На Аляске, на севере Канады и на побережье Гренландии обитали группы населения, известного сейчас как эскимосы. Они выработали специализированный хозяйственно-культурный тип, позволивший приспособиться к местным условиям жизни, создающим для человека много ограничений. Основными занятиями обитавших здесь людей были рыболовство и охота на морского зверя, в том числе на таких крупных животных, как киты, а также добыча пушных и других сухопутных зверей и птиц. Важное место занимала охота на оленей. Собирание и заготовка впрок ягод, трав и кореньев служили источником растительной пищи.
Добытые животные и рыба использовались во всех сферах хозяйства и быта: мясо и жир служили пищей; жиром отапливали и освещали жилища; из шкур (преимущественно оленьих) делали одежду, пологи для жилищ и постели; из костей животных и птиц изготовляли орудия труда. Недостающую древесину приобретали во время сезонных откочевок к лесным районам или использовали стволы деревьев, выброшенные на берег морскими течениями. Короткое арктическое лето уходило на интенсивную заготовку припасов на зиму. Эскимосам были известны способы консервации разнообразных продуктов (мяса, рыбы и ягод) - копчение, вяление, сушка и др. Охота на морских животных велась и зимой - на тюленей у лунок во льду; при этом охотники проявляли удивительное терпение, часами неподвижно поджидая животное.
Главным орудием охоты на морского зверя был гарпун с отделяющимся наконечником; к наконечнику крепился длинный ремень с надутым пузырем. Когда животное было поражено, пузырь давал охотнику возможность следить за добычей и не позволял ей утонуть. Эскимосы знали и лук со стрелами. Для охоты на птицу служили силки, ловушки и капканы. Рыбу добывали с помощью острог, луков, запрудных ловушек.
Эскимосы расселялись небольшими группами, между которыми поддерживались слабые связи; хозяйственные коллективы состояли из нескольких семей. В летний период, когда легче было себя обеспечить, группы распадались на ряд еще более мелких, селившихся недалеко друг от друга. Зимой группы укрупнялись, что позволяло объединить как запасы, сделанные летом, так и зимнюю добычу охотников. Каждая группа имела определенные маршруты сезонных передвижений. Летом стоянки размещались ближе к морскому берегу или у крупных озер, куда подходили дикие олени (карибу), спасавшиеся от гнуса, и где можно было вести охоту на крупных водных животных.
Летние жилища эскимосов представляли собой конус из жердей, покрытый шкурами или берестой, зимние - землянки с одним или двумя жилыми помещениями 1 и хозяйственным тамбуром. Жилые помещения отапливались и освещались каменными жировыми светильниками, в них имелись нары для сна. Во время длительных охотничьих экспедиций устраивались временные жилища из снежных блоков -"иглу", внутри которых из пологов-шкур сооружалась жилая камера. В случае внезапной пурги эскимос мог переждать ее, зарывшись в снег рядом с собаками.
Одежда эскимосов, как и других народов приполярной области, хорошо приспособлена к местному климату. Летняя - шилась из меха в один слой. Для зимы одежду делали двухслойной - нижний слой мехом к телу, верхний - мехом наружу. Домашняя утварь состояла из емкостей, сделанных из камня, дерева, кости и китового уса.
По суше эскимосы перевозили поклажу и передвигались сами с помощью легких санок, в которые были впряжены собаки; по воде - в лодках двух типов: одиночном "каяке" и рассчитанном на несколько человек "умиаке". Каяк, предназначенный для охоты, застегивался наглухо вокруг пояса охотника, что позволяло умелому гребцу, если лодка опрокидывалась, поставить ее в нормальное положение, не набрав воды.
Основной ячейкой общества у эскимосов была большесемейная община; в счете родства и в наследовании преобладала мужская линия. Наблюдалась имущественная дифференциация и социальное неравенство среди общинников. Какие-либо формы племенной организации улавливаются слабо. Степень единения соседних групп и размеры объединений зависели от природных условий и главным образом - от насыщенности среды обитания пищевыми ресурсами.
В религиозных верованиях у эскимосов преобладали анимистические представления. Одно из главных мест среди божеств занимала богиня морских вод, распоряжавшаяся морскими животными (одно из ее названий - "хозяйка моря"). Каждый Человек имел своих индивидуальных покровителей, которых он почитал. В случае Необходимости человек мог обратиться за помощью к шаману.
