ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ
Учебно-методическое пособие
для студентов заочного отделения
Тамбов
Издательство ТГТУ
ББК Ю2я73
В24
Рецензент
Кандидат философских наук, доцент
Н.В. Медведев
Авторы-составители:
Г.Л. Терехова,
Г.М. Дробжева
В24
Введение в философию. История философских учений: Учебно-метод. пособие / Авт.-сост.:
Г.Л. Терехова, Г.М. Дробжева. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. 44 с.
Учебно-методическое пособие включает в себя изложение основополагающих принципов фи-
лософии, ее структуры, истории философских учений, хронологические таблицы, список рекомен-
дуемой литературы.
Предназначено для студентов всех специальностей заочного отделения, может быть использо-
вано и для студентов дневного отделения.
ББК Ю2я73
© Тамбовский государственный
технический университет
(ТГТУ), 2004
Учебное издание
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ
Учебно-методическое пособие
Авторы-составители:
ТереховаГрета Леоновна
ДробжеваГалина Михайловна
Редактор З.Г. Чернова
Компьютерное макетирование М.А. Филатовой
Подписано в печать 22.04.04
Формат 60 × 84 / 16. Бумага газетная. Печать офсетная.
Гарнитура Тimes New Roman. Объем: 2,56 усл. печ. л.; 2,6 уч.-изд. л.
Тираж 500 экз. С. 255
Издательско-полиграфический центр
Тамбовского государственного технического университета,
392000, Тамбов, Советская, 106, к. 14
Учебно-методическое пособие «Введение в философию. История философских учений» разработа-
но для того, чтобы помочь студентам в организации самостоятельной работы по овладению основами
философских знаний.
Пособие состоит из разделов, в которых изложены важнейшие проблемы и принципы философии,
ее структурные уровни. В этих разделах раскрываются смысл и содержание философских категорий,
даны определения самых значительных направлений, течений и школ в философии.
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ
1.1 МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО УРОВНИ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ
Мировоззрение является системой взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.
Говоря о природе мировоззрения, необходимо указать на потребность людей в понимании сущности и
характера своих взаимоотношений с мирозданием. Результатом духовного освоения многогранной ре-
альности является создание определенной системы взглядов на мир (т.е. мировоззрения). Субъектом
мировоззрения, т.е. ее носителем, может быть как отдельный индивид, так и целые социальные группы,
классы и общество в целом. Следовательно, мировоззрение – это вместе с тем и жизненные позиции,
программы поведения, действий людей. В нем в обобщенном виде представлены познавательные, цен-
ностные, поведенческие ориентиры и их взаимосвязи. Познавательные и ценностные нормы находятся
в сложном единстве и формируются благодаря напряженной духовно-практической работе, которая по-
могает получить целостность человеческого опыта.
Раскрывая зависимость мировоззрения при его формировании от определенных факторов, необхо-
димо учитывать естественно-природные и социально-культурные факторы.
В структуре мировоззрения можно выделить разные уровни, которые определяются различной
глубиной отражения мира. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений.
Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением и миросозерцанием. Здесь фиксируются
лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Само мироощущение может
быть оптимистическим или пессимистическим, стимулирующим людей к труду и творчеству, либо на-
оборот, направляющим их на замыкание в своем личном мире, на отделение от внешнего мира и актив-
ной предметной деятельности в нем.
Следующие по глубине уровня отражения – мировосприятие и миропредставление. Здесь создается
цельная картина, обозначающая взаимосвязь процессов и явлений. На этом уровне мировоззрение огра-
ничено чувственным опытом и слабо определяется рациональным мышлением. Только тогда, когда
происходит отражение окружающего мира посредством понятий, формируется мировоззрение, способ-
ное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Понятийное отражение – самый глу-
бинный уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием.
Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия.
Философия – это высший уровень и вид мировоззрения, теоретически оформленное, системно-
рациональное мировоззрение. Важно помнить, что разделение мировоззрения на части весьма условно,
так как все его компоненты находятся в тесной взаимной связи.
Философия является самым поздним в историческом плане видом мировоззрения, возникшим после
мифологии, религии и, конечно, обыденного мировоззрения. Формирование обыденного сознания требо-
вало выхода за его рамки и дополнения более широкими картинами и схемами природных явлений. Ве-
роятно, таким образом складывалась мифологическая форма мировоззрения, для которой характерны:
антропоморфность (гр. аnthropos – человек + morphe – форма) – рассмотрение явлений приро-
ды по аналогии с человеком; им приписывались все те свойства, которые были у человека, например,
ощущения, желания, ненависть, любовь и т.п.;
дескриптивность (англ. descriptive – описательный) – стремление к объяснению событий, явле-
ний в форме описательного рассказа, сказания, легенды; среди действующих фигур – герои и боги в ви-
де особых людей (например, мифы о Зевсе, Гере, Меркурии и др.);
синкретизм (гр. synkretismos – соединение, объединение) – слитность, нерасчлененность объек-
тивного и субъективного миров, что объясняется антропоморфностью, пронизывающей все стороны
этой формы мировоззрения;
связь с магией, что свойственно более зрелому первобытнообщинному сознанию и выражается в
действиях колдунов, шаманов и других людей, вооруженных начатками научных знаний о теле челове-
ка, о животных, растениях.
Религиозная форма мировоззрения основана на мифологическом мировоззрении с его развитым
представлением о комплексе богов. В отличие от мифологии, религия акцентирует воображение и фан-
тазию на сверхприродном, духовном. На первый план выдвигается психологическая установка – вера в
Бога, в возможность человека установить связь с Абсолютом, достичь подлинных нравственных (боже-
ственных) ценностей и обеспечить свое бессмертие. Одной из существенных предпосылок становления
религии было постепенное развитие мышления человека, когда общие понятия («человек», «мир» и др.)
обретают в сознании самостоятельное бытие, способность к отрыву от своих реальных истоков и к на-
делению их самостоятельным существованием. Наиболее распространенными или, как принято их на-
зывать, «мировыми» религиями явились буддизм (IV – V вв. до н.э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.).
Главная черта всех религий – вера в сверхъестественное, сверхприродное.
И, наконец, самый поздний тип мировоззрения – философия. Она возникает на более высоком
уровне общественно-экономического и культурного развития общества. Ее зарождение как специфиче-
ской формы духовной деятельности было связано с такой предпосылкой, как великий культурный пере-
ворот в Древней Греции в VII – V вв. до н.э. Появляется новое – теоретико-познавательное – отношение
между человеком и миром, которое оформляется в рамках предмета мировоззрения.
Существует и так называемая натуралистическая форма мировоззрения, главной особенностью ко-
торой является решение общемировоззренческих вопросов с позиции понятий, принципов и законов от-
дельных конкретных наук (например, концепция тепловой смерти Вселенной Клаузиуса и Томсона).
В отличие от натуралистической формы, философия в решении мировоззренческих проблем опира-
лась на обобщение данных всей науки, всего человеческого опыта познания мира, включая и обыден-
ный.
В заключение можно указать на то, что все содержание философии пронизано любовью к мудрости,
бескорыстному к ней (греч. Phileo – люблю и sofia – мудрость). Мудрость – ее начало и конец, если во-
обще можно говорить о «конце» мудрости. И хотя стержень философии – мудрость, ведущим началом в
философии выступает рационалистически-умозрительная ее сторона.
1.2
Основные философские проблемы
Реальность философских проблем определяется их спецификой. Во-первых, это предельно
общий характер проблем. Предельная широта философских проблем и понятий связана с их фун-
даментальностью для общего понимания мира, жизни, отношения человека к миру («что такое
субстанция?», «что такое причинность?» и т.п.). Во-вторых, это вечность проблем, их инвари-
антность (вопросы: «что такое смысл жизни?», «в чем заключается счастье?» и т.п. поставле-
ны в древнейшие времена, но остаются актуальными и сегодня).
Основной вопрос философии – это вопрос об отношении материи и сознания. Он является основ-
ным потому, что без него не может быть никакого философствования, никакой подлинной философии.
В зависимости от его решения формулируются две главные, принципиально разные всеобщие ориента-
ции в мире: материализм и идеализм. От центрального вопроса расходятся несколько групп проблем,
соответствующих структуре философского знания: антропологические (экзистенциальные, касающиеся
проблемы подлинного существования человека), гносеологические (теоретико-познавательные), аксио-
логические (ценностные), праксиологические (духовно-практические) и онтологические (природно-
космические, в которых рассматриваются различные аспекты бытия). Эти группы проблем нередко пе-
ресекаются и взаимодополняют друг друга, например, в проблеме сознания. Все философские пробле-
мы, сколь бы «удалены» они ни были от центральной проблемы философии, конкретизируют ее и со-
действуют осуществлению интеграции всех проблем философии в единую целостность.
Экзистенциальные проблемы неразрывно связаны с существованием человека, с его духовной по-
требностью в осмыслении мира и своего отношения к нему. Для индивида весь мир оказывается раско-
лотым на две части: на мое «я» и остальное «не-я», включая природу, общество и других людей. Чело-
века волнуют проблемы смысла жизни, счастья, возможности личного бессмертия и т.д., поэтому фило-
софия антропоцентрична.
Развитие общественных, гуманитарных наук также рождает большое количество философско-
мировоззренческих проблем. Они связаны с социальным бытием человека, с осмыслением этого бытия
и человеческой деятельности. Таковы проблемы соотношения духовного и материального в жизни об-
щества, наличия или отсутствия нравственного прогресса, проблемы добра и зла, социальной справед-
ливости. Потребности эстетического, художественного освоения мира также порождают много про-
блем; центральной из них выступает проблема прекрасного, которая является предметом исследования
эстетики.
Широким источником философских проблем является естествознание и научно-технический про-
гресс. В науках о природе коренятся, в конечном счете, проблемы первоосновы мира, бесконечности
(или конечности) пространства и времени, проблемы субъектно-объектных отношений при познании
микромира и т.п.
1.3 ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ
Специфика каждой философской системы заключается в том, что она строится на определенных
принципах, представляет собой тот или иной способ философствования. Принцип (лат. рrincipium) есть
исходное положение любой теории, учения; философские принципы являются не только способом по-
стижения реальности в рамках философии, но общей методологией для частных наук.
По основным базовым принципам философские учения разделяются на материализм и идеализм.
Решая основной вопрос философии, материализм придерживается принципа первичности материи по
отношению к духовному. Идеализм за первооснову бытия принимает духовный компонент.
Становление философских знаний должно рассматриваться и в сочетании с другими принципами и
способами, например, диалектикой. Диалектика рассматривается как принцип развития, которое
осуществляется благодаря противоречиям в самой сущности предмета и во многих философских кон-
цепциях считается основным методом познания.
В рамках материалистических и идеалистических воззрений используются разные принципы и спо-
собы исследований, благодаря чему формируются разновидности материализма и идеализма: идеализм
объективный и субъективный, материализм метафизический, механистический, диалектический и др.
Можно отметить также принципы сенсуализма и эмпиризма, которые имеют большое значение в фор-
мировании материалистических концепций. В рамках идеалистических систем, как правило, формиро-
вались такие принципы, как рационализм, иррационализм, панлогизм. Согласно идеалистическому
рационализму, основу всего сущего составляет разум. Одним из его важнейших направлений является
панлогизм (от греч. Pan – все и logos – разум), по которому все действительное есть воплощение разума,
а законы бытия определяются законами логики (Гегель). Иррационализм (от лат. irrationalis – неразум-
ный, бессознательный) состоит в отрицании возможности разумного и логического познания дейст-
вительности. Основной вид познания есть вера, инстинкт, откровение, а само бытие рассматривается
как иррациональное (А. Бергсон, М. Хайдеггер и др.).
С вопросом о первоначалах бытия связанно разделение на монизм, дуализм и плюрализм. Монизм
(от греч. Monos – один, единственный) – философский принцип, согласно которому мир имеет одно на-
чало. Понятно, что монизм может быть двух видов: материалистический и идеалистический.
Дуа-
лизм (от лат. dualis – двойственный) – философское учение, утверждающее равноправие двух начал:
материального и духовного (напр. в философии Декарта). Плюрализм (от лат. рluralis – множественный)
– предполагает несколько или множество оснований (например земля, воздух, вода и огонь у древних
мыслителей).
К вопросу о первоначалах всего сущего примыкает вопрос о познаваемости мира или о тождестве
мышления и бытия. При его решении возникли такие позиции, как агностицизм, скептицизм и гносео-
логический оптимизм (позиция, придерживающаяся принципа познаваемости мира).
Согласно агностицизму (от греч. аgnostos – непознаваемый), мир принципиально непознаваем (Про-
тагор, Кант). Отрицательный ответ на этот вопрос давали представители скептицизма, которые отри-
цали возможность достоверного знания (М. Монтень, П. Бейль и др.).
Метафизика выступает как методологический принцип, противоположный принципу развития,
принципу диалектики, игнорирующий всеобщую связь вещей и отрицающий идею самопознания мате-
рии.
Можно привести такие принципы, как гуманизм, расцветший в эпоху Возрождения и ставившийся в
центр мировоззрения человека, достижение достойных условий его существования и развития, а также
свободомыслие, как принцип мышления, признание права разума на свободное критическое исследование
окружающего мира, выдвинутый в ХVII в., и др.
1.4 СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
Структура философского знания определяется проблемным полем философии. Она представ-
ляет собой круг специфических разделов, которые были и создаются в ходе развития самой фило-
софской мысли.
Онтология
Термин «онтология» означает учение о бытии (от греч. ontos – сущее и logos – учение). Понятие
«бытие» в философии (при любой его трактовке) является центральным, исходным в осмыслении мира.
При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Здесь затрагиваются проблемы
бытия и небытия, бытия материального и идеального, бытия природы, общества и человека.
Можно выделить следующие формы бытия:
базирующиеся на предметном бытии: материальные предметы, относящиеся к природе, и мате-
риальные ценности, созданные человеком;
идеальное бытие (мир психического, мир духовно-социо-культурного);
по атрибутам материи (пространство и время, напр., это «пространственное бытие» и «вре-
менное бытие»);
по формам движения материи (механическое, физическое, химическое, биологическое и соци-
альное бытие);
по структурным уровням организации материи (молекулярное, популяционное бытие);
общественное бытие, под которым чаще всего понимают способ производства, взаимодейст-
вующий с общественным сознанием (моралью, искусством, наукой, религией, философией).
Гносеология
Термин «гносеология» происходит от греческих слов gnosis-знание и logos – учение, понятие и оз-
начает «учение о знании». И хотя сам термин «теория познания» введен в философию сравнительно не-
давно шотландским философом Дж. Феррером (в 1854 г.), учение о познании стало разрабатываться со
времен Гераклита, Платона, Аристотеля. Гносеология разрабатывалась и в средние века, и в Новое вре-
мя (И. Кант, Гегель), особенно остро встала эта проблема в ХХ-ом столетии (С.Л. Франк, Н. Гартман, Л.
Витгенштейн и др.).
Исторически сложились два направления в гносеологии: агностицизм и гносеологический опти-
мизм. Первое направление утверждает, что сущность объектов (материальных и духовных) непозна-
ваема
(Протагор,
Д. Юм, И. Кант, А. Пуанкаре и др.). Для гносеологического оптимизма характерна вера в познавае-
мость не только явлений, но и сущности объектов (Демокрит, Платон, Аристотель, Н. Кузанский, Р.
Декарт,
Г.В.Ф. Гегель, Ж.-П. Сартр и др.).
Основные вопросы, разбираемые в гносеологии: взаимосвязь субъектно-объектных отношений в по-
знании; чувственное и рациональное в познании; проблема истины; уровни познания (эмпирический и
теоретический); специфика философского знания по сравнению с научным; проблема метода познания
и др.
Философская антропология
Проблема человека является одной из самых важных для всей философии. Она приобретает
особую актуальность в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает во-
прос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества.
Принцип историзма позволит проследить путь возникновения проблем, связанных с человеком. Это
воззрения античных философов о человеке, где он рассматривался как микрокосм, подчиненный выс-
шему
нача-
лу – судьбе. В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в ко-
тором изначально неразрывно и противоречиво связаны два начала: душа и тело, а также человек и Бог.
В философии Нового времени отмечена прежде всего духовная сущность человека, его способность к
познанию. В XIX – начале XX столетия произошло гипертрофирование духовного начала посредством
сведения его в одних случаях к рациональному началу, в других – к иррациональному. Со временем че-
ловек становится в центр философского знания, от которого идут нити, связывающие его через общест-
во со всей необъятной Вселенной.
Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности, анализ конкретно-
исторических форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бы-
тия.
Основные проблемы, рассматриваемые в философии человека: природное, социальное и духовное
как факторы развития человека; проблема сущности и существования; смысл жизни как интегральная
характеристика человеческого бытия; человек и Вселенная; сознательное и бессознательное в человеке;
индивид и личность и др.
1.4.4
Аксиология
Аксиология – это философское учение о ценностях и их природе (от греч. аxios – ценность и logos –
учение). Она непосредственно связана с проблемами общества и личности. В античной, а затем и сред-
невековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики вклю-
чались в его понятие. Основными вопросами теории ценностей были: что есть благо? что есть справед-
ливость? (Сократ, Платон). Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Но-
вое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход
к рассмотрению предметов и явлений как ценностей. Для Канта «ценности» – цели, стоящие перед че-
ловеком. Гегель особое внимание уделяет различению ценностей экономических и духовных. В наше
время появилось множество аксиологических концепций, отражающих ценностные установки совре-
менного мира (для В. Виндельбанда и Г. Риккерта ценности являются не реальностью, а идеалом; М.
Вебер особо подчеркивал роль этических и религиозных ценностей в развитии общества).
Можно выделить следующие группы ценностей:
по содержанию – экономические, политические, социальные и духовные;
по субъекту – субъективно–личностные, формирующиеся в процессе воспитания, образования и
накопления жизненного опыта индивида, и надындивидуальные – групповые, национальные, классо-
вые, общечеловеческие, являющиеся результатом развития общества и культуры;
по их роли в жизни человека и человечества – утилитарные (жилище, питание и т.д.) и духов-
ные. Утилитарные ценности определяют цели деятельности, духовные – ее смысл.
Необходимо отметить, что ценности не возникают неизвестно откуда и не вкладываются в человека
извне. Весь жизненный опыт человека и система его знаний непосредственно влияют на характер его
ценностей.
Социальная философия
В узком смысле «социальное» обозначает существование особой области общественных явле-
ний, составляющих содержание так называемой социальной сферы жизни общества. В социальной
философии решается круг проблем, затрагивающий соответствующие интересы людей: проблемы
их социального положения, жизненного уровня, образования и т.д.
В широком смысле понятие «социальное» употребляется в значении «общественное» и обозначает
все происходящее в обществе в отличие от происходящего в природе.
В социальной философии понятие «социальное» употребляется как в широком, так и в узком смыс-
ле. Она изучает общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, а также законы его функциони-
рования и развития. Социальная философия рассматривает и объясняет различные общественные явле-
ния и процессы на макроуровне, т.е. на уровне всего общества как саморазвивающейся и самовоспроиз-
водящейся системы.
Основные проблемы социальной философии: взаимодействия между собой различных обществ;
практическая деятельность людей и их общественные отношения; взаимодействие объективных и субъ-
ективных сторон деятельности и общественных отношений людей; объективные потребности и интере-
сы общества и отдельной личности; мотивы и цели деятельности, присущие человеческому сознанию в
данном обществе и др.
Все вышеназванные явления находятся в диалектическом взаимодействии.
Заслуживают внимания социально-философские воззрения представителей немецкой классической
философии (Кант, Гегель), французских философов Конта и Дюркгейма, других представителей идеа-
листической социальной философии, в том числе неокантианства, современного позитивизма, экзи-
стенциализма и др. Фундаментальное значение имеют высказанные Кантом и Гегелем идеи об объек-
тивной основе развития общества. Кант видел такую основу в объективно существующем мире умопо-
стигаемых сущностей – «вещей в себе», Гегель – в саморазвитии Абсолютной идеи.
Материализм представляет развитие общества как противоречивый естественно-исторический про-
цесс, развивающийся по своим объективным законам.
1.4.6
История философии
Несмотря на то, что каждый раздел философии имеет свои истоки в истории философии, сама исто-
рия философии оформляется в отдельную область философского знания. История философии – это
особая развивающаяся система, в качестве элементов которой выступают самые разнообразные кон-
кретные философские концепции. Они возникают и диалектично (т.е. включая и отрицание друг друга)
связываются спецификой ее проблемного поля: постановкой и решением наиболее общих, фундамен-
тальных проблем и выявлением предельных взаимоотношений, существующих между миром и челове-
ком.
Конечно, следует обратить внимание и на то, что это деление в известной мере носит условный ха-
рактер. Философия всегда реализуется как единство двух сторон – истории и теории. Разрыв этих сто-
рон или их абсолютизация приводят к искажению самого предмета философии. Подчинение реального
историко-философского процесса этим абсолютизированным схемам ведет к искажению изложения ис-
тории философии.
Историко-философский процесс: исходные понятия и движущие силы
Историко-философский процесс характеризуется существованием множества философских учений,
школ, течений и направлений. Первичной исходной единицей историко-философского процесса являет-
ся философское учение того или иного мыслителя. Философское учение – это система определенных,
логически связанных друг с другом воззрений. Философские школы – это совокупность философских
учений, объединенных какими-либо идейными базовыми принципами. Совокупность модификаций од-
них и тех же принципов, развиваемых различными, нередко конкурирующими школами, принято назы-
вать течениями. Наиболее крупные и значительные образования в историко-философском процессе
именуются философскими направлениями. Философское направление представляет собой совокупность
философских течений (а следовательно, учений и школ), которые при всем расхождении друг с другом
отстаивают некоторые общие, имеющие принципиальное значение, положения (материализм и идеа-
лизм, эмпиризм и рационализм и др.).
Движущей силой историко-философского процесса является столкновение философских подходов,
борьба идей, принципов и личностей. При этом, с развитием историко-философского процесса меняется
предмет философского размышления и способ разрешения философских проблем.
2
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ
2.1 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
СКОЕ ЗНАНИЕ».
2 Второй крупный период развития русской философии начинается с XVIII в. и связан с рефор-
мами Петра Великого. Первыми пропагандистами научного знания и философии Нового времени на Ру-
си были Феофан Прокопович, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов (заложил основы материалистической
традиции), А.Н. Радищев (провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а в каче-
стве основного стержня светской общественной мысли).
3 Русская философия XIX в. (до возникновения философских систем 70-х годов); в этот период
начинается самостоятельное философское творчество, представленное П.Я. Чаадаевым (центральное
место в его философии занимает проблема человека и философия истории), славянофилами – А.С. Хо-
мяковым (утверждение православия как вечного начала), И.В. Киреевским, Ю.Ф. Самариным, И.С. Ак-
саковым и др.; западниками, ориентировавшимися на западноевропейскую цивилизацию (А.И. Герцен,
Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин и др.).
4 Русская философия конца XIX – начала ХХ вв.; этот этап связан с возникновением философских
систем
(Н.Ф.
Федоров,
Вл.С.
Соловьев,
Н.О. Лосский, Б.Н. Чичерин и др.). Характерными особенностями периода являются антропоцентризм и
гуманизм, религиозный характер философии, а также космизм (теологический в лице Н.Ф. Федорова,
Вл.С. Соловьева, П.А. Флоренского и естественнонаучный, представленный К.Э. Циолковским, В.И.
Вернадским).
5 Большое значение в развитии русской философии имел период, который часто называют духов-
ным ренессансом начала ХХ в. Из многочисленных представителей можно отметить В.В. Розанова, С.Н.
Булгакова, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, П.А. Флоанского, С.Н. Трубецкого, А.Ф. Лосева и других. Этих
философов волновали проблемы экзистенциального порядка, проблемы творчества, бытие Бога, «рус-
ская идея», проблемы социального устройства и другие.
