Социальная динамика – это теория прогресса. Понятие прогресса
характерно только для человеческих обществ, составляет их специфику
и позволяет отделить социологию от биологии. Прогресс здесь
возможен благодаря тому, что, в отличие от обществ животных, одни
поколения могут передавать другим накопленные материальные и
духовные богатства. Вследствие неразличения общества и человечества
и включения социологии в “позитивную теорию человеческой природы”
теория прогресса Конта в основе своей является антропологической.
Социальный прогресс в конечном счете проистекает из врожденного
инстинкта, заставляющего человека “непрерывно улучшать во всех
отношениях любое условие своего существования”, развивать “в целом
свою физическую, моральную и интеллектуальную жизнь...” [там же,
364].
Конт оговаривается, что прогресс не равнозначен безграничному росту
счастья и человеческого совершенства, отмечая, что последнее
понятие лучше заменить понятием “развития”. Социальная динамика
лишена оптимизма, так как она признает возможность и даже
необходимость отклонений. В истории “органические” периоды
чередуются с “критическими”, когда преемственность нарушается. И
тем не менее, социальное развитие в целом у Конта изображается как
совершенствование, улучшение, прогресс.
Конт постоянно подчеркивает непрерывный и преемственный характер
прогресса. Подобно тому как социальная статика выявляет
солидарность в пространстве, социальная динамика выявляет
солидарность во времени. Социальная динамика рассматривает каждое
последовательное состояние общества как результат предыдущего и
необходимый источник будущего, так как, согласно аксиоме Лейбница,
“настоящее беременно будущим” [там же, 336].
Следуя взглядам традиционалистов, Конт постоянно подчеркивает
преемственность поколений и колоссальное влияние всех предыдущих
поколений на последующее развитие. В “Позитивистском катехизисе” он
утверждает: “Живые всегда, и все более и более, управляются
умершими: таков фундаментальный закон человеческого порядках”. С
этим утверждением перекликается его тезис о том, что человечество в
гораздо большей степени состоит из мертвых, чем из живых, и
социальная связь нарушается в случае “бунта живых против
мертвых”.
Главный закон социального прогресса у Конта – это закон трех
стадий. Все общества раньше или позже проходят в своем развитии
теологическую, метафизическую и позитивную стадии.
В теологическую эпоху люди верят сначала в фетиши (фетишистский
период); затем – в богов (период политеизма); наконец – в единого
Бога (период монотеизма). Основным мирским занятием являются
завоевательные войны. Соответственно, духовная власть принадлежит
священникам, мирская – военным.
В метафизическую эпоху люди обладают правом свободной дискуссии и
основываются только на индивидуальных оценках. Духовная власть,
принадлежащая метафизикам и литераторам, поглощена мирской,
принадлежащей законодателям и адвокатам. Значение военной
деятельности сохраняется, но она становится преимущественно
оборонительной.
Наконец, в позитивную эпоху духовное управление осуществляется
“учеными”, мирское – “индустриалами”. Основным видом деятельности
становится индустрия, которая носит мирный характер.
По Конту, позитивная стадия в развитии человечества должна была
начаться сразу после Великой Французской революции, но Революция
осуществила лишь разрушительную задачу и уклонилась от нормального
пути. В известном смысле она еще продолжается. С духовной точки
зрения позитивная стадия начинается с “Курса позитивной философии”.
Сначала Конт избегал указания точной даты начала позитивной фазы в
мирском, или политическом, аспекте. Но в “Системе позитивной
политики” он ее указывает: это 1860 – 1865 гг.
Чтобы эволюция человечества пришла к Земле Обетованной (позитивному
состоянию), необходимо осуществить два ряда реформ. Первые должны
быть теоретическими; их цель – создать твердые и общепринятые
мнения; их начало положено “Курсом”. Другие реформы – практические,
политические. Они восстановят прекрасную социальную организацию
средневековья; отделят духовную власть от мирской, доверив первую
ученым, вторую – “индустриалам”, заменят равенство иерархией, а
национальный суверенитет – всеобщим централизованным управлением
компетентных людей.
