В искусстве античности выделялись изделия (инталии[12] и камеи, в
основном), высоко ценившееся во все времена, в том числе и в
средние века, поскольку они играли заметную роль в ювелирном деле.
Составлялись коллекции античных инталий, которые рассматривались
как самостоятельная ценность.
На протяжении XV-XVI веков получает большое распространение
литература, посвящённая «Вечному городу» («Roma instaurata» 1446г.,
Флавио Бьондо, «Описание римских руин» Поджо Браччоллини и т.д.).
Наиболее полная попытка охватить античное наследие была предпринята
в эпоху маньеризма. Её осуществил Пирро Лигорио, архитектор из
Неаполя. Он одним из первых восстал против разрушения вновь
открытых памятников, которые сразу же использовались как
строительный карьер или как место для находок старины. Он призывал
сохранять их в неприкосновенности. В 1553г. Лигорио опубликовал
«Libro delli antichità» («Книга о древностях»), которая
представляла собой топографическое описание Рима, включала
несколько планов города. В то же время он задумал колоссальный
труд, рукопись которого состоит из 30 томов, посвящённый искусству
и культуре античности. Этот свод познаний, к сожалению, мало
использовался в дальнейшем из-за своего объёма, но специалист,
который бы взвалил бы на себя труд в издании или изучении этой
книги убедился бы, что перед ним образец подлинно научного
исследования, сопоставимого с трудами более позднего времени.
Начиная с XVI века в Европе получают все большее распространение
собранные «антикварами» кунсткамеры[13]. Имеется множество гравюр с
изображением больших сводчатых комнат, до отказа заполненных
произведениями искусства (напр. «гравюра А. Альтдорфера, где
изображена кунсткамера императора Священной Римской империи
Максимилиана I). В них, наряду со старинными произведениями
искусства хранились и естественнонаучные образцы.
В 1560г. королева Елизавета, в продолжение политики католички Марии
Стюарт, запретила «уродовать памятники старины». А в 1585г.
благодаря частной инициативе возникло Общество антикваров Лондона,
дабы уменьшить урон, который нанесла национальному историческому
наследию Реформация.
В XVII веке в Швеции появляются одни из самых ранних
законодательных актов, относящихся к обеспечению охраны памятников.
В 1630г. король Густав II Адольф учредил «Riksantikuarius»
(«Королевский антикварий»), возложив на него ответственность за
сохранение предметов старины; это учреждение развило особенно
широкую деятельность в правление дочери Густава Кристины.
Основанная под эгидой Жана Батиста Кольбера Малая Академия (при
Французской академии) занималась расшифровкой надписей, нанесённые
на куски старинного мрамора. Поначалу она состояла из 4 человек.
Помимо этого комиссии поручалось записывать сочинённые в честь
короля[14] легенды – ими надлежало сопровождать медали, живопись и
шпалеры при дворе. После смерти Кольбера комиссия пополнила свои
ряды и превратилась в Академию надписей и изящной словесности. В
1701г. ей была доверена инвентаризация и публикация всех римских
памятников, находящихся на территории Франции. Списки было поручено
составить художнику Миньяру.
Во Франции исходной точкой археологических изысканий стала
Нормандия (оттуда происходила вторая английская династия, поэтому
англичане начали изучали ещё и эту область Франции, что,
разумеется, не могло не задеть чувств французских археологов,
которые на тот момент значительно уступали британским; англичане на
протяжении всего XVIII века активно исследовали своё средневековое
наследие). Здесь как бы соревновались с работавшими по ту сторону
Ла-Манша английскими учёными. Граф Арсис де Комон [15] основал в
1823г. «Общество антикваров Нормандии», целью которого стало
изучение памятников этой провинции и ознакомление с ними публики.
Де Комон разработал схему развития основных этапов развития стилей
средневекового французского искусства. Убедившись в том, сколь
успешно работает созданное им в Нормандии общество, Арсис де Комон
решает организовать нечто подобное в национальном масштабе. 23 июля
1834г. он основал «Французское археологическое общество». С той
поры оно ежегодно проводит свои конгрессы в той или иной
французской провинции, намереваясь составить полный реестр всех
памятников Франции. В лоне этого общества закладывалась традиция
современной французской археологии.
Следует отметить, что инициативе де Комона предшествовала другая,
восходящая ещё к началу XIX века, но рассматривающая археологию
скорее как продолжение истории, а не как самостоятельную
дисциплину. Речь идёт о созданном в 1813 году «Обществе антикваров
Франции», берущее своё начало от бывшей Кельтской академии.
В 1834г. министр Гизо организовал комиссию, призванную составить
реестр памятников; в 1837г. за ней появилась Комиссия по
историческим памятникам. Ей было поручено выявлять и ставить на
особый учёт наиболее ценные памятники, дабы воспрепятствовать их
разрушению или реставрировать повреждённые. Из всех архитекторов
комиссия отдавала предпочтение Эжену Виолле-ле-Дюку.
В Англии, какие-либо нововведения в том, что касалось деятельности
общественных организаций, редко носили законодательно оформленный
характер; поэтому лишь в 1882г. был издан закон, санкционировавший
создание службы, аналогичной созданной на полвека раньше во Франции
Комиссии по историческим памятникам, – Закон о защите памятников
древности. Этому официальному акту предшествовало учреждение в
1877г. Общества защиты старинных зданий.
Формирование органов охраны памятников за рубежом[11].
202
0
3 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!