Плиний (Iв. н.э.) отмечает, что фрагменты росписи по штукатурке
были вырезаны и перевезены в Рим для установки (врезки) на площади,
на которой происходила церемония избрания местной администрации.
Современники отмечали, что самым сложным в этом процессе была сама
перевозка фрагмента из Лакидемона в Рим.
Есть много примеров реставрации скульптур (которые носят характер
восстановления утрат). Император Гай Калигула велел привезти из
Греции изображения богов (включая Зевса Олимпийского), чтобы снять
с них головы и заменить своими.
После утверждения Христианства уничтожались античные памятники.
Знаменитый Пергамский алтарь был использован для кладки стен, а
значительная часть пошла на обжиг извести. Император Константин
использовал для строительства материал из арки Траяна.
Итак, в античности и раннем средневековье все мероприятия,
связанные с восстановлением и почитанием произведений искусства,
связаны с современными идеологическими и эстетическими
потребностями. Многие памятники в то время приспосабливались к
современному вкусу, потребностям, так как ещё не было выработано
отношение к памятнику как к произведению искусства, пришедшего из
прошлого.
Только отдельные явления, связанные с особой исторической
ситуацией, выходят за рамки общих положений. Например, известный
указ позднеримского императора Майориана, запрещающий повреждение
монументальных построек Рима, как воплотивших его славу и красоту.
В VI веке король вестготов выделил большие деньги на сохранение
памятников древнего Рима. В то же время был издан указ,
утверждавший славу и красоту памятников пяти вековой давности.
Впервые в нем указывается, что памятники нужно реставрировать, а не
переделывать.
Отношение к произведениям искусства как к памятникам особой
значимости формируется только в позднесредневековое время, с
развитием идей гуманизма; так как в античных памятниках гуманисты
видели воплощение своих идеалов. Произведения античных мастеров
приобретают значение памятника. Но необходимость сохранения
памятников назревает очень медленно. Можно выделить следующие
факторы:
· В распоряжении римских пап подчёркивается важность всех находок
античных произведений и приписывается строгое наблюдение.
· Возникновение у художников интереса к изучению и копированию этих
памятников.
· Появляются коллекционные собрания античного искусства.
· Повышается спрос на эти произведения и, соответственно,
потребность в их реставрации.
Но с другой стороны, вплоть до XVIII века происходит уничтожение
античных построек (Колизей, собор св. Петра). Лоренцетто сделал
проект конюшен и верхнего ряда сада для кардинала Андреа делла
Балле, где он использовал древние колонны, базы и капители; под
большими нишами – фриз из обломков древних произведений, а в самих
нишах – мраморные статуи, в которых недостающие части были
восстановлены скульпторами. По поводу такой реставрации скульптур
Дж. Вазари пишет: «древности, восстановленные подобным образом
[реконструированные], являют гораздо больше изящества, чем
безрукие, безногие туловища, или туловища со всеми конечностями, но
без головы, или же изуродованные и неполноценные». Как мы видим,
реставрация в эпоху Вазари была далека от современного понимания
этого процесса.
Признание за памятниками не только эстетической, но и
познавательной функции начинается только в XVIII веке, когда
происходит освобождение личности от теократических догм; с
развитием естественных наук и переносом методологии естественных
наук на историю и историю искусства. С этого времени предметы
искусства стали обладать исторической ценностью. Понятие памятника
было близко современному.
Начатые в XVIII веке раскопки Помпей поначалу носили характер
кладоискательства, но со временем превратились археологическую
работу.
В 1764г. Вышел труд Иоганна Иоахима Винкельмана «История искусства
древности» - первый труд в европейской литературе по истории
искусства.[1] В этой работе было продемонстрировано отношение к
памятникам античности[2] как к «эталону известной красоты,
воплотившие вечные эстетические вкусы».
Тогда же, в XVIII веке впервые сформировалось мнение, что памятники
античности должны сохраняться[3]. Появилась реставрация как особый
вид деятельности. Начали реставрировать Колизей (делая основной
упор на сохранение). При реставрации арки Тита Флавия впервые все
дополнения были обозначены двумя способами: другой материал (не
мрамор) и упрощённая форма (колонны без каннелюр). Такое бережное
отношение касалось только античности; более позднее переделывалось
по принципу свободного творчества.
Реставрационная наука до XVIIIв.
190
0
3 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!