Лекции.ИНФО


Средства и методы эстетического воспитания дошкольников.



3. Формы организации эстетического воспитания детей в дошкольном учреждении.

4. Взаимосвязь эстетического с другими направлениями воспитания детей дошкольного возраста

1. Эстетическое развитие — процесс и результат развития способно­стей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. М.Н. Зубарева выделяет следующие уровни эстетического развития дошкольника.

На первом уровне ребенок трех-четырех лет эмоционально радует­ся изображению знакомых предметов, которые он узнал на картинке, но еще не образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер (выбрал открытку потому, что «дома такой еще нет», «пото­му, что здесь лодка, можно покататься», «потому, что яблоко, оно вкусное».). На втором уровне ребенок к пяти годам начинает не толь­ко видеть, но и осознавать те элементарные эстетические качества в произведении, которые делают картину для него привлекательной. Дети могут получать элементарное эстетическое наслаждение, оцени­вая в картине как красивое цвет, цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже — форму и композиционные приемы.

На третьем, высшем, уровне дети шести-семи лет поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних при­знаках изображаемого явления. Ребенок улавливает внутреннюю ха­рактеристику художественного образа.

Основными педагогическими условиями для эстетического разви­тия, перехода детей с одного уровня на другой, являются:

1) организация восприятия ребенка;

2) организация материально-культурного пространства. Наличие разнообразных объектов среды изучения и созерцания;

3) профессионализм руководства эстетическим воспитанием детей;

4) интерес ребенка к деятельности. Необходимо дать ребенку воз­можность выразить собственные творческие мысли и чувства.

Эти условия делают процесс эстетического развития целенаправ­ленным и управляемым, дают возможность, по словам Л.С. Выгот­ского, «вести за собой развитие». В этом случае речь идет об эстетиче­ском воспитании. Проблемами эстетического воспитания в отечественной педагоги­ке занимались Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев, А.В. За­порожец, В.Н. Шацкая, Е.А. Флерина, Н.Н. Сакулина, Н.А. Ветлугина и др.

С современной точки зрения, эстетическое воспитание — это орга­низация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эс­тетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетическо­го отношения ко всему, что нас окружает.

Целью эстетического воспитания и образования является:

• развитие готовности личности ребенка к восприятию, освое­нию, оценке эстетических объектов в искусстве или действи­тельности;

• развитие эстетического сознания; включение в гармоничное са­моразвитие;

• формирование творческих навыков и умений в области художе­ственной, духовной и физической культуры.

Задачи эстетического воспитания определяются возрастными особенностями детей. Их можно объединить в четыре группы, на­правленные:

• на развитие эстетической восприимчивости, эстетического за­паса образов, формирование эстетических эмоций, чувств, от­ношений, интересов;

• формирование элементарного эстетического сознания (включа­ет объем представлений и знаний, эстетические суждения и оценки; для этого детей знакомят с разнообразными эталонами: сенсорными, эмоциональными, искусствоведческими и эстети­ческими);

• на освоение эстетической деятельности (развивать эстетическое и художественное восприятие; формировать первичные умения и навыки исполнительской художественной деятельности; вос­питывать творческие умения и навыки; вносить элементы пре­красного в окружающую ребенка жизнь);

• на развитие эстетических и художественно-творческих способ­ностей.

Указанные задачи эстетического воспитания детей взаимно обу­словлены и тесно переплетаются между собой. Характерными признаками такого единства задач эстетического и социально-нравственного развития дошкольников являются:

• эмоциональный отклик детей на доступные их пониманию яв­ления социальной жизни;

• стремление сопереживать чужую радость и печаль;

• активные попытки преобразовать быт, хотя бы в игре;

• желание участвовать в посильном художественном труде, укра­шающем жизнь;

• потребность в совместных действиях, способность радоваться успехам других и т. д.

Работа по эстетическому воспитанию в современном детском саду должна строиться на следующих принципах.

• Эстетическое воспитание осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении.

• Принцип взаимосвязи обучения и развития. Весь воспитательно-образовательный процесс в ДОУ строится на основе единства воспитания и обучения, которое носит раз­вивающий характер и ведет за собой эстетическое, нравствен­ное и интеллектуальное развитие детей. Особенное значение при этом придается взаимосвязи эстетического воспитания с интеллектуальным и нравственным.

