План занятия
1. Основные направления философии XIX–XX века и их особенности: рационализм и иррационализм, сциентизм и антисциентизм.
2. Развитие классических философских традиций: а) неокантианство (В. Виндельбанд, Г. Риккерт); б) позитивизм (О. Конт) и его исторические формы: эмпириокритицизм (Э.Мах и др.), неопозитивизм (Л. Витгенштейн и др.); в) неотомизм (Ж. Маритен и др.)
3. Иррационализм в философии XIX–XX веков: «философия жизни» (В. Дильтей, Ф. Ницше), экзистенциализм (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр); психоанализ (З. Фрейд, К. Г. Юнг).
4. Феноменология (Э. Гуссерль), философская герменевтика (Х.-Г. Гадамер), структурализм (К. Леви-Стросс, М. Фуко), прагматизм (Ч. Пирс).
5. Социально-философские концепции XIX–XX века: франкфуртская школа (Т. Адорно, Г. Маркузе), теории «информационного общества» (Д. Белл), «локальных цивилизаций» (А. Тойнби), стадий роста (У. Ростоу).
Базовые понятия
Абсурд, аналитическая философия, антисциентизм, архетип, бессознательное, верификация, волюнтаризм, воля к жизни, воля к власти, герменевтика, интерсубъективность, интертекстуальность, коллективное бессознательное, либидо, мистицизм, модернизм, неопозитивизм, неотомизм, неофрейдизм, парадигма, переоценка ценностей, персонализм, пессимизм, позитивизм, постмодернизм, постпозитивизм, прагматизм, предсознательное, психоанализ, сверхчеловек, структурализм, сциентизм, сублимация, феноменология, фальсификация, фрейдизм, экзистенциализм, экзистенция, эмпириокритицизм.
Перечень тем докладов
1. Метафизика воли А. Шопенгауэра.
2. Генеалогия морали Ф.Ницше.
3. Проблема абсурда в философии А. Камю.
4. Экзистенциализм Ж.-П. Сартра: свобода, ответственность, гуманизм.
Задания для проверки уровня компетенций
1. Заполните таблицу.
Основные направления современной западной философии | ||
Направления | Основные идеи; понятия | Представители |
Позитивизм | ||
Неопозитивизм | ||
Постпозитивизм | ||
Герменевтика | ||
Феноменология | ||
Философия жизни | ||
Психоанализ | ||
Экзистенциализм |
2. «Новалис говорит в одном фрагменте: «Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома…» Что это значит? Не только здесь и там, и не просто на каждом месте, на всех подряд, но быть дома повсюду значит: всегда и, главное, в целом. Это «в целом» и это целое мы называем миром. Мы существуем, и пока мы существуем, мы всегда ожидаем чего-то. Нас всегда зовет нечто, как целое. Это целое и есть мир…» (Хайдеггер М.).
а) Что есть, по Хайдеггеру, бытие?
б) Что является предметом философии: бытие само по себе как целостный мир или существование человека в мире?
в) Что означает для человека «быть повсюду дома»?
3. В книге «Бытие и ничто» Жан-Поль Сартр утверждает: «Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что мы умрем». Сравните это суждение с высказыванием выдающегося физика Э. Шредингера: «Откуда я произошел и куда направляюсь? Таков великий существенный вопрос, одинаковый для всех нас. У науки нет никакого ответа на этот вопрос».*
а) Что объединяет Ж.-П. Сартра и Э. Шредингера?
б) Как ответить на поставленные Э. Шредингером вопросы с философских позиций?
4. «В XVIII веке атеизм философов ликвидировал понятие Бога, но не идею о том, что сущность предшествовала существованию… Если даже Бога нет, то есть, по крайней мере, одно бытие, у которого существование предшествует сущности, бытие, которое существует прежде, чем его можно определить каким-нибудь понятием, и этим бытием является человек. Что это означает, «существование предшествует сущности?» Это означает, что человек сначала существует, появляется в мире и только потом он определяется… Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам».**
а) Каков смысл экзистенциального принципа: существование человека предшествует его сущности?
б) В чем прав и в чем ошибается Сартр? Каково ваше мнение о выводе Сартра: человек делает себя сам?
