ФИЛОСОФИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Иркутск 2016
УДК 101 (075.1)
Рекомендовано к изданию редакционным советом ИрГУПС
Составитель:
Н.Ю. Куценко, к.ф.н., доцент кафедры «Философия и социальные науки»
Рецензенты: д. филос. н., профессор кафедры «Социология и социальная работа» ИрНИТУ Е.Н. Струк
Философия : учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям / сост. Н.Ю. Куценко. – Иркутск : ИрГУПС, 2016. – 91 с.
Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО). Даны общие рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, планы семинарских занятий, задания для проверки уровня компетенций, вопросы для подготовки к экзамену. Представлен список рекомендуемой литературы (основной и дополнительной), список первоисточников (литературы для самостоятельного прочтения), словарь ключевых терминов и именной указатель. Также выделены ключевые философские понятия и категории, обозначены примерные темы докладов.
Пособие предназначено для студентов 2 курса очной формы обучения направления подготовки 080100. 62 (38.03.01) «Экономика».
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие……………………………………………………………… | |
Общие рекомендации по подготовке к семинарским занятиям………. | |
Планы семинарских занятий…………………………………………….. | |
Семинар 1. Предмет философии………………………………………… | |
Семинар 2. Философия Древнего Востока…………………………….. | |
Семинар 3. Античная философия……………………………………….. | |
Семинар 4. Философия Средних веков и эпохи Возрождения……….. | |
Семинар 5.Философия Нового времени и эпохи французского Просвещения…………………………………………….. | |
Семинар 6. Немецкая классическая философия. Философия марксизма…………………………………………………… | |
Семинар 7. Современная западная философия………………………… | |
Семинар 8. Русская философия второй половины XIX – XX веков…………………………………………………………… | |
Семинар 9. Философское осмысление бытия…………………………... | |
Семинар 10. Диалектика как метод философии и учение о всеобщей связи и развитии явлений…………………………………... | |
Семинар 11. Сознание как философская проблема……………………. | |
Семинар 12. Теория познания…………………………………………… | |
Семинар 13. Научное познание, его формы и уровни…………………. | |
Семинар 14. Философская антропология………………………………. | |
Семинар 15. Человек в мире культуры…………………………………. | |
Семинар 16. Общество как объект философского исследования……... | |
Семинар 17. Философия истории……………………………………….. | |
Семинар 18. Будущее человечества: проблемы и перспективы современной цивилизации……………………………………………………… | |
Вопросы для подготовки к экзамену…………………………………… | |
Рекомендуемая литература……………………………………………… | |
Список рекомендуемых первоисточников (литература для самостоятельного прочтения)………………………… | |
Словарь ключевых терминов…………………………………………… | |
Именной указатель……………………………………………………….. |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Философия – школа любви к истине.
Н.А. Бердяев
Современное высшее образование, основанное на компетентностном подходе, направлено на формирование целостного мировоззрения студента, на развитие самостоятельности, ответственности за профессиональный и личностный рост. В рамках данного подхода учебная дисциплина «Философия» занимает одно из центральных мест при подготовке студента. Она вносит весомый вклад именно в формирование мировоззрения личности, способствует становлению его активной гражданской позиции. Философия может быть рассмотрена в качестве своего рода гуманитарной экспертизы разнообразных способов теоретической и практической самореализации человека.
Дисциплина «Философия» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла. Общая трудоемкость составляет 4 зачетные единицы (144 часа).
Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ОК – 1: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
ОК – 2: способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы.
Основной целью преподавания философии является формирование философской культуры мышления, способности самостоятельно и аргументированно оценивать действительность.
