Теория биологической эволюции, разработанная в трудах Ч. Дарвина,
Г. Спенсера, А. Уоллеса, Т. Хаксли, произвела колоссальное
впечатление на современников. Естественно, что научное событие
такого масштаба не могло не затронуть сферу социальных наук. С
середины XIX в. принципы теории эволюции энергично вторгаются в
самые разнообразные области социального знания – от экономики и
государствоведения до лингвистики, где известный немецкий лингвист
Август Шлейхер делает одну из первых попыток применения теории
Дарвина вне биологии.
В Англии, помимо Г. Спенсера, систематически применявшего свою
эволюционную теорию к социальной жизни, Уолтер Беджгот, известный
экономист, социолог и публицист, стремился распространить принципы
дарвинизма на изучение социально-исторических процессов.
Обоснованием и пропагандой подобных идей во Франции занималась
французская писательница, автор трудов в области философии,
социологии и политической экономики Клеманс Руайе (1830–1902). В
США, где Спенсер к концу XIX в. был властителем дум, его идеи были,
в частности, ассимилированы Л. Уордом и Ф. Гиддингсом, не говоря
уже о таком ортодоксальном спенсерианце, как Уильям Самнер. В
Германии в 1900 г. Йенский университет объявил конкурс научных
работ на тему “Чему учат нас принципы теории происхождения видов в
отношении внутриполитического развития и законодательства
государства?” Первое место на этом конкурсе заняла работа
Вильгельма Шальмайера “Наследственность и отбор в жизни
народов”.
В целом ключевые понятия теории биологической эволюции:
“естественный отбор”, “борьба за существование”, “выживание
сильнейшего” – стали в какой-то мере характерными для всей
социальной науки второй половины XIX в. Поэтому социальный
дарвинизм выступил не только и не столько как особое направление,
сколько как определенная парадигма, проникшая в разные направления
социологической мысли. Кроме уже упомянутых, в разное время и в
разной степени под влиянием этих идей находились столь различные
социологи, как К. Маркс, Г. Тард, А. Лориа, Ж. Ляпуж, Э. Ферри, Г.
Зиммель, Т. Веблен и др. Даже ученые, весьма далекие от собственно
социального дарвинизма или откровенно враждебные ему, нередко
находились под его влиянием и использовали его категории. Даже
Эмиль Дюркгейм, несмотря на свой радикальный антиредукционизм в
изучении социальных явлений и акцент на роли социальной
солидарности, рассматривал разделение общественного труда как
“смягченную форму” борьбы за существование.
Некоторые социологи были озабочены выявлением специфики
естественного отбора и борьбы за существование в социальном мире в
отличие от мира животных, но при этом оставались в рамках той же
биолого-эволюционистской парадигмы. Именно такое стремление
обнаружить особенности человеческой борьбы за существование
пронизывает книгу итальянского социолога Анджело Ваккаро “Борьба за
существование и ее последствия для человечества” [1].
Но идеи борьбы за существование и выживания сильнейшего к концу XIX
в. выходят далеко за пределы науки и становятся популярными в
массовом сознании, публицистике, бизнесе, практической политике,
художественной литературе. Известно, что этими идеями были
очарованы американские писатели Джек Лондон и Теодор Драйзер
(трилогия “Финансист”, “Титан”, “Стоик”). Представители
экономической элиты, магнаты бизнеса с удовольствием узнали из
теории эволюции (или, во всяком случае, пожелали ее так
истолковать), что они не просто самые удачливые, энергичные и
талантливые, а, согласно закону эволюции, зримое воплощение
естественного отбора и победы в универсальной борьбе за
существование. “Соответственно для Рокфеллера было вполне в порядке
вещей заявлять, что “образование большой компании – это просто
выживание наиболее приспособленного”, а великолепия Американской
розы можно достичь, только пожертвовав первыми бутонами, которые
вырастают вокруг нее. Для Джеймса Хилла – утверждать: “Богатства
железнодорожных компаний определяются законами выживания самых
приспособленных”. Или для Джорджа Херста сказать в сенате, в
котором так много было магнатов бизнеса, что в народе его прозвали
“клубом миллионеров”: “Я не очень знаком с книгами, я не очень
много читал, но я много ездил, видел людей и много чего еще.
Накопив опыт, я пришел к выводу, что члены сената – это те, кто
выжил, это самые приспособленные”” [2, 191].
Было бы, однако, ошибочно видеть истоки социального дарвинизма
только в теории биологической эволюции и считать его простым
продолжением этой теории.