Позитивный, высший этап у Конта констатируется и предсказывается
как неизбежный, но дальнейшая его судьба характеризуется довольно
туманно. Он считает, что пройдет “еще много веков, прежде чем
подлинное Великое Существо (т. е. Человечество. – А. Г.) должно
будет заняться своим собственным упадком...” [10, 73]. Таким
образом, у Конта, как и у Маркса, находящийся впереди человечества
золотой век, одновременно неизбежный и желанный, означает либо
нечто смутное, либо конец истории, либо новый цикл развития,
который начинается с новой “теологической” стадии.
Таким образом, от наблюдения реально существовавших и существующих
этапов социальной эволюции Конт переходит к характеристике того,
какой она необходимо будет и должна быть. Социальная динамика
завершается пророчествами, практическими рекомендациями и
утопическими проектами.
9. От науки – к утопическому проектированию
Подобно многим другим социальным мыслителям XIX в. Конт любил
пророчествовать, и эта любовь естественным образом вытекала из
фаталистской интерпретации социальных законов. Сегодня одни его
предсказания выглядят наивными и смешными, другие – основательными
и провидческими. Не подтвердилась основополагающая вера Конта в то,
что разработанная им вплоть до ритуальных деталей Религия
Человечества станет религией человечества. Социальный режим,
который он одновременно предсказывает и предлагает – социократия, –
основан на строгой иерархии, субординации, точном исполнении
предписанных функций. Подобные общества, небольшие по размеру
(будущие государства по размерам не должны превосходить Швейцарию
или Бельгию) и подчиненные единой церкви или Великому Существу
(человечеству), представляют собой нечто среднее между фаланстером
Фурье и монастырем.
Не подтвердились такие предсказания Конта, как союз пролетариата и
женщин, с одной стороны, и позитивизма – с другой; исчезновение
средних классов; семейно-домашняя роль женщины и т. д.
Вместе с тем проблема единства человечества, которую так энергично
выражал Конт, и сегодня, в эпоху политических, межнациональных и
межконфессиональных распрей, остается в высшей степени актуальной.
И хотя до общечеловеческого единства далеко, деятельность
многочисленных всемирных и международных организаций
свидетельствует о том, что мировое сообщество – не фикция. Конт был
убежденным и активным сторонником мира, и межнационального, и
межклассового. Наряду с Бернарденом де Сен-Пьером он первым
отстаивал идею “европейского дома”; наряду с Сен-Симоном он был
одним из провозвестников наступления эры индустриализма; он
предсказывал процесс деколонизации и т. д.
Пророчества у Конта незаметно перерастали в утопическое
проектирование, и сам он, осознавая его в качестве такового,
применял слово “утопия” к своим проектам [8, 275]. С предложениями
об их осуществлении он обращается по самым различным и порой
неожиданным адресам: и к пролетариату3, и к царю Николаю I, и к
великому визирю Османской империи, стороннику европейской
цивилизации Решид-паше, и к руководителям Ордена иезуитов.
По-видимому, Конт считал утопии не только необходимыми для
социальной практики (вследствие того, что они затрагивают не “ум”,
а “сердце”), но и осуществимыми в действительности.
Конт вышел из сен-симонистской школы и в известном смысле оставался
сен-симонистом всю жизнь. Многое сближало его с социалистами,
последователями Сен-Симона: Б. П. Анфантеном, С.-А. Базаром и др.
Однако были и существенные различия между контизмом, с одной
стороны, и социализмом и коммунизмом – с другой. Сам Конт усиленно
подчеркивал свое несогласие с этими учениями. Он был решительным
противником обобществления собственности и политических революций.
Главное преимущество позитивизма перед социализмом он видел в том,
что позитивизм исходит из необходимости духовного, нравственного
обновления общества, а социализм стремится “осуществить мирскую
реорганизацию независимо от духовной, т. е. построить общественное
здание без интеллектуальных и моральных оснований” [7, 169].
