Представление о социальном законе заключало в себе одновременно
онтологическое и эпистемологическое обоснование зарождавшейся
социологии. Но требовалось еще доказать, что существуют и могут
быть найдены способы познания социальных законов, а также показать,
каковы эти способы. Для построения новой науки необходимо было
утвердить ее методологический статус, т. е. продемонстрировать, что
ее познавательные инструменты в принципе соответствуют тому эталону
научной методологии, который сформировался в европейском научном
сообществе XVI–XIX вв.
Этот эталон формировался одновременно с отказом от эталонов
научности, господствовавших ранее. Наука средневековья была целиком
воплощена в теологии и схоластике. Наука гуманистов, образовавших в
Европе “республику ученых” (XIV–XVI вв.), в человеке видела центр и
цель бытия; соответственно она выдвигала на первый план
гуманитарное знание и художественную культуру: словесность,
риторику, грамматику, поэзию и т. п.
В противовес теологическому, схоластическому и гуманистическому
стандартам научности и “учености” в XVI–XVIII вв. в ходе и в
результате великой научной революции в Европе сформировался новый
эталон научности. Его основу составляла ориентация на создание и
развитие “естественной” науки, не в том смысле, что это была только
наука о природе, но и, главным образом, в том, что она должна была
опираться на “естественное” мировоззрение. “Естественное” при этом
понималось в трех смыслах: “во-первых, как свободное от всего
сверхъестественного, во-вторых, как рациональное, основанное на
чистом разуме или, как тогда выражались, естественном свете;
наконец, в-третьих, как возможно более согласованное с новейшими
успехами тогда же и возникшего механического естествознания” [27,
13–14].
Общенаучным методологическим эталоном стала тогдашняя физика,
особенно такой ее раздел, как механика. Следует иметь в виду, что в
XVI–XVIII вв. термин “физика” имел гораздо более широкое значение,
чем впоследствии. Им обозначали изучение всех природных объектов.
Например, в знаменитом “Всеобщем словаре” французского языка
Антуана Фюретьера (1690) физика определялась как “наука о
естественных причинах, которая объясняет все небесные и земные
явления”. В том же значении, что и физика, использовался и термин
“физиология”, также применявшийся ко всей естественной науке в
целом. Таким образом, “физика” и “физиология” представляли собой
определенный, “естественный” способ видения всего мира, включая мир
человека и общества.
Принципы механического естествознания, тесно связанного с
математикой и техникой, были разработаны и применены в
исследованиях ученых – творцов великой научной революции: Н.
Коперника, У. Гильберта, И. Кеплера, Г. Галилея, X. Гюйгенса и
главным образом И. Ньютона. Эти принципы получили обоснование в
философских трудах Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Р. Декарта, Дж. Локка, Г.
В. Лейбница, X. Вольфа, И. Канта и др.
Важной особенностью этого естественнонаучного мировоззрения,
отличавшей его, в частности, от прежней натурфилософии, была
переориентация с онтологической проблематики на методологическую и,
шире, эпистемологическую: наука этого времени исследует не только и
не столько бытие “само по себе”, сколько его соотношение с
познанием, пути и средства его познания, факторы достоверности и
истинности знания. Эта же особенность проявилась в том, что наука
отмеченного периода рассматривает свой объект не как “реальный”, а
сконструированный, идеальный объект [33, 186, 399–400 и сл.] .
Проблема метода находилась в центре внимания двух главных идеологов
науки нового времени: Фрэнсиса Бэкона (1561–1626) и Рене Декарта
(1596–1650). Бэкон доказывал преимущество эмпирического, опытного
метода познания и исследовал некоторые его разновидности. Он
создал, в частности, теории индукции и эксперимента, а также
разработал учение об “идолах разума”, препятствующих постижению
истины. Бэкон подчеркивал, что не просто непосредственные
чувственные данные, а целенаправленно организованный опыт, т. е.
эксперимент, приводит ученого к истине. “Самое лучшее из всех
доказательств есть опыт, если только он коренится в эксперименте”,
– утверждал он [34, 34].
В отличие от Бэкона Декарт обосновывал исключительное значение
разума как источника и средства познания. Сам неоспоримый факт
деятельности разума служил в его глазах абсолютным доказательством
реальности субъекта этой деятельности, человека, и вместе с тем –
гарантией достоверности знания о ее объекте. В этом смысл
знаменитого тезиса Декарта “Сogito ergo sum” (“Я мыслю,
следовательно существую”). Под методом он понимал “точные и простые
правила, строгое соблюдение которых всегда препятствует принятию
ложного за истинное и, без лишней траты умственных сил, но
постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что
ум достигает истинного познания всего, что ему доступно” [35, 89].
Декарт стремился найти и сформулировать универсальные правила,
которые позволяли бы человеку, независимо от его склонностей и
способностей, всегда и везде постигать истину. Методологическим
идеалом для него была математика.
Эмпиризм и рационализм, родоначальниками которых явились,
соответственно, Бэкон и Декарт, – это противоборствующие
направления в истории философии. Первое рассматривает в качестве
единственного или главного источника познания опыт, второе – разум.
Но в науке нового времени эти две теоретико-познавательные позиции
не исключали друг друга, а, наоборот, друг друга предполагали и
дополняли. К тому же Бэкон, доказывая ведущую роль “метода опыта”,
подчеркивал, что он начинается с упорядочения и систематизации, т.
е. с мыслительных процедур, а Декарт, придавая первостепенное
значение рациональному методу, отнюдь не отвергал роль опыта в
познавательном процессе.
Таким образом, в эпоху, непосредственно предшествующую
возникновению социологии, идеальная, эталонная наука в
методологическом отношении была одновременно рациональной и
эмпирической, экспериментальной. Собственно, “естественное”,
рационально-эмпирическое и научное знание представляли собой одно и
то же.
Помимо рационализма и эмпиризма другими характерными чертами
научной методологии этой эпохи стали следующие:
1) феноменализм, т. е. идея о том, что наука способна познавать не
сущность вещей, а только явления и отношения между ними;
2) антителеологизм: исключение из научного мышления понятия цели,
тенденция к замене вопроса “зачем?” вопросами “как?”, “каким
образом?”;
3) стремление к точному измерению изучаемых объектов (до нового
времени явления природы считались не поддающимися такому
измерению);
4) активность (в отличие от созерцательного характера античной
науки): тенденция к теоретическому конструированию объекта науки в
виде идеального объекта, с одной стороны, и к практическому его
конструированию (в виде эксперимента и механико-технических
приложений и нововведений) – с другой [33, 298, 429; 21, 492,
426–427 и cл.];
5) тесная связь научной и практической методологии, выразившаяся в
невиданном ранее и вне Европы сближении науки и техники, – еще одна
особенность, непосредственно вытекающая из предыдущей или же
составляющая ее частный случай5.
К перечисленным особенностям со второй половины XVIII в.
добавляется еще одна, о которой отчасти уже шла речь в предыдущем
параграфе. Это стремление рассматривать исследуемые явления
исторически, как стадии развития, причем развития главным образом
прогрессивного. Идея прогрессивного развития к началу XIX в.
постепенно становится важной общенаучной идеей. Помимо исторических
и философско-исторических трудов Фергюсона, Тюрго, Кондорсе,
Гердера и др. она имела своим источником сформировавшийся в
естественной науке и философии XVIII в. принцип градации живых
существ. Этот принцип был затем развит в представление о “лестнице
существ” от минералов до человека. Ж.-Б. Ламарк в своей “Философии
зоологии” (1809) истолковал “лестницу существ” как эволюцию от
низших существ к высшим, происходящую под влиянием внутренне
присущего организмам стремления к прогрессу. Ранее Бюффон развивал
идею “трансформизма” и выдвинул гипотезу о семи периодах истории
Земли, предположив, что только в последние периоды на планете
появились растения, затем животные.
Эти теории явились существенным дополнением к научной картине мира
XVI–XVII вв., изображавшей его преимущественно статичным.
Представление о прогрессивном историческом развитии мира обусловило
становление и последующее развитие целой группы соответствующих
методов: историко-генетического, сравнительно-исторического, метода
“сопутствующих изменений”, метода “пережитков” и т. д. Развиваясь
одновременно и в геологии, и в биологии, и, конечно, в
человекознании, эти идеи и методы способствовали конкретной
реализации методологической установки Ф. Бэкона на эмпирическое,
экспериментальное и индуктивное познание действительности.
Социология возникла как распространение единого общенаучного
“естественного” (“физического”, “физиологического” и т. п.)
мировоззрения на сферу социальных явлений. Еще Ньютон считал, что
“было бы желательно вывести из начал механики и остальные явления
природы”, включая, разумеется, и социальные. Эту точку зрения в
принципе разделяло все научное сообщество вплоть до
непосредственного предшественника социологии – Сен-Симона.
Сен-Симон считал, что “существует только один порядок –
физический”. Видя задачу своей жизни в том, чтобы “выяснить вопрос
о социальной организации”, он стремился возвысить науку об этой
организации до уровня наук, основанных на наблюдении.
Вот почему он
трактовал науку об обществе как “социальную физику” и “социальную
физиологию”, выражая тем самым умонастроение научного сообщества в
целом. Это умонастроение проникло и в литературную среду, где с
20-х годов XIX в. возникает мода на “физиологические”, т. е.
основанные на наблюдении, описания различных сторон жизни человека
и общества. Так, у Бальзака, утверждавшего, что “моральная природа
имеет свои законы, как и физическая природа”, мы встречаем
“Физиологию брака” (один из романов “Человеческой комедии”),
“Физиологию туалета”, “Гастрономическую физиологию”, “Физиологию
служащего”, “Историю и физиологию парижских бульваров”.
Поскольку зарождавшаяся социология считала общество частью природы,
а себя – одной из естественных наук, основанных на “естественном”
мировоззрении, ее методологическому идеалу были свойственны все
отмеченные выше черты “естественной” науки XVII – начала XIX в.:
рационализм; эмпиризм; феноменализм; антителеологизм; стремление к
точному измерению; теоретическая и практическая активность; тесная
связь научной и практической методологии; а также, со второй
половины XVIII в. – историко-эволюционистские и
историко-прогрессистские воззрения.
Эмпирико-рационалистическая научная программа Бэкона–Декарта
применительно к науке об обществе осуществлялась посредством
ассимиляции этой наукой достижений самых разных научных дисциплин:
сформировавшихся и еще только зарождавшихся, естественных и
гуманитарных. Это были, в частности, факты, идеи и методы истории,
этнографии, географии, статистики (под которой первоначально
понимали детальное описание особенностей отдельных государств).
Интерпретация данных этих дисциплин с позиций “естественного”
мировоззрения и методологии механико-математического естествознания
в приложении к обществу составляла прообраз будущей социологии.
Особое место среди дисциплин, предшествовавших возникновению
собственно социологии, занимает зародившаяся в XVII в.
“политическая арифметика”. Ее наиболее видными представителями были
англичане Джон Граунт и Уильям Петти. Термином “политическая
арифметика” первоначально обозначалось любое теоретическое
исследование социальных явлений, основанное на количественном
анализе. Уильям Петти (1623–1687), выдающийся экономист, статистик,
врач, физик и механик, изобрел сам термин “политическая
арифметика”. В своем сочинении “Политическая анатомия Ирландии”
(1672) он прямо указывал на идеи Ф. Бэкона как на источник своей
методологии. В своей “Политической арифметике” (впервые
опубликованной в 1691 г.) он также стремился осуществить
бэконовский идеал науки применительно к социальным явлениям. “...Я
вступил на путь выражения своих мнений на языке чисел, весов и мер
(я уже давно стремился пойти по этому пути, чтобы показать пример
политической арифметики), употребляя только аргументы, идущие от
чувственного опыта, и рассматривая только причины, имеющие видимые
основания в природе” [36, 156].
Идеи “политической арифметики” У. Петти и Дж. Граунта нашли
продолжение в идее “социальной математики” Кондорсе и в труде
основоположника демографии Томаса Мальтуса “Опыт о законе
народонаселения” (1798).
“Естественная”, “социально-физическая” методология формирующейся
социологии стала входить в противоречие с господствовавшим в XVII–
XVIII вв. взглядом на общество как на искусственное образование,
результат целенаправленной деятельности человека. Под влиянием этой
методологии в начале XIX в. преобладающей становится иная
социальная онтология, основанная на идее общества как результате
действия естественных причин. При этом идея искусственного
характера общества не исчезла; просто “искусственное”, связанное с
деятельностью человека, стало трактоваться как проявление и
высвобождение естественных сил, действующих в обществе. Такое
понимание оставляло простор для целенаправленного совершенствования
общества на основе этих сил. Подобно тому как в механике нового
времени соединились наука и искусство, в “социальной механике”, т.
е. в зарождавшейся социологии, изучение социальных явлений
рассматривалось как этап или элемент их создания и
совершенствования. Соединение физики с техникой послужило стимулом
к тому, чтобы постараться соединить “социальную физику” с
“социальной техникой”: изобретениями, нововведениями, реформами в
сфере социальных механизмов.
Вместе с выдвижением на первый план “естественной” точки зрения на
общество преобладающей становится и точка зрения социального
реализма: представление об обществе как о сущности особого рода, не
сводимой к составляющим его индивидам, как об особого рода
внеиндивидуальном и сверхиндивидуальном существе. Если ранее
социально-реалистическая позиция обосновывалась главным образом
моральными и религиозными аргументами, а социально-номиналистская,
индивидуалистическая (присущая философам-просветителям, экономистам
либерального направления, этикам-утилитаристам) – научными, то в
первой половине XIX в. эти две позиции поменялись местами:
“Противники индивидуализма говорят от имени науки, а их опровергают
доводами морального, идеального характера” [37, 523].
Таким образом, идея общества как особого естественного образования
соединилась с идеей естественной науки, т. е. знания о неизменных
естественных законах, прежде всего законе прогресса, знания,
получаемого рациональными и эмпирическими методами и способного
обеспечивать практическое усовершенствование социальных механизмов
(или, иначе говоря, прогрессивное развитие социальных организмов),
опираясь на их естественные тенденции и подчиняясь им. Из
соединения этих идей и родилась новая наука.
5. Заключение: когда и где начинается социология?
Существуют различные точки зрения на вопрос о времени и месте
возникновения социологии. Одни историки науки относят зарождение
социологии к античности, другие – к XVII–XVIII вв., третьи – к XIX
в., а четвертые – лишь к XX столетию. По-разному определяется и
место возникновения этой науки. Одни считают, что социология – это
явление изначально европейское. Другие находят ее зачатки в
обществах древнего Востока, например, в Индии или в Китае.
Некоторые исследователи не без оснований находят прообраз
социологии в творчестве арабского историка и социального философа
Ибн Хальдуна (1332–1406). Он разрабатывал идеи, занимавшие
впоследствии важное место в развитии социологического знания. К
ним, в частности, относятся следующие: о сущности общества и
социального взаимодействия; о роли разделения общественного труда в
поддержании социальной солидарности; о типах, образах жизни, или
“состояниях” общества (“животная”, сельская и городская жизнь); о
социальной эволюции; о месте производительного труда в жизни
общества; о влиянии географической среды на социальную жизнь; о
законосообразности социальных явлений; о значении опыта в
социальном познании и т. д. (см. фрагменты из Ибн Хальдуна в: [38,
559–628; 39,121–155]).
Тем не менее, в древних и восточных обществах можно обнаружить лишь
некоторые элементы социологического знания, но еще не социологию
как таковую. То, что мы сегодня воспринимаем эти элементы как
социологию, обусловлено тем, что у нас есть возможность
ретроспективного взгляда на них, взгляда с позиций науки уже
сформировавшейся, но сформировавшейся в целом в другое время и в
другом месте. Точно так же, например, мы можем найти элементы
буддизма или ислама внутри европейской культурной традиции; тем не
менее, мы достаточно достоверно и точно определяем время и место
зарождения и становления этих религиозных учений: буддизм возник в
Индии в VI–V вв. до н.э., а ислам – в Западной Аравии в VII в.
Из предыдущего изложения следует, что возникновение социологии
явилось результатом соединения ряда интеллектуальных и социальных
факторов, которые пересеклись в определенный исторический период в
определенной точке мирового культурного пространства. Этим периодом
стала первая половина XIX в., а этой точкой – Западная Европа. В
это время и в этом месте произошло рождение новой науки –
социологии. Далее началось ее развитие и распространение в самых
разных социокультурных ареалах земного шара. Предыстория науки
закончилась, началась ее история.
Разумеется, граница между предысторией и историей социологии в
значительной мере условна. Как уже отмечалось, переход из одного
состояния науки в другое – не событие, а процесс, достаточно
длительный и масштабный. В известном смысле история социологии не
имеет начала или же она начинается постоянно, в том числе и теперь.
Ведь в процессе своего развития наука постоянно вновь определяет и
переопределяет свои принципы, границы, предмет и методы.
Когда мы говорим, что история социологии началась в Западной Европе
в первой половине XIX в., то имеем в виду следующее. Соединение
описанных в этой главе идейных предпосылок привело к тому, что
начали определяться базовые критерии социологического знания,
соответствовавшие тем эталонным общенаучным критериям, которые
сформировались в научном сообществе. Это сообщество и его
социальная среда осознали необходимость и возможность создания
новой науки. Она начала обретать собственное самосознание, что
выразилось, в частности, в появлении нового термина – “социология”,
который постепенно стал главным, а затем единственным термином,
обозначающим новую науку.
Многие ученые и социальные реформаторы в это время связывали свои
надежды на усовершенствование общества с появлением науки о нем.
Они ждали появления новой науки и призывали к ее созданию. Но
этого, разумеется, было недостаточно. Для возникновения новой науки
требовались огромные усилия по ее созданию. Эти усилия были сделаны
пионерами социологической мысли. Именно благодаря им социология
стала конституироваться в самостоятельную научную дисциплину со
своей собственной историей. О них пойдет речь в следующих лекциях.
Идея метода
191
0
11 минут
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!