РОВОЗЗРЕНИЯ, СВЯЗЬЮ С МИРОВОЙ ФИЛОСОФИЕЙ И С ПРОЦЕССОМ ХРИСТИАНИЗА-
ЦИИ (МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН, КНЯЗЬ ВЛ. МОНОМАХ, МАКСИМ ГРЕК, НИЛ СОРСКИЙ
И ДР.). В XVI В. ФОРМИРУЕТСЯ РУССКОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ МЕССИАНСТВО; ЮРИЙ КРИ-
ЖАНИЧ ПОЛОЖИЛ НАЧАЛО ПРОЦЕССУ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ ФИЛОСОФИИ, ОСВОБОЖ-
ДЕНИЮ ЕЕ ОТ ЦЕРКОВНОГО ВЛИЯНИЯ, РАССМАТРИВАЯ ФИЛОСОФИЮ КАК «МИР-
СКОЕ ЗНАНИЕ».
2 Второй крупный период развития русской философии начинается с XVIII в. и связан с рефор-
мами Петра Великого. Первыми пропагандистами научного знания и философии Нового времени на Ру-
си были Феофан Прокопович, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов (заложил основы материалистической
традиции), А.Н. Радищев (провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а в каче-
стве основного стержня светской общественной мысли).
3 Русская философия XIX в. (до возникновения философских систем 70-х годов); в этот период
начинается самостоятельное философское творчество, представленное П.Я. Чаадаевым (центральное
место в его философии занимает проблема человека и философия истории), славянофилами – А.С. Хо-
мяковым (утверждение православия как вечного начала), И.В. Киреевским, Ю.Ф. Самариным, И.С. Ак-
саковым и др.; западниками, ориентировавшимися на западноевропейскую цивилизацию (А.И. Герцен,
Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин и др.).
4 Русская философия конца XIX – начала ХХ вв.; этот этап связан с возникновением философских
систем
(Н.Ф.
Федоров,
Вл.С.
Соловьев,
Н.О. Лосский, Б.Н. Чичерин и др.). Характерными особенностями периода являются антропоцентризм и
гуманизм, религиозный характер философии, а также космизм (теологический в лице Н.Ф. Федорова,
Вл.С. Соловьева, П.А. Флоренского и естественнонаучный, представленный К.Э. Циолковским, В.И.
Вернадским).
5 Большое значение в развитии русской философии имел период, который часто называют духов-
ным ренессансом начала ХХ в. Из многочисленных представителей можно отметить В.В. Розанова, С.Н.
Булгакова, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, П.А. Флоанского, С.Н. Трубецкого, А.Ф. Лосева и других. Этих
философов волновали проблемы экзистенциального порядка, проблемы творчества, бытие Бога, «рус-
ская идея», проблемы социального устройства и другие.
В заключение следует отметить, что русская философия сравнительно молода, она впитала в себя
лучшие философские традиции и школы европейской и мировой философии. Вместе с тем она, несо-
мненно, самобытна и обладает неповторимым обаянием.
2.9 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
Существуют различные точки зрения по поводу развития современной философской мысли. Со-
гласно первой, основными моделями современного философского мышления являются позитивизм,
марксизм, неотомизм, экзистенциализм и другие. Возникнув на рубеже XIX – XX вв., они до сих пор
имеют единое проблемное поле и общечеловеческую ценность, так как исследуют проблемы человече-
ского бытия и его смысла. Позитивизм рассматривает традиционную проблему соотношения чувствен-
ного и рационального в познании, и новые проблемы – проблему факта, веры, познания и творчества,
логики познания и др. Позитивизм сегодня представлен «критическим рационализмом» К. Поппера,
теорией «научных революций» Т. Куна, концепцией «эпистемологического анархизма» П. Фейерабенда,
теориями структурализма, концепциями герменевтики и др. Неотомизм продолжил христианскую тра-
дицию в русле католицизма. Современный неотомизм претерпел существенные изменения: в нем поя-
вились концепции аналитической философии религии, эпистемология религии, философско-
антропологические концепции и др. Экзистенциализм возник как учение о поиске человеком подлинно-
го существования и обратил к изучению современных проблем человеческого бытия, культуры, иссле-
дованию переживаний субъекта, его внутреннего мира (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Ка-
мю). Марксизм выступает в разных концепциях – от догматического до творческого, вбирающего в себя
синтез различных мировоззренческих ориентаций.