• Детское творчество связано с жизнью и отражает в себе все мно­гообразие ее проявлений, что предопределяет вариативность содержания, форм и методов организации детской художествен­ной деятельности.

• Интеграция разных видов искусства и художественной деятель­ности в эстетическом развитии детей. Интеграция обеспечивает разностороннее воздействие на ре­бенка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности различными органами чувств и передачи образов воспринятого или создан­ных воображением ребенка в разных формах художественной деятельности с использованием средств выразительности, спе­цифичной для той или иной деятельности (музыкальной, изо­бразительной, театрально-игровой).

• Художественно-эстетический принцип отбора материала опре­деляет стратегию отбора произведений, ориентирует воспитате­ля и ребенка на то, что пред ними произведения словесного ис­кусства, которые раскрывают богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты; учатся понимать прекрасное в жизни.

• Принципы народности и культуросообразности, соответствия мо­делируемой картины мира самосознанию того народа, культура которого изучается. В то же время культурологический принцип позволяет познако­мить детей дошкольного возраста с культурой разных народов мира, раскрыть своеобразие, неповторимость произведений на­родного творчества и художественной литературы.

• Индивидуальный подход в художественно-эстетическом воспита­нии, основанный на выявлении индивидуальных различий де­тей и определении оптимальных путей развития творческих ху­дожественных способностей каждого ребенка и др.

• Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольно­го и младшего школьного возраста.

Вышеперечисленные принципы синтезируют вокруг себя все эс­тетические понятия, раскрывая, обосновывая и развивая их. Они обосновывают эстетический взгляд на мир, предопределяющий со­держание эстетического воспитания.

Содержание эстетического воспитания включает в себя два ком­понента:

• содержание воспитательной деятельности по развитию художе­ственной деятельности детей;

• содержание воспитывающих влияний по художественно-эсте­тическому развитию воспитанников в процессе образователь­ной деятельности всех сотрудников детского сада и семьи в целом.

Содержание обоих компонентов в конкретном дошкольном обра­зовательном учреждении определяется образовательной программой ДОУ, современными концепту­альными подходами к определению сущности и содержания эстети­ческого развития ребенка.

2. Методами эстетического воспитания являются:

Словесные методы: объяснение, анализ, пример взрослого, описание. Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточе­но на том, что им показывают, предлагают послушать.

При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое от­ношение, владел способами выражения чувств. Бес­страстный, неэмоциональный воспитатель не сможет про­будить в ребенке чувства, отношения. Важная профессио­нальная черта воспитателя детей дошкольного возраста, да и педагога вообще, - артистичность.

Практические методы: показ, наблюдение,упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Под­робно эти методы рассматриваются в методиках изобрази­тельной деятельности и музыкального воспитания. Интересны и эффективны творческие задания. Творческие задания можно использовать и при обучении детей танцевальным движениям, в театрализованных играх, при создании музыкально-игровых образов, в рисовании при подборе материалов для изображения и др. Это очень эффек­тивный педагогический прием, так как он всегда вызывает у детей положительный эмоциональный настрой и интерес. Но творческие задания и всякое проявление творчества обязательно должны сочетаться с обучением навыкам ху­дожественной выразительности. Если ребенок не владеет навыками рисования, он не сможет создать что-то творчес­кое при всей условности понимания данного термина при­менительно к дошкольникам.

Средства реализации содержания художественно-эстетического воспитания подбираются педагогическим коллективом в соответст­вии с целями и задачами, поставленными перед ДОУ:

• Эстетическое общение — особое условие и средство эстетиче­ского воспитания. Главной задачей педагога в процессе эстетического общения является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, раз­вить в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповто­римость, веру в то, что он пришел в мир творить добро и красо­ту, приносить людям радость.

• Природа: она заключает в себе многообразие чувственно-эсте­тических свойств и благодаря этому имеет огромные возможно­сти разностороннего воздействия на ребенка.

• Искусство как одно из наиболее универсальных средств. Искусство (музыка, литература, театр, произведения художест­венно-декоративного творчества) играет огромную роль в фор­мировании духовно развитой личности ребенка, в совершенст­вовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы. Это не только спо­собствует формированию органов чувств, установленных на восприятие отдельных видов искусства, но и активизирует эсте­тическое сознание, т. е. позволяет человеку от психофизическо­го отношения к произведениям искусства перейти к аналитиче­скому отношению к нему. Общение детей с искусством совер­шенствует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов.