Несмотря на собственные, иногда весьма энергичные высказывания,
принижающие роль индивида, его прав и свобод, Конт не согласен с
коммунистами в их стремлении подавить всякую индивидуальность [там
же, 158]. Он также против других идей, отстаиваемых социалистами и
коммунистами: идеи равенства, ликвидации иерархии, основанной на
различиях в способностях, и замены их “инертной и безответственной
коллективностью”; отмены права наследования; ликвидации брака и
семьи, за что выступали сен-симонисты.
Несомненно, в социально-политических воззрениях и проектах Конта
был значителен элемент авторитаризма и будущего тоталитаризма, в
частности, отрицание гражданских свобод и прав личности, свободы
мнений, принципа разделения властей, демократических институтов и
т. д. Конт был сторонником активного вмешательства государства в
экономику и другие стороны социальной и даже личной жизни. Подобно
многим проектам социалистов, его “социократия” несомненно
представляет собой прообраз тоталитарного режима.
Вместе с тем социология Конта, зачастую вопреки его собственным
декларациям, в значительной мере проникнута духом либерализма. Это
относится к той ее части, которая основана на “объективном” методе,
ставит своей главной задачей познание естественных неизменных
законов и последующую опору на них в социальной практике. Именно
эта сторона контовской теоретической системы главным образом
развивалась впоследствии в истории социологической мысли. Идея о
том, что социальная реальность развивается по своим собственным
законам, что она, как и природа, не поддается произвольному
манипулированию и принуждению, и, следовательно, чтобы эффективно
воздействовать на нее, необходимо подчиняться этим, предварительно
изученным законам, опираться на них, – эта идея лежит в основе
либерализма. Ведь, по словам одного из апостолов современного
либерализма, нобелевского лауреата Ф. Хайека, главный тезис
либерализма сводится к тому, что “при устройстве своих дел мы
должны как можно больше использовать стихийные силы общества и как
можно меньше прибегать к принуждению...” [12, 33]. Именно на этой
основополагающей идее базируется “объективная” социология
Конта.
Но на этой идее он не останавливается. В его “субъективной”
социологии намерение использовать социальные законы и стихийные,
самопроизвольно развивающиеся тенденции перерастает в намерение
заменить эти законы и тенденции целенаправленной деятельностью,
управлением, проектированием некой группы людей, понимающих и
выражающих общественное благо. Естественные законы, будучи
“познанными”, как бы перестают действовать и становятся
управляемыми, а человек, “познавший” их, становится демиургом.
“Субъективный” фактор выходит на первый план, подчинение законам
сменяется безграничным произволом, а наука превращается в
проектирование, причем ориентированное не на реальность, а на
идеал. Так происходит у Конта превращение социологии из науки в
утопию.
Социология для Конта была синтетическим мировоззрением, включавшим
в себя, помимо науки, многие другие компоненты, в том числе
утопическое проектирование. Вследствие этого слово “социология” на
некоторое время было основательно дискредитировано. В середине и
второй половине XIX в. многие социальные ученые воспринимали его
как социальную утопию фанатичных позитивистов; его использование
было тогда равнозначно использованию таких слов, как “позитивизм”
или “социократия”. Для обозначения же своих исследований и
собственно науки об обществе они предпочитали пользоваться другими
терминами, в частности, более нейтральным термином “социальная
наука”. Лишь впоследствии, прежде всего благодаря трудам Г.
Спенсера, а затем и других ученых, слово “социология” было
реабилитировано. Оно стало обозначать не только социальную доктрину
Конта, но вообще науку о социальных явлениях, независимо от
социальных идеалов исследователя. Одновременно его значение
сузилось, так как из социологии исключали (или, во всяком случае,
стремились исключать) ее вненаучные компоненты.
Социальная динамика
203
0
7 минут
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!