В ноябре 1917г. была создана всероссийская коллегия по охране
памятников, которая имела свои отделения в Москве и Петрограде. В
1918г. был издан декрет о запрете вывоза за границу предметов
старины и искусства; тогда же – о реставрации памятников из частных
коллекций; тогда же – о признании художественных ценностей
достоянием. Таким образом, государство впервые брало под свою
охрану все художественное достояние.
В 1918г. при Наркомпросе была создана всероссийская комиссия по
раскрытию памятников искусства. Позже она стала называться
«Комиссия по делам реставрации». Директором был И.Э. Грабарь –
выдающийся художник, искусствовед, учёный. При комиссии были
созданы мастерские по реставрации живописи, архитектуры, предметов
ДПИ. В составе комиссии были известные теоретики и практики в
области реставрационного дела: А.И. Анисимов, П.Д. Барановский,
Г.О. Чириков, Е.И. Брянин, П.И. Юкин и др. Силами этих мастерских
проводились работы во Владимире, Угличе, Рязани, Москве, Новгороде,
Пскове, Казани, Самарканде. За первые три года было укреплено и
расчищено около 150м2 живописи.
В 1924г. комиссия была преобразована вЦентральные Государственные
Реставрационные Мастерские (ЦГРМ), которые стали единственным
производственным и научным центром в России. Директор – И.Э.
Грабарь. ЦГРМ имели свои филиалы. В ЦГРМ была создана
физико-химическая лаборатория, разработаны методы
рентгенографирования при послойной расчистке живописи. Грабарь
готовит методичку по раскрытию живописи.
В 1921г. была I Всероссийская Реставрационная конференция, где был
обобщён опыт предыдущих годов в реставрации и утверждены её
основные принципы. Грабарь писал, что «если раскрытие не вызывает
особых возражений, то на пути восстановления нас ожидают дебри, в
которых легко заблудиться. Именно в этом направлении были совершены
наибольшие вандализмы, причём нередко во всеоружии науки и с самыми
благими намерениями».
В эти годы проводилось много раскрытий памятников монументальной
живописи. Большинство было раскрыто в 20-30-е годы. Однако, в
результате раскрытия икон, многие записи, имеющие художественную
ценность, исчезли. Остались только фотографии и описания. Опыты по
расслоению были в фазе испытаний.
В 1934г. ЦГРМ закрывают. Секцию древнерусской живописи из ЦГРМ
переводят в Государственную Третьяковскую Галерею, которая
становится руководящим органом по делам реставрации. За ведущими
музеями закрепляются периферийные в целях руководства и
надзирательства.
В ГТГ происходит реорганизация: образуется 4 научных отдела.
Реставрационный отдел делится на два: реставрация древнерусской и
новейшей живописи. Организуются физико-химические лаборатории.
Методическое руководство отделом реставрации совершает ГАИМК
(Государственная Академия Истории Материальной Культуры (с 1926г.),
бывшая ИАК) и ИИТ (Институт Истории Технологий). Проводились
лабораторные исследования с помощью УФ, рентгена, химического
анализа материалов фресковой, темперной, масляной живописи.
Разрабатывались способы снятия покровных лаков и масляных
записей.
Сотрудниками отдела проводилась огромная работа по раскрытию
памятников живописи в Новгороде, Пскове, Москве и т.д. За три года
работы экспедиции в Новгороде (35-38гг) было раскрыто более 200м2
росписи церкви Спаса на Ковалёве (XIVв.). В церкви Рождества на
Кладбище было расчищено около 110м2.
Было раскрыто около 300м2
живописи XIVв. в церкви Спаса на Сковородке. Проводилась
реставрация росписей Рублёва в Успенском соборе.
В Киеве П.И. Юкин обнаружил и раскрыл 123м2 росписей XI века в
Софийском соборе. В 1939г. он снимал фрески из Троицкого собора
Макарьевского монастыря тверской области, который подлежал сносу
для строительства плотины.
Послевоенный период начинается с образования при Комитете по делам
искусства СССР ЦХРМа (Центральные Художественно-Реставрационные
Мастерские) в 1944г., которые в 1955г. передали под надзор
Министерства культуры СССР. В настоящее время это ВХНРЦ им. И.Э.
Грабаря (Всероссийский Художественный Научно-Реставрационный
Центр).
В 1958г. при МК СССР была созданаВЦНИЛКР (Всесоюзные Центральные
Научно-Исследовательские Лаборатории по Консервации и Реставрации).
В 1979г. ВЦНИЛКР были переименованы в ВНИИР. В составе было 16
подразделений по проблемам реставрации всех видов живописи, ДПИ,
скульптуры, графики, а также научно-исследовательские отделы
(физико-химические, биологические, климатологические). В настоящее
время это ГосНИИР.
И ВХНРЦ и ГосНИИР выпускают периодические издания.
Стоит также упомянуть о научно-реставрационных службах в ведущих
музеях (ГосЭрмитаж, Русский музей, ГТГ).
В СССР были созданы крупные научно-реставрационные и проектные
объединения: «Союз Реставрации», «Российская Реставрация» - в
которые входили проектные институты и реставрационные мастерские
(СПРМ – союзные проектно-реставрационные мастерские). В настоящее
время создано МОНРХПУ (Московскообластное Научно-Реставрационное
Художественно-Производственное Управление). В этих мастерских
сосредоточены основные кадры художников-реставраторов
монументальной живописи.
Особенностью реставрационной деятельности последней четверти XXв.
Было проведение регулярных всесоюзных конференций и совещаний по
различным вопросам реставрации. Например, в 1973г. в Киеве
состоялось совещание по реставрации монументальной живописи, где
были подведены итоги опытов применения синтетических материалов для
реставрации стенописи. Была подвергнута критике практика применения
желтка куриного яйца для укрепления стенописи из-за низкой
биостойкости материала. Были рассмотрены проблемы документирования
реставрационного процесса. В 1978г. в Новгороде состоялась
конференция по проблемам реставрации памятников монументальной
живописи, где рассматривался весь комплекс проблем от теории
реставрации до способов её экспонирования. В 1979г. в Тбилиси была
конференция на тему «Методы и принципы восполнения утрат и
копирования монументальной живописи».
Большое влияние на ход реставрационной деятельности оказала,
созданная в 1965г. при МК СССР, комиссия по аттестации
художников-реставраторов, которая прекратила свою деятельность в
90-е годы. По положению, разработанному этой комиссией,
предполагалось 4 квалификационные категории (3, 2, 1 и высшая). Для
аттестации нужно подать документы в виде отчётов (или музейные
паспорта) с приложениями в виде фотофиксации, картограмм и т. д. о
проведённой работе. В настоящее время, несмотря на заявления от
крупнейших музеев и реставрационных организаций, восстанавливать
комиссию отказываются. Так же в настоящее время федеральный совет
(Научно-Методический Совет при МК СССР), который в прошлом оказывал
большое влияние на методологию реставрационной деятельности,
практически не работает.
Реставрационная деятельность в СССР.
192
0
4 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!