Реализация поставленной цели определяет задачи курса:
- ознакомление студентов с основными этапами развития философии, с важнейшими философскими школами и течениями;
- создание у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем;
- формирование и развитие философского мировоззрения и мироощущения;
- развитие способности к самостоятельному анализу фундаментальных философских проблем, оперированию философскими принципами, законами и категориями;
- развитие у слушателей способности к объективному анализу сложных процессов развития современного мира;
- развитие умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение профессиональных и мировоззренческих проблем.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ
К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
...Философия (поскольку она распространяется на все доступное
для человеческого познания) одна только отличает нас от дикарей
и варваров, и каждый народ тем более гражданствен и образован,
чем лучше в нем философствуют…
Рене Декарт
Успешное усвоение курса философии требует, кроме посещения лекционных занятий, систематической самостоятельной работы и активного участия студентов в работе семинара.
Основная цель семинарского занятия – формирование философской культуры мышления; развитие умения вести дискуссию; привитие навыков устного выступления. Семинар развивает творческую самостоятельность студентов, укрепляет их интерес к науке, научным исследованиям, помогает связывать научно-теоретические положения с жизнью. Кроме того, семинар является средством контроля над результатами самостоятельной работы студентов, своеобразной формой коллективного подведения ее итогов.
Именно участие в работе семинара позволяет студентам обсудить обозначенные заранее вопросы, сделать сообщение, выступить с докладом, то есть наилучшим образом проявить свою активность, умение вести диалог, дискутировать, быть терпимее и уважительнее к другому мнению, аргументированно излагать собственную позицию по тому или иному вопросу.
Для продуктивной работы на семинарских занятиях необходимо самостоятельное изучение первоисточников, рекомендуемой основной и дополнительной литературы, указанных Интернет-ресурсов. При выборе литературы следует ориентироваться на более новые издания, кроме того, подобранные источники должны отражать различные точки зрения на изучаемый вопрос, чтобы исключить одностороннее усвоение материала.
При подготовке к семинару необходимо внимательно ознакомиться с планом семинара, базовыми понятиями, темами докладов, а также заданиями, предложенными для проверки уровня компетенций. При этом подготовка к семинарским занятиям должна быть систематической.
Все задания, в том числе ответы на вопросы семинара (см. План занятия) оформляются в отдельной тетради; записи по вопросам должны быть грамотными, четкими и понятными. Кроме указанных в пособии источников при подготовке к семинару необходимо использовать конспекты лекций и периодические издания («Вопросы философии» и др.)
Подготовка доклада предполагает составление плана, подбор литературы (не менее пяти источников). При подготовке данной работы рекомендуется использовать не только учебники, но и (обязательно) хрестоматию, первоисточники, дополнительную литературу, указанную в планах, а также Интернет-ресурсы.
Участие в коллективном обсуждении доклада предполагает готовность студентов к занятию, знакомство с лекционным и учебным материалом по данной теме.
Начинается курс с раздела «Что такое философия?» (Семинар 1). Данная тема заслуживает особого внимания, поскольку лекция и семинарское занятие по теме формируют представление о философии: ее сути, условиях возникновения, значении и структуре. Затем первая половина семестра будет посвящена историко-философским вопросам, которые составляют раздел «История философии» (Семинары 2-8). Семинары данного раздела позволят студентам познакомиться с историей философии, проследить особенности ее развития с древности до наших дней. Знакомство с развитием философской мысли, а также способами ее выражения, характерными для различных философов, философских школ и направлений, необходимо для дальнейшего рассмотрения теоретических вопросов, составляющих суть философских учений.
Подготовка к семинарским занятиям по данному разделу включает в себя работу не только с учебниками и энциклопедиями, но и непосредственно с философским текстом. Приобщение к хрестоматийному материалу, содержащему отрывки из произведений, либо к самому произведению философа, наилучшим образом позволяет проникнуть в суть размышлений, проследить ход философских построений того или иного мыслителя, понять особенность философского мировоззрения. В этой связи рекомендуется конспектирование философских текстов. Оно необходимо для более полного освещения вопросов семинарского занятия и их дискуссионного обсуждения. Данный вид работы позволяет приобрести определенные навыки работы с философским текстом, которые необходимы также для работы над докладами.