• Окружающая предметная среда. Оборудование и оформление детского сада, облик детей и педагога должны быть культурными и красивыми. Не только красивые предметы сами по себе эсте­тически воспитывают детей, «но и та живая работа, то заботли­вое отношение воспитателя и детей к вещам, которые необходи­мо воспитывать». В свою очередь, эстетически организованная обстановка жизни, труда и общения со взрослыми и сверстника­ми повышает активность, результативность, творческий харак­тер художественно-эстетической деятельности дошкольников.

• Самостоятельная художественная деятельность детей (музы­кальная, изобразительная, художественно-игровая). Развитие самостоятельной художественной деятельности рас­сматривается как процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, развитие потребности в художественно-творческой деятельности, фор­мирование мировосприятия ребенка средствами искусства.

• Разнообразные виды игр: дидактические, подвижные, сюжет­но-ролевые, игры-драматизации.

• Разные виды труда детей в детском саду.

• Физические упражнения и элементы спортивных игр.В процессе развития разных видов художественной деятельно­сти детей идет развитие моторики, ручной умелости, микро- и макродвижений, зрительно-двигательной координации. Это сближает задачи эстетического и физического воспитания. Физические упражнения сочетают достижения физической красоты и духовного, нравственного развития. Выпадение дан­ного средства из системы эстетического воспитания нарушает гармонию телесного и духовного развития детей. В дальнейшем сама изобразительная и художественная деятельность дошколь­ников выступает как психолого-педагогическое условие, спо­собствующее охране психофизического и психологического здоровья ребенка, его эмоционального благополучия.

Важным средством эстетического воспитания детей Е.А. Флерина считала праздники. Основное в празднике — идея, оформ­ление в музыке, в изобразительном искусстве, художественном слове — все это вместе способствует интеграции разных видов художественно-эстетической деятельности дошкольников и, самое главное, единству интеллектуального и чувственного в процессе эстетического воспитания детей.

3. Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, поэтому фор­мы ее организации очень разнообразны:

1. Игры.

Игра в осуществлении эстетического развития и воспитания де­тей в ДОУ выступает в качестве средства интеграции всех видов ис­кусства и художественно-творческой деятельности детей (Г.Г. Гри­горьева, Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон). Кроме того, мотивы игровой и художественно-творческой деятельности детей сходны.

Специфика детского рисования заключается в том, что, ри­суя, малыш реализует те же мотивы деятельности, что и в игре. Толь­ко в качестве предметов-заместителей использует «каракули» и «рисунки-схемы». Желание рассказать о себе и своих переживаниях в ри­сунке, привлекая других к сопереживанию, появляется у ребенка позднее. Оно постепенно перерастет в стремление ребенка выразить свое мировосприятие, впечатление, отношение к поразившему его явлению, событию. Это обстоятельство влияет на специфику проте­кания всех этапов творческого процесса у дошкольников.

2. Занятия.

Основной задачей занятий по развитию художественно-эстетиче­ской деятельности является формирование у детей структуры самой деятельности. Например, обучение детей лепке, рисованию, апплика­ции. В соответствии с этим структура занятий с детьми дошкольного возраста повторяет ход развертывания изобразительной деятельности детей — имеет три части: обследовательскую, исполнительскую и оценочную. Эти части присутствуют на всех занятиях, но характер и длительность каждой из них меняется в зависимости от целей, про­граммного содержания занятий, уровня подготовки детей.

Во время обследовательской части занятия проводится рассматри­вание и анализ образца; рассматривание, ощупывание или обведение натуры по контуру; чтение и анализ текста; беседа об увиденном, ана­лиз изобразительной задачи; составление описания обследованного образца, предмета, ситуации. Именно в этой части занятия роль взрослого особенно велика. Он планирует и осуществляет руковод­ство анализом образца, натуры, текста.

Во время исполнительской части занятия дети в большинстве слу­чаев действуют самостоятельно: лепят, рисуют, наклеивают. В зави­симости от года обучения проводится рисование, лепка, аппликация по подражанию, образцу, с натуры, по представлению, по замыслу детей, по заданной теме. Роль воспитателя или педагога ИЗО-студии сводится к наблюдению и индивидуальной помощи.

В конце занятия — в оценочной его части — педагог вновь активно осуществляет руководство. По окончании работы детям нужно по­мочь сопоставить полученное изображение с предметом, ситуацией или текстом.

