельность, устанавливающая новые порядки, принадлежат именно к этой области культуры.
Социальная культура раскрывается в социальных отношениях, она показывает процессы, происходящие в обществе, его социальную структуру, организацию политической власти, существующие правовые нормы, типы управления и стили лидерства.
В частности, политическая культура представляет собой совокупность элементов и феноменов сознания, политического поведения, формирования и функционирования государства и политических институтов, обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества, политического процесса. Политическая культура как способ политической деятельности включает в себя в качестве компонента практическое функционирование политических институтов. Идеальный компонент – базовые убеждения, установки, ориентации, символы, обращенные на политическую систему, а также ориентации правительственных структур (оценка субъектом основных государственных институтов, его символов, руководителей и «норм», его «ответ» на них); в отношении других политических систем (сопричастность субъектов к «политическим единицам» – нации, государству, городу, району и лицам, к которым индивид испытывает чувство привязанности, доверия, лояльности и т. д.); в отношении собственной политической деятельности (участие субъекта в политической жизни, использование всех средств такого участия).
В последнее время говорят о правовой культуре. Ее также можно рассматривать как сферу социальной. Эта культура воплощена в деятельности правовой системы общества, правовом развитии человека, важнейшим показателем которого является его отношение к закону как к культурной ценности.
Тестовые задания
1. В понятие «духовная культура» не входит:
1) политика;
2) религия;
3) искусство.
2. Соотнесите определения и его характеристики:
1) хозяйственная культура | а) навыки и способы политической деятельности, закрепленные в общественном сознании; |
2) религиозная культура | б) экономика, торговля, домашнее хозяйство; |
3) политическая культура | в) конфессии, мистика, магия. |
4) духовная культура |
3. Материальная культура:
1) вещественные результаты материального производства;
2) стремление человека исключительно к материальной стороне жизни;
3) культура тех людей, которые не признают существования чего-либо нематериального;
4. … – раздел культурологии, имеющий своим предметом изучение типичных форм культуры, характеризующий ее внутреннее «строение» как целостность.
5. Духовная культура:
1) интеллектуальная и духовная деятельность и ее результаты;
2) базовые убеждения, установки, ориентации, символы, обращенные на политическую систему;
3) производство, развитие и совершенствование общественных условий жизни человека.
6. Социальная культура:
1) интеллектуальная и духовная деятельность и ее результаты;
2) базовые убеждения, установки, ориентации, символы, обращенные на политическую систему;
3)производство, развитие и совершенствование общественных условий жизни человека.
7. Политическая культура:
1) интеллектуальная и духовная деятельность и ее результаты;
2) базовые убеждения, установки, ориентации, символы, обращенные на политическую систему;
3) деятельности правовой системы общества, правовом развитии человека.
8. Правовая культура:
1) интеллектуальная и духовная деятельность и ее результаты;
2) базовые убеждения, установки, ориентации, символы, обращенные на политическую систему;
3) деятельности правовой системы общества, правовом развитии человека.
9. Творчество, потребление произведений искусства, искусствоведческие науки – элементы:
1) проективно-преобразовательной сферы духовной культуры;
2) художественной сферы духовной культуры (художественной культуры);
3) коммуникативной сферы духовной культуры.
10. Деятельность, направленная человеком вовне, в которой создаются вещи второй природы относится:
1) к вещественно-технической;
2) к физически-телесной;
3) к социально-организационной.
Категории культурологии
Субъект и объект культуры
Субъект и объект культуры (лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе – и позднелат. objectum – предмет) – понятия, фиксирующие исходные основания человеческой деятельности, связанные с процессами опредмечивания и распредмечивания объективной реальности.
Субъект – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или соц. группа), источник активности, направленной на объект. Субъект культуры в культурологическом понимании – какая-либо социальная общность или конкретный индивид, реализующий в системе предметно-практической деятельности культуро-созидающее начало, потребление и духовное освоение объектов культуры. При этом происходит воспроизводство себя с точки зрения принадлежности к каким-либо определенным содержанию, структуре, динамике, технологии функционирования социокультурного опыта и человеческой практики.
Субъектами культуры могут быть, например:
– личность (культура личности);
– социальная группа (молодежная культура и т. п.);
– социальные организации (культура предприятия, профессиональная трудовая культура);
– социальные институты (экономика, политика, культура, мораль, государство, семья, образование, религия, идеология, наука, здравоохранение, природопользование, финансы);
– классы (пролетарская культура, буржуазная культура);
– этносы (этническая и национальная культура, русская культура и т. п.);
– региональные сообщества (Культура Запада и Востока);
– человечество в целом (общечеловеческая культура).
Ряд необходимых для общества функций выполняют социальные институты культуры. К числу важнейших можно отнести следующие:
– регулирование деятельности членов общества в рамках предписываемых последним социальных отношений;
– создание возможностей для культурной деятельности того или иного характера;
– инкультурация и социализация индивидов;
– обеспечение культурной интеграции, устойчивости всего социокультурного организма;
– обеспечение и налаживание коммуникаций;
– консервация культурно-значимых регламентов, феноменов, форм культурной деятельности, их сохранение и репродуцирование.