Но все время исследователи сталкиваются с огромными трудностями в познании сущности, определении границ феномена культуры. Учитывая все сложности, современная наука пришла к необходимости выделения конкретных аспектов культуры как общественного явления:
- генетический– культура предстает как продукт общества;
- гносеологический(познавательный) – культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей.
- гуманистический - культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих способностей.
- нормативный - культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире.
- социологический - культура выражается как деятельность исторически конкретного объекта (общества, класса, социальной группы, человека), а также как состояние и развитие того или иного способа производства.
Итак, в понятии «культура» существует три тесно взаимосвязанных элемента:
это все то, что создано человеком и противоположно понятию «натура», т.е. всему тому, что существовало в природе само по себе. В этом плане следует различать материальную, духовную, социальную культуру;
культура как одна из сфер жизнедеятельности общества;
культура как мера или степень развитости тех или иных отношений.
Содержание культуры составляют исторически обусловленные формы отношений человека к природе, обществу и самому себе. Существуют различные типы культур (это разновидности культуры, которые объединены какими-либо чертами по определенному признаку или группе признаков. Тип культуры отражает определенный, исторически конкретный стадиальный уровень развития производства и адекватной ему тип личности).
Культура имеет:
-коммуникационную природу (культура есть форма общения между людьми).
- символическую природу (социальное общение базируется на языке, знаках, символах: знаки – слова, рисунки, вещи – служат средством передачи смысла; культура – совокупность текстов, унаследованных символов).
Можно выделить: 1) результаты культурной деятельности (произведения литературы, живописи и т.п.); 2) дух культуры (менталитет); 3) коммуникативный слой культуры (нормы общения, институты образования, воспитания и т.п.); 4) основу культуры (язык, психологический склад нации, принятая в обществе символика).
Субъекты культуры: 1) личность (культура личности); 2) социальная группа (молодежная культура и т.п.); 3) социальные организации (культура предприятия, профессиональная трудовая культура); 4) социальные институты (культура воспитания, экономическая, правовая культура, научная, светская, религиозная, нравственная культура и т.п.); 5) классы (пролетарская культура, буржуазная культура); 6) этносы (национальная культура, русская культура и т.п.); 7) региональные сообщества (культура Запада и Востока); 8) человечество в целом (общечеловеческая культура).
Компоненты культуры: 1) средства и орудия труда; 2) язык; 3) религия; 4) этика, нравственность; 5) социальное устройство; 6) нормы, законы; 7) искусство; 8) наука; 9) философия; 10) техника и предметы быта.
Основные функции культуры:
человекотворческая или гуманистическая;
преобразовательная(освоение и преобразование окружающей действительности является фундаментальной потребностью человека. Здесь идет процесс эстетического и утилитарного начала);
коммуникативная (коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Основными каналами коммуникации является зрительный, речевой, осязательный);.
познавательная (потребность в этой функции вытекает из стремления любой культуры создать картину мира. );
нормативная (регулятивная) (обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов);
защитная (необходима для поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Расширение сфер человеческой деятельности неизбежно влечет за собой появления все новых опасностей, что требует от культуры создания адекватных механизмов защиты (медицина, органы общественного порядка, технические и технологические достижения и др.);
семиотическая (знаковая) - без изучения знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно (язык литературный, устный, письменный, специфические языки для познания особого мира музыки, живописи, естественных наук);
аксиологическая (ценностная)отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека опрнднлнееые ценностные потребности и ориентации.
адаптивная(культура обеспечивает адаптацию (приспособление, прилаживание) человека к окружающей среде;
Культурология как наука изучает наиболее важные законы возникновения, функционирования и развития культуры, которые не менее объективны и строги, чем другие законы (экономические, например), однако значительно менее изучаемые и понятые нами.
2. Законы развития культуры, которые определяет и научно анализирует культурология - это объективно существующие, повторяющиеся, ведущие связи явлений или этапов в этой сфере общества. Каковы же эти законы:
- закон единства и разнообразия культуры. Он гласит, что культура является совокупным коллективным достоянием всего человечества, она воплощает в себе родовое свойство человека и человечества, все культуры всех народов внутренне едины и одновременно самобытны, уникальны. Каждый народ, обладающий собственной культурой, вносит самостоятельный и оригинальный вклад в общую сокровищницу культурных достижений человечества. Многообразие и единство культур народов, населяющих планету, является объективной реальностью.
- закон преемственности в развитии культуры. Он является важнейшим в содержании формирующейся науки культурологии. Культура - это прежде всего исторически унаследованный опыт поколений. Там, где нет преемственности в развитии культуры, там нет и самой культуры, потому что в этом случае каждое новое поколение должно было бы всякий раз начинать изобретать каменные орудия и язык; колесо и жилище; искусство и науку и т.д. Преемственность - основа развития культуры, а потому также составляет ее важнейшую объективную закономерность.
- закон прерывности и непрерывности развития культуры. Он гласит, что культура - это сложная система, которая в своем развитии одновременно прерывна и непрерывна. Каждой эпохе в развитии человечества присущ свой тип культуры как исторической целостности. В связи со сменой этих эпох (формаций, цивилизаций) происходит изменение типов культуры – одни уходят, на смену им приходят другие – так появляется прерывность в развитии культуры. Однако это не означает разрыва в развитии всей культуры, полного уничтожения старой, т. е. предшествующей культуры. Каждая новая ступень в развитии человечества с необходимостью наследует культурные достижения предшествующих эпох, включая их в новую систему общественных отношений. Можно сказать, что прерывность носит относительный характер, непрерывность – абсолютный (ведущий элемент). Несмотря на перерывы, потери, даже провалы, свершения культуры накапливаются в историческом масштабе, вбирая в себя результаты прошлого развития. Эта тенденция поступательного развития культуры носит объективный характер.
- закон взаимодействия и сотрудничества различных, нередко противоречивых культур. Взаимосвязь, сотрудничество различных культур - важнейшая объективная закономерность, изучаемая культурологией. Различные эпохи, развивающиеся в них культуры разных народов, каждая по-своему выражала собственное понимание мира, его освоение («мировидение»). Единству всемирно-исторического процесса способствуют мировые культурные контакты, постоянно возрастающие в ходе исторического процесса. Каждая культура при всех ее специфических особенностях способствует общечеловеческим достижениям, общему прогрессу мирового сообщества.