После уяснения содержания философского мировоззрения, следует обратить внимание на существующие типы этого мировоззрения (материализм, идеализм и их разновидности; монизм, дуализм, плюрализм). В процессе знакомства с историей философии необходимо научиться ориентироваться в типах философского мировоззрения и уметь их выделять.
Вторая половина семестра будет посвящена теории философии. В соответствии с программой, семинарские занятия включают следующие разделы: «Проблема бытия» (Семинары 9-10), «Философия познания» (Семинары 11-12), «Научное познание» (Семинар 13), «Философия человека» (Семинары 14-15), «Социальная философия» (Семинары 16-18). В процессе работы над темами данных разделов следует овладеть категориально-понятийным аппаратом философии, обратить внимание на общетеоретические основы философии (принципы и законы диалектики), на существующие подходы к раскрытию философских вопросов.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
I. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
II. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Французского Просвещения
План занятия
1. Самоопределение и особенности философии Нового времени. Научная революция XVII века и формирование механистической картины мира.
2. Проблема метода познания в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм (Ф. Бэкон, Р. Декарт). Сенсуалистическая гносеология Т. Гоббса и Дж. Локка.
3. Проблема субстанции и движения в философии Нового времени. Дуалистическая метафизика Р. Декарта. Пантеистический монизм Б. Спинозы. Монадология Г. В. Лейбница.
4. Просвещенческий рационализм. Эпоха Просвещения как необходимый этап развития общества. Сущность просветительской идеологии и её предпосылки. Кант о сущности Просвещения.
5. Философия французского Просвещения: социально-философские взгляды Вольтера, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо; атеистический материализм Д. Дидро, К. Гельвеция, П. Гольбаха.
Базовые понятия
Агностицизм, атеизм, атрибут, дедукция, деизм, индукция, картезианство, метод, методическое сомнение, методология, механистическая картина мира, модус, монада, научная революция, опыт, Просвещение, рационализм, секуляризация, сенсуализм, скептицизм, солипсизм, субстанция, фундаментализм, эмпиризм.
Перечень тем докладов
1. «Знание – сила»: у истоков прагматизма.
2. Теория «идолов» познания Ф. Бэкона.
3. «Исповедь» Ж.-Ж. Руссо: соотношение науки и морали.
Задания для проверки уровня компетенций
1. «Для наук же следует ожидать добра только тогда, когда мы будем восходить по истинной лестнице, по непрерывным, а не прерывающимся ступеням — от частностей к меньшим аксиомам и затем к средним, одна выше другой, и, наконец, к самым общим. Ибо самые низшие аксиомы немногим отличаются от голого опыта. Высшие же и самые общие (какие у нас имеются) умозрительны и абстрактны, и в них нет ничего твердого. Средние же аксиомы истинны, тверды и жизненны, от них зависят человеческие дела и судьбы. А над ними, наконец, расположены наиболее общие аксиомы — не абстрактные, но правильно ограниченные этими средними аксиомами… Поэтому человеческому разуму надо придать не крылья, а, скорее, свинец и тяжести, чтобы они сдерживали всякий его прыжок и полет…»*
а) О каком методе познания идет речь?
б) Какие ступени должен пройти человек в процессе познания?
2. Французский философ XVII в. К. Гельвеций сравнивал процесс познания с судебным процессом: пять органов чувств — это пять свидетелей, только они могут дать истину. Его оппоненты, однако, возражали ему, заявляя, что он забыл судью.**
а) Что имели в виду оппоненты под судьей?
б) На какой гносеологической позиции стоит Гельвеций?
в) В чем достоинство такой позиции? В чем ее односторонность?
3. «Обратив, таким образом, все то, в чем, так или иначе, мы можем сомневаться, и даже предполагая все это ложным, мы легко допустим, что нет ни Бога, ни Неба, ни Земли и что даже у нас самих нет тела, — но мы все-таки не можем предположить, что мы не существуем, в то время как сомневаемся в исключительности всех этих вещей. Столь нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время, пока оно мыслит, что, невзирая на самые крайние предположения, мы не можем не верить, что заключение, «я мыслю, следовательно, я существую», истинно».
а) Кому из философов Нового времени принадлежит высказанная идея?
б) Какой исходный основной принцип познания заложен в ней?
в) Каков, соответственно этому принципу, путь познания?
г) Какой метод (сформулируйте его) обеспечит возможность пройти этот путь познания, постичь истину? В каких формах будет закреплено это знание?
4. «Никоим образом не может случиться, что общие утверждения, выводимые аргументацией, помогали открытию новых знаний, ибо тонкость природы во многом превосходит тонкость аргументации. Однако общие убеждения, выведенные с помощью абстракции внимательно и правильно из единичных фактов, во многом указывают и определяют путь ко многим единичным явлениям и ведут, таким образом, к действительной науке, следовательно, к истине».
а) Кому из философов Нового времени принадлежит высказанная идея?
б) Каков основной принцип такой философской ориентации?
в) Каков, соответственно этому принципу, путь познания?
г) Таким образом, какой метод (сформулируйте его) обеспечит возможность пройти этот путь познания, постичь истину, и в каких формах знания будет отражена истина?
5. Заполните таблицу.
Суть споров между рационалистами, эмпириками и иррационалистами | |||
Гносеологическая позиция | Представители | Плюсы | Минусы |
аргументов | |||
Эмпиризм | |||
Рационализм | |||
Иррационализм |
Дополнительная литература
1. Беляев В. А. Лейбниц и Спиноза. – СПб. : Наука, 2007. – 351 с.
2. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками: в 2 т. Т. 1: От Возрождения до Просвещения. – М. : Канон-Пресс-Ц, Терра-Книжный клуб, 2000. – 640 с.
3. Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. – М. : Либроком, 2009. – 373 с.
4. Длугач Т. Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескье, Руссо, Вольтер (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества). – М. :Эдиториал УРСС, 2006. – 252 с.
5. Дмитриев Т. А. Проблема методического сомнения в философии Р. Декарта. – М. : ИФ РАН, 2007. – 232 с.
6. Котенко В. П. История и философия классической науки. – М. : Академический проект, 2005. – 474 с.
7. Майоров Г. Г. Теоретические основания философии Г. В. Лейбница. – М. : КД Университет, 2007. – 312 с.
8. Мамардашвили М. К. Картезианские размышления // Мамардашвили М. К. Философские чтения. – СПб. : Азбука-классика, 2002. – С. 505–818.
9. Соколов В. В. Европейская философия XV – XVII веков. – М. : Высшая школа, 2003. – 400 с.
10. Соколов В. В. Философская доктрина Томаса Гоббса: Бытие, познание, человек и общество. – М. :Эдиториал УРСС, 2010. – 72 с.
11. Фишер К. История новой философии: Фрэнсис Бэкон. – М. : АСТ, Ермак, 2003. – 541 с.
12. Фишер К. История новой философии: Рене Декарт. – М. : АСТ, 2004. – 492 с.
13. Фишер К. История новой философии: Бенедикт Спиноза. – М. : АСТ, Транзиткнига, 2005. – 557 с.
14. Фишер К. История новой философии: Лейбниц. – М. : АСТ, Транзиткнига, 2005. – 734 с.
XIX – XX веков
План занятия
1. Основныеэтапы развития русской философии, особенности и общая характеристика.2. Западники (П. Я. Чаадаев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен и др.) и славянофилы (А. С. Хомяков, И. В. Кириевский и др.), их роль в развитии русской философии. Русская идея.
3. Социально-философские воззрения революционно-демократического (М. А. Бакунин, Н. Г. Чернышевский и др.) и либерального (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский) народничества.
4. Неославянофильство и почвенничество второй половины XIX века (Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, Ф. М. Достоевский).
