Во второй половине XIX столетия началось ощущение несогласия с
деятельностью стилистической реставрации. Стало ясно, что
всемогущество реставратора – это иллюзия, так как реставратор не
может вжиться в автора и встать на его место. Он может лишь верно
воспроизводить отдельные элементы реставрируемого здания: стены,
своды, карнизы и т.д. Для этого ему необходимо точно знать, какими
они были, т.е. сосредоточить внимание не на освоении стиля, а на
поисках и тщательном изучении исторических свидетельств о данном
конкретном памятнике. Истинная цель реставрации – это поддерживать
памятники, пока это возможно, а затем созерцать (эстетически) их
разрушение.
«Как невозможно воскресить мёртвого, так невозможно восстановить
то, что было великим и прекрасным» (Джон Рёскин.)
Обобщая общественное мнение по поводу самой известной в своё время
реставрации замка Пьерфон, Анатоль Франс писал: «В Пьерфоне, право
же, слишком много камней. Я убеждён, что реставрация, предпринятая
в 1858 году Виолле-ле-Дюком и законченная в дальнейшем по его
чертежам, вполне обоснована. Я уверен, что вышки замка и все
внешние оборонительные сооружения приняли своё былое обличье. Но
старые камни, старые свидетели прошлого исчезли, и перед нами уже
не замок Людовика Орлеанского, а модель этого старинного замка в
натуральную величину. Руины разрушили, а это— своего рода
вандализм» («Пьер Нозьер», 1899).
Самую обоснованную критику изложил К. Бойто – итальянский
архитектор и критик (в его методологии лежало требование сохранить
стилистические и технические различия между оригиналом и новыми
добавлениями): «Когда реставрация проводится по теории
Виолле-ле-Дюка, которую можно назвать романтической теорией
реставрации, до вчерашнего дня разделявшейся всеми, и которой
следуют сейчас многие, если не больше, у нас в Италии, я
предпочитаю плохо сделанные реставрации сделанным хорошо. В то
время как первые, в блаженном неведении, позволяют мне ясно
отличить древние части от новых, вторые, с чудесным искусством и
хитростью заставляя новое казаться старым, оставляют мое суждение в
таком затруднении, что наслаждение созерцанием памятника исчезает,
и его изучение становится изнурительным трудом». Он предложил
классифицировать памятники в зависимости от их древности и
художественной особенности. Ввёл понятия «археологическая»,
«живописная», «архитектурная» реставрация. Его взгляды легли в
основу хартии итальянских реставраторов.
Австрийский искусствовед Алоиз Ригль считал, что стремление к
достижению той или иной цели реставрации устанавливается в
зависимости от общественной значимости памятника и его ценности.
Поэтому он выделил несколько «граней» общественной ценности
памятников:
· Эстетическая
· Утилитарная
· Мемориально-просветительская
· Историческая (основная ценность, свидетельство о жизни памятника
во времени).
Отсюда следует:
· Приоритет консервации;
· Эстетическая природа произведения искусства, памятника.
Реставрационная наука в XXв.
К началу XX века приобретает главное значение изучение памятников и
бережное отношение к их подлинности (принцип археологической
реставрации). Среди важных событий в реставрации следует отметить
Международную конференцию реставраторов в Афинах (1931г.
) На ней
были подведены итоги развития реставрационной деятельности и
сформулированы главные принципы архитектурной реставрации:
· Отказ от полного восстановления памятников;
· Уважительное отношение к следам различных эпох, которое должно
выражаться в том, чтобы «не искоренять стиль никакой из эпох».
Афинская хартия (авторы и идейные вдохновители - Ле Корбюзье
совместно с д'Обиньи) отразила общее стремление избежать узости
чисто археологического подхода, т.е. отчуждение от современной
жизни. Так же в ней отмечается, что провозглашается, что
«использование под предлогом эстетических требований старинных
стилей в новых постройках, сооружаемых в исторических зонах, имеет
гибельные последствия. Сохранение такой практики или введение
подобных начинаний нетерпимо в любой форме».
Наиболее детально методы археологической реставрации были
разработаны итальянскими историком архитектуры Густаво Джованнони.
Его теоретические позиции получили отражение в ряде работ, а также
в тексте подготовленной с его участием Хартии реставрации, которая
в 1931 г. стала основополагающим документом для последующей
реставрационной деятельности в Италии. Существенные положения этого
документа:
· Стилистическое единство не должно быть целью реставрации
(антитеза положению Виолле-ле-Дюка), т.к. это приводит к утрате
других элементов;
· Восстановление работы должно иметь ограниченный характер;
· Дополнения должны выделяться (реставрация не должны вводить в
обман учёных и представлять фальсификацию документа).
Следующим шагом в разработке принципов реставрационной деятельности
явился II Международный конгресс архитекторов и технических
специалистов по историческим памятникам, который проходил в Венеции
в 1964г. На нем была принята Венецианская хартия. В ней
указывается:
· Реставратор должен обладать высокой моральной
ответственностью
· Реставратор должен обрабатывать художественный памятник
независимо от своей оценки. Качество обработки не зависит от
состояния и стоимости объекта.
· Реставратор должен использовать только обратимые материалы и
избегать худших материалов.
· «Цель консервации монумента – спасти его не столько как
произведение искусства, сколько как историческое
свидетельство»;
· «Сущность консервации состоит в том, чтобы поддерживать монумент
в неизменном состоянии»;
· «Реставрация должна являться исключительной мерой. Её цель –
сохранение эстетических и исторических ценностей памятника. Она
основывается на уважении подлинности материала и достоверности
документов. Реставрация прекращается там, где начинается
гипотеза»;
· «Единство стиля – не есть цель реставрации»;
· «Любая работа по дополнению должна зависеть от архитектурной
композиции и нести на себе печать нашего времени».
Венская хартия оказала влияние на все сферы реставрационной
деятельности. Какого-бы равного ей документа по не появилось.
Заслуживает внимания ещё один документ – «Кодекс этики» -
разработанный американским институтом консервации исторических и
художественных ценностей в 1967г. В ней указывается:
· Реставрация исторического и художественного – это занятие,
требующее широкой подготовки и специального призвания;
· Необходимо обладать чувством высокой моральной
ответственности;
· Специалист отвечает перед обществом и грядущими поколениями;
· Консерватор должен обеспечить наивысший уровень обработки
произведения, независимо от личной оценки и качества. Качество
обработки не должно зависеть от состояния и стоимости объекта;
· Принцип обратимости. Консерватор, руководствуясь принципом
обратимости, должен избегать использования материалов, которые
могут стать в дальнейшем неподатливыми, так что их удаление может
повредить физической безопасности. Не должен принимать методов,
которые не позволили ли бы вернуть объект в первоначальное
состояние.
Археологическая реставрация (конец XIX – начало XXвв.).
371
0
4 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!