В заключение следует отметить, что русская философия сравнительно молода, она впитала в себя
лучшие философские традиции и школы европейской и мировой философии. Вместе с тем она, несо-
мненно, самобытна и обладает неповторимым обаянием.
2.9 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
Существуют различные точки зрения по поводу развития современной философской мысли. Со-
гласно первой, основными моделями современного философского мышления являются позитивизм,
марксизм, неотомизм, экзистенциализм и другие. Возникнув на рубеже XIX – XX вв., они до сих пор
имеют единое проблемное поле и общечеловеческую ценность, так как исследуют проблемы человече-
ского бытия и его смысла. Позитивизм рассматривает традиционную проблему соотношения чувствен-
ного и рационального в познании, и новые проблемы – проблему факта, веры, познания и творчества,
логики познания и др. Позитивизм сегодня представлен «критическим рационализмом» К. Поппера,
теорией «научных революций» Т. Куна, концепцией «эпистемологического анархизма» П. Фейерабенда,
теориями структурализма, концепциями герменевтики и др. Неотомизм продолжил христианскую тра-
дицию в русле католицизма. Современный неотомизм претерпел существенные изменения: в нем поя-
вились концепции аналитической философии религии, эпистемология религии, философско-
антропологические концепции и др. Экзистенциализм возник как учение о поиске человеком подлинно-
го существования и обратил к изучению современных проблем человеческого бытия, культуры, иссле-
дованию переживаний субъекта, его внутреннего мира (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Ка-
мю). Марксизм выступает в разных концепциях – от догматического до творческого, вбирающего в себя
синтез различных мировоззренческих ориентаций.
Существует другая точка зрения, согласно которой в современной философии, в отличие от класси-
ческой, на первый план выходят различия, общефилософский стержень разрушается, происходит выде-
ление и локализация отдельных философских проблем. Они-то и оформляются в отдельные философ-
ские направления.
Все это создает определенную сложность в понимании и изложении историко-философского мате-
риала, так как резко увеличивается само количество философских концепций и даже простое их пере-
числение довольно затруднительно. Авторы последней точки зрения предлагают рассматривать основ-
ные направления современной философии сквозь призму сциентизма и антисциентизма.
Сциентизм проявляется как мировоззренческая установка на то, что научное знание есть наивыс-
шая культурная ценность, с которой должны соизмерять свое содержание все иные формы духовного бы-
тия (неокантианство в лице Г. Когена, феноменология Э. Гуссерля, неопозитивизм Л. Витгенштейна, Р.
Карнапа и др., прагматизм, представленный Ч. Пирсом).
Антисциентизм – социокультурная ориентация, основанная на широкой критике науки как соци-
ального института и как формы постижения мира. В нем наука рассматривается как «демон, выпущен-
ный из бутылки», угрожающий существованию самой человеческой цивилизации. В качестве альтерна-
тивы науке, научному познанию, а в некоторых случаях вообще рациональному взгляду на мир выдви-
гаются различного рода вненаучные или внерациональные (иррациональные) способы постижения бы-
тия. Классическим выражением антисциентизма в философии выступает экзистенциализм (М. Хайдег-
гер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр и др.), а также творчество таких мыслителей XIX в., как А. Шопенгауэр, Ф.
Ницше,
А. Бергсон и др. Их взгляды были направлены против принципа антропологического рационализма, а
теоретические исследования подвергли анализу роль и значение психических процессов, не осознаю-
щихся человеком.
Серьезный вклад в развитие вышеупомянутой проблемы был внесен психоанализом, представлен-
ным:
теорией бессознательного З. Фрейда, утвердившего бессознательное как важнейший фактор че-
ловеческого измерения и существования;
теорией «коллективного бессознательного» К.-Г. Юнга, где коллективное бессознательное яв-
ляется отражением опыта предшествующих поколений;
социологизированием бессознательного в концепции А. Адлера;
«экзистенциальной дихотомией» Э. Фромма.
Современный микропсихоанализ вышел на уровень рассмотрения таких философских категорий,
как «пустота» и «попытка», связывая психическое бессознательное человека с космической пустотой