Всякая значительная по масштабу теория общества предполагает явное
или неявное присутствие какой-то теории человека, его сущности и
места в мире. Иными словами, с теоретической социологией всегда
соседствует определенная философская антропология. Так было и у
Маркса. Его видение человека сформировалось под влиянием
просветителей, Гегеля, Фейербаха, а также Гесса. Хотя Маркс не
ставил перед собой задачи создать особую философскую антропологию,
его концепция человека в целом отличалась глубокой
оригинальностью.
Согласно Марксу, человек – это прежде всего homo faber, человек
производящий. Производительный труд – вот что отличает человека от
животного. Человек отличается от животного тем, что не столько
приспосабливается к окружающему миру, сколько его приспосабливает к
себе. Вместе с тем труд связывает человека с природой. Благодаря
труду в ходе исторического развития люди все больше овладевают
природными стихиями. Но вместе с тем, по мере овладения этими
стихиями, созданные самими людьми производительные силы и
общественные отношения все более противостоят им в качестве
внешних, чуждых, враждебных для них сил. Происходит отчуждение
человека от созданных им самим сущностей. Человек оказывается
отчужденным от результатов своего труда, от процесса труда, от
общества и от самого себя (самоотчуждение). Только в будущем
коммунистическом обществе, когда закончится “предыстория”
человечества и начнется его “подлинная” история, когда человечество
из “царства необходимости” перейдет в “царство свободы”, человек
вернется к самому себе, и отчуждение будет преодолено.
Маркс исходит из руссоистского взгляда на человеческую природу,
согласно которому человек по природе своей – существо целостное,
“неотчужденное”, доброе. В оценке человеческой природы он
непоколебимый рационалист: человек, в его понимании, существо
изначально и безусловно разумное. Конт даже в своей “объективной”
социологии, не говоря о “субъективной”, оставляет место для веры и
чувства как важных факторов человеческой жизнедеятельности. У
Маркса, по существу, для этих факторов места нет, точнее, они
являются выражением либо того же рационального начала в человеке,
либо отчуждения.
Для того чтобы изначально положительные родовые качества человека
проявились, необходимо коренным образом преобразовать общество. В
будущем коммунистическом человечестве (Маркс, как и Конт, исходит
из представления о “расширяющейся социальной вселенной”,
рассматривая человечество как расширенное до предела общество)
человек, преодолевая отчуждение, вернется на новой, более высокой
ступени к своему исходному и в то же время подлинному состоянию.
Отличие же этого, нового “золотого века” от первобытного
заключается в том, что здесь “неотчужденность” базируется не на
низком уровне производительных сил и ограниченности отношений людей
между собой и с природой, а, наоборот, на безграничном росте
производительных сил, на всемогуществе человека и невиданном
изобилии.
Эта концепция человека, непосредственно перерастающая в утопию,
составляет своего рода постоянный фон научных изысканий Маркса.
Последние, однако, нуждались в менее абстрактных постулатах и
категориях. Поэтому Маркс формулирует тезис о социальной сущности
человека и обращается к ее изучению. Один из наиболее известных его
“Тезисов о Фейербахе” гласит: “...Сущность человека не есть
абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности
она есть совокупность всех общественных отношений” (1, т. 3,3].
Важно иметь в виду, что это не психологический, а именно
философско-антропологический постулат: он относится не к личности,
а именно к природе человека вообще, поскольку речь идет о
совокупности всех общественных отношений.
Таким образом, Маркс, как и Конт, вносит важный вклад в открытие
социальной реальности и тем самым – в онтологическое обоснование
социологии как науки. Но понимает эту реальность он иначе, чем
Конт. В отличие от Конта его нельзя считать социальным реалистом,
как, впрочем, и социальным номиналистом. Его трактовка
взаимоотношений общества и индивида базируется на понимании
взаимозависимости, взаимодополнительности и взаимопроникновении
этих сущностей. В интерпретации Маркса общество представляет собой
систему связей и отношений между индивидами, образующихся в
процессе деятельности, прежде всего – трудовой, “Общество не
состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в
которых эти индивиды находятся друг к другу”, – писал он [8, 214].
Общество в его понимании – это “продукт взаимодействия людей”; при
этом люди не свободны “в выборе той или иной общественной формы”
[9, 402].
Социальность, по Марксу, проявляется не только в форме
“непосредственной коллективности”, когда индивид взаимодействует с
другими лицом к лицу. Общество присутствует в человеке и влияет на
его поведение и тогда, когда индивид находится наедине с собой.
Будучи поклонником Эсхила и Шекспира, Маркс представлял себе
исторический процесс в виде драмы, в которой люди выступают
одновременно и как авторы и как актеры. Люди – практически
действующие существа, поэтому именно они создают социальные
системы. Но создают они их в определенных социальных и природных
условиях, возникших без их участия: “Люди сами делают свою историю,
но они ее делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах,
которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются
налицо, даны им и перешли от прошлого” [10, 119].
Личность, по Марксу, – не исходный пункт социально-исторического
развития, а его результат. Подчеркивая социальную обусловленность
сознания и поведения индивида, Маркс рассматривал развитие личности
как высшую цель общественного развития, которая будет достигнута
только после радикального преобразования общественных отношений.
Философская антропология. Человек и общество
195
0
3 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!