3. Выставки детских работ.

Все детские работы взрослый обязательно сохраняет и подшивает в отдельные папки. Периодически они используются для проведения групповых, персональных или коллективных выставок. Они способству­ют тому, что дети начинают дорожить своими работами, стремиться к хорошему результату, формируют эмоциональное отношение детей и их родителей к продуктивной деятельности. С другой стороны, вы­ставки детских рисунков позволяют проследить динамику обучаемо­сти ребенка от младшей до подготовительной к школе группе, на­глядно представить результаты воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы в ДОУ.

4. Экскурсии.

Экскурсия включает:

• подготовку воспитателя (разработку программных задач, под­бор оборудования и др.) и детей к экскурсии;

• использование взрослым разнообразных методов и приемов ор­ганизации детского восприятия на экскурсии, когда есть воз­можность проводить наблюдения и изучение различных пред­метов и явлений в естественных условиях или в музеях, а также на выставках;

• организацию разнообразной художественно-эстетической дея­тельности детей на экскурсии или после нее.

5. Праздники и развлечения.

Развлечения как форма работы с детьми дошкольного возраста проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнооб­разно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные ве­чера или «посиделки» (на фольклорной основе), детские концерты, зрелища (все виды театра), музыкально-литературные концерты, спортивные развлечения, инсценировки, игры-драматизации и музы­кальные сказки, игры-забавы, прогулки с сюрпризами, викторины и конкурсы.

Виды праздничных действий, в свою очередь, подразделяются на концерты, театрализованные действия, спектакли, фольклорные праздники на основе народных традиций, комплексные занятия, экс­курсии с выступлениями детей, тематические занятия, утренники.

По мнению А.И. Бурениной, С.И. Мерзляковой, Т. Тютюнниковой и др., в практике современных ДОУ существует четыре формы организации детских утренников, которые отличаются как по по­строению, так и по методике подготовки и проведения.

Первой формой вышеназванные педагоги называют «затейниче­ство», в основе которого лежит игровая идея, «затея», соответствую­щая содержанию праздника, разворачивающаяся в определенном сю­жете.

Вторая форма — наиболее популярная в настоящее время — «кон­церт самодеятельности», демонстрирующий «таланты», индивидуаль­ные возможности юных артистов.

Третья форма — «театрализованное представление», в основе которого — игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. В отличие от первой формы, где главное — сюрприз и импровизация, игра-драматизация вырастает из репетиций, которые надо понимать не как «повторение выучен­ного», а как «поиск действий и взаимодействий», «вхождение в образ».

И, наконец, четвертая форма организации праздников, по мне­нию авторов, строится на основе фольклорных праздников и подчиняет­ся культурно-историческим традициям. Содержание наиболее типич­ных из них (Масленица, Рождество, Святки) раскрыто в многочисленных публикациях. При подготовке таких утренников важно не исказить смысл фольклорных праздников и подобрать соот­ветствующий репертуар. Лучшими источниками репертуара, по мне­нию А.И. Бурениной, С.И. Мерзляковой и Т. Тютюнниковой, явля­ются материалы, подготовленные специалистами-этнографами и ис­кусствоведами (Г.М. Науменко, Н. Шангиной и др.).

4. Взаимосвязь эстетического с другими направлениями воспитания детей дошкольного возраста

Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематиче­ский процесс воздействия на личность ребенка в целях развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Основной результат эстетического воспитания они видят в формировании эстетической культуры ребенка.

Эстетическая культура включает в себя формирование культуры общения, поведения и деятельности в процессе эстетического восприятия искусства и действительности, художественно-творческой деятельности, изобразительного искусства и изобразительной дея­тельности и т. д. Благодаря этому у ребенка развивается способность к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасно­го в действительности и искусстве, не только расширяется художест­венный кругозор, но и по-другому организуются чувства, осуществ­ляется духовное развитие личности и формируется творческое отно­шение к жизни. Потому что «смысл искусства не только в отражении действительности, но и стремлении к ее преобразованию, измене­нию, улучшению в соответствии с идеалами художника». В связи с этим в процессе формирования эстетической культуры особенно важ­но эстетизация предметно-развивающей и пространственной среды развития детей и пересечение линий социально-нравственного, об­щеинтеллектуального и общекультурного направлений развития лич­ности ребенка. Поэтому эстетическое воспитание оказывается тесно связанным с другими направлениями воспитательно-образователь­ной работы в детском саду.

