В научной литературе существует ряд определений понятия «культура» (от латинского «cultura» - возделывание). Можно выделить два подхода в употреблении этого понятия. При одном культура определяется в «оценочном» смысле, то есть под этим термином подразумевается совокупность положительных результатов человеческой деятельности. При таком подходе уместны выражения «антикультура, некультурный, разрушение культуры». Подобное оценочное определение уходит корнями в глубокую древность, когда «своя», «культурная», общность противопоставлялась лишенным культуры чужакам. В древней Греции варвары считались не просто дикими и некультурными, но и уподоблялись порой животным. «Умом слабее эллинов они» - говорит в их адрес трагик Еврипид. А по Аристотелю, в варварах вообще преобладает животное начало. Аналогичные взгляды бытовали и в других цивилизациях. Например, китайский историк I в н.э. Бань Гу писал о соседях, что «… у них лицо людей и сердце диких зверей… Поэтому мудрый правитель относится к варварам как к диким животным». Такое «оценочное» использование термина «культура» сохранилось в разговорной речи, публицистике и даже в научной литературе. Если отбросить крайности, простительные мыслителям древности, то можно сказать, что перед нами устойчивая традиция толкования понятия, которая имеет право на существование.
В этнологии (этнографии) и других науках, изучающих народы, преобладает другая традиция, определяющая понятие «культура» в более «широком», неоценочном смысле. Здесь под культурой подразумевается все то, что создано людьми в процессе умственного и физического труда для удовлетворения их разнообразных потребностей. Можно также сказать, что культура – это совокупный результат деятельности человека. Вся внешняя среда, окружающая нас, может быть разделена на естественную (природную), возникшую задолго до появления людей, и искусственную (культурную), образовавшуюся вместе с ними в результате их целенаправленной деятельности. Оговоримся, что в современном мире уже практически невозможно найти места, где в той или иной степени не проявилось бы влияние человека. Поэтому вышеназванное разделение является условным. Культура в «широком» смысле называется этнической, традиционной, реже – бытовой.При таком подходе отсутствует оценка явлений.
Этническая культура имеет такую же древность, как и само человечество. «Народов без культуры» нет в настоящее время и не было в прошлом. Нельзя признать удачным и выражение «малокультурные народы», так как даже находящиеся (или находившиеся) на самой низкой ступени социально-экономического развития общности – тасманийцы, бушмены, аборигены Австралии и Огненной земли – создали сложные и самобытные культуры, оптимально приспособленные к соответствующим природным условиям.
Итак, этническая культура – это искусственная среда, создаваемая коллективными усилиями членов этноса. При этом следует признать, что человек создает и хранит не только то, что полезно ему. Частью культуры также являются средства разрушения, наркотические и отравляющие вещества, расистские теории и антиобщественные формы поведения. Примеры можно продолжить, признавая наличие в культуре и определенного отрицательного потенциала, способного в соответствующих условиях привести к разрушению ее самой. История знает немало примеров, когда распад хозяйства, социальных связей, забвение обычаев предков – все вместе вело к гибели не только государств, но и создавших их этносов. Уже в первобытном обществе культурный мир рода, племени, этноплеменных общностей был частью общего космического порядка. В процессе мироздания, когда усилиями культурных героев, первопредков, богов создавался этот порядок, происходило не только отделение дня от ночи; неба от земли; суши от моря. Но тогда же возникли первые обычаи, ремесла, формы организации – иначе говоря, все, что можно назвать культурной средой. Этническая культура, таким образом, является той средой, вне которой невозможно существование и развитие этноса.
Для изучения культуры ее элементы необходимо классифицировать.
Х. КЛАССИФИКАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ КУЛЬТУРЫ.
Названный термин происходит от сочетания латинских слов «классис» - разряд и «фасцере» - делать. Можно сказать, что классификация означает распределение тех или иных объектов (в данном случае элементов, составляющих культуру как единую систему) в зависимости от их общих, взаимосвязанных признаков. Существуют различные классификации, в основу которых положены разные критерии. Все они относительны, так как акцентируют внимание на отдельных свойствах и признаках культуры; субъективны, поскольку используются для решения конкретных целей и служат исследовательским инструментом для ученых. Рассмотрим некоторые из них.
Во-первых, возможно выделение в рамках культуры двух блоков: городской и сельскойсубкультур. В основе такого подхода лежит факт существования городских и сельских поселений, различные условия жизни в которых формируют и разные культурные модели.
Во-вторых, возможна классификация по географическому принципу, при котором этническая культура рассматривается как совокупность территориальных субкультур. Например, речь идет о культуре русского населения Западной Сибири; либо – только Забайкалья (Приамурья, Северного Кавказа и т.д.). Подобный подход учитывает разнообразие природно-географических условий, а также этнокультурных контактов и влияний.
В-третьих, деление этноса на социумы, наличие в обществе на любых стадиях развития своеобразного социального каркаса (классы, сословия; религиозные, профессиональные и другие группы), позволяет использовать классификацию по социальному критерию. При этом можно выделять культуры (субкультуры) различных групп дворянства, пролетариата, буржуазии, чиновничества и др. А также – религиозных образований: русских молокан, духоборов; армян-хемшинов (мусульман), мхитаристов и т.д.