Прежде всего, вопреки закрепившемуся за
этим направлением мысли выражению, сам Дарвин не был сторонником
“социального” дарвинизма, так же как и другие создатели
“биологического” дарвинизма: А. Уоллес и Т. Хаксли. С другой
стороны, некоторые представители “социального” дарвинизма были
противниками дарвинизма “биологического” (например, Людвиг
Гумплович).
Необходимо отметить, что биологическому редукционизму, присущему
рассматриваемому направлению, предшествовал социальный редукционизм
в теориях биологической эволюции. В данном случае мы видим
любопытный пример “путешествия” понятий из сферы социального знания
в естественнонаучное, и обратно. Известно, что понятие “борьба за
существование” Дарвин заимствовал у английского экономиста Томаса
Мальтуса (1766–1834). Затем уже, внедрившись в теорию биологической
эволюции, указанное понятие вновь вернулось в социальное знание.
При этом интерпретация “борьбы за существование”, разумеется,
претерпевала значительные изменения. Небиологические истоки понятия
“борьба за существование” свидетельствуют о том, что теория
биологической эволюции в известном смысле лишь актуализировала и
вновь обосновала определенную и давнюю традицию социальной мысли.
Эта традиция восходит к формуле “homo homini lupus” (“Человек
человеку волк”), которую мы находим еще в пьесе римского
комедиографа III–II вв. до н. э. Плавта “Ослы”.
Новая теория биологической эволюции актуализировала старую идею о
ведущей роли конфликтов в жизни общества и во взаимоотношениях
между обществами; она дала новое обоснование этой старой идее. В
разное время о значении этого фактора размышляли Полибий, Ибн
Хальдун, Никколо Макиавелли, Жан Боден и многие другие. Для Томаса
Гоббса состояние “войны всех против всех” – естественное состояние
человечества до возникновения общества (государства). Последние
обуздывают это состояние, выступая как устрашающая всех и тем самым
умиротворяющая сила. Общество (государство), по Гоббсу, – результат
договора между людьми, но этот договор может быть не только
добровольным, но и навязанным группой завоевателей [3].
Учение о диалектике, разработанное в немецкой классической
философии Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно Гегелем, обосновывало
роль противоречий в качестве источника развития. Согласно Гегелю,
противоречие представляет собой “корень всякого движения и
жизненности” [4,520]. П. Прудон, отчасти опираясь на гегелевскую
диалектику, рассматривал социальное развитие как борьбу идей и
систему противоречий, не разрешающихся диалектическим синтезом и
всегда заключающих в себе “положительные” и “отрицательные”
стороны. Французские историки-романтики Ф. Гизо, Ф. Минье, О.
Тьерри, А. Тьер подчеркивали ведущую роль классовой борьбы в
историческом развитии, уходящей своими корнями в борьбу “рас”
победителей и побежденных.
Под влиянием этих историков, а также гегелевской и прудоновской
диалектики К. Маркс и Ф. Энгельс в “Коммунистическом манифесте”
провозгласили знаменитый тезис о том, что “история всех до сих пор
существовавших обществ была историей борьбы классов”, тезис,
который впоследствии Энгельс несколько смягчил, уточняя в
позднейших изданиях “Манифеста”, что речь идет лишь об истории,
дошедшей до нас в письменных источниках, и оговариваясь, что речь
идет о всей прежней истории, “за исключением первобытного
состояния” [5, 424, прим. 2; 6, 208]. Маркс и Энгельс, доказывая
антагонистический, ожесточенный и бескомпромиссный характер
классовых конфликтов, нередко характеризовали их как своего рода
военное противоборство и использовали при этом соответствующую
терминологию: “...Буржуазия не только выковала оружие, несущее ей
смерть; она породила и людей, которые направят против нее это
оружие, – современных рабочих, пролетариев” [5, 430].
Биологический редукционизм в социальной мысли, опиравшийся на
теорию эволюции и получивший во второй половине XIX в. название
“социальный дарвинизм”, продолжил и усилил тенденцию,
присутствующую в теориях вышеназванных мыслителей. Наиболее общий
признак социального дарвинизма – рассмотрение социальной жизни как
арены непрерывной и повсеместной борьбы, конфликтов, столкновений
между индивидами, группами, обществами, а также между социальными
движениями, институтами, обычаями, нравами, социальными и
культурными типами и т. п.
У некоторых социальных ученых, оставивших след в истории
социологии, этот признак проявился более ярко и отчетливо, чем у
других. Их можно рассматривать как главных представителей
социал-дарвинистской школы.
Истоки и принципы
195
0
5 минут
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!