5. «Человек — единственное существо, которое отказывается быть тем, что оно есть. Проблема в том, чтобы знать, не может ли такой отказ привести лишь к уничтожению других и самого себя, должен ли всякий бунт завершиться оправданием всеобщего убийства или, напротив, не претендуя на невозможную безвинность, он поможет выявить суть рассудочной невинности…»***
а) В какой мере в бунте отражается природа человеческого бытия?
б) В какой мере существование человека определяется его бунтом?
Дополнительная литература
1. Антипин Н. А., Дюранов А. А. Западная и русская философия второй половины XIX–XX веков: учеб. пособие. – СПб. : СПбГЛТА, 2003. – 48 с.
2. Гранье Ж. Ницше. – М. : АСТ, Астрель, 2005. – 158 с.
3. Декомб В. Современная французская философия. – М. : Весь Мир, 2000. – 337 с.
4. Ильин И. П. Постмодернизм: словарь терминов. – М. : ИНИОН РАН (отдел литературоведения) – INTRADA, 2001. – 384 с.
5. Лейбин В. М. Постклассический психоанализ: энциклопедия. – М. : АСТ, 2009. – 1023 с.
6. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. – СПб. : Алетейя, 1998. – 160 с.
7. Мареев С.Н. Философия XX века [Текст] / С. Н. Мареев, Е. В. Мареева, В. Г. Арсланов. – М. : Академический проект, 2001. – 464 с.
8. Никоненко С. В. Аналитическая философия: основные концепции. – СПБ. : изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. – 546 с.
9. Пассмор Д. Современные философы. – М. : Идея-Пресс, 2002. – 192 с.
10. Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. – М. : Академический проект, 2008. – 695 с.
11. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М. : Республика, 2000. – 639 с.
12. Современная западная философия. Энциклопедический словарь / под ред. О. Хеффе, B. C. Малахова, В. П. Филатова при участии Т. А. Дмитриева. Ин-т философии. М. : Культурная революция, 2009. – 392 с.
13. Фокина Н. И., Кириллова В. И. Современная западная философия. Вторая половина XIX – XX в. – М. : Проспект, 2009. – 336 с.
14. Шишков И. З. Современная западная философия. Очерки истории. – М. : ЛКИ, 2008. – 336 с.
Семинар 8. Русская философия второй половины
XIX – XX веков
План занятия
1. Основныеэтапы развития русской философии, особенности и общая характеристика.2. Западники (П. Я. Чаадаев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен и др.) и славянофилы (А. С. Хомяков, И. В. Кириевский и др.), их роль в развитии русской философии. Русская идея.
3. Социально-философские воззрения революционно-демократического (М. А. Бакунин, Н. Г. Чернышевский и др.) и либерального (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский) народничества.
4. Неославянофильство и почвенничество второй половины XIX века (Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, Ф. М. Достоевский).
5. Русская философия конца XIX – нач. XX века: русский марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин); религиозно-философские учения (Л. Н. Толстой, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев и др.). Русский космизм (Н. Ф. Федоров, В. И. Вернадский и др.)
Базовые понятия
Антроподицея, бессмертие, богоискательство, Всеединство, западничество, исихазм, исихия, историософия, космизм, мессианизм, народничество, ноосфера, панморализм, панславизм, пассионарность, пневматосфера, почвенничество, русская идея, космизм, славянофильство, соборность, софиология, София.
Перечень тем докладов
1. «Русский Ницше» или метафизика христианства В. В. Розанова.
2. Концепция творчества Н. А. Бердяева.
3. Историческая миссия человека в контексте русского космизма.
Задания для проверки уровня компетенций
1. Заполните таблицу (раздел «этапы» также заполните самостоятельно).
Основные этапы развития русской философии | |||
Этапы | Временные рамки | Актуальные проблемы | Представители |
2. Кому принадлежат следующие пессимистические строки: «Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы ни в чём не содействовали движению вперёд человеческого разума, а всё, что досталось нам от этого движения, мы исказили. Начиная с самых первых мгновений нашего социального существования, от нас не вышло ничего пригодного для общего блага людей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почве нашей родины, ни одна великая истина не была выдвинута из нашей среды»?
Прокомментируйте отрывок, исходя из философских взглядов автора.
