1. Развитие системы школьного образования в России в первой половине Х1Х века.
2. Общественно-педагогическое движение и реформы школьного дела в России 60-х –70-х годов ХIХ в.
3. Школьные реформы и развитие педагогической мысли в России конца ХIХ – начала ХХ века (до 1917 года).
Ключевые слова: приходские училища, уездные училища, городские училища, гимназии, реальные училища, коммерческие училища.
1. Развитие системы школьного образования в России в первой половине ХIХ века
С конца XVIII века в России создавалась потребность в подготовленных, образованных специалистах в промышленности, сельском хозяйстве, в транспорте. В различных общественных кругах назревала мысль о необходимости более гибкой либеральной политики, о неизбежности реформ в области социальных отношений, науки и образования.
В начале 1802 года был опубликован царский манифест об учреждении министерств – новых органов власти, пришедших на смену устаревшим приказам и коллегиям. В этом манифесте впервые были специально выделены основные функции и обязанности Министерства народного просвещения, при котором было создано Главное управление училищ. В задачи этих органов управления образованием входило разработать общий план устройства народного образования в России.
В соответствии с этим планом были выработаны основные положения о создании новой государственной системы школьного образования, закрепленные в «Предварительных планах народного просвещения» (1803 г.) и в «Уставе учебных заведений, подведомых университетам» (1804г.).
Согласно принятому уставу Россия была разделена на шесть учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский и Дерптский. Во главе каждого учебного округа поставлен университет. На университеты, наряду с учебными и научными, возлагались и административно-педагогические функции.
В подчинении университетов находились три типа учебных заведений: приходские училища, уездные училища и гимназии. Между всеми типами учебных заведений, включая университет, устанавливалась преемственная связь в учебном и административном отношениях. Положительным нужно считать то, что об этой преемственной связи впервые официально декларировано в России.
Приходские училищамогли учреждаться в городах и селениях при каждом церковном приходе. Перед ними ставилось две цели: готовить к уездным училищам и доставлять «детям земледельческого и других состояний сведения, им приличные» [3.C.128], отмечалась необходимость сделать детей этих сословий лучшими в физическом и нравственном отношении.
Срок обучения в приходских училищах составлял один год. Предметами изучения были чтение, письмо, первые действия арифметики, закон божий и нравоучение. В приходские училища принимались дети всякого состояния. Девочек разрешалось принимать только в приходские училища.
Перед уездными училищамитакже ставилась двойная цель: готовить учащихся к продолжению образования в гимназиях, а также «открыть детям различного состояния необходимые познания» [3.С.126]. Этот тип училищ создавался в губернских и уездных городах. В них был установлен двухгодичный срок обучения. Учебный план включал в себя многочисленнее учебные предметы: закон божий и священную историю, чтение книги «О должностях человека и гражданина», грамматику, чистописание, всеобщую и русскую географию, и историю, арифметику и геометрию, физику и биологию (естественную историю), рисование, а также «начальные правила технологии, имеющие отношение к местному положению и промышленности». В уездных училищах полагалось преподавать двум учителям с обязанностью преподавать большое число предметов (по 28 часов в неделю). Большая учебная нагрузка падала на учеников.
Гимназииучреждались в каждом губернском городе. Целью гимназий являлась, во-первых, подготовка к университету, во-вторых, преподавание наук, «хотя начальных, но полных» [3.С.126], для тех, кто не будет продолжать обучение в университете, а планирует после ее окончания заняться практической деятельностью.
Учебный план гимназий был достаточно обширным. В него входили иностранные языки (немецкий, французский и латинский), математика (алгебра, геометрия и тригонометрия), география (всеобщая и российская), история, статистика, политическая экономия, изящные искусства (словесность, теория поэзии, эстетика), рисование.
При ознакомлении с этим учебным планом нельзя не отметить, что в нем отсутствовали религиозные дисциплины, и, в то же время, включались социологические знания, что означало светскую направленность гимназического образования. Характерно, однако, что в учебном плане отсутствовал родной язык, и не отмечалась важность изучения грамматики и отечественной литературы, о чем так много заботились ученики и последователи М.В.Ломоносова. Разрешалось расширять учебный план такими занятиями, как танцы, музыка, гимнастика. В том же учебном плане указывалось, что в гимназиях могут готовиться учителя уездных и приходских училищ.
В уставе 1804 г. большое внимание уделялось вопросам, относящимся к обязанностям учителей. Общий тон этих указаний отличался благожелательностью и уважением к педагогам и был лишен того недоверчивого отношения, которое было характерно для предыдущих Уставов.
Учитель, говорилось в Уставе, должен стараться, чтобы ученики «преподаваемые им предметы понимали ясно и правильно». Он должен заботиться более «об образовании и изощрении рассудка» детей, «нежели о наполнении и упражнении памяти", возбуждать у учеников «охоту и привязанность к наукам» [3.С.125-127]. Следует заметить, что Устав 1804 г. делал шаг вперед по сравнению с теми дидактическими требованиями, которые были сформулированы в 1786г. и ориентировали учителя в основном на требование точного заучивания и закрепления учебного материала. Продолжая лучшие традиции отечественной дидактики, Устав 1804г. исходил из необходимости наглядности преподавания, связи теории с практикой. Эти дидактические советы подкреплялись требованием создать при гимназиях библиотеки и кабинеты, оборудованные необходимыми учебными пособиями: картами и атласами, глобусом, чертежами машин, геометрическими и геодезическими приборами, наглядными приборами для уроков физики.