5. Русская философия конца XIX – нач. XX века: русский марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин); религиозно-философские учения (Л. Н. Толстой, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев и др.). Русский космизм (Н. Ф. Федоров, В. И. Вернадский и др.)
Базовые понятия
Антроподицея, бессмертие, богоискательство, Всеединство, западничество, исихазм, исихия, историософия, космизм, мессианизм, народничество, ноосфера, панморализм, панславизм, пассионарность, пневматосфера, почвенничество, русская идея, космизм, славянофильство, соборность, софиология, София.
Перечень тем докладов
1. «Русский Ницше» или метафизика христианства В. В. Розанова.
2. Концепция творчества Н. А. Бердяева.
3. Историческая миссия человека в контексте русского космизма.
Задания для проверки уровня компетенций
1. Заполните таблицу (раздел «этапы» также заполните самостоятельно).
Основные этапы развития русской философии | |||
Этапы | Временные рамки | Актуальные проблемы | Представители |
2. Кому принадлежат следующие пессимистические строки: «Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы ни в чём не содействовали движению вперёд человеческого разума, а всё, что досталось нам от этого движения, мы исказили. Начиная с самых первых мгновений нашего социального существования, от нас не вышло ничего пригодного для общего блага людей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почве нашей родины, ни одна великая истина не была выдвинута из нашей среды»?
Прокомментируйте отрывок, исходя из философских взглядов автора.
3. В работе «Кризис западной философии» Вл. Соловьев писал: «Этот школьный характер остался и за новой философией, для которой невозможность иметь практическое значение вытекала прямо из ее задачи: определение общих основных начал сущего, вечной природы вещей и отношение ее к субъекту как познающему… Очевидно, что и задача эта, и результат ее разрешения имеют исключительно теоретический характер, заключая в себе те вопросы, которые ставятся субъектом, как только познающим… Но рядом с миром вечных и неизменных образов предметного бытия и познания существует другая, изменчивая действительность – субъективный мир хотения, деятельности и жизни человеческой. Рядом с теоретическим вопросом: что есть? Существует вопрос практический: что должно быть? То есть, чего мне хотелось, что делать, из-за чего жить?»
а) В чем, по мнению Вл. Соловьева, состоит заблуждение западной философии?
б) Чем, по его мнению, должна заниматься философия?
в) В чем отличие русской философии от западной, помимо указанного автором текста?
4. В.И. Вернадский верил в то, что природа, дойдя в человеке до разумной стадии, не может пойти вспять, а значит, наука и разум помогут человечеству рано или поздно решить все стоящие перед ним проблемы. Поэтому он уверенно заявлял: «Цивилизация «культурного человечества»… не может прерваться и уничтожиться». Однако нарастающая глобальная экологическая катастрофа, широкое использование науки для порабощения и уничтожения людей и природы говорят об обратном.
Согласны ли вы с мнением В.И. Вернадского? Обоснуйте свой ответ.
5. «Неравенство есть основа всякого космического строя и лада, есть оправдание самого существования человеческой личности и источник всякого творческого движения в мире. Всякое рождение света во тьме есть возникновение неравенства. Всякое творческое движение есть возникновение неравенства, возвышение, выделение качеств из бескачественной массы. Само богорождение есть извечное неравенство. От неравенства родился и мир, и космос. От неравенства родился и человек. Абсолютное равенство оставило бы бытие в нераскрытом состоянии, в безразличии, т. е. в небытии. Требование абсолютного равенства есть требование возврата к исходному хаотическому и темному состоянию, нивелированному и недифференцированному, это есть требование небытия. Революционное требование возврата к равенству в небытии родилось из нежелания нести жертвы и страдания, через которые идет путь к высшей жизни… Пафос равенства есть зависть к чужому бытию, неспособность к повышению собственного бытия вне взгляда на соседа. Неравенство же допускает утверждение бытия во всяком, независимо от другого».*
а) Почему Н.А. Бердяев видит источник «творческого движения в мире» именно в неравенстве?
б) Какими мотивами объясняет Н.А. Бердяев требование всеобщего равенства, отстаиваемое революционным путем?
Дополнительная литература
1. Алексеев П. В. Философы России ХIХ – ХХ столетий. Биографии, идеи, труды: энцикл. словарь. – М. : Академический проект, 2002. – 1152 с.
2. Алексеев П. В. Философы России начала XXI столетия. Биографии, идеи, труды: энцикл. словарь. – М. : РОССПЭН, 2009. – 695 с.
3. Антипин П. А., Дюранов А. А. Западная и русская философия второй половины XIX – XX веков: учеб. пособие для вузов. – СПб. : СПбГЛТА, 2003. – 48 с.
4. Зеньковский В. В. История русской философии. – М. : Академический проект, 2001. – 880 с.
5. История русской философии: учебник для вузов / под. ред. М. А. Маслина. – М. : КДУ, 2008. – 640 с.
6. Лосский Н.О. История русской философии. – СПб. : Трикста, Академический Проект, 2011. – 560 с.
7. Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 512 с.
8. Русская философия: Имена. Учения. Тексты: Сб. / сост. Н. В. Солнцев. – М. : Инфра-М, 2001. – 496 с.
9. Русская философия: Конец ХIХ – начало ХХ века: [Антология]: учеб. пособие для вузов. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1993. – 592 с.
10. Сапронов П. А. Русская философия: Проблема своеобразия и основные линии развития. – М. : Вектор, 2008. – 480 с.
11. Столович Л. Н. История русской философии. Очерки. – М. : Республика, 2005. – 496 с.
12. Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии. Ч. 1. – М. : РОССПЭН, 2008. – 592 с.
13. Щедрина Т. Г. Архив эпохи: Тематическое единство русской философии. – М. : РОССПЭН, 2008. – 392 с.
14. Яковенко Б. В. История русской философии. – М. : Республика, 2003. – 512 с.
III. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ
Семинар 9. Философское осмысление бытия
План занятия
1. Категория бытия в философии. Монистические, дуалистические, плюралистические концепции бытия.
2. Дух и материя. Материализм и идеализм. Структурная организация материального мира.
3. Движение как способ существования материи. Движение и покой.
4. Пространство и время, их свойства. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Понятие биологического и психологического пространства и времени.
5. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Самоорганизация и системность.
Базовые понятия
Абсолют, антропный принцип, бесконечность, бытие, виртуальная реальность, время, движение, детерминизм, дуализм, дух, идеализм, идеальное, индетерминизм, материализм, материя, метафизика, монизм, небытие, объективное, онтология, отражение, первоначало, плюрализм, покой, пространство, редукционизм, синергетика, система, структура, субстанция, субъективное, трансцендентное, холизм, элемент.
Перечень тем докладов
1. Современная научная картина мира.
2. Виртуальная реальность – что это такое?
3. Эволюция представлений о пространстве и времени.
Задания для проверки уровня компетенций
1. Заполните таблицу.
Философы и понимание ими проблемы бытия | ||
Философы | Основание бытия | Философская позиция |
Демокрит | ||
Платон | ||
Г.В.Ф. Гегель | ||
А. Шопенгауэр | ||
К. Маркс | ||
Дж. Беркли | ||
Н.А. Бердяев |
2. Материя, согласно определению В.И. Ленина, это «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».*
Прокомментируйте данное определение (с позиций какого философского направления дано определение, что значит «объективная реальность» и т.д.)
3. «Абсолютное, истинное, математическое время само по себе и по своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и называется длительностью… Абсолютное пространство по самой своей сущности, безотносительно к чему бы то ни было внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным»**.
Прокомментируйте данное высказывание.
а) С позиции какого типа мировоззрения возможен такой взгляд на формы бытия материи?
б) Возможны ли абсолютные пространство и время вне материи и движения?