Например, эстетическое воспитание в процессе физкультурно-оздоровительной работы предполагает гармоничное развитие детей разных форм телосложения, формирование у них простоты и изяще­ства движений, грации, усвоение детьми ценностей и представлений о здоровом образе жизни как о проявлении гармонии физического и эстетического развития. В этом отношении средства физического и эстетического воспитания могут быть интегрированы. Это обуслов­ливает роль движений, игры и музыки в физическом и эстетическом воспитании. Особое значение в связи с этим можно уделить эстетиче­ской характеристике народных подвижных игр (игровые зачины, диа­лог, считалки, оригинальные обороты речи, неповторимая русская напевность, ритмическая четкость.

Несомненна и связь эстетического воспитания с умственным воспитанием. Об этом говорят результаты исследований Е.А. Флериной, P.M. Чумичевой, Н.А. Курочкиной, Н.М. Петрухиной и др. Пересечению линий эстетического и умственного воспитания способствуют:

• формирование представлений о гармонии;

• обучение детей пониманию, о чем рассказал автор, что он хотел выразить, т. е. выделять личностный смысл создания художест­венного произведения;

• обучение детей восприятию и оценке художественных средств, используемых автором;

• включение опыта познания, переживания и преобразования (в воображаемом плане) в процесс восприятия художественного произведения с последующим выражением данного опыта в деятельности и др.

Не менее очевидна связь эстетического и нравственного воспита­ния детей. По мнению Н.А. Ветлугиной, ее формирование выступает важнейшей задачей воспитания ребенка-дошкольника. «Научить раз­личать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красо­ту форм, линий, звуков, красок — это значит сделать его лучше, нрав­ственнее, содержательнее», — писала она.

Формирование нравственно-эстетических представлений вклю­чает в себя:

• формирование представлений о внешнем виде человека как эле­менте его нравственного облика, уважительного отношения к ак­куратности и чистоте и формирование представления о внутрен­ней красоте человека как о проявлении его нравственной воспи­танности, важности единства внешней и внутренней красоты;

• развитие способности критически относиться к несоответствию между внешним обликом человека и характером его поведения, способности критически относиться к проявлениям дурного вкуса;

• установление взаимосвязи между нравственными поступками и эстетическим отношением человека к тем или иным предметам, явлениям окружающего мира;

• знакомство с естественной красотой природы, воспитание уме­ния замечать и эмоционально реагировать на эту красоту, бе­режно относиться к природе; воспитание потребности в дея­тельности, имеющей целью сохранение и приумножение при­родных богатств.

Главным результатом такого пересечения линий эстетического и социально-нравственного развития дошкольников являются: эмо­циональный отклик детей на доступные их пониманию явления со­циальной жизни; стремление сопереживать чужую радость и печаль; активные попытки преобразовать быт, хотя бы в игре; желание участ­вовать в посильном художественном труде, украшающем жизнь; по­требность в совместных действиях, способность радоваться успехам других и т. д.

Таким образом, эстетическое воспитание должно осуществляться во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в до­школьном учреждении. Как показывают исследования, проводимые такими авторами, как Г.Г. Григорьева, Т.Г. Козакова, Т.С. Комарова, Н.А. Ветлугина, тогда эстетическое воспитание оказывает влияние на становление базиса личностной культуры как важнейшего психоло­гического новообразования детей дошкольного возраста.

 

 









Читайте также:

  1. I. Методические принципы физического воспитания (сознательность, активность, наглядность, доступность, систематичность)
  2. V.3. Типичные ошибки семейного воспитания.
  3. В какой мере ребенок проявляет свою способность к саморазвитию? В чем Вы видите необходимость воспитания?
  4. Воспитание в труде как средство социального воспитания в педагогическом наследии А.С. Макаренко
  5. Воспитание как педагогическое явления Цели и задачи воспитания
  6. Воспитание у эллинов в Спарте и Афинах. Отличительные характеристики спартанского и афинского воспитания.
  7. ГЛАВА 1. Теоретическая часть роли телевизора в жизни семьи первоклассника: поощрение и наказание как методы воспитания
  8. Глава 12. МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ
  9. Глава IV. Цель развития и воспитания личности
  10. ЕДИНСТВО ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ
  11. Зависимость целей и содержания воспитания от концепции
  12. Закономерности и принципы воспитания


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 3360;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная