· Египетская голубая – александрийская фрита. Широко использовался
в живописи древней Греции, Персии, Месопотамии, Риме. После VIII
века секрет изготовления был утрачен. Представляет собой
измельчённое медное стекло – бледно-синие прозрачные частицы.
Оттенки могут варьироваться в зависимости от свойств сырья.
Получение пигмента хорошо описано Витрувием.
1. Ультрамариновые пигменты. Красящее начало ультрамарина
обусловлено соединением серы и натрия, которые находится в
ультрамарине в коллоидальном состоянии, если их извлечь, то
получится бесцветное вещество. Этим и объясняется насыщенность
цвета ультрамарина, который в этом отношении похож на парижскую
лазурь, представляющую коллоидальное вещество. Анализы натурального
ультрамарина, лучшего представителя этой группы, дали следующий
результат. На 100ч. краски ультрамарин содержит: кремнезёма —
45,5ч., извести — 3,52ч., глинозёма — 31,76ч., натра — 9,09ч.,
серного ангидрида — 5,89ч., серы — 0,95ч., железа — 0,86ч., воды —
0,42ч., углекислоты— 0,12ч. Искусственный ультрамарин близок по
составу натуральному. Преобладающим цветом красок этой группы
является синий различных оттенков, начиная от светлого, близкого
кобальту, до фиолетового; но имеются и зелёный и фиолетовый цвета.
Светоустойчивы, неядовиты, щелочестойки; не стойки даже к слабым
кислотам, способность подвергаться с течением времени так наз.
«ультрамариновой болезни». Сущность этой «болезни» заключается в
следующем: ультрамариновые краски, содержащие в своём составе
значительное количество глинозёма, имеют способность (которую нужно
рассматривать как недостаток) поглощать влагу из воздуха и
конденсировать её в себе. Влага эта нарушает мало-помалу строение
масляного слоя и, разъединяя частицы, лишает его однородности, а
следовательно, прозрачности. В результате происходит изменение
внешнего вида красок, которые теряют красоту цвета, становятся
мутными, серыми, бесцветными и тем, разумеется, нарушают общую
гармонию живописи. В данном случае нет химического изменения
красок, а лишь оптическое, зависящее от изменения строения слоя
красок, преломляющего и отражающего световые лучи иначе, чем то
происходило раньше, — ничего, следовательно, неисправимого и
стойкого, а лишь «болезнь», как остроумно определил один химик
сущность этого явления, и притом вполне излечимая (по методу
Петтенкофера).
· Ультрамарин натуральный – получается переработкой ляпис-лазури
(камня лазурита). Если упростить формулу (Al2O3·6SiO2·2Na2O·2Na2S),
то можно сказать, что это алюмосиликат, содержащий серу и натрий.
Скорее всего хромофором является соединение соединением серы и
натрия, которые находится в ультрамарине в коллоидальном состоянии;
если их извлечь, то получится бесцветное вещество. Его нельзя
смешивать с желтком с содержанием уксуса. Натуральный ультрамарин
XIII-XVI веках был одной из самых любимых живописцами синих красок;
был редок и продавался по весьма высокой цене. Особенно широко он
применялся в XIV и первой половине XV века, причём в Италии чаще,
чем на севере.
Натуральный ультрамарин превосходит по своим
качествам искусственный, но и в настоящее время остаётся очень
дорогой краской, не всем доступной, почему вырабатывается немногими
фирмами.
· Ультрамарин искусственный– высокая цена ляпис-лазури давно
побуждала учёных к открытию новых способов производства синих
красок. В 1827г. Гимэ получил зелёный ультрамарин путём обжига без
доступа воздуха каолина, глауберовой соли, соли, серы и угля,
смешанных в разных пропорциях. Для получения синего ультрамарина
нужно эту же смесь ещё раз прокалить с примесью нового количества
серы и доступом воздуха. Очень близок к натуральному ультрамарину
по цвету, составу и качеству.
2. Кобальтовые пигменты. Смальта – один из видов кобальтового
стекла, открытие которой относится к XVI веку. Смальта, являясь
измельчённым кобальтовым порошком , не имеет кроющих способностей.
Синюю кобальтовую краску, обладающую необходимыми для живописи
свойствами, удалось открыть значительно позже. Цвет и оттенки
кобальтовых красок зависят от различных соединений солей кобальта.
Краски лессировочные, отличаются быстрой высыхаемостью; обладая
сиккативными свойствами, в смесях с другими красками ускоряют их
высыхание, уркывисты, светостойки.
· Кобальт синий – краска имеет своеобразный синий цвет,
напоминающий цвет ультрамарина. Химический состав краски —
соединение глинозёма с закисью кобальта (кобальт-алюминат) в
смешении с глинозёмом. Вследствие малого процентного содержания в
краске красящего начала — окисла кобальта — синий кобальт теряет до
известной степени в цвете: в масляной живописи — при пожелтении
масла, в акварельной — при пожелтении бумаги. Имеет лессировочные и
кроющие способности.
· Церулеум - Краска светло-голубого цвета с зеленоватым оттенком.
По химическому составу близка синему кобальту (глинозём заменён в
ней окисью олова). Пригодна во всех способах живописи.
3. Остальные синие пигменты.
· Азурит – голубец, горная синь. Пигмент голубого цвета, известен с
древности. Получали из пигмента азурит. По химическому составу
представляет собой основную углекислую соль меди (2CuCO3·Cu(OH)2).
Азурит в древности был весьма распространённой синей краской во
фресковой живописи и использовался более широко, чем лазурит в
европейской живописи с XV до середины XVII столетия. Это связано с
тем, что как и лазурит, азурит даёт превосходный синий цвет, но при
этом не требует больших затрат сил и времени на обогащение
пигмента. В России этот пигмент появился примерно в XI-XIIвв.
Светостоек, щелочестоек. Со временем цвет меняется на зелёный. Не
совместим с пигментами, содержащими серу. На Руси применялся с
пшеничным клеем в качестве связующего (напр. Росписи
Преображенского собора Мирожского монастыря г.Пскова).
· Индиго– пигмент органического происхождения тёмно-синего цвета.
Получается из растения Indigofera disprema. Хромофором является
индиготин. Был известен со времён античности. Прочнее всего индиго
в акварели; на масле зеленеет, чернеет, плохо кроет. В XIX веке
учёные синтезировали искусственный индиготин, которые вытеснил
натуральный. Искусственный прочнее натурального. В монументальной
живописи применялся на растительном клею.
Синие пигменты.
183
0
3 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!