Как видим, Устав 1804 г. явился документом, отразившим в себе борьбу демократических сил России, прогрессивных педагогов и крупных ученых за создание единой государственной системы школьного образования, а также за демократизацию содержания образования и всего школьного дела.
Однако уже к началу Отечественной войны 1812г. правительство все более отходило от либеральных положений Устава 1804 г., а после ее окончания, в ответ на нарастающее в стране общественное недовольство и волнения среди крестьян, реакционное воздействие на школу усилилось. В 1819 году была введена плата за обучение, объявлено, что дети крепостных крестьян не должны приниматься в гимназии, институты, университеты. В том же году были изменены учебные планы всех школ. Из них исключились естествознание, философия, политическая экономия, естественное право, эстетика. В то же время значительно усиливается религиозное воспитание: в учебные планы всех школ было введено «чтение из священного писания», а в учебные планы гимназий – закона божьего. Особенно явно реакционные тенденции в образовании проявились после подавления восстания декабристов.
В 1826 г. правительством был создан Комитет устройства учебных заведений, в задачи которого входило разработать основы нового преобразования учебных заведений так, чтобы все «сословия получили только соответствующее их положению образование» [3.С.136-137], то есть усилить сословный принцип в образовании. Результатом деятельности Комитета, просуществовавшего до 1835 г., стал Устав гимназий и училищ уездных и приходских от 1828 г.
Существенным отличием нового Устава от Устава 1804 г. являлся его сословный характер, исключавший преемственность в системе школ. По новому Уставу приходские училища должны были существовать преимущественно для крестьян, мещан и промышленников низшего класса; гимназии - для детей дворян. В соответствии с сословной принадлежностью намечался их учебный курс.
В приходских училищахдети «самого низшего сословия» обучались всего лишь один год, изучая закон божий, чтение по книгам Церковной и гражданской печати, чистописание, четыре первых действия арифметики. Эти училища имели «законченный характер», то есть были школой грамоты для низших сословий. Они часто не имели своих собственных помещений, все занятия вел один учитель.
Уездные училищатеперь имели целью лишь «доставление необходимого и по возможности полного (то есть законченного) образования детям купцов, ремесленников и других городских обывателей». Срок обучения в нем был продлен до трех лет. Учебный план включал закон божий, священную историю, русский язык, арифметику, геометрию (до стереометрии и без доказательств), географию, сокращенную всеобщую и русскую историю, чистописание, черчение и рисование.
Гимназии по Уставу 1828 г. стали средними общеобразовательными учебными заведениями для дворян с курсом обучения в семь лет. В их учебный план входили закон божий, грамматика, словесность и логика, математика, физика, латинский, немецкий, французский и Греческий языки, география и статистика, история и чистописание. Таким образом, гимназии стали классическими.
В школах было разрешено применение физических наказаний. В учебных заведениях увеличивались штаты чиновников, выполняющих роль надзирателей за поведением учащихся и учителей.
Дальнейшие меры, принимаемые правительством, способствовали усилению реакции в школьном деле. В 1835 г. был принят «Устав императорских российских университетов», согласно которому университеты лишались права руководить школами и создавать научные общества. Учебные заведения были переданы в непосредственное ведение учебных округов.
Министерством народного просвещения был принят ряд мер к сокращению объема гимназического образования. В 1844 г. из учебного плана гимназии была исключена статистика, в 1845 г. ограничено преподавание математики, в 1848 г. была изгнана логика. С 1845 г. была увеличена плата за обучение в гимназии, что сокращало доступ в них детей недворянского происхождения. С 1849 г. гимназии были разделены на классические, которые готовили к высшему образованию, и реальные, которые подготавливали «способных людей для службы военной и гражданской». В классических гимназиях основное учебное время отводилось на изучение древних языков, русской словесности и истории. В реальных гимназиях изучался курс практической математики и законоведения, сводившегося зачастую к механическому запоминанию учащимися многочисленных законов.
Однако, несмотря на сокращение и упрощение учебных планов и программ, часть прогрессивных ученых и учителей-практиков стремились усовершенствовать методику преподавания в российских учебных заведениях. Так, знаменитый русский математик Н.И.Лобачевский, будучи в этот период ректором Казанского университета, добился разрешения по составлению инструкций по методике преподавания всех учебных предметов в училищах и гимназиях. Самим Н.И.Лобачевским была разработана методика математики.
Директор училищ Петербургской губернии А.Воронов писал о том, что в губернии немало учителей, которые своими методами стремились «не столько обогащать память учащихся одними знаниями, сколько преимущественно старались действовать на развитие ума возбуждением его к самодеятельности, на усовершенствование дара слова и на образование сердца». В низших классах, например, для этой цели «использовался способ учения Сократа, как наиболее способствующий к поддержанию внимания и деятельности» [2.С. 162].
Именно усилия прогрессивных педагогов подготовили те преобразования, которые начинаются в школьном деле во второй половине XIX века.