Существует другая точка зрения, согласно которой в современной философии, в отличие от класси-
ческой, на первый план выходят различия, общефилософский стержень разрушается, происходит выде-
ление и локализация отдельных философских проблем. Они-то и оформляются в отдельные философ-
ские направления.
Все это создает определенную сложность в понимании и изложении историко-философского мате-
риала, так как резко увеличивается само количество философских концепций и даже простое их пере-
числение довольно затруднительно. Авторы последней точки зрения предлагают рассматривать основ-
ные направления современной философии сквозь призму сциентизма и антисциентизма.
Сциентизм проявляется как мировоззренческая установка на то, что научное знание есть наивыс-
шая культурная ценность, с которой должны соизмерять свое содержание все иные формы духовного бы-
тия (неокантианство в лице Г. Когена, феноменология Э. Гуссерля, неопозитивизм Л. Витгенштейна, Р.
Карнапа и др., прагматизм, представленный Ч. Пирсом).
Антисциентизм – социокультурная ориентация, основанная на широкой критике науки как соци-
ального института и как формы постижения мира. В нем наука рассматривается как «демон, выпущен-
ный из бутылки», угрожающий существованию самой человеческой цивилизации. В качестве альтерна-
тивы науке, научному познанию, а в некоторых случаях вообще рациональному взгляду на мир выдви-
гаются различного рода вненаучные или внерациональные (иррациональные) способы постижения бы-
тия. Классическим выражением антисциентизма в философии выступает экзистенциализм (М. Хайдег-
гер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр и др.), а также творчество таких мыслителей XIX в., как А. Шопенгауэр, Ф.
Ницше,
А. Бергсон и др. Их взгляды были направлены против принципа антропологического рационализма, а
теоретические исследования подвергли анализу роль и значение психических процессов, не осознаю-
щихся человеком.
Серьезный вклад в развитие вышеупомянутой проблемы был внесен психоанализом, представлен-
ным:
теорией бессознательного З. Фрейда, утвердившего бессознательное как важнейший фактор че-
ловеческого измерения и существования;
теорией «коллективного бессознательного» К.-Г. Юнга, где коллективное бессознательное яв-
ляется отражением опыта предшествующих поколений;
социологизированием бессознательного в концепции А. Адлера;
«экзистенциальной дихотомией» Э. Фромма.
Современный микропсихоанализ вышел на уровень рассмотрения таких философских категорий,
как «пустота» и «попытка», связывая психическое бессознательное человека с космической пустотой
(С. Фанти).
В «философии жизни» (Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон) жизнь представлена как поток интуи-
тивно постигаемой реальности, слияние человека со стихией жизни. В философии Ф. Ницше, направ-
ленной на критику христианской морали и создание новой морали «сверхчеловека», проповедуется ин-
дивидуализм,
волюнтаризм
и
иррационализм.
Воззрения
А. Бергсона можно определить как генеральное возражение против материалистически-
механистического и позитивистского направления философской мысли. В качестве субстанции Бергсон
утверждает жизнь как некую целостность, отличную от материи и духа.
Существует еще одна тенденция в развитии философии – коммунологическая (от «коммуникация»
– общение). К. Ясперс пишет о «философской коммуникации», Г. Гадамер говорит о необходимости
вести философский диалог, Ю.М. Лотман и Д.С. Лихачев развивают идею «диалога культур». В этом же
направлении развиваются концепции Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда и др.
Плюралистичность различных концепций современной философии достигает наивысшего подъема
и на едином проблемном поле возникают самые разнообразные варианты решения конкретных фило-
софских проблем. Это побуждает философов вступать в диалог, а не отворачиваться друг от друга в си-
лу разности принципов, методов и подходов.
Основными моделями современного философского мышления являются позитивизм, марксизм, не-
отомизм, экзистенциализм и другие. Эти философские модели возникли на рубеже XIX – XX вв., но и
сегодня, благодаря тому, что рассматриваемые ими проблемы имеют общечеловеческую ценность, ока-
зались востребованными.
3
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
900 – 700 гг. до н.э.– слагаются ранние книги древнееврейской Библии
– слагаются «Илиада» и «Одиссея» Гомера
624 г. до н.э.– родился Фалес, родоначальник философии, ставящей вопросы о первоначале всего су-
щего «Все есть вода»
610 г. до н.э.– родился Анаксимандр, утверждавший, что первоначалом сущего является ненаблюдае-
мый и неопределенный «апейрон», единое безграничное вместилище, в котором вырисовыва-
ются контуры границ различных аспектов бытия
ок. 590 г. до н.э.– родился Махавира Вардхамана Джина, легендарный основатель джайнизма (умер
ок. 527 г. до н.э.)