Северная лесная область
Лесные районы Северной Америки были заняты многочисленными племенами, относившимися к двум большим семьям языков — алгонкинской на востоке ареала и атапаскской - на западе и в средней части. Основу их хозяйства составляли охота и собирательство, практиковалось рыболовство. Объектами добычи были различные животные (в зависимости от времени года). На Аляске важную роль играл промысел рыбы. Много добывалось птицы. Мясо заготавливали впрок; из шкур животных шили одежду, постели, покрытия для жилищ и пр.
Охота велась двумя способами - активным и пассивным. При первом из них объектом охоты становились олень-карибу и лось. Их загоняли в построенные для этой цели обширные загоны и забивали. Массовый забой животных устраивался и на местах их переправ через реки. Животных кололи копьями и ножами, били томагавками, поражали из луков. Одновременно проходила разделка туш и заготовка мяса впрок. В этот период к месту охоты собирались группы индейцев одного племени, обитавшие по соседству. Здесь решались многие общие дела: распределяли угодья, заключали брачные союзы, улаживались разногласия или готовились к войне.
Пассивная охота велась с помощью различного рода ловушек, расставленных недалеко от поселений; добыча из них извлекалась во время периодических обходов.
Собирательством ягод (некоторые поедались сразу, другие шли на хранение), кореньев, орехов, растений (некоторые растения имели техническое использование, служили красителями) занимались преимущественно женщины и дети.
Индейцам-охотникам северных лесов был свойствен подвижный образ жизни; исключение составляли непродолжительные периоды облавных охот осенью и весной. Группы в составе нескольких семей (зимой больше, летом меньше) занимали свои охотничьи угодья, в пределах которых они перемещались по мере истощения добычи. Зимняя жизнь была более стабильной - иногда на всю зиму устраивалась лишь одна стоянка; если охотники уходили за добычей далеко, они делали ночевки во временных жилищах.
Зимние жилища представляли собой углубленные в землю полуземлянки, прямоугольные в плане, с несколькими жилыми и хозяйственными камерами; вход устраивался в виде неглубокого тоннеля. В центре жилой камеры размещался очаг из камней; дымовое отверстие при необходимости затягивалось кожаной покрышкой. В одном таком жилище зимовало 5-10 семей. У атапасков жилищем служил так называемый "типи" — конусообразная постройка с деревянным каркасом, обтянутым либо берестой (летом), либо шкурами животных (зимой); очаг располагался в центре. Немногочисленную домашнюю утварь изготовляли преимущественно из бересты и кожи.
Из местной пищи наибольшее внимание европейцев привлек "пеммикан". В его состав входили растертое сушеное мясо, костный мозг и жир. Смесь могла храниться в берестяных коробах до трех лет и обеспечивала охотников пищей во время длительных экспедиций.
Обитатели северных лесов шили свою одежду главным образом из шкур и кож оленя. Для зимней одежды сохраняли мех, для летней делали мягкую замшу. Основой одежды служили рубаха (у мужчин - ниже колен, у женщин - до щиколоток) и штаны, соединенные в одно целое с обувью (ноговицами и мокасинами). Голову закрывал капюшон, руки защищали перчатки (даже летом -от насекомых). Одежду украшали волосом оленя, иглами дикобраза.
Для передвижения по воде служили берестяные лодки, приводимые в движение веслами. По суше тяжести перевозили при помощи тобоггана - узких саней без полозьев. Сани тащили вручную или впрягали в них собак. Зимой на охоте пользовались лыжами-ракетками, весной для той же цели использовали еловые планки.
Общественные отношения у большинства групп лесных охотников основывались на матрилинейных принципах - счете родства по женской линии и господстве матрилокального брака. Племена делились на две экзогамные фратрии, которые в свою очередь подразделялись на экзогамные роды.
Верования лесных охотников представляли собой сочетание анимизма (одухотворение сил природы) и тотемизма, связанного с почитанием промысловых животных. В обрядовой жизни важное место занимал медвежий праздник; с промысловыми животными соотносился целый ряд запретительных действий (табу) и магических обрядов.