4. Выберите верное философское определение. Обоснуйте свой выбор:
а) материализм — это признание того, что весь мир, все тела и предметы состоят из одинаковых частиц (атомов, электронов, протонов и т.д.);
б) материализм — это философское направление, утверждающее первичность природы, бытия и вторичность сознания;
в) материализм — это принцип жизни, заключающийся в признании примата материальных благ для жизни человека;
г) материализм — это практический, здравый взгляд на вещи, отказ от иллюзорных, далеких от жизни рассуждений.
5. Заполните таблицу.
Концепции пространства и времени | |||
Субстанциальная | Реляционная | ||
Суть | Представители | Суть | Представители |
Дополнительная литература
1. Владимиров Ю. С. Пространство-время: явные и скрытые размерности. – М. : Либроком, 2010. – 208 с.
2. Вонсовский С. В. Современная естественно-научная картина мира. – М. – Ижевск : НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», Институт компьютерных исследований, 2006. – 680 с.
3. Гайденко П. П. Время. Длительность. Вечность. – М. : Прогресс-Традиция, 2007. – 464 с.
4. Гартман Н. К основоположению онтологии. – СПб. : Наука, 2003. – 639 с.
5. Гейзенберг В. Избранные философские работы. – СПб. : Наука, 2006. – 576 с.
6. Гивишвили Г. В. Темная энергия и «сверхсильный» антропный принцип // Вопросы философии, 2008. – № 5. – С. 72–78.
7. Головко Н. В. Философские вопросы научных представлений о пространстве и времени. Концептуальное пространство-время и реальность. – Новосибирск : изд-во Новосиб. гос. ун-та, 2006. – 226 с.
8. Иванов А. В., Миронов В. В. Онтология и теория познания. – М. : Гардарики, 2005. – 447 с.
9. Клянин Н. В. Современная научная картина мира: учеб. пособие для вузов. – М. : Логос, 2007. – 264 с.
10. Лавджой А. Великая цепь бытия: История идеи. – М. : Идея-Пресс, 2001. – 320 с.
11. Онтология: Хрестоматия / сост. В. И. Плотников. – М. : Академический Проект, 2004. – 832 с.
12. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. – М. : Либроком, 2009. – 320 с.
13. Степин В. С. Философия науки: общие проблемы. – М. : Гардарики, 2006. – 384 с.
14. Уитрой Д. Д. Естественная философия времени. – М. : Эдиториал УРСС, 2010. – 400 с.
IV. ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ
V. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
VI. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА
VII. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Современной цивилизации
План занятия
1. Природа как объект философского и научного анализа. Природные (биологические, географические, демографические) предпосылки развития человеческого общества. Природа как естественная и искусственная среда обитания человека. Понятие биосферы и ноосферы.
2. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка и объект социально-философского познания. Альтернативы глобализации. Современные антиглобалистские движения.
3. Человечество в начале ХХІ века: проблемы и противоречия. Глобальные проблемы современности и основные подходы к их решению. Идея единства человека и природы.
4. Специфика духовной ситуации наших дней. Средства массовой информации как способ программирования потребностей и фактор формирования унифицированного человеческого материала.
5. Будущее человечества и перспективы развития мировой цивилизации. Духовно-экологическая цивилизация как идеал и цель развития общества.
Базовые понятия
Алармизм, антиутопия, биосфера, витализм, гилозоизм, глобализация, глобальные проблемы, демографические проблемы, духовно-экологическая цивилизация, коэволюция, научно-техническая революция, ноосфера, природа, социальный прогноз, футурология, экологические проблемы, экологический оптимизм, экологический императив, экологический пессимизм, экология, экоцид.
Перечень тем докладов
1. Возникновение жизни на Земле.
2. Современный экологический кризис: истоки и пути преодоления.
3. Сценарии будущего человечества.
Задания для проверки уровня компетенций
1. Дайте определение понятию «глобальные проблемы современности» и заполните таблицу.