585 г. до н.э.– родился Анаксимен, милетский натурфилософ, создавший физическую теорию перехо-
дов «воздуха» («туманности») из одного состояния в другое, благодаря которым зарождается
целое органическое единство мира
583 г. до н.э.– родился Сидтхартха Гаутама Шакьямуни – будущий Будда, основатель буддизма
ок. 580 г. до н.э.– родился Пифагор, основатель школы пифагорейцев, утверждавших, что в основе
всех вещей лежат математические структуры и отношения
570 г. до н.э.– Анаксимандр разрабатывает космологию и учение об «апейроне»
– родился древнегреческий философ и ученый Пифагор, первым давший себе название «фило-
соф», вместо обычного – мудрец, сводивший всю действительность к числам: «Все есть число»
551 г. до н.э.– родился Цю Чжунни – будущий Конфуций, создатель системы рационализированной
этики, социально-философского учения о «правильном поведении» граждан государства
545 г. до н.э.– Анаксимен создает учение об изменении и преобразовании первоматерии – «воздуха»
520 г. до н.э.– родился древнегреческий философ Гераклит, утверждавший, что все находится в со-
стоянии постоянного изменения («Все течет, все изменяется», «Нельзя дважды войти в одну и
ту же реку»)
– родился древнегреческий философ Парменид, развернувший дискуссию о противополож-
ности бытия-небытия (Бытие есть, небытия нет»)
500 г. до н.э.– родился Мо-Цзы, основатель моизма
– родился Анаксагор, основатель риторики, выдвинувший концепцию гомеомерий – «семян
вещей»
490 г. до н.э.– родился Зенон Элейский, любимый ученик Парменида, известный своими апориями, с
помощью которых пытался доказать невозможность движения
– родился Эмпедокл, древнегреческий мыслитель, которому принадлежит гипотеза о четырех
составляющих действительности: земле, воде, воздухе, огне
– родился Протагор, один из первых софистов, считавших невозможным для человека су-
дить ни о Богах, ни о Бытии, поскольку в своем мышлении он не может выйти за пределы само-
го себя
483 г. до н.э.– смерть («нирвана») Будды
– родился будущий софист Горгий, выдающийся оратор, отрицавший возможность истинно-
го познания и сводивший задачу человека к поискам логических доказательств своей точки
зрения и рациональному переубеждению собеседника
ок. 481 г. до н.э.– родился будущий софист Протагор(«Человек есть мера всех вещей»
479 г. до н.э.– умер Конфуций
470 г. до н.э.– Парменид утверждает логическую противоположность между видимостями и неизмен-
ной единой действительностью («Бытие есть, а небытия нет»)
469 (470) г. до н.э.– родился Сократ, опровергавший скептицизм софистов, отрицавший необходи-
мость натурфилософии и посвятивший свою жизнь разработке проблем этики и эпистемологии
(«Познай самого себя!»)
ок. 460 г. до н.э.– родился Демокрит, основоположник атомистического учения («Мир состоит из
атомов и пустоты»)
450 г. до н.э.– начинается деятельность первых софистов в Греции
430 г. до н.э.– возникновение атомистического учения Демокрита
ок. 427 г. до н.э.– родился Платон, основоположник объективного идеализма, создавший учение об
идеях – архетипах или моделях вещей, «учитель человечества»
ок. 425 г. до н.э.– расцвет философии софистов – Протагора, Горгия и др.
412 г. до н.э.– родился ученик Антисфена Диоген, прославившийся своим эпатажным поведением, ед-
ким остроумием и аскетическим образом жизни (по преданию, он жил в бочке)
400 г. до н.э.– родился основоположник легизма Шэнь Бухай
399 г. до н.э.– суд над Сократом и его казнь
399 – 347 гг. до н.э.– написание Платоном «Диалогов»
384 г. до н.э.– родился Аристотель, самый выдающийся ученик Платона, создавший концепцию
происхождения вещей из соединения формы и материи
387 г. до н.э.– Платоносновал в Афинах Академию
370 (371) г. до н.э.– родился Мэн Цзы, продолжатель учения Конфуция
347 г. до н.э.– смерть Платона
341 г. до н.э.– родился Эпикур, в своем этическом учении обосновавший право человека на счастье и
указавший пути его достижения («Наслаждайся, но обдуманно!»)