3. В работе «Кризис западной философии» Вл. Соловьев писал: «Этот школьный характер остался и за новой философией, для которой невозможность иметь практическое значение вытекала прямо из ее задачи: определение общих основных начал сущего, вечной природы вещей и отношение ее к субъекту как познающему… Очевидно, что и задача эта, и результат ее разрешения имеют исключительно теоретический характер, заключая в себе те вопросы, которые ставятся субъектом, как только познающим… Но рядом с миром вечных и неизменных образов предметного бытия и познания существует другая, изменчивая действительность – субъективный мир хотения, деятельности и жизни человеческой. Рядом с теоретическим вопросом: что есть? Существует вопрос практический: что должно быть? То есть, чего мне хотелось, что делать, из-за чего жить?»
а) В чем, по мнению Вл. Соловьева, состоит заблуждение западной философии?
б) Чем, по его мнению, должна заниматься философия?
в) В чем отличие русской философии от западной, помимо указанного автором текста?
4. В.И. Вернадский верил в то, что природа, дойдя в человеке до разумной стадии, не может пойти вспять, а значит, наука и разум помогут человечеству рано или поздно решить все стоящие перед ним проблемы. Поэтому он уверенно заявлял: «Цивилизация «культурного человечества»… не может прерваться и уничтожиться». Однако нарастающая глобальная экологическая катастрофа, широкое использование науки для порабощения и уничтожения людей и природы говорят об обратном.
Согласны ли вы с мнением В.И. Вернадского? Обоснуйте свой ответ.
5. «Неравенство есть основа всякого космического строя и лада, есть оправдание самого существования человеческой личности и источник всякого творческого движения в мире. Всякое рождение света во тьме есть возникновение неравенства. Всякое творческое движение есть возникновение неравенства, возвышение, выделение качеств из бескачественной массы. Само богорождение есть извечное неравенство. От неравенства родился и мир, и космос. От неравенства родился и человек. Абсолютное равенство оставило бы бытие в нераскрытом состоянии, в безразличии, т. е. в небытии. Требование абсолютного равенства есть требование возврата к исходному хаотическому и темному состоянию, нивелированному и недифференцированному, это есть требование небытия. Революционное требование возврата к равенству в небытии родилось из нежелания нести жертвы и страдания, через которые идет путь к высшей жизни… Пафос равенства есть зависть к чужому бытию, неспособность к повышению собственного бытия вне взгляда на соседа. Неравенство же допускает утверждение бытия во всяком, независимо от другого».*
а) Почему Н.А. Бердяев видит источник «творческого движения в мире» именно в неравенстве?
б) Какими мотивами объясняет Н.А. Бердяев требование всеобщего равенства, отстаиваемое революционным путем?
Дополнительная литература
1. Алексеев П. В. Философы России ХIХ – ХХ столетий. Биографии, идеи, труды: энцикл. словарь. – М. : Академический проект, 2002. – 1152 с.
2. Алексеев П. В. Философы России начала XXI столетия. Биографии, идеи, труды: энцикл. словарь. – М. : РОССПЭН, 2009. – 695 с.
3. Антипин П. А., Дюранов А. А. Западная и русская философия второй половины XIX – XX веков: учеб. пособие для вузов. – СПб. : СПбГЛТА, 2003. – 48 с.
4. Зеньковский В. В. История русской философии. – М. : Академический проект, 2001. – 880 с.
5. История русской философии: учебник для вузов / под. ред. М. А. Маслина. – М. : КДУ, 2008. – 640 с.
6. Лосский Н.О. История русской философии. – СПб. : Трикста, Академический Проект, 2011. – 560 с.
7. Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 512 с.
8. Русская философия: Имена. Учения. Тексты: Сб. / сост. Н. В. Солнцев. – М. : Инфра-М, 2001. – 496 с.
9. Русская философия: Конец ХIХ – начало ХХ века: [Антология]: учеб. пособие для вузов. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1993. – 592 с.
10. Сапронов П. А. Русская философия: Проблема своеобразия и основные линии развития. – М. : Вектор, 2008. – 480 с.
11. Столович Л. Н. История русской философии. Очерки. – М. : Республика, 2005. – 496 с.
12. Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии. Ч. 1. – М. : РОССПЭН, 2008. – 592 с.
13. Щедрина Т. Г. Архив эпохи: Тематическое единство русской философии. – М. : РОССПЭН, 2008. – 392 с.
14. Яковенко Б. В. История русской философии. – М. : Республика, 2003. – 512 с.
III. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ
Семинар 9. Философское осмысление бытия
План занятия
1. Категория бытия в философии. Монистические, дуалистические, плюралистические концепции бытия.
2. Дух и материя. Материализм и идеализм. Структурная организация материального мира.
3. Движение как способ существования материи. Движение и покой.
4. Пространство и время, их свойства. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Понятие биологического и психологического пространства и времени.
5. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Самоорганизация и системность.
Базовые понятия
Абсолют, антропный принцип, бесконечность, бытие, виртуальная реальность, время, движение, детерминизм, дуализм, дух, идеализм, идеальное, индетерминизм, материализм, материя, метафизика, монизм, небытие, объективное, онтология, отражение, первоначало, плюрализм, покой, пространство, редукционизм, синергетика, система, структура, субстанция, субъективное, трансцендентное, холизм, элемент.
Перечень тем докладов
1. Современная научная картина мира.
2. Виртуальная реальность – что это такое?
3. Эволюция представлений о пространстве и времени.
Задания для проверки уровня компетенций
1. Заполните таблицу.
Философы и понимание ими проблемы бытия | ||
Философы | Основание бытия | Философская позиция |
Демокрит | ||
Платон | ||
Г.В.Ф. Гегель | ||
А. Шопенгауэр | ||
К. Маркс | ||
Дж. Беркли | ||
Н.А. Бердяев |
2. Материя, согласно определению В.И. Ленина, это «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».*
Прокомментируйте данное определение (с позиций какого философского направления дано определение, что значит «объективная реальность» и т.д.)
3. «Абсолютное, истинное, математическое время само по себе и по своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и называется длительностью… Абсолютное пространство по самой своей сущности, безотносительно к чему бы то ни было внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным»**.
Прокомментируйте данное высказывание.
а) С позиции какого типа мировоззрения возможен такой взгляд на формы бытия материи?
б) Возможны ли абсолютные пространство и время вне материи и движения?
4. Выберите верное философское определение. Обоснуйте свой выбор:
а) материализм — это признание того, что весь мир, все тела и предметы состоят из одинаковых частиц (атомов, электронов, протонов и т.д.);
б) материализм — это философское направление, утверждающее первичность природы, бытия и вторичность сознания;
в) материализм — это принцип жизни, заключающийся в признании примата материальных благ для жизни человека;
г) материализм — это практический, здравый взгляд на вещи, отказ от иллюзорных, далеких от жизни рассуждений.
5. Заполните таблицу.
Концепции пространства и времени | |||
Субстанциальная | Реляционная | ||
Суть | Представители | Суть | Представители |
Дополнительная литература
1. Владимиров Ю. С. Пространство-время: явные и скрытые размерности. – М. : Либроком, 2010. – 208 с.
2. Вонсовский С. В. Современная естественно-научная картина мира. – М. – Ижевск : НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», Институт компьютерных исследований, 2006. – 680 с.
3. Гайденко П. П. Время. Длительность. Вечность. – М. : Прогресс-Традиция, 2007. – 464 с.
4. Гартман Н. К основоположению онтологии. – СПб. : Наука, 2003. – 639 с.
5. Гейзенберг В. Избранные философские работы. – СПб. : Наука, 2006. – 576 с.
6. Гивишвили Г. В. Темная энергия и «сверхсильный» антропный принцип // Вопросы философии, 2008. – № 5. – С. 72–78.
7. Головко Н. В. Философские вопросы научных представлений о пространстве и времени. Концептуальное пространство-время и реальность. – Новосибирск : изд-во Новосиб. гос. ун-та, 2006. – 226 с.
8. Иванов А. В., Миронов В. В. Онтология и теория познания. – М. : Гардарики, 2005. – 447 с.
9. Клянин Н. В. Современная научная картина мира: учеб. пособие для вузов. – М. : Логос, 2007. – 264 с.
10. Лавджой А. Великая цепь бытия: История идеи. – М. : Идея-Пресс, 2001. – 320 с.
11. Онтология: Хрестоматия / сост. В. И. Плотников. – М. : Академический Проект, 2004. – 832 с.
12. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. – М. : Либроком, 2009. – 320 с.
13. Степин В. С. Философия науки: общие проблемы. – М. : Гардарики, 2006. – 384 с.
14. Уитрой Д. Д. Естественная философия времени. – М. : Эдиториал УРСС, 2010. – 400 с.