Глобальные проблемы – … | |||
Группа глобальных проблем | Разновидности | Характеристика | Перспективы решения |
Интерсоциальные проблемы | |||
Проблемы взаимоотношения человека и природы | |||
Проблемы взаимоотношения человека и общества |
2. Сравните следующие два высказывания Н.А. Бердяева и ответьте на вопросы:
а) Что тревожит мыслителя, воспевшего человеческую свободу, позволившую создать мир машин?
б) Что значит «иррациональные последствия» рациональной деятельности человека? В чем их опасность?
в) Что делать человеку дальше? Как жить ему в созданном механическом мире, который существует по своим законам и несет человеку несвободу? Как остаться человеком?
«Техника есть обнаружение силы человека, его царственного положения в мире. Она свидетельствует о человеческом творчестве и изобретательности и должна быть призвана ценностью и благом». «В мире техники человек перестает жить прислоненным к земле, окруженным растениями и животными. Он живет в новой металлической действительности, дышит иным, отравленным воздухом. Машина убийственно действует на душу… Современные коллективы – не органические, а механические… Техника рационализирует человеческую жизнь, но рационализация эта имеет иррациональные последствия».
3. Сравните содержание понятий «социальная утопия», «пророчество» и «футурологический прогноз» и приведите соответствующие примеры.
4. Изложите Ваше представление о будущем общества и человека. Форма изложения по выбору студента: научная, трактат, литературно-художественная (стихи, эссе, рассказ и т.п.), рисунок.
Дополнительная литература
1. Акимов А. В. 2300 год: Глобальные проблемы и Россия. – М. : Восточный университет, 2008. – 256 с.
2. Арлычев А. Н. Социал-гуманистическое общество – будущее человечества. – М. : Либроком, 2009. – 104 с.
3. Бауман З. Текучая современность. – СПб. : Питер, 2008. – 240 с.
4. Бек У. Общество риска: на пути к другому модерну. – М. : Прогресс-Традиция, 2000. – 384 с.
5. Борийяр Ж. Общество потребления. – М. : Республика, 2008. – 288 с.
6. Валлерстайн И. После либерализма. – М. : Эдиториал УРСС, 2003. – 256 с.
7. Ермалавичюс Ю. Ю. Будущее человечества: научный анализ и прогноз. – М. : Корина-офсет, 2009. – 488 с.
8. Ильин В. В. Россия в системе мировых цивилизаций. – М. : КДУ, 2009. – 200 с.
9. Мунтян М. А., Урсул А. Д. Глобализация и устойчивое развитие: учеб. пособие. – М. : Ступени, 2003. – 304 с.
10. Попкова Н. В. Философская экология. – М. : Эдиториал УРСС, 2010. – 352 с.
11. Современные глобальные проблемы мировой политики: учеб. пособие для вузов / под ред. М. М. Лебедевой. – М. : Аспект Пресс, 2009. – 256 с.
12. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. – М. : Аспект Пресс, 2004. – 400с.
13. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М. : АСТ, 2003. – 603 с.
14. Чумаков А. Н. Метафизика глобализации. Культурно-цивилизационный контекст. – М. : Канон + Реабилитация, 2006. – 516 с.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Мировоззрение, его исторические типы: мифология, религия, философия.
2. Понятие, сущность и функции философии.
3. Методы философского познания.
4. Структура философского знания.
5. Основные философские школы Древней Индии. Философия буддизма.
6. Древнекитайская философия: даосизм, конфуцианство.
7. Формирование древнегреческой философии. Натурфилософские школы.
8. Философия Сократа.
9. Философские системы Платона и Аристотеля.
10. Эллинистические философские школы: киники, стоики, эпикурейцы, скептики.
11. Основные черты средневекового мировоззрения. Общая характеристика патристики и схоластики.
12. Философия эпохи Возрождения: гуманизм, натурфилософия и социально-философские концепции.