1. Укрывистость – способность пигментов закрывать грунт так, чтобы
он не просвечивал. Так как она зависит от Δn связующего и пигмента,
ясно, что с одним связующим пигмент может быть кроющим, а с другим
– нет. Мел, растёртый с маслом, не просвечивает, так как Δn=0,07; а
если взять мел в водном растворе клея, то в сыром виде он будет
плохо крыть (т.к. Δn=0,2); при высыхании воды мел становится
укрывистым, т.к. Δn=0,6. Свинцовые и цинковые белила, стёртые на
масле, кроют хорошо, т.к. Δn=2 у обоих.
Укрывистость зависит от степени измельчения пигмента. Чем выше
дисперсность, тем выше укрывистость. Укрывистость определяют как
количество пигмента, которое необходимо, чтобы закрыть 1м2.
Измеряют в г/м2.
Белила свинцовые – 137; (большой удельный вес)
Белила цинковые – 100;
Белила титановые – 35;
Сурик – 20;
Охры – 60-90;
Киноварь – 110.
2. Интенсивность – способность пигмента при смешении влиять на цвет
смеси. Чем дисперснее пигмент, тем выше его интенсивность.
Интенсивность определяется по количеству разбеливающего вещества,
которое надо добавить, чтобы получить смесь определённого
оттенка.
3. Маслоемкость. Если к пигменту добавить связующее по каплям, то в
начале размешивания его присутствие будет мало заметно, но затем он
начнёт комковаться и, наконец, превратится в пасту. При этом каждый
пигмент будет способен вбирать определённое количество связующего.
Маслоемкость пигмента определяется количеством масла (связующего),
которое необходимо для получения однородной пасты из 100г
пигмента.
При повышении дисперсности частиц пигмента увеличивается общая
суммарная площадь поверхности. Связующее будет адсорбироваться на
поверхности этих частиц.
Соответственно, чем больше будет суммарная
площадь, тем больше будет израсходовано пигмента.
Маслоемкость некоторых пигментов (в г на 100г пигмента):
Свинцовый сурик – 8-15;
Киноварь – 10-20;
Цинковые белила – 15;
Охры – ≈35;
Сажа газовая – 165 (это связано с коллоидным размером частиц).
4. Дисперсность. Величина частиц влияет на многие показатели
красок.
5. Плотность пигментов. Различается в большой степени. У сажи
газовой ρ=2г/см3, а у свинцового сурика ρ=9г/см3. Очень тяжёлые
пигменты и очень лёгкие плохо смешиваются и легко
расслаиваются.
6. Антикоррозионные свойства – способность пигментов защищать
металлические поверхности от окисления. Это явление
электрохимического свойства. Есть пигменты, которые тормозят это
процесс (свинцовые белила, жжёный сурик, алюминиевая пудра), А сажа
газовая наоборот способствует процессу коррозии. В монументальной
живописи это можно «привязать» к левкасным гвоздям.
7. Светостойкость. Некоторые пигменты под действием света могут
изменять свой цвет. В большинстве случает они от этого темнеют, но
органические пигменты от света высветляются. Наиболее сильное
воздействие на них оказывает УФ-излучение.
Самым простым примером является потемнение киновари. Киноварь
состоит из частиц гексагональной[10] формы. Под действием света
киноварь может изменить свою форму на кубическую в результате чего,
она темнеет вплоть до чёрного. Витрувий предлагал наносить поверх
киновари слой воска, чтобы, по-видимому, отсечь УФ-лучи.
8. Меление. При разрушении плёнки связующего частицы пигмента могут
выпадать и пачкать поверхность. Этот процесс называется
меление.
9. Щелочестойкость.
10. Кислотостойкость.
11. Есть группа пигментов, которые неустойчивы к действию
углеводорода (H2S). Это пигменты, содержащие свинец или медь.
Некоторые физические свойства пигментов.
207
0
2 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!