335 г. до н.э.– Аристотельосновал Лицей в Афинах
ок. 333 г. до н.э.– родился Зенон из Китиона, основоположник учения стоиков (от того Пестрого Пор-
тика – Stoya Poikile, в котором Зенон преподавал свое учение), понимавших философию как
изучение и упражнение, приводящее к благополучной добродетельной жизни
323 г. до н.э.– смерть Аристотеля
– смерть Александра Македонского
320 г. до н.э.– расцвет философии Пиррона из Элиды – основателя скептицизма
306 г. до н.э.– Эпикуросновал в Афинах школу эпикурейцев
300 г. до н.э.– Зенон Китионский основал в Афинах школу стоиков
ок. 300 г. до н.э.– родился Ашока, один из самых великих индийских монархов, благодаря которому
буддизм развился в мировую религию
300 – 100 гг. до н.э. – расцвет Александрии– центра эллинистической культуры, развитие гумани-
стического просвещения, науки, астрологии
295 г.– «Начала» Евклида – свод классической геометрии
270 г. до н.э.– смерть Эпикура
106 г. до н.э.– родился Марк Туллий Цицерон, выдающийся римский мыслитель, политический дея-
тель, применивший греческую философию к осознанию новых проблем, давший определение
культуры не как простое «возделывание почвы», но прежде всего как «возделывание души»
60 г. до н.э.– Лукреций в поэме «О природе вещей» изложил атомистическую теорию Вселенной Эпи-
Кура
6 (4) г. до н.э.– родился один из наиболее выдающихся римских стоиков Луций Анней Сенека, призы-
вавший жить в согласии с логосом, не вмешиваясь в происходящее, поднявший проблему гре-
ховности человека («Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо»)
25 г.– родился Филон Александрийский, создавший первую картину мира, в которой были синтезиро-
ваны элементы мифологии, христианской религии и античной философии
29 (30) г.– казнь Иисуса
50 г.– родился один из последних римских стоиков Эпиктет, исследовавший проблему отношения
между судьбой и свободой, утверждавший, что умение размышлять освобождает человека от
страстей («Свободен тот, кто умеет размышлять»)
121 г.– родился Марк Аврелий, римский император, последний крупный представитель стоической
философии, утверждавший, что сущность человека не зависит от богатства и чинов, но
исключительно от того, как он сам оценивает самого себя
150 г.– Юстин Мученик осуществил в своем учении синтез христианства и платонизма
190 г.– Секст Эмпирик обобщает классическое учение скептицизма
216 г.– родился пророк Мани (Ману),основатель манихейства
265 г.– зарождение неоплатонизма, сочинения и учительство Плотина в Риме, создавшего учение об
экстазе, как сверхчувственном состоянии, к которому душа переходит от чувственного своего
состояния
270 г.– смерть Плотина
354 г.– родился Августин Блаженный (Аврелий Августин),богослов, христианский философ
370 г. – родилась Гипатия– выдающаяся женщина-ученый, философ-платоник (убита в 415 г.)
400 г.– «Исповедь», 413 – 427 гг. – «О Граде Божьем» Августина
430 г.– смерть Августина
ок. 479 г.– родился Мо Цзы (Мо Ди), основоположник моизма, придавав- шего культу Неба не религи-
озный, а гуманистический смысл, утверждавшего идеи всеобщей любви
485 г.– умер Прокл – последний крупный философ-язычник Греции
500 г.– труды Псевдо-Дионисия Ареопагита – христианина-неоплатоника
ок. 675 г.– родился Иоанн Дамаскин, византийский мыслитель, разработавший учение о философии
как о системе теоретического и практического знания, чьи идеи пользовались большой извест-
ностью на Руси
800 г.– родился арабский приверженец идей Аристотеля аль-Кинди, позже перешедший к неоплато-
низму
860 г.– «О разделении природы» Иоанна Скота Эриугены, в котором он объединяет Бога и мир в еди-
ном понятии «сущего»
870 г.– умер аль-Кинди
– родился аль-Фараби, философ и ученый-энциклопедист Востока, крупнейший представи-
тель перипатетизма, комментатор Аристотеля и Платона ум. в 950)
980 г.– родился Авиценна (Ибн Сина), ученый, философ, врач, представитель восточного аристоте-
лизма (ум. в 1037)
