Древнейшим предшественником подлинной социальной науки Конт считает
Аристотеля, который стремится рассматривать наблюдение как основу
этой науки, а человека – как животное политическое1. Среди
оказавших влияние на формирование взглядов Конта или высоко им
ценимых следует отметить философов Френсиса Бэкона, Декарта, Юма,
Кондильяка, а также видных естествоиспытателей прошлого.
Первую значительную попытку целостного, основанного на “духе
универсальности” рассмотрения социального развития Конт находит у
Боссюэ. Конт испытал влияние либерального направления в
политической экономии, главным образом Адама Смита и Жан-Батиста
Сэя. У Адама Смита, “прославленного и рассудительного”, он отмечает
глубокий анализ разделения труда. “Мудрый” Тюрго, несомненно, также
повлиял на контовское представление о прогрессе и предвосхитил его
закон “трех стадий”, разделив культурный прогресс человечества на
три стадии: религиозную, спекулятивную и научную.
Чрезвычайно высоко Конт оценивает вклад Монтескье, который впервые
распространил принцип детерминизма на познание социальных явлений и
показал, что эти явления подчинены действию естественных законов.
Конт признает важный вклад Гоббса в становление социальной науки.
Но особенно высоко он ценит двух мыслителей, идеи которых
противостояли друг другу: де Местра и Кондорсе. Стремясь соединить
и примирить традиционализм и либерализм, консервативный и
революционный дух, он рассматривает концепции обоих мыслителей как
взаимодополнительные. Главный социальный лозунг Конта: “Порядок и
прогресс” – опирается на идею порядка у де Местра (и других
традиционалистов, особенно де Бональда) и идею прогресса у
Кондорсе, которого он считал своим “духовным отцом”.
Особенно глубокое влияние на Конта оказал Сен-Симон, хотя сам Конт
это решительно отрицал. Трудно найти у Конта такую идею, которая в
какой-то форме уже не присутствовала бы в сочинениях Сен-Симона.
Это относится, в частности, к таким важным для Конта положениям,
как различие “критических” и “органических” периодов в развитии
общества; идея прогресса; значение науки, в особенности социальной,
в современную эпоху; роль индустриализма и “индустриалов” в
современном и будущем обществе и т. д. Можно сказать, что
собственно идея социальной реальности, ключевая для становления
социологии как науки, была в значительной мере воспринята Контом у
Сен-Симона. Даже само выражение “позитивная философия” последний
использовал еще в 1808 г., т. е. задолго до основателя позитивной
философии.
У него же мы встречаем и тезисы (впоследствии развитые
Контом) о том, что “наука о человеке”, “социальная физика”, или
“социальная физиология”, – это часть общей науки; она должна
базироваться на наблюдении и ее методы должны быть теми же, что и
методы естественных наук. Еще до Конта Сен-Симон в “Письмах
женевского обитателя” (1803) указывает на аналогию между социальным
телом и биологическим организмом [3, 130]. Сам жизненный и
творческий маршрут Конта от проповедника новой науки к проповеднику
новой религии в известном смысле повторил маршрут Сен-Симона, в
деятельности которого также различаются три периода: научный,
социально-реформаторский и период чувства и веры, в который он
разрабатывал “новое христианство”.
Но было бы ошибочным считать Конта простым продолжателем
Сен-Симона. Во-первых, между ними существуют определенные
теоретические и социально-практические расхождения. Сен-Симон
делает основной акцент на проблеме социального прогресса; Конт,
также веря в прогресс, большее значение придает проблеме
социального порядка. Конт – сторонник концентрации и централизации
политической власти, социальной иерархии и субординации; Сен-Симон,
наоборот, предсказывает и обосновывает исчезновение государства и
доказывает фундаментальное равенство между людьми. Утверждая
значение интеллектуальной реформы как необходимого условия реформы
социальной, Конт упрекал Сен-Симона в поспешности и отмечал, что
тот хочет лечить болезнь, природу которой еще не изучил. Во-вторых,
и это самое главное, идеи Сен-Симона выражены в зародышевой,
неразвернутой форме, это часто лишь отдельные высказывания,
наброски концепций, но не сами концепции. У Конта, наоборот, те же
идеи представ-лены в виде развернутых, систематических концепций и
теорий.
В целом Конт стремился объединить противоречивые идейные традиции:
просветительскую идею прогресса и традиционализм, просветительский
рационализм (даже в якобинском культе Разума он видел
предвосхищение позитивизма) и средневековый католицизм. В последнем
ему особенно импонировала идеология социально-иерархической и
наднациональной структуры. Конт считает устаревшей христианскую
догматику, но не религию как таковую. Он стремится устранить Бога
именем религии. Сама же религия вечна, так как человек, в его
интерпретации, – существо не столько рациональное, мыслящее,
рассуждающее, сколько эмоциональное, чувствующее, верующее. Но для
обновления религии, так же как и всего человечества, по Конту,
нужны новые интеллектуальные основания. Поэтому создание
позитивизма как синтетической мировоззренческой системы он начинает
с пересмотра этих оснований.
Идейные истоки
205
0
3 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!