В-четвертых, применяется классификация по половозрастному принципу, когда в этнической культуре выделяются детская, мужская, женская субкультуры. Подобный подход часто называют гендерным (от греч. «генос» - род, происхождение), причем здесь особое внимание уделяется женской составляющей в культуре.
Имеются и другие классификации. Отметим, что ни одна из них не может отразить всего культурного многообразия. Поэтому в практической работе исследователи как бы комбинируют классификации, вводя помимо этого хронологические показатели. Например, тема может звучать: «Культура сельского (либо – городского, дворянства, рабочих и т.д.) населения Среднего Поволжья во 2-й половине XIX - нач. XX вв.».
Наконец, часто этнографы делят культуру на материальную и духовную(см. ниже).Это не только наиболее распространенная, но и ранняя классификация, возникшая в европейской науке в XIX в.
ХI. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА.
Если перечислить реалии, которые подразумеваются под этим понятием, то можно назвать орудия труда, оружие, средства передвижения, одежду, жилища, пищу и т.д. К этой же категории относят культурные растения, домашних животных, способы ухода за телом, татуировки, украшения и др. Можно сказать, что материальная культура – это совокупность вещей и предметов ( а также связанных с ними навыков), материально существующих в пространстве на протяжении определенных отрезков времени и направленных на удовлетворение жизненных потребностей людей.
Понятие «материальная культура» охватывает не только предметы, относящиеся к сфере производства и потребления, но и связанные с ними формы человеческой деятельности. Этнограф не просто описывает вещь, но исследование прежде всего направлено на анализ обстоятельств, относящихся к изготовлению, функциям (включая ритуальные); а также – на характеристику этнической специфики и социальных отношений, влияющих на процесс ее использования в быту. Например, важным компонентом этнической культуры является одежда (костюм), которая представляет собою комплекс, включающий также обувь, головной убор, прическу, средства ухода за телом и т.д. Исследователя интересуют не просто материал, цвет, покрой, но, в первую очередь, влияние на костюм природно-географической среды, религиозных и эстетических представлений. Также обращается внимание на межэтнические отношения, возможные заимствования. Наконец, одежда выступает как знак. Способы ношения, цвет, орнамент, сочетание украшений – не только позволяли отличить «своего» от «чужого», но несли информацию о семейном положении, профессии, социальном статусе, родо-племенной принадлежности. По замечанию известного советского ученого С.А.Токарева, «вещи интересуют этнографа не сами по себе, а в их отношении к человеку».
ХII. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА.
В этот понятийный блок входят различные формы фольклора, ритуальной деятельности (обычаи, обряды), этические нормы, эстетические представления, знания, правовые нормы и др. Иначе говоря, духовная культура представляет собой информацию, которая существует в коллективной памяти этноса (либо его части), передается из поколения в поколение путем рассказа или показа и проявляется в определенных формах поведения. Подчеркнем, что она должна проявиться материально либо осязаемо. Например, песни (либо – сказки, пословицы, поговорки и т.д.) должны быть исполнены, услышаны или записаны. Только в таком случае информация будет сохраняться и передаваться из поколения в поколение. Таким образом, в «чистом виде» реалии духовной культуры существовать не могут.
Тезис о влиянии реалий духовной культуры на поведение людей можно подтвердить обратившись к обрядовой практике. Даже в современном обществе ритуалы сопровождают все значимые этапы и события в жизни людей (вступление в брак, рождение ребенка, начало трудовой деятельности, смерть и т.д.). И тем большую роль обычаи и обряды (см. ниже) играли в традиционном и первобытном обществах. Неписаные правила, освященные мифами, религией, авторитетом предков или просто старших членов коллектива, веками регулировали поступки человека. Даже невольное нарушение строгих запретов, например, употребление в пищу табуированных продуктов, могло вызвать психологический шок и нередко даже смерть!
Само разграничение культуры на материальную и духовную является условным. Во-первых, ритуалы включают материальные компоненты: обрядовая пища и одежда, культовые предметы, особые места, на которых разворачивается действие.
Во-вторых, подобное разграничение некорректно, когда речь идет о произведениях искусства (например, живописные полотна, скульптура и др., нотные записи, музыкальные инструменты и т.д.).
В-третьих, изящество и красота многих предметов народного обихода (яркие праздничные одежды, орнаментированная керамика, разукрашенные прялки, сундуки, шкатулки) зачастую позволяет рассматривать их как произведения искусства, выдвигать на первый план эстетические, а не утилитарные функции.
В-четвертых, предметы, традиционно относимые к материальной культуре, в иных ситуациях сами выполняют ритуальные функции. Например, веник, горшок, ложка, дежа для теста – не просто материальные предметы домашнего обихода, но и – объекты обрядовых действий, связанные с гаданиями, заговорами, свадебными и др. ритуалами.
Все сказанное объясняет необходимость применения и других классификаций, также имеющих ограниченный характер, но позволяющих изучать все многообразие этнографических фактов. В том числе используется и вышеназванная, при которой реалии этнокультуры сводятся в два понятийных блока: материальную и духовную культуру.