Правовые системы на постсоветстком пространстве.
60
0
3 минуты
В результате трансформации, представляется возможным проведение
классификации правовых систем государств образовавшихся на
постсоветском пространстве на группы и объединения на основе
определенных критериев отражающих как логику их развития, так и
реалии окружающие их в современных условиях. На этой основе
теоретически целесообразно отнесение национальных правовых систем
постсоветских государств к нескольким обособленным группировкам. —
Евразийское объединение правовых систем ориентирующиеся на
романо-германское право — яркой исторической основой
самостоятельного формирования которого является "Русская правда",
судебник 1497 и 1550 г., Свод, "Права, за яким судиться
ма-лоросшський народ" и др., которые характеризуют тяготение права
в сторону нормативного закрепления в законе, что объединяет
правовые системы России, Украины, Молдовы, Беларуси и др. Данное
объединение правовых систем формируется на основе общности
правопонимания, господствующей правовой идеологии, структуры права,
так же системы его источников. Несмотря на доминирующую роль
Российского права данное объединение правовых систем предполагает с
одной стороны признание, равного статуса его членов, с другой
стороны отказ от ис-ключительности национальных традиций и
национальных особенностей правового развития. Географическое
положение стран входящих в Евразию на стыке двух цивилизаций —
восточной и западной в контексте современных тенденций развития
общества обуславливает взаимодействие и взаимопроникновение
цивилизационных элементов в том числе в правовой сфере как
результат диалога правовых культур. Данное объединение правовых
систем обладая общими и специфическими особенностями правового
развития активно заимствуют достижения основных правовых семей, в
частности рома-но-германского и общего права. — Объединение
правовых систем постсоветских государств с преобладающим
мусульманским населением ориентирующееся к евразийскому объединению
правовых систем, при внешнем заимствовании некоторых положений у
романо-германского права. Например, на сегодняшний день Узбекистан
имеет переходную правовую систему, трансформирующуюся от
социалистического к романо-германскому типу. В то же время ей
присущи отдельные черты, отражающие национальные узбекские и
общеисламские правовые традиции. Правосознание граждан этой страны
наполнено традициями, обычаями и моральными нормами,
унаследованными из прошлого, включая влияние шариата. Для
узбекского образа жизни характерны общинность и патернализм
государства. Коллективистские начала, коллективные интересы здесь
всегда превалировали над интересами частными, индивидуальными.
Поэтому рецепция Узбекистаном в 1990-е гг.
романо-германского
права, основанного на индивидуализме и частной инициативе, нередко
носит формальный, поверхностный характер. Многие декларированные
принципы не имеют никакой связи с действительностью 1)"Светский
исламизм", выбранный в качестве осповополлагаю-щего принципа
формирования всей политической системы государствами,
образовавшиеся на постсоветском пространстве с пре-обладающим
мусульманским населением предполагает разделение религиозной
идеологии, политики и экономики, а также означает приоритет
национального государственного элемента в соотношении коренного и
заимствованного. Законодательство этих государств гарантирует право
граждан на определение и выражение своего отношения к религии на
беспрепятственное исповедование религии и выполнение религиозных
обрядов. Приоритет ислама в религиозной жизни не является фактом
государственного права. Это — культурологический факт, вызванный
ориентациями абсолютного большинства населения — узбеков,
каракалпаков, казахов, таджиков, туркмен, татар 2)Принципы и нормы
мусульманского права скорее всего являются своеобразными критериями
духовно-нравственного состояния общества в силу определенных
геокультурных и исторических факторов, однако они не являются
определяющими для формирования структуры источников правовой
системы. К моменту вхождения в состав Российской империи в
Азербайджане, как и во всех мусульманских государствах, действовали
традиционные источники шариата. Кроме того, местные правители
издавали свои законы — фирманы. Сохранялось и обычное право.
Судебные функции, в основном, осуществляли духовные лица — кадии. В
дореволюционный период изменениям подверглись, главным образом,
отрасли публичного права; в сфере частного, особенно
семейно-брачного права, продолжали действовать традиционные
мусульманские и обычно-правовые нормы. — Объединение правовых
систем стран Балтии с тяготением к северной, скандинавской правовой
семье. Например, правовая система Латвии, как и другие страны
Балтии, двигается в направлении присоединения к скандинавской
правовой семьи, занимая в ней своеобразное место. Современная
правовая система Латвии сформировалась на протяжении последних 150
лет под влиянием самых различных правовых культур: главным образом
немецкой, дореволюционной русской, а также советской. Средневековое
право местного населения Прибалтики не ушло дальше обычного. Немцы
принесли с собой развитое право, создали законодательство,
опиравшееся на принципы старо-германского права, являющиеся
исторической основой скандинавского права. Эти законы действовали в
той или иной мере вплоть до XIX в. Немцы также кодифицировали
местное обычное право, приспособив его в качестве крестьянского.
Проведенная классификация может быть использована для рассмотрения
специфической характеристики правовых систем на постсоветском
пространстве.
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!