1033 (1034) г.– родился Ансельм Кентерберийский, теолог, представитель схоластики, понимавший
веру как предпосылку рационального знания («Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую,
дабы уразуметь»)
1053 г.– родился Владимир Мономах, автор «Поучения сыновьям», в котором он обратился к теме ре-
лигиозного смысла власти
1054 г.– умер Киевский митрополит Иларион, автор «Слова о законе и благодати»
1058 г.– родился ал-Газали, представитель мусульманской традиции рационального богословия, де-
ливший знание на «науку поведения» и «науку откровения»
1079 г.– родился Пьер Абеляр, французский философ, теолог и поэт, выступавший против крайнего
реализма и номинализма, сформулировавший учение концептуализма
нач. XII в.– «Повесть Временных лет» Нестора
1116 г.– «Повесть Временных лет» в редакции Сильвестра
1117 г.– «Да и нет» Пьера Абеляра, в котором он разработал схоластический метод анализа противо-
положных суждений по одному вопросу
1126 г.– родился Аверроэс (Ибн Рушт),соединивший греческую философию с исламом
1130 г.– родился Кирилл Туровский, прозванный Златоустом, русский религиозный мыслитель, епи-
скоп, в своих сочинениях проповедовавший достижение спасения главной целью человеческой
жизни
1142 г.– смерть Пьера Абеляра
1150 г.– на латинском Западе заново обнаруживают сочинения Аристотеля
1185 г.– «Слово о полку Игореве»
1191 г.– умер ас-Сухраварди, представитель суфизма, создавший учение ишракизм (от арабского иш-
рак – озарение), согласно которому первоначалом всего сущего является свет, а мир представ-
ляется как иерархия света, высшую ступень которой занимает Свет светов (Бог)
1198 г.– умер Аверроэс
1225 или 1226 г.– родился Фома Аквинский, средневековый философ и теолог, систематизатор орто-
доксальной схоластики, основатель томизма, монах-доминиканец
1240 г.– умер Ибн Фараби, «Великий шейх» мусульманских мистиков, создатель вуджудизма – учения
о единстве бытия (понимаемого как единое и единственное первоначало, одинаково присутст-
вующее во всех вещах и тождественное с Богом
1259 – 1264 гг.– «Сумма против язычников» Фомы Аквинского, где подведены итоги теологическо-
рационалистических поисков зрелой схоластики
1265 г.– родился Данте Алигьери
1265 – 1274 гг.– родился Иоанн Дунс Скот, основной философский противник Фомы Аквинского
1265 – 1274 гг.– «Сумма теологии» Фомы Аквинского, попытка примирить веру и науку
1274 г.– смерть Фомы Аквинского
1290 г.– родился Уильям Оккам, последний представитель схоластики
1296 г.– родился византийский богослов Григорий Палама, разработавший религиозно-философское
учение о «фаворском свете», божественной благодати, которую можно созерцать только на
уровне душевной чистоты
1304 г.– родился Франческо Петрарка
1310 – 1314 гг.– «Божественная комедия» Данте
1321 г.– родился Сергий Радонежский – самый почитаемый святой на Руси, в чьей деятельности во-
плотились идеи исихазма
1323 г.– канонизация Фомы Аквинского
1330 – 1350 гг.– распространение философии Уильяма Оккама, главного представителя номинализма
1401 г.– родился Николай Кузанский, великий ученый-естествоиспытатель и натурфилософ
ок. 1433 г.– родился Нил Сорский, крупнейший русский исихаст
1439 г.– родился Иосиф Волоцкий (Волоколамский), основоположник движения «иосифлян»
1440 г.– «Об ученом невежестве» Николая Кузанского
– «Об истинном благе» Лоренцо Валлы
1462 г.– Марсилио Фичино возглавил платоновскую Академию во Флоренции
1463 г.– родился Пико делла Мирандола, итальянский мыслитель-гуманист
1464 г.– смерть Николая Кузанского
1465 Г. – РОДИЛСЯФИЛОФЕЙ, ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ АВТОР КОНЦЕПЦИИ «МОСКВА –
ТРЕТИЙ РИМ»
1469 г.– родился Эразм Роттердамский, гуманист эпохи Возрождения
– родился Никколо Макиавелли, открывший «закон тяготения государств»
1473 г.– родился Николай Коперник, внесший неоценимый вклад в разработку гелиоцентрической
системы
ОК. 1475 Г. – РОДИЛСЯМАКСИМ ГРЕК (МИХАИЛ ТРИВОЛИС), РУССКИЙ ПУБЛИЦИСТ,