1. Железноокисные пигменты. Охры (железные краски натурального
происхождения) натурального происхождения состоят главным образом
из глинозёма и кремнезёма. Сами по себе эти вещества бесцветны, и
хромофором являются водные или безводные окислы железа, которые в
большей или меньшей степени находятся в них. При взаимодействии
железа с кислородом могут образоваться следующие типы
соединений:
· Закись (FeO) – железо II-валентно;
· Окись (Fe2O3) – железо III-валентно;
· Закись-окись (Fe3O4) – железо IV-валентно;
· Гидрат закиси (Fe(OH)2);
· Гидрат окиси (Fe(OH)3).
К земляным краскам относятся и умбры (см. Коричневые пигменты.)
близкие по составу к охрам. Они содержат кроме соединений железа
ещё и значительное количество соединений марганца. Также к
разновидностям охр относится и «зелёная земля» («зелёная охра»)
(см. Зелёные пигменты.). Своей окраской она обязана находящейся в
ней закиси железа.
Краски этой группы лишены чистоты цвета и характерны своим
землистым оттенком. Разнообразие тонов обязано происхождению и
условиями строения земной коры в местах их нахождения. Для всех них
характерны: светостойкость, безвредность, дешивзна. Применимы во
всех видах живописи.
· Охра жёлтая– природный пигмент, состоит из глинистых минералов, у
которых основным хромофором является Fe(OH)3 – гидроксид
трёхвалентного железа. Как правило, охры содержат примеси. По цвету
бывают от светло-жёлтых до золотисто-жёлтых. Цвет зависит от
количества Fe(OH)3: его может содержаться от 12% до 75%. Устойчивы
к свету, щелочам, слабым кислотам; низкая термоустойчивость. При
150°С изменяется, а при 250°С переходит в красно-коричневое
состояние. Образуют прочные соединения, хорошо кроют. Живопись
Феофана Грека в церкви Спаса на Ильине покраснела от пожара, так
как в других местах того же храма найдена живопись с «нормальным»
цветом охрений.
· Сиена – аналогична охрам, но имеет повышенное содержание Fe(OH)3:
от 45% до 75%. В отличие от охр, содержит SiO2 (песок) в
коллоидной, не кристаллической форме (H2SiO3, в этой форме от
реакционно способный). Благодаря содержанию SiO2 в коллоидной форме
он обладает лессирующей способностью. Также в сиене присутствует
MnO, который придаёт оттенок сиене. При нагреве переходит в
красно-коричневый пигмент – сиену жжёную. Щелочестоек. На масле
легко темнеет и сохнет очень медленно.
2. Свинцовые соединеня. Свинец даёт целый ряд красок белого,
жёлтого и красного цвета, состоящих из различных свинцовых окислов
и различных свинцовых солей: углекислых, хромовых, сурьмяных и
хлористых. Краскам этой группы присущи: большой удельный вес,
корпусность и плотность, большая или меньшая ядовитость,
способность чернеть от сернистых соединений, способность быстро
высыхать на масле и сушить другие, смешанные с ними краски.
· Массикот – глёт.
Окись свинца (PbO). Получается путём слабого
прокаливания свинцовых белил и плавлением металлического свинца при
доступе воздуха. Различие между массикотом и глётом только
физическое: массикот – аморфен, а глёт – кристалличен. При 500°С
массикот переходит в глёт. Имеет скромный жёлто-оранжевый цвет.
Главное значение массикота и глёта – служить материалом для варки
олифы и сиккативов.
3. Хромосвинцовые соединения. Жёлтые хромы принадлежат к ярким по
цвету светло-жёлтым краскам лимонного оттенка; оранжевые хромы
близки по тону оранжевому кадмию; красные хромы не уступают по
яркости киновари.
· Неаполитанская жёлтая – PbSbO3 – свинцовая соль сурьмяной
кислоты. Была известна ещё в XV веке под названием «giallolino».
Краска находилась поблизости от Везувия и была, следовательно,
вулканического происхождения. Имеет различные оттенки: от
светло-жёлтого до оранжевого, переходящего в розоватый. Ядовита.
Хорошо кроет с маслом. Действию сероводорода подвержена меньше
свинцовых белил. Светостойка.
4. Кадмиевые пигменты. В природе кадмий находится в цинковой руде
вместе с цинком, с которым у него похожие свойства. В чистом
Укрывист, высокостойки к свету, температуре, щелочам. Сернистые
соединения (CdS) находятся в природе в виде минерала гренокита. Он
тождественен тому, что применяется в живописи. Искусственные
сернистые соединения кадмия получены Меландри в 1829г. В
зависимости от примесей он может быть от лимонно-жёлтого до
оранжевого. Укрывисты, светостойки, температуро- и
щелочестойки.
· Жёлтый и оранжевый кадмии – разность оттенков объясняется
физическим составом: оттенки красок изменяются попутно с изменением
величины их зёрен, так как с изменением плотности вещества
преломляющая и поглощающая способности их в отношении к лучам света
также изменяются. Производится двумя способами: мокрым (растворы
солей кадмия осаждаются сероводородом) и сухим (прокаливание
соединений кадмия в тиглях с серой). При сухом способе получается
один «средний» оттенок жёлтой краски. Обладают средней кроющей
способностью, сохнут с ним медленно.
5. Остальные жёлтые пигменты.
· Аурипигмент (золотая краска) – сульфид мышьяка (As2S3). Цвет от
лимонно-жёлтого до оранжевого. В настоящее время его получают путём
синтеза (бывает и природный). Ядовит, не светостоек. В натуральном
виде получается обыкновенно в смеси с минералом реальгатом.
Используется в масляных, эмульсионных, клеевых красках. При смеси
со свинцовыми и медными пигментами смесь чернеет, т.к. аурипигмент
содержит серу. Известен с 315 года до н.э. Плиний описывает её под
названием auripigmentum. Применялась в живописи в средние века и в
эпоху Возрождения, о чем свидетельствуют Ченнино Ченнини и
Ван-Мандер.
· Шижгиль - растительная жёлтая из крушины. Использовалась русскими
художниками с XV века. Использовалась при письме ликов.
Жёлтые пигменты.
195
0
3 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!