1. Железноокисные пигменты. При взаимодействии железа с кислородом
могут образоваться следующие типы соединений:
· Закись (FeO) – железо II-валентно;
· Окись (Fe2O3) – железо III-валентно;
· Закись-окись (Fe3O4) – железо IV-валентно;
· Гидрат закиси (Fe(OH)2);
· Гидрат окиси (Fe(OH)3).
Катион Fe2+ очень слабый хромофор, а Fe3+ - очень сильный. Он
окрашивает в бурый и очень красный цвета. Совместное присутствие
Fe2+ и Fe3+ образует синий или сине-чёрный цвет. Этот комплекс
соединений вместе с наполнителями и примесями образует весь ряд
железноокисных пигментов.
Между химическим составом и цветом существует зависимость:
· Жёлтые - Fe(OH)3;
· Красные - Fe2O3;
· Чёрные - Fe3O4 (Fe2O3+ FeO);
· Коричневые - Fe2O3· Fe(OH)3.
Fe2O3 в природе встречается в виде минерала гематита или красного
железняка. Название дано от греческого "эма" - кровь, "эматитес" -
кровавый камень (Теофраст, 325 г. до н.э.). В природе образует
кристаллы и их сростки; зернистые, чешуйчатые и землистые агрегаты,
иногда натёчные, почковидные и болитовые. Цвет кристаллических
разновидностей: от стально-серого до чёрного;
скрыто-кристаллический гематит – от матово-красного до ярко
красного. Весьма широко распространённый минерал, встречающийся в
месторождениях самых разнообразных генетических типов и разных
горных породах. По строению и форме выделений различают несколько
разновидностей гематита, среди которых в качестве пигмента
применяются две: железная сметана и красный железняк. По содержанию
Fe2O3 природные пигменты делятся на мумии (20-70%) и сурики
(75-90%).
· Железный сурик (гематит) – содержит Fe2O3 (75-90%) и примеси
глинистых веществ и кварца. Получают из ряда железных руд (путём
прокаливания лимонитовой железной руды). Цвет от желтоватого до
коричневого. Некоторые руды дают пигменты большой чистоты
(петербургская красная, испанская красная, в них содержание Fe2O3
70-90%). Светостойки, химически стойки.
· Охра красная – Fe2O3. Древнерусское название – черлень. Это
прокалённая при 500-700°С жёлтая охра. Встречается и природная
красная охра (встречаются в вулканической почве и потому являются
охрами, обожжёнными самой природой). Множество залежей в России,
Италии. Прочны, светостойки, применимы во всех видах живописи. На
масле сохнут хорошо.
· Болюс – имел большую популярность в старину. Добывается в
различных местах и потому в своих составах различна. Одни
представляют собой водную кремниевожелезную соль, другие состоят из
глины из глины, окрашенной безводной окисью железа. Лучшим
считается армянский болюс, добываемы в Лемносе. В XVIII столетии
болюсы имели широкое применение при приготовлении красных грунтов.
В старину использовался для золочения.
· Сиена жжёная – бывает искусственная и природная. Содержание Fe2O3
от 35-75%. Лессировочна, так как содержит много примесей (см.
Жёлтые. Сиена). Прокаливая натуральную сиену при температуре 500—
650°С, можно получить жжёную сиену красно-коричневого цвета. Жжёная
сиена имеет глубокий красивый тон, большую кроющую силу и прочность
как в чистом виде, так и смесях.
· Мумия– делится на светлую, тёмную, обыкновенную, бокситную и
глинистую в зависимости от содержания Fe2O3 (20-35% - светлая,
35-70% - тёмная). Бокситные содержат большую примесь Al2O3.
Глинистая мумия - глина красного цвета, содержащая гематит (Fe2O3)
от 20%. Цвет от светло-красного до тёмно-коричневого. Укрывист,
интенсивен, светостоек, щелочестоек. Чаще всего мумия получается
путём отжига болотных руд, в результате чего гётит переходит в
гематит, и пигмент в зависимости от температуры обжига приобретает
различные оттенки красного цвета. Светлые колера требуют низкой
температуры, тёмные - высокой, при температуре красного каления
получают фиолетовый оттенок, который известен под названием
"капут-мортум". Месторождения железоокисной мумии встречаются реже,
чем месторождения мумии глинистой. Наиболее крупные из них:
Бечесын-Бермамытское в Ставропольском крае и Шилкинское в Читинской
области.
· Английская красная, капут-мортум, красный Ван-дик – имеется много
сортов красок этого вида с различными названиями. Лучшие из них
состоят почти из чистой безводной окиси железа, получающейся
искусственным путём, что достигается различными способами. Краски
этого вида имеют большой и средний удельный вес. Хорошо кроют,
применимы во всех видах живописи, сохнут хорошо.
· Багор- искусственная краска, состоящая из чистой окиси железа.
Багор - это термин, под которым (как в большинстве других случаев)
понимается тон краски, а отнюдь не конкретное вещество. "Риза
кресты багровы", "препоясан лествием с багровым". Багор применялся
в смеси с другими красками: "Риза багор с белилы", "исподнюю ризу
прописывай багром с празеленью". Багор употребляли для составления
сложных оттенков: "Деревья пиши зеленью, смешивая её с умброй и
багром". Его состав, как и санкиря, был самый разный. Получить
багор было можно, "смешав две части киновари с одной частью
чернил", "чернило с черленью и баканом" или же только "чернила и
бакан".
Есть и другие рекомендации относительно получения багра,
например, путём смешивания чернил с вапом. Очевидно, это была
составная краска красноватых тонов, получившая своё название от
слова "багряный".
2. Остальные красные пигменты.
· Киноварь – HgS (сернистая ртуть). Бывает природная и
искусственная. Натуральная киноварь носит название «горной
киновари»; имеет различные оттенки – от ярко-красного до
тёмно-красного. Перед употреблением в дело подвергается только
очистке и измельчению: чем тоньше размол киновари, тем ярче и
красивее её цвет, но, как отмечает Оствальд, при излишне тонком
помоле она потеряет часть своей яркости. Приготовление
искусственной киновари известно ещё с XIII века (большой вклад
внесли алхимики). Раньше производство происходило двумя способами
(сухим и мокрым), которые сводились к смешению ртути и серы. В
новом способе фабрикация киновари последняя получается не прямо из
серы и ртути, а из ртутных соединений и соединений серы. Под
влиянием света киноварь чернеет, переходя из кристаллической
сернистой ртути в аморфную того же состава. При нагревании до 100°С
киноварь почернеет, но при охлаждении вернёт свой цвет; при
нагревании до 400°С киноварь почернеет и не восстановится. Со
смолами киноварь чернеет очень быстро (это объясняется хорошей
проводимостью смолами солнечных лучей, которые и меняют строение
пигмента). Применяется во всех видах живописи (даже в фреске, где
также может чернеть при попадании света, но не так сильно, как в
масляной или клеевой живописи), сохнет медленно (на масле); мало
ядовита. Коэффициент преломление n=3.
· Сурик свинцовый– 2PbO·PbO2(Pb3O4). Лучший свинцовый сурик
получают из чистых свинцовых белил, которые при накаливании
переходят в массикот, а затем в сурик. В России использовался с XV
века. Цвет ярко-красно-оранжевый. Под действием света чернеет,
обращаясь в перекись свинца. Проба сурика на масле потеряла своей
цвет настолько, что от неё не осталось ни следа. Также теряет цвет
при в смесях со свинцовыми белилами. Щелочестоек, укрывист, ядовит,
подвержен влиянию сероводорода.
· Красный кадмий – впервые появился в 1912г. в России. Важнейшей
частью являются сернистый и селенистый кадмий, входящие в виде
химического соединения. Шпат, входящий в состав красок,
представляет собой белое основание. В виде порошка обладает меньшей
яркостью, чем со связующим. Призван был заменить киноварь благодаря
своей светопрочности. Обладают хорошей укрывистостью. (см.Жёлтые
пигменты.Кадмиевые пигменты.)
· Реальгар– древнерусское название – рожгиль. Природный пигмент
ярко-красного цвета (As2S2 или AsS. На свету разрушается,
превращается в порошок красно-жёлтого цвета. Встречается обычно
совместно с аурипигментом, реже - с киноварью и золотом. За
неимением естественного реальгара иногда на практике при нагревании
аурипигмента до температуры более 150°С получали красную
модификацию аурипигмента, близкую по цвету и составу к реальгару.
Но качество полученного таким путём пигмента было заметно хуже
природного реальгара, тем более, что красная модификация
аурипигмента менее устойчива к воздействию света и часто теряет
свой цвет, становясь вновь жёлтой. Известен с античности.
Использовался в стенописях на растительном клее, но использовался
редко.
· Бакан- (кошенилевый лак, кармин) - натуральная краска природного
происхождения. Изготавливается из кошенили с добавлением сандала.
Кошениль (в российском аналоге - черевец) - насекомое центральной
Америки. Из сушёных и толчёных насекомых получают порошок, а потом
обрабатывают раствором аммиака или карбоната натрия, а потом
фильтруют в растворе. Это и есть бакан. Позднее - кармин.
Карминовые краски известны в Европе с 16в. При росписи успенского
собора в Москве "посмертной росписи на пособорное письмо надобно
бакану веницейского - 4 фунту". Аналог - бакан обыкновенный -
применялся в России с 17в. Готовили из насекомого черевец.
Распространён на Украине. Непрочен, особенно в акварели.
· Крапп-лаки – интенсивные прозрачные лаки различных цветов. По
сведениям Плиния и Витрувия, в современном им Риме были уже знакомы
с приготовлением крапп-лаков, которые получали, окрашивая вытяжкой
мареновых растений глинистый мел. Крапп (или марена) получается из
корня растения красильной морены. Высушенный и измельчённый корень
превращается в порошок жёлто-красного цвета с характерным запахом.
Корень краппа содержит в своём составе целый ряд красильных начал,
важнейшими из которых являются руберитриновая кислота
(распадающаяся на ализарин и сахаристое вещество) и пурпурин.
(Пурпурин (менее прочен) даёт более нежно-розовые цвета, ализарин
(прочен) – более тёмные.) На свойствах ализарина давать с окислами
металлов нерастворимые окрашенные соединения и основано применение
краппа. Ализарин с окисью олова даёт красные лаки, с окисью железа
– фиолетовые лаки, с хромовыми солями – коричневые. Красочное
начало извлекается из корня посредством слабой серной кислоты,
осаждается углекислой содой. Нормальный крапп-лак красного цвета
представляет собой ализариновую соль алюминия и кальция.
Применяются во всех видах живописи. С маслом сохнут медленно,
некоторые из сортов прочны (зависит от свойств марены).
Красные пигменты.